Экономический анализ Сбербанка
Операционные расходы
Операционные
расходы Группы выросли в 2009 году на 3,4% — до 229,3 млрд. руб., при этом
расходы на персонал сократились на 3,3%, а прочие операционные расходы выросли
на 13,4%.
Рост прочих
операционных расходов обусловлен увеличением расходов по налогообложению
(увеличение расходов по налогу на имущество и НДС), амортизации основных
средств в связи с проведенной в 2008 году переоценкой, повышением цен на
информационные услуги и ростом текущих административных расходов, включающих
расходы по реализации утвержденной стратегии Группы.
Опережающий
рост операционных доходов до резервов и контроль за расходами обусловил
снижение в 2009 году показателя отношения операционных расходов к операционному
доходу до резервов до 35,4% (в 2008 году 49,3%).
Оптимизация
численности персонала Банка позволила в 2009 году сократить среднесписочную
численность на 2,9% — с 259 999 до 252 398 человек. Среднемесячные расходы на
одного сотрудника в 2009 году составили 42 тыс. руб. против 43 тыс. руб. в 2008
году.
Таблица
24. Операционные расходы
Показатели
|
2009,
млн. руб
|
2008,
млн. руб
|
Изменение, %
|
Расходы на персонал
|
128624
|
132962
|
(3,3)
|
Расходы на информационные услцги и текущие административные
расходы
|
28726
|
23721
|
21,1
|
Амортизация основных средств
|
28620
|
21249
|
34,7
|
Расходы по операционной аренде основных средств и прочие
расходы, относящиеся к основным средствам
|
13192
|
16325
|
(19,2)
|
Взносы в государственную систему страхования вкладов
|
13047
|
13861
|
(5,9)
|
Налоги, за исключением налога на прибыль
|
10282
|
5901
|
74,2
|
Прочее
|
6786
|
7720
|
(12,1)
|
Итого операционных расходов
|
229277
|
221739
|
3,4
|
Операционные расходы до вычета резерва к операционным
доходам, %
|
35,4
|
49,3
|
|
Расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля
Начавшийся в
сентябре 2008 года мировой финансовый кризис повлек за собой ухудшение
экономической ситуации в России и прочих юрисдикциях, где Группа осуществляла
свои опреации, и, как следствие, вызвал снижение качества кредитного портфеля
Группы. Ухудшение качества портфеля привело к созданию Группой значительных резервов
под его обесценение.
Таблица
25. Расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля
Показатели
|
2009,
млн. руб
|
2008,
млн. руб
|
Изменение, %
|
Резерв под обесценение кредитного портфеля на 1 января
|
202285
|
111488
|
81,4
|
Резерв под обесценение кредитного портфеля созданного в
течение года
|
388932
|
97881
|
297,4
|
Кредиты клиентам, списанные в течение года как безнадежные
|
(11403)
|
(7084)
|
61,0
|
Резерв по обесценение кредитного портфеля на 31 декабря
|
579814
|
202285
|
186,6
|
3.4 Сегментный
анализ
Для целей
управления деятельность Группы разделена на операционные сегменты: Центральный
аппарат, 18 территориальных банков и дочерние компании. Операционные сегменты
выделены на основе организационной структуры Группы и географического расположения.
Основным видом деятельности всех операционных сегментов являются банковские
операции. Операционные сегменты объединены в отчетные сегменты.
Таблица
26. Отчетные сегменты
Отчетный сегмент
|
Операционные сегменты, входящие в состав отчетного сегмента
|
Москва
|
Центральный аппарат Группы
Московский территориальный банк
Дочерние компании Группы,
расположенные
в данном регионе
|
Территориальные банки
|
Центральный и Северный регионы Европейской части России
|
Северный — Ярославль,
Северо-Западный — Санкт-Петербург
Центрально-Черноземный — Воронеж
Среднерусский — Москва
Дочерние компании Группы,
расположенные
в данном регионе
|
Поволжье и юг Европейской части России
|
Волго-Вятский — Нижний Новгород
Поволжский — Самара
Северо-Кавказский — Ставрополь
Юго-Западный — Ростов-на-Дону
Дочерние компании Группы,
расположенные
в данном регионе
|
Урал, Сибирь и Дальний Восток России
|
Западно-Уральский — Пермь
Уральский — Екатеринбург
Сибирский — Новосибирск
Алтайский — Барнаул
Западно-Сибирский — Тюмень
Северо-Восточный — Магадан
Дальневосточный — Хабаровск
Восточно-Сибирский — Красноярск
Байкальский — Иркутск
Дочерние компании Группы,
расположенные
в данном регионе
|
Другие страны
|
Дочерние компании Группы,
расположенные в Украине
Дочерние компании Группы,
расположенные в Казахстане
Дочерние компании Группы,
расположенные
в Республике Беларусь
|
Руководство
Группы анализирует операционные результаты каждого из сегментов деятельности
для принятия решений о распределении ресурсов и оценки результатов их
деятельности. Отчетность сегментов и результаты деятельности сегментов,
предоставляемые руководству для анализа, составляются в соответствии с
российскими правилами бухгалтерского учета (РПБУ), кроме отчетности сегментов
дочерних компаний, которая составляется в соответствии с МСФО.
Таблица
27. Распределение процентных и комиссионных доходов Группы по отчетным
сегментам
Отчетный сегмент
|
На 31 декабря 2009 года
|
На 31 декабря 2008 года
|
Сумма дохода, млн. руб
|
%, от дохода
|
Сумма дохода, млн. руб
|
%, от дохода
|
Москва
|
318526
|
34,4
|
233981
|
32,6
|
Центральный и Северный регионы Европейской части России
|
196056
|
21,1
|
153764
|
21,4
|
Поволжье и юг Европейской части России
|
167900
|
18,2
|
134164
|
18,7
|
Урал, Сибирь и Дальний Восток России
|
236328
|
25,6
|
191308
|
26,7
|
Другие страны
|
6024
|
0,7
|
4392
|
0,6
|
Итого
|
924834
|
100,0
|
717609
|
100,0
|
Традиционно
основная доля процентных и комиссионных доходов приходится на Москву и
Европейскую часть России. В 2009 году доля этих регионов составила 73,7%.
3.5 Итоги Сбербанка в 2009 г.
Прошедший
2009 год стал годом завершения острой фазы мирового кризиса и начала
восстановления глобальной экономики. В историю Сбербанка 2009 год войдет как
период начала полномасштабного разворачивания процесса реализации Стратегии
развития при одновременной реализации мер, направленных на повышение
устойчивости Банка к проблемам, вызванным кризисом.
В условиях
кризиса на передний план вышли вопросы поддержки государства в реализации
антикризисных мер и работы с плохими долгами. В условиях резкого ухудшения
качества заемщиков Сбербанк продолжил выполнять свою кредитную функцию. На
некоторых рынках, к примеру, на рынке ипотеки, Сбербанк остался, чуть ли не
единственным поставщиком услуг. Повышенное внимание Банк уделял эффективному
управлению процентной политикой и сокращению операционных расходов, а также
строгому контролю качества кредитного портфеля и поддержанию объемов резервов,
адекватных существующим рискам.
Несмотря на
непростую экономическую ситуацию, по итогам 2009 года Банк добился
существенного роста доходов от операционной деятельности. По сравнению с 2008
годом операционные доходы до создания резервов выросли на 44%, в то время как
расходы, сопровождающие ведение бизнеса, увеличились лишь на 3,4%. Вместе с тем
процесс создания резервов, вызванный объективной необходимостью, не затронул
капитал Банка, но и не позволил получить весомую в сравнении с предыдущим годом
прибыль.
Сбербанк
является одним из главных локомотивов российской экономики. В непростой 2009
год Банк предоставил около 4 трлн. руб. кредитов отечественным предприятиям и
свыше 400 млрд. руб. кредитов частным клиентам. Вложения в корпоративные
облигации ведущих российских эмитентов самых разных отраслей за год возросли
более чем на 200 млрд. руб. Применяя взвешенную кредитную политику, Банк помог
многим клиентам достойно пройти испытания кризисного времени и способствовал
стабилизации экономической ситуации и ситуации на финансовых рынках в России в
целом.
Кризис
привел к кардинальным изменениям в глобальной финансовой системе. Многие
крупнейшие финансовые институты исчезли с лица земли либо резко снизились в
рейтинге капитализации. В то же время рыночная капитализация Сбербанка,
пошатнувшаяся в конце 2008 года, к концу 2009 вернула свои позиции и вышла на
19 место. Рыночная капитализация Банка на конец года превысила 60 млрд. долл.
США. Это свидетельствует об ответственной и взвешенной политике Банка и
соответствует его высоким кредитным рейтингам.
2009 стал
первым годом реализации новой Стратегии развития Сбербанка, призванной вывести
его в число ведущих мировых финансовых институтов не только по объему
совершаемых операций, но прежде всего по уровню предоставляемого сервиса.
Кризис не заставил нас отказаться от амбициозных целей. Напротив, он выступил в
роли катализатора многих внутренних преобразований, в основе которых лежит
стремление построить высокотехнологичный клиентоориентированный финансовый
институт, способный побеждать в жесткой конкурентной борьбе на любом сегменте
банковского рынка и противостоять негативным влияниям.
Двигателем
нашего развития является Производственная система Сбербанка. Она разработана на
базе технологий lean, так называемого «бережливого производства» – постоянного
совершенствования, системного и процессного подхода к организации труда,
определению и сокращению производственных потерь. Эти принципы внедрены в
розничном блоке, реализуются в бухгалтерии, подразделениях, ответственных за
работу с малым бизнесом, ИТ и операционном блоках. В то же время роль
Производственной системы Сбербанка нельзя сводить только к оптимизации
процессов. Это идеология непрерывного личностного роста сотрудников, их
вовлеченности в постоянное совершенствование применяемых технологий и
инновационную деятельность.
В прошлом
году Сбербанк ускоренными темпами решал одну из главнейших задач – трансформацию
операционной функции. Нам жизненно необходимо максимально разгрузить наши
фронт-офисы от оформительских и контрольных функций и высвободить сотрудников
для качественного и быстрого обслуживания клиентов. Сопровождать
предоставленные продукты и услуги, работать с просроченной задолженностью,
отвечать на многочисленные запросы сторонних организаций будут специальные
центры сопровождения клиентских операций. В Москве и Санкт-Петербурге такие
центры созданы в рекордно короткие сроки и успешно заработали. На очереди –
запуск аналогичных структур в территориальных банках.
В прошедшем
году Банк уделил серьезное внимание развитию розничных операций. Проведена
модернизация продуктовой линейки вкладов для населения. Пересмотрены и улучшены
программы по депозитам и кредитам. Создан Универсальный договор банковского
обслуживания, позволяющий клиентам получить доступ ко всем продуктам Банка без
оформления дополнительных соглашений. Значительно выросла сеть банкоматов и
терминалов, активно продвигается услуга «Сбербанк-Онл@йн».
В стремлении
перевести кредитную работу, как с частными, так и корпоративными клиентами на
качественно новый уровень, и ускорить процедуру принятия решений, Сбербанк
начал в 2009 году реализацию крупномасштабного проекта под названием «Кредитная
фабрика». Программа позволяет полнее учитывать запросы клиентов, существенно
ускорить процесс оформления документов. Сроки принятия решения по кредитным
заявкам граждан сократились до 1-2 дней, при этом уровень просроченной
задолженности оказался даже ниже прогнозируемого. Этот проект уже реализован в
Москве и в Северо-Западном банке.
В
корпоративном блоке внедрена автоматизированная CRM-система по упорядочению
обработки запросов крупнейших клиентов. Улучшены кредитные продукты для
предприятий малого и среднего бизнеса. Серьезно перестроена работа с проблемной
задолженностью.
Возможно, Вы
уже сами почувствовали, насколько существенно Сбербанк изменил стиль и методы
своей работы. Реализуя философию «максимального удовлетворения потребностей
клиентов» мы меняем все сферы деятельности Банка, стремясь помочь клиентам
реализовать их устремления и мечты. Символом этих изменений стал обновленный
Бренд. Мы создаем Бренд абсолютно нового, сильного и современного Сбербанка,
который меняется, чтобы стать клиентоориентированной компанией, выстраивающей
долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами и занимающей лидирующие
позиции в мировой банковской системе. Потому что нам важно, что важно нашим
клиентам. Слоган «Сбербанк. Всегда рядом» отражает как нашу географическую
близость к ним, так и готовность помочь в решении любого финансового вопроса.
В конце
прошлого года в Москве в районе Цветного бульвара введен в эксплуатацию первый
типовой офис нового образца. Таким станет будущий Сбербанк. До конца 2010 года будут
запущены 20 аналогичных офисов в восьми городах, а тиражирование по филиальной
системе Банка начнется с 2011 года. Внутренняя планировка, организация
пространства и оформление офисов отражают новые банковские процессы и
технологии, и главное, – нашу идеологию клиентоориентированной модели работы.
Особо
подчеркну, что, учитывая нашу ориентированность на предельно эффективное
использование ресурсов, внедрение новых форматов офисов и элементов бренда
будет происходить постепенно, в рамках плановых ремонтно-строительных работ и
существующих смет расходов. Таким образом, внедрение нового бренда будет
поступательным эволюционным процессом продуманного и планового характера и не
повлечет существенного роста затрат.
Сознавая
свою социальную ответственность как крупнейшего банка страны, Сбербанк
продолжает уделять самое пристальное внимание участию в реализации социальных
проектов. В прошлом году была разработана и принята Корпоративная
благотворительная программа Сбербанка, направленная на поддержку детских домов
и домов ребенка, продолжена совместная программа с Фондом помощи детям с
онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь», реализован
пилотный проект по «социальной карте», получивший высокую оценку Правительства
России.
В апреле
прошлого года Сбербанку присвоен статус Генерального партнера XXII Олимпийских
зимних игр. В сотрудничестве с Оргкомитетом «Сочи-2014» мы приступили к
реализации ряда специальных олимпийских программ. Уверен, что наши проекты по
развитию сервисной банковской инфраструктуры Краснодарского края и олимпийской
столицы станут стандартом качества не только для Сбербанка, но и для всей
финансовой сферы России.
2009 год
стал для Банка одновременно и годом серьезных испытаний, и годом первых
результатов реализации наших амбиционных планов. Итоги этого кризисного, очень
непростого для национальной экономики года неопровержимо свидетельствуют о
способности Сбербанка противостоять негативным влияниям, не снижая качества и
скорости внедрения новых принципов работы. Мы полны уверенности в стремлении
воплотить в жизнь желание наших акционеров, клиентов и партнеров видеть в
Сбербанке одну из лучших финансовых корпораций мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Минувший
2009 год стал временем восстановления банковской системы страны после стресса,
вызванного воздействием неблагоприятной конъюнктуры мировых финансовых рынков.
В этой
непростой ситуации Сберегательный банк Российской Федерации смог продолжить
реализацию планов развития бизнеса, обеспечивая удовлетворение растущих
потребностей и защиту интересов вкладчиков, заемщиков и других клиентов банка.
Уверен, что
оптимизация управленческой структуры, внедрение новых банковских технологий,
активное участие в социально значимых проектах создает дополнительные
предпосылки для повышения конкурентоспособности Сбербанка России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Баканов М.И.,
Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., перераб. и
доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 416 с.
2.
Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП
«Экоперспектива», 2006. – 498 с.
3.
Шеремет А.Д.
Теория экономического анализа: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 366 с.
Интернет
ресурсы:
1. www.sberbank.ru
Размещено
на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|