МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экономический анализ Сбербанка


    Операционные расходы

    Операционные расходы Группы выросли в 2009 году на 3,4% — до 229,3 млрд. руб., при этом расходы на персонал сократились на 3,3%, а прочие операционные расходы выросли на 13,4%.

    Рост прочих операционных расходов обусловлен увеличением расходов по налогообложению (увеличение расходов по налогу на имущество и НДС), амортизации основных средств в связи с проведенной в 2008 году переоценкой, повышением цен на информационные услуги и ростом текущих административных расходов, включающих расходы по реализации утвержденной стратегии Группы.

    Опережающий рост операционных доходов до резервов и контроль за расходами обусловил снижение в 2009 году показателя отношения операционных расходов к операционному доходу до резервов до 35,4% (в 2008 году 49,3%).

    Оптимизация численности персонала Банка позволила в 2009 году сократить среднесписочную численность на 2,9% — с 259 999 до 252 398 человек. Среднемесячные расходы на одного сотрудника в 2009 году составили 42 тыс. руб. против 43 тыс. руб. в 2008 году.


    Таблица 24. Операционные расходы

    Показатели

    2009,

    млн. руб

    2008,

    млн. руб

    Изменение, %

    Расходы на персонал

    128624

    132962

    (3,3)

    Расходы на информационные услцги и текущие административные расходы

    28726

    23721

    21,1

    Амортизация основных средств

    28620

    21249

    34,7

    Расходы по операционной аренде основных средств и прочие расходы, относящиеся к основным средствам

    13192

    16325

    (19,2)

    Взносы в государственную систему страхования вкладов

    13047

    13861

    (5,9)

    Налоги, за исключением налога на прибыль

    10282

    5901

    74,2

    Прочее

    6786

    7720

    (12,1)

    Итого операционных расходов

    229277

    221739

    3,4

    Операционные расходы до вычета резерва к операционным доходам, %

    35,4

    49,3



    Расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля

    Начавшийся в сентябре 2008 года мировой финансовый кризис повлек за собой ухудшение экономической ситуации в России и прочих юрисдикциях, где Группа осуществляла свои опреации, и, как следствие, вызвал снижение качества кредитного портфеля Группы. Ухудшение качества портфеля привело к созданию Группой значительных резервов под его обесценение.


    Таблица 25. Расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля

    Показатели

    2009,

    млн. руб

    2008,

    млн. руб

    Изменение, %

    Резерв под обесценение кредитного портфеля на 1 января

    202285

    111488

    81,4

    Резерв под обесценение кредитного портфеля созданного в течение года

    388932

    97881

    297,4

    Кредиты клиентам, списанные в течение года как безнадежные

    (11403)

    (7084)

    61,0

    Резерв по обесценение кредитного портфеля на 31 декабря

    579814

    202285

    186,6

     

    3.4 Сегментный анализ

    Для целей управления деятельность Группы разделена на операционные сегменты: Центральный аппарат, 18 территориальных банков и дочерние компании. Операционные сегменты выделены на основе организационной структуры Группы и географического расположения. Основным видом деятельности всех операционных сегментов являются банковские операции. Операционные сегменты объединены в отчетные сегменты.


    Таблица 26. Отчетные сегменты

    Отчетный сегмент

    Операционные сегменты, входящие в состав отчетного сегмента

    Москва

    Центральный аппарат Группы

    Московский территориальный банк

    Дочерние компании Группы, расположенные

    в данном регионе

    Территориальные банки

    Центральный и Северный регионы Европейской части России

    Северный — Ярославль,

    Северо-Западный — Санкт-Петербург

    Центрально-Черноземный — Воронеж

    Среднерусский — Москва

    Дочерние компании Группы, расположенные

    в данном регионе

    Поволжье и юг Европейской части России

    Волго-Вятский — Нижний Новгород

    Поволжский — Самара

    Северо-Кавказский — Ставрополь

    Юго-Западный — Ростов-на-Дону

    Дочерние компании Группы, расположенные

    в данном регионе

    Урал, Сибирь и Дальний Восток России

    Западно-Уральский — Пермь

    Уральский — Екатеринбург

    Сибирский — Новосибирск

    Алтайский — Барнаул

    Западно-Сибирский — Тюмень

    Северо-Восточный — Магадан

    Дальневосточный — Хабаровск

    Восточно-Сибирский — Красноярск

    Байкальский — Иркутск

    Дочерние компании Группы, расположенные

    в данном регионе

    Другие страны

    Дочерние компании Группы, расположенные в Украине

    Дочерние компании Группы, расположенные в Казахстане

    Дочерние компании Группы, расположенные

    в Республике Беларусь


    Руководство Группы анализирует операционные результаты каждого из сегментов деятельности для принятия решений о распределении ресурсов и оценки результатов их деятельности. Отчетность сегментов и результаты деятельности сегментов, предоставляемые руководству для анализа, составляются в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета (РПБУ), кроме отчетности сегментов дочерних компаний, которая составляется в соответствии с МСФО.

    Таблица 27. Распределение процентных и комиссионных доходов Группы по отчетным сегментам

    Отчетный сегмент

    На 31 декабря 2009 года

    На 31 декабря 2008 года

    Сумма дохода, млн. руб

    %, от дохода

    Сумма дохода, млн. руб

    %, от дохода

    Москва

    318526

    34,4

    233981

    32,6

    Центральный и Северный регионы Европейской части России

    196056

    21,1

    153764

    21,4

    Поволжье и юг Европейской части России

    167900

    18,2

    134164

    18,7

    Урал, Сибирь и Дальний Восток России

    236328

    25,6

    191308

    26,7

    Другие страны

    6024

    0,7

    4392

    0,6

    Итого

    924834

    100,0

    717609

    100,0


    Традиционно основная доля процентных и комиссионных доходов приходится на Москву и Европейскую часть России. В 2009 году доля этих регионов составила 73,7%.


    3.5 Итоги Сбербанка в 2009 г.


    Прошедший 2009 год стал годом завершения острой фазы мирового кризиса и начала восстановления глобальной экономики. В историю Сбербанка 2009 год войдет как период начала полномасштабного разворачивания процесса реализации Стратегии развития при одновременной реализации мер, направленных на повышение устойчивости Банка к проблемам, вызванным кризисом.

    В условиях кризиса на передний план вышли вопросы поддержки государства в реализации антикризисных мер и работы с плохими долгами. В условиях резкого ухудшения качества заемщиков Сбербанк продолжил выполнять свою кредитную функцию. На некоторых рынках, к примеру, на рынке ипотеки, Сбербанк остался, чуть ли не единственным поставщиком услуг. Повышенное внимание Банк уделял эффективному управлению процентной политикой и сокращению операционных расходов, а также строгому контролю качества кредитного портфеля и поддержанию объемов резервов, адекватных существующим рискам.

    Несмотря на непростую экономическую ситуацию, по итогам 2009 года Банк добился существенного роста доходов от операционной деятельности. По сравнению с 2008 годом операционные доходы до создания резервов выросли на 44%, в то время как расходы, сопровождающие ведение бизнеса, увеличились лишь на 3,4%. Вместе с тем процесс создания резервов, вызванный объективной необходимостью, не затронул капитал Банка, но и не позволил получить весомую в сравнении с предыдущим годом прибыль.

    Сбербанк является одним из главных локомотивов российской экономики. В непростой 2009 год Банк предоставил около 4 трлн. руб. кредитов отечественным предприятиям и свыше 400 млрд. руб. кредитов частным клиентам. Вложения в корпоративные облигации ведущих российских эмитентов самых разных отраслей за год возросли более чем на 200 млрд. руб. Применяя взвешенную кредитную политику, Банк помог многим клиентам достойно пройти испытания кризисного времени и способствовал стабилизации экономической ситуации и ситуации на финансовых рынках в России в целом.

    Кризис привел к кардинальным изменениям в глобальной финансовой системе. Многие крупнейшие финансовые институты исчезли с лица земли либо резко снизились в рейтинге капитализации. В то же время рыночная капитализация Сбербанка, пошатнувшаяся в конце 2008 года, к концу 2009 вернула свои позиции и вышла на 19 место. Рыночная капитализация Банка на конец года превысила 60 млрд. долл. США. Это свидетельствует об ответственной и взвешенной политике Банка и соответствует его высоким кредитным рейтингам.

    2009 стал первым годом реализации новой Стратегии развития Сбербанка, призванной вывести его в число ведущих мировых финансовых институтов не только по объему совершаемых операций, но прежде всего по уровню предоставляемого сервиса. Кризис не заставил нас отказаться от амбициозных целей. Напротив, он выступил в роли катализатора многих внутренних преобразований, в основе которых лежит стремление построить высокотехнологичный клиентоориентированный финансовый институт, способный побеждать в жесткой конкурентной борьбе на любом сегменте банковского рынка и противостоять негативным влияниям.

    Двигателем нашего развития является Производственная система Сбербанка. Она разработана на базе технологий lean, так называемого «бережливого производства» – постоянного совершенствования, системного и процессного подхода к организации труда, определению и сокращению производственных потерь. Эти принципы внедрены в розничном блоке, реализуются в бухгалтерии, подразделениях, ответственных за работу с малым бизнесом, ИТ и операционном блоках. В то же время роль Производственной системы Сбербанка нельзя сводить только к оптимизации процессов. Это идеология непрерывного личностного роста сотрудников, их вовлеченности в постоянное совершенствование применяемых технологий и инновационную деятельность.

    В прошлом году Сбербанк ускоренными темпами решал одну из главнейших задач – трансформацию операционной функции. Нам жизненно необходимо максимально разгрузить наши фронт-офисы от оформительских и контрольных функций и высвободить сотрудников для качественного и быстрого обслуживания клиентов. Сопровождать предоставленные продукты и услуги, работать с просроченной задолженностью, отвечать на многочисленные запросы сторонних организаций будут специальные центры сопровождения клиентских операций. В Москве и Санкт-Петербурге такие центры созданы в рекордно короткие сроки и успешно заработали. На очереди – запуск аналогичных структур в территориальных банках.

    В прошедшем году Банк уделил серьезное внимание развитию розничных операций. Проведена модернизация продуктовой линейки вкладов для населения. Пересмотрены и улучшены программы по депозитам и кредитам. Создан Универсальный договор банковского обслуживания, позволяющий клиентам получить доступ ко всем продуктам Банка без оформления дополнительных соглашений. Значительно выросла сеть банкоматов и терминалов, активно продвигается услуга «Сбербанк-Онл@йн».

    В стремлении перевести кредитную работу, как с частными, так и корпоративными клиентами на качественно новый уровень, и ускорить процедуру принятия решений, Сбербанк начал в 2009 году реализацию крупномасштабного проекта под названием «Кредитная фабрика». Программа позволяет полнее учитывать запросы клиентов, существенно ускорить процесс оформления документов. Сроки принятия решения по кредитным заявкам граждан сократились до 1-2 дней, при этом уровень просроченной задолженности оказался даже ниже прогнозируемого. Этот проект уже реализован в Москве и в Северо-Западном банке.

    В корпоративном блоке внедрена автоматизированная CRM-система по упорядочению обработки запросов крупнейших клиентов. Улучшены кредитные продукты для предприятий малого и среднего бизнеса. Серьезно перестроена работа с проблемной задолженностью.

    Возможно, Вы уже сами почувствовали, насколько существенно Сбербанк изменил стиль и методы своей работы. Реализуя философию «максимального удовлетворения потребностей клиентов» мы меняем все сферы деятельности Банка, стремясь помочь клиентам реализовать их устремления и мечты. Символом этих изменений стал обновленный Бренд. Мы создаем Бренд абсолютно нового, сильного и современного Сбербанка, который меняется, чтобы стать клиентоориентированной компанией, выстраивающей долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами и занимающей лидирующие позиции в мировой банковской системе. Потому что нам важно, что важно нашим клиентам. Слоган «Сбербанк. Всегда рядом» отражает как нашу географическую близость к ним, так и готовность помочь в решении любого финансового вопроса.

    В конце прошлого года в Москве в районе Цветного бульвара введен в эксплуатацию первый типовой офис нового образца. Таким станет будущий Сбербанк. До конца 2010 года будут запущены 20 аналогичных офисов в восьми городах, а тиражирование по филиальной системе Банка начнется с 2011 года. Внутренняя планировка, организация пространства и оформление офисов отражают новые банковские процессы и технологии, и главное, – нашу идеологию клиентоориентированной модели работы.

    Особо подчеркну, что, учитывая нашу ориентированность на предельно эффективное использование ресурсов, внедрение новых форматов офисов и элементов бренда будет происходить постепенно, в рамках плановых ремонтно-строительных работ и существующих смет расходов. Таким образом, внедрение нового бренда будет поступательным эволюционным процессом продуманного и планового характера и не повлечет существенного роста затрат.

    Сознавая свою социальную ответственность как крупнейшего банка страны, Сбербанк продолжает уделять самое пристальное внимание участию в реализации социальных проектов. В прошлом году была разработана и принята Корпоративная благотворительная программа Сбербанка, направленная на поддержку детских домов и домов ребенка, продолжена совместная программа с Фондом помощи детям с онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь», реализован пилотный проект по «социальной карте», получивший высокую оценку Правительства России.

    В апреле прошлого года Сбербанку присвоен статус Генерального партнера XXII Олимпийских зимних игр. В сотрудничестве с Оргкомитетом «Сочи-2014» мы приступили к реализации ряда специальных олимпийских программ. Уверен, что наши проекты по развитию сервисной банковской инфраструктуры Краснодарского края и олимпийской столицы станут стандартом качества не только для Сбербанка, но и для всей финансовой сферы России.

    2009 год стал для Банка одновременно и годом серьезных испытаний, и годом первых результатов реализации наших амбиционных планов. Итоги этого кризисного, очень непростого для национальной экономики года неопровержимо свидетельствуют о способности Сбербанка противостоять негативным влияниям, не снижая качества и скорости внедрения новых принципов работы. Мы полны уверенности в стремлении воплотить в жизнь желание наших акционеров, клиентов и партнеров видеть в Сбербанке одну из лучших финансовых корпораций мира.


     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Минувший 2009 год стал временем восстановления банковской системы страны после стресса, вызванного воздействием неблагоприятной конъюнктуры мировых финансовых рынков.

    В этой непростой ситуации Сберегательный банк Российской Федерации смог продолжить реализацию планов развития бизнеса, обеспечивая удовлетворение растущих потребностей и защиту интересов вкладчиков, заемщиков и других клиентов банка.

    Уверен, что оптимизация управленческой структуры, внедрение новых банковских технологий, активное участие в социально значимых проектах создает дополнительные предпосылки для повышения конкурентоспособности Сбербанка России.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1.                     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 416 с.

    2.                     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2006. – 498 с.

    3.                     Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 366 с.


    Интернет ресурсы:

    1.  www.sberbank.ru

    Размещено на


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.