Деятельность Европейского банка реконструкции и развития
·
В списках
утвержденных и подписанных проектов указываются последние из утвержденных
Советом директоров проектов, а также наименования всех подписанных проектов с
соответствующими цифрами, но не приводятся описания проектов и иные подробности
их содержания.
·
В выбранных
примерах реализуемых проектов приводятся их характеристики и аналитические
данные.
·
В качестве
открытых материалов публикуются оценки воздействия экологически опасных
проектов на окружающую среду (ОВОС).
·
Отделом оценки
проектов распространяется информация об извлеченных уроках в ходе подготовки,
реализации проектов и контроля над ними.
По линии
Независимого механизма рассмотрения жалоб анализируются жалобы на финансируемые
ЕБРР проекты. Данный механизм позволяет затрагиваемым тем или иным проектом
ЕБРР группам местного населения подавать жалобы в ЕБРР.
ЕБРР
является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств
привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами
являются 61 страна и две международные организации. Однако, хотя его
акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал
главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими
коммерческими партнерами.
Не финансируется
следующие виды деятельности:
·
оборонная
промышленность;
·
табачная
промышленность;
·
производство
средств, запрещенных международным правом;
·
игорный бизнес;
·
производства и
процессы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду.
Особые требования к
получателю финансирования:
·
Проект в частном
секторе;
·
Наличие высокой
степени мотивации и опыта работы руководства;
·
Крайне желательно
участие отечественных инвесторов в акционерном капитале предприятия;
·
Наличие
зарубежного стратегического партнера не требуется, однако может повысить шансы
утверждения инвестиционного проекта.
Особенности
финансирования: Доля ЕБРР в финансируемом проекте обычно составляет 25-30%, но
может быть увеличена до 49% в краткосрочном плане.
Как правило, в
рамках одного инвестиционного проекта Банк стремится сочетать обе формы финансирования
и предоставляет не более двух третей требуемой суммы в форме заемных средств и
не менее одной трети - в виде акционерного капитала.
Ставка процента по
кредиту может быть как плавающей, так и фиксированной. Кредитная маржа отражает
как становые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка
синдицированных кредитов.
Погашение основного
долга обычно производится по частям равными долями каждые полгода.
В соответствии с
коммерческой практикой, при подписании кредитного соглашения удерживается
разовый сбор на покрытие административных расходов, понесенных банком при
подготовке проекта.
1.4.1 Документы для получения финансирования
Операционная и
проектная информация:
·
Краткая
характеристика проекта;
·
Инициаторы
проекта;
·
Опыт работы в
данной отрасли;
·
Финансовое
состояние предприятия;
·
Акционеры
предприятия;
·
Продукция
предприятия;
·
Характеристика
производства (местонахождение, производственные мощности и оборудование,
технология, сырье и материалы, рабочая сила);
·
Рынок (целевой
сегмент, планируемая доля рынка, конкуренция, ценовая стратегия, распределение
и сбыт);
·
Управление.
Финансовая
информация:
·
Стоимость проекта
с выделением составляющих;
·
Порядок и график
осуществления работ по проекту;
·
Источники
финансирования (собственный капитал, кредиты, прочее). Обеспечение по кредиту;
·
Ожидаемые
финансовые результаты деятельности (основные исходные предпосылки, финансовые
прогнозы);
Экологическая и
нормативная информация:
·
Местонахождение
проектного объекта;
·
Использование
земли, отведенной под объект в прошлом и в настоящее время;
·
Описание любых
строительных работ или материальных изменений, предусмотренных проектом;
·
Предлагаемые меры
по смягчению воздействий на окружающую среду и ее улучшение;
·
Заявление о
распределении обязанностей при любом загрязнении и / или об ответственности за
него;
·
Любые сведения о
природоохранной политике компании;
·
Сведения о
составе и графике получения лицензий и разрешений для осуществления проекта;
·
Наличие дотаций
на сырье со стороны государства;
·
Наличие
ограничений на импорт оборудования (пошлины, квоты);
·
Наличие
ограничений на экспорт продукции;
·
Структура тарифов
на коммунальные услуги и другие, существенные для данного проекта показатели.
1.4.2 Порядок
подачи и рассмотрения документов
Предприятию следует
обратиться с запросом о финансировании инвестиционного проекта в головной офис
ЕБРР в Лондоне или в представительство в Москве. Там проводится первоначальная
оценка проекта на предмет его соответствия направлениям финансирования банка и
осуществляется его переадресовка в соответствующий департамент. Для работы с
проектом со стороны банка назначается руководитель операции, с которым и будет
поддерживаться связь по проекту в дальнейшем. Банк не приступит к
финансированию проекта, пока не будет располагать всей необходимой информацией.
Потенциальным
заемщикам рекомендуется обращаться в Банк на начальном этапе работы над
проектом в целях получения консультации по возможной структуре финансирования и
порядку подготовки документов.
После получения
Банком всех необходимых сведений период оформления финансирования составляет
обычно от 3 до 4 месяцев, хотя в отношении менее сложных проектов эти сроки
могут быть сокращены.
При подготовке проектной
документации заявителям настоятельно рекомендуется воспользоваться услугами
опытных инвестиционных консультантов.
2. Руководящий
персонал
Высший
руководящий орган банка - Совет управляющих, в состав которого каждый акционер
назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное
стратегическое управление осуществляет другой орган - Совет директоров (23
человека), который отвечает за руководство общей деятельностью и реализацию
директивных документов ЕБРР. Президент ЕБРР осуществляет оперативное управление
деятельностью банка согласно указаниям Совета директоров. Президент избирается
Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на
второй срок.
С 2000 года
пост президента банка занимает Жан Лемьер, срок его полномочий истекает летом
2008 года.
Совет
директоров ЕБРР представлен 23 директорами и 23 их заместителями: 11 директоров
избираются управляющими, представляющими ЕС, собственно сообщество и ЕИБ; 4
директора — управляющими, представляющими страны Центральной и Восточной
Европы; 4 — управляющими, представляющими другие европейские страны; оставшиеся
4 директора избираются управляющими от неевропейских стран.
Российская
Федерация по статусу имеет собственного директора в Совете директоров.
Президент
ЕБРР избирается Советом управляющих. Срок полномочий президента — четыре года,
однако он может быть переизбран на новый срок.
Президент
возглавляет персонал банка. Он несет ответственность за организацию работы,
назначение или увольнение должностных лиц и сотрудников в соответствии с
правилами, установленными Советом директоров.
Президент не
принимает участия в голосовании, однако, когда голоса разделяются поровну, он
имеет право решающего голоса.
Вице-президенты
ЕБРР назначаются Советом директоров по рекомендации президента. Банк
располагает квалифицированным персоналом в количестве 400 человек, обладающих
опытом работы в финансовой сфере, как частного, так и государственного сектора
экономики, конкретными профессиональными знаниями в области финансирования
сельского хозяйства, энергетики, телекоммуникаций, транспорта, а также
приватизации и структурной перестройки.
Экономические
и политические императивы, приведшие к созданию банка, во многом определяют
цели и характер его деятельности.
Главным
элементом концепции ЕБРР, зафиксированным в статье 1 соглашения об его
учреждении, является уникальное сочетание в банке элементов политического и
экономического институтов, призванное одновременно с предоставлением содействия
в осуществлении экономических реформ и поощрением частной и предпринимательской
деятельности в странах Центральной и Восточной Европы оказывать влияние на
ускорение в них демократических процессов.
·
Апрель 1991 –
июнь1993: Жак Аттали (фр. Jacques Attali)
·
Сентябрь 1993 –
январь1998: фр. Jacques
de Larosière
·
Сентябрь1998 –
апрель 2000: Хорст Кёлер (нем. Horst Köhler)
·
Июль 2000 – июль
2008: Жан
Лемьер фр. Jean
Lemierre
·
Июль 2008 -
настоящее время нем. Thomas Mirow
3. Финансовый кризис и ЕБРР
Чистый
убыток Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 2008 году составил
602 млн. евро против 1,9 млрд. евро чистой прибыли в 2007 году, говорится в
сообщении ЕБРР.
Как
объясняет банк, убыток образовался в результате переоценки стоимости пакетов
акций, принадлежащих ЕБРР, которая снизилась параллельно с падением фондовых
рынков во всем мире.
Эти потери
не скажутся на инвестиционных планах банка, поскольку капитализация ЕБРР
остается "весьма солидной". В текущем году банк планирует
инвестировать в странах операций около 7 млрд. евро, тогда как в 2008 году его
инвестиции составили 5,1 млрд. евро.
"Меры,
предпринимаемые ЕБРР в целях противодействия финансовому кризису, который в
настоящее время затрагивает все страны-получатели его инвестиций, направлены,
прежде всего, на удовлетворение неотложных потребностей финансового сектора с
тем, чтобы помочь укреплению надежных финансовых институтов и поддержанию
кредитования мелких и средних предприятий, которые лишились своих источников
финансирования", - говорится в сообщении банка.
Среди
последних инвестиций банка - пакеты финансирования, предоставленные Банку
Грузии, украинскому "Райффайзен Банк Аваль" и румынскому банку -
"Банка Трансильвания".
Кроме того,
ЕБРР оказал финансовую поддержку трем региональным банкам в России с целью
укрепления их капитальной базы и для того, чтобы помочь им сохранить
возможность и далее поддерживать экономические субъекты, особенно мелкие и
средние предприятия.
Эти
инвестиции включали как кредиты на пополнение ликвидности, так и
субординированные кредиты и вложения в акционерный капитал для укрепления
капитальной базы этих банков и их бухгалтерских балансов.
Антикризисные
меры ЕБРР включают также поддержание оборотных средств и важнейших инвестиций в
корпоративном секторе, а также планируемое удвоение - до 1,5 млрд. евро - гарантий
ЕБРР и ликвидности для региональной торговли, что представляется решающим
элементом поддержки экономики стран Восточной Европы.
В 2009 году
банк предполагает инвестировать около 3 млрд. евро в финансовый сектор, около
1,5 млрд. евро в корпоративный сектор и около 2,5 млрд. евро в инфраструктуру и
энергетику.
"Острота
экономического кризиса в странах Восточной Европы угрожает обратить вспять
почти двадцатилетний процесс проведения экономических реформ", - говорится
в пресс-релизе.
Если в 2007
году инвестиции ЕБРР в регионе составили 5,6 млрд. евро, то в 2008 году они
уменьшились до 5,1 млрд. евро - главным образом из-за того, что финансовый
кризис повлиял на сроки подписания проектов в четвертом квартале прошлого года.
В 2008 году
банк продолжал уделять самое первоочередное внимание инвестициям в странах
Западных Балкан, а также в менее продвинутых странах Кавказа и Центральной
Азии, находящихся на начальном этапе процесса перехода (Азербайджан, Армения,
Грузия, Киргизская Республика, Молдова, Монголия, Таджикистан и Узбекистан).
Особое значение он по-прежнему придавал инвестициям в проекты устойчивой
энергетики.
Инвестиции в
страны на начальном этапе перехода выросли на 14% и составили 586 млн. евро, в
то время как объем деятельности в странах Западных Балкан возрос на 16%,
достигнув 534 млн. евро. Инвестиции в проекты устойчивой энергетики достигли
почти 1 млрд. евро, что составило 20% от общего объема.
В прошлом
году доля России в общем объеме инвестиций составила 36%, тогда как доля
инвестиций в страны, вступившие в ЕС в 2004 году, оставалась на уровне 6%.
С момента
своего создания 1991 году ЕБРР осуществил собственные инвестиции на сумму 41,7 млрд.
евро. В совокупности с третьими сторонами и в порядке софинансирования, банк
инвестировал за последние 17 лет 134,8 млрд. евро.
Несмотря на
последствия финансового кризиса, банк сохранил свою прочную капитальную базу.
При этом собственные средства акционеров ЕБРР и капитал, подлежащий оплате по
требованию, на конец 2008 года составляли 26,3 млрд. евро, тогда как активы в
виде кредитов и вложений в акционерный капитал - 15,1 млрд. евро.
ЕБРР
продолжает также поддерживать высокий уровень ликвидности и сохраняет реальный
доступ на международные рынки капитала как заемщик с высшим кредитным рейтингом
ААА.
ЕБРР, принадлежащий
61 стране и двум межправительственным институтам, поддерживает развитие
рыночной экономики и демократии в странах, находящихся на территории,
простирающейся от Центральной Европы до Центральной Азии.
Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР) заявил, что финансовый кризис может
отбросить Восточную Европу на 20 лет назад.
"Тяжелый
экономический кризис в Восточной Европе угрожает проведенным за последние 20
лет экономическим реформам", - говорится в заявлении ЕБРР.
Банк заявил
также, что в этом году вложит в страны бывшего советского блока семь миллиардов
евро (4,9 млрд. латов), чтобы помочь преодолеть последствия кризиса в этом
регионе.
ЕБРР
планирует в 2009 году значительно увеличить инвестиции в страны региона, реагируя,
таким образом, на влияние глобального экономического кризиса. В этом году банк
инвестирует в эти страны примерно 7 млрд. евро по сравнению с 5,1 млрд. евро
годом ранее.
В прошлом
году чистые убытки ЕБРР составили 602 млн. евро, что связано с падением
стоимости инвестированного капитала.
4. Проекты
ЕБРР
Банк ВТБ 24
привлек пятилетний кредит Европейского банка реконструкции и развития
(ЕБРР) на сумму $150 млн., сообщает пресс-служба ВТБ 24.
Страницы: 1, 2, 3
|