МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковский сектор Китая

    В новом отчете PricewaterhouseCoopers, посвящённом банковской отрасли, рассматриваются возможные изменения в банковском секторе и темпы этих изменений в период между настоящим моментом и 2050 годом, а также оцениваются возможности банков и сложность задач, стоящих перед ними. Полученные данные основаны на анализе развития банковских секторов "Большой семерки" и E7 за период с 1950-х гг.

    Прогнозы, касающиеся банковского сектора, в которых используются прогнозируемые рыночные валютные курсы, предполагают, что общая сумма внутреннего кредита в Китае может к 2010 г. превысить аналогичный показатель в Великобритании и Германии, в Японии - к 2025 г., а в США - до 2050 г. Индия может стать третьим по величине банковским рынком в мире к 2040 г., а в долгосрочной перспективе этот рынок может показать даже более высокий рост, чем Китай.

    Ожидается, что Бразилия, Индонезия, Мексика, Россия и Турция также продемонстрируют быстрое развитие своего банковского сектора, что обусловлено, в частности, высоким ростом розничных банковских услуг (ипотека, потребительские кредиты), который очевиден уже сегодня, и эта тенденция значительно усилится по мере экономического развития. Все эти территории обладают потенциалом для развития банковского сектора до уровня, сопоставимого с крупными европейскими странами, такими как Франция и Италия, до 2050 года. Стратегические последствия "подъема" банковских рынков стран E7 включают устойчивый рост количества слияний и поглощений в странах Е7 (благодаря консолидации банковского сектора, который в настоящее время во многих странах является разрозненным) и на международном уровне. Реструктуризация экономики стран E7 также должна создать большие возможности для развития инвестиционного бизнеса, связанного с частным капиталом. Ведущие банки стран E7 также расширят свою деятельность и будут выходить за пределы своих стран, и станут крупными конкурентами в глобальной "войне за специалистов". Причем признаки этой тенденции уже наблюдаются в российских, китайских и индийских банках, которые привлекают персонал, обладающий опытом работы в странах "Большой семерки". По мере того, как банки начнут использовать знания этих специалистов, их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на международном рынке возрастет. [16]


    2.2 Проблемы банковского сектора Китая


    Не меньшие опасения вселяют проблемы на рынке кредитов субъектам предпринимательской деятельности и государственным предприятиям. Российские банкиры со стажем отлично помнят, что такое кредитование при "развитом социализме", когда государственные предприятия получают кредиты, активно проедая их и образуя гигантские суммы просроченных займов. И хотя в КНР давно отошли от стопроцентного госкредитования, проблемные займы государственных предприятий дают о себе знать. В какой-то мере государственные предприятия подают заразительный пример частникам. Добавим также, что эти процессы разбавляются волной коррупции, уже давно накрывшей четыре главенствующих в отрасли государственных банка.

    Давать статистическую оценку деятельности китайских банков на кредитном рынке очень сложно, официальные данные существенно отличаются от цифр, фигурирующих в докладах S&P или информационных сообщениях Bloomberg. Так, например, по официальным данным, доля проблемных кредитов, выданных китайскими банками, в 2003 г. колебалась от 20% до 25%, а по оценкам S&P, она достигла катастрофического размера в 50%.

    Вторым "бичом" является безудержный рост кредитов. За последние три года они росли в среднем на 15%. Если темпы роста и снизятся, то в течение двух-трех лет значительная часть сегодняшних кредитов превратится в проблемные займы. Для решения проблемы невозвратов эксперты призывают оказать помощь китайским банкам в размере от $100 млрд. до $500 млрд., причем львиная доля приходится на четыре государственных банка.

    Но важнее не просто "залить" в систему полтриллиона долларов, а обеспечить ее реформирование. Иначе нынешний коктейль из госсобственности на финансово-кредитные организации, плановой экономики и коррупции превратит банковскую систему КНР в "машину по производству проблемных кредитов".

    Вступление Китая в ВТО неизбежно оказывает на банковский сектор определенное давление и некоторое воздействие, связанное с рисками и рыночной конкуренцией.

    Расширение степени открытости операций с национальной валютой неизбежно приведет к тому, что финансовая система Китая столкнется с крупными рисками, которые проявятся в следующих аспектах:

    Риски, связанные с системой управления. Иностранные банки, в основном, организуют свою деятельность в соответствии с международными нормами и в целом не сталкиваются или мало сталкиваются с государственным воздействием. В то же время, китайская финансовая система, в силу длительного низкого уровня открытости и слабого знания международных норм и правил, не отвечает международным требованиям управления.

    Риски, связаны с ограничениями в деятельности банков. В соответствии с положениями "Закона о коммерческих банках" китайские национальные банки не имеют право развивать инвестиционную деятельность, что в определенной степени сдерживает дальнейшее развитие банковской сферы. В то же время иностранные коммерческие банки в значительной степени активно участвуют в управлении объектами смешанного хозяйственного типа, например, участие в капиталах коммерческих банков, инвестиционных банков, а также осуществляют операции по покупке-продаже акций на фондовой бирже, велика доля участия иностранного банковского капитала и в области предоставления услуг на рынке страховых операций.

    Риски, связанные с ограниченностью банковского продуктового набора и услуг. Китайские банки традиционно сконцентрировали свои усилия на довольно узких хотя и важных сегментах банковской деятельности - привлечении депозитов и предоставлении кредитов; другие виды операции, как посреднические сделки, пока занимают небольшую долю в банковских операциях. Предоставление преимущественно таких банковских продуктов приводит к росту и концентрации финансовых рисков, продолжению ослабления конкурентоспособности коммерческих банков Китая.

    Риски, связанные с "утечкой мозгов". Одним из важных аспектов повышения конкурентной борьбы между иностранными финансовыми структурами и китайскими национальными банками является привлечение профессионалов. Благодаря высоким окладам и лучшим условиям работы, иностранные банки смогли привлечь к работе значительное число банкиров-профессионалов. В результате этого осуществляется дополнительный отток ответственных работников из государственных банков, что в дальнейшем может еще более усилить разрыв между иностранными и китайскими национальными банками.


    2.3 Мероприятия по улучшению состояния банковского сектора Китая


    Главной целью реформы Центрального банка является реконструкция Народного банка Китая в организацию, осуществляющую макрорегулирование в денежном обороте страны и финансовой сфере и обеспечивающую при помощи присущих ему инструментов стабилизацию экономики и ее здоровое развитие. Важным фактором данной реформы является повышение независимости Центрального банка.

    Для повышения уровня независимости Центрального банка необходимо осуществить в два этапа ряд мероприятий.

    На первом этапе (в настоящее время) следует:

    внести изменения в "Закон КНР о Народном банке Китая" в части определения функций НБК при разработке и проведении денежной политики, нацеленной на стабилизацию денежного курса; преобразования состава Комитета денежной политики и т.д.;

    для осуществления эффективной денежной политики Центральному банку сохранить право проведения проверок деятельности коммерческих банков и других финансовых организаций;

    создать (совместно с государством) систему страхования вкладов в целях повышения ликвидности банковской системы и увеличения ее надежности, прежде всего, для населения;

    повысить прозрачность, открытость и доверительность денежной политики Центрального банка.

    На втором этапе (в среднесрочной перспективе) для усиления независимости Центрального банка должны быть приняты следующие меры:

    в первую очередь, укрепление политического и экономического положения Центрального банка, повышение его политической и экономической независимости. Окончательная цель проведения этих мероприятий должна заключаться в ликвидации прямой зависимости Центрального банка от правительства;

    создание единой контрольной организации. В настоящее время в Китае существуют Комитет по контролю и управлению банковскими делами, Комитет по контролю над ценными бумагами, Комитет по контролю над операциями на страховом рынке, деятельность которых ограничена определенной отраслью. Модель такого контроля подходит управленческой системе прежнего типа. Но современной тенденцией развития является расширение деятельности финансовых организаций в разных отраслях. Для дальнейшей реализации этой тенденции, в будущем необходимо централизовать контроль над финансовыми учреждениями в целом, создав единую контрольную организацию;

    усиление финансовой мощи страны, укрепление экономической независимости Центробанка. После начала осуществления политики реформ и открытости государственное макрорегулирование обеспечивается при помощи финансовых и денежных рычагов. В настоящее время из-за малого финансового масштаба финансовая политика правительства не может полностью играть необходимую активную роль, необходимо дополнительное содействие денежной политики Центрального банка. Точнее, независимость Центрального банка должна дополняться финансовой силой правительства в процессе разработки и осуществления единой денежной политики в соответствии с экономическими реалиями.

    Необходимо выделить следующие пути совершенствования денежной политики ЦБ.

    Во-первых, необходимо стабильное продвижение в применении рыночных рычагов денежной политики. Поэтому нужно вначале либерализовать процентную ставку денежного рынка, затем процентную ставку по кредитам и в конце - процентную ставку по вкладам, что подразумевает отмену различных ограничений и контроля над процентной ставкой.

    Во-вторых, нужна оптимизация регулирующего механизма денежной политики. Традиционные способы денежной политики ЦБ Китая достаточно серьезно отстали от потребности развития рыночной экономики. Возможны два изменения: во-первых, переход от регулирования денежной массы на процентные ставки, во-вторых, шире использовать операции на открытом рынке.

    Мировой опыт дает полезные знания для того, чтобы китайские госбанки могли эффективно снизить уровень невозвратных кредитов.

    1. Правительство должно предоставить существенную поддержку банкам, чтобы они смогли трансформировать невозвратные кредиты. Большая часть "плохих" кредитов китайских госбанков возникла из-за системы планового управления. Перераспределение невозвратных кредитов госбанков - это специфическая хозяйственная деятельность, требующая особой политики. Поэтому государству надо проводить соответствующую умеренную политику для создания благоприятной внутренней обстановки. Созданию такой обстановки, в значительной мере, должно способствовать совершенствование законодательной базы. В частности, необходимо разработать и уточнить ряд законов, касающихся реорганизации "плохих" кредитов и т.д.

    2. Создание относительно самостоятельной системы, отвечающей за конфискацию, новую комбинацию средств при распределении имущества (обеспечения) по "плохим" кредитам госбанков.

    3. Использование различных способов для вывода "плохих" кредитов на рынок имущественных обязательств (от перевода невозвратных кредитов в имущественные обязательства типа акций, облигаций и др.), т.е. практически речь идет о секъюритизации активов.

    В курсовой работе предложены следующие меры по реформированию госбанков.

    Во-первых, создание специализированной компании - Центральной финансовой и инвестиционной компании (ЦФИК), которая владеет контрольными пакетами акции госбанков. ЦФИК выступает в качестве уполномоченного представителя собственника государственного имущества. Основными целями ее деятельности являются избежание вмешательства государственных органов в деятельность банков; осуществление контроля над банковской деятельностью через уполномоченные лица в Совете директоров банков в целях получения максимальной прибыли; помощь госбанкам в процессе превращения их в настоящие коммерческие банки, и т.д. Специализированная компания учреждена по решению Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), так как именно ВСНП, являясь представителем всенародной собственности, имеет первоочередное право на принятие решений касательно деятельности данной компании.

    Во-вторых, преобразование четырех госбанков в акционерные банки, используя методы, часто применяемые для компаний при подготовке к выходу на фондовый рынок. Для этого необходимо осуществить соответствующее разделение "плохих" кредитов и высококачественных банковских активов, чтобы на базе отличных активов образовать акционерные коммерческие банки.

    В-третьих, инвентаризация имущества и ревизия финансовой отчетности в целях продолжения выделения "плохих" кредитов. Посредством создания четырех агентств управления активами удалось отделить часть ненадежного капитала из четырех госбанков; но и после этого доля ненадежного капитала остается все еще высокой, в особенности, доля сомнительных и безнадежных активов.

    В-четвертых, открытый выпуск акций госбанков для юридических лиц. Китайский фондовой рынок не может единовременно организовать размещение во всем объеме акций госбанков, поэтому сначала следует осуществить набор акций для юридических лиц. Эти юридические лица могут быть государственные и частные предприятия, отечественные и иностранные инвесторы. В настоящее время Банк Китая и Строительный банк Китая уже разместили часть акций среди иностранных стратегических инвесторов (QFII) [17]. Для обеспечения успешных покупок акций юридическими лицами, государство может оказать финансовую поддержку (льготные кредиты и т.д.) юридическим лицам и снизить требования при приобретении иностранным капиталом акций госбанков.

    При осуществлении данных мер преобразование акционерной структуры госбанков в основном будет считаться выполненным. Дальше остается проблема выбора методов осуществления публичного размещения акций.

    На сегодняшний день известны два типа размещения акций на фондовом рынке (IPO) для госбанков: полный и частичный.

    Модель полного IPO - это полное слияние совокупных капиталов госбанков с целью образования нового акционерного коммерческого банка, который в качестве главного коммерческого банка непосредственно выходит на фондовый рынок. В настоящее время китайские госбанки еще не отвечают данным требованиям для IPO.

    Способ частичного IPO предполагает разделение организации и разделение операций. IPO с разделением организации означает, что государственный коммерческий банк выделяет из единого юридического лица филиалы в развитом финансовом районе для создания акционерного общества, которое потом проведет IPO, а Главный офис банка продолжает существовать и использует свои права по количеству принадлежащих ему акций новообразованного банка. Под IPO с разделением операций подразумевается, что госбанк должен отделить операции, приносящие высокую прибыль или имеющие перспективу, на основе которых создать акционерный банк и разместить акции на фондовом рынке.

    На сегодняшний день в Китае реальная модель IPO - это модель разделения организации, так как эта модель наиболее полно соответствует емкости рынка акций в Китае. Аргументацией данного положения является объективный факт наличия у госбанков больших объемов "плохих" кредитов, низкой эффективности хозяйственной деятельности и сохранения существенных диспропорций между отдельными районами Китая. Поэтому эта модель обладает реальным потенциалом для реализации.


    Заключение


    Сегодня трудно найти человека, который бы не был наслышан о выдающихся экономических успехах Китая. Эти успехи вызывают в нашей стране неоднозначную реакцию, но в целом их принято воспевать и ставить в пример отечественным политикам и экономистам: дескать, смогли же китайцы перейти на рыночные рельсы без социальных и экономических потрясений.

    Эволюция банковской системы КНР как раз представляет собой типичный случай истинно китайского варианта развития. Стремительно открывающийся внешнему миру, активно воспринимающий передовой опыт развитых стран, Китай в то же время пролагает свой путь к успеху по прочному грунту своих тысячелетних традиций и национального менталитета.

    Реформы, направленные на укрепление финансовой дисциплины в масштабах всей страны, а также на санкцию и рекапитализацию государственных банков, - ключ к будущей общеэкономической стабильности Китая.

    Первостепенной задачей является коммерциализация государственных банков, с тем чтобы они могли преимущественно или исключительно служить задачам увеличения прибыли, а не выполнять роль социального буфера в рамках политики реформ.

    В обозримый период времени государственные банки Китая будут находиться в руках государства и определять ситуацию на рынках капитала и авуаров, а также на межбанковском рынке, хотя и не исключается частичная приватизация в процессе санации и формирования бирж.

    Частные и иностранные банки смогут успешнее конкурировать с государственными банками, способствовать улучшению экономических показателей и качества сервиса, возможно, смогут также отобрать у государственных банков часть рынка. Крупные государственные коммерческие банки не утратят своих доминирующих позиций, хотя бы уже из - за широкой сети разбросанных по всей стране филиалов.

    Банки Китая станут по-настоящему коммерческими, однако государство не так скоро откажется от своего контрольного пакета (т.е. как минимум 50% акционерного капитала банков и холдингов), а следовательно, и дальше будет определять политику развивающихся структур. Для полной санации банковской системы необходимо принять дополнительные меры, например, по реформе регулирующих функций государства и рекапитализации банков.

    Было бы не корректным с позиций исторического подхода предлагать Китаю извне принципиально другой путь. Начиная с 80 - х годов китайские банки быстро меняются. Этот темп следует сохранить ввиду внутренней угрозы в результате расточительного использования капитала, высоких внутренних ожиданий в области экономического роста и благосостояния, внешнего давления со стороны ВТО и иностранных банков.

    Долгосрочной целью, как и раньше, остается создание всех необходимых для экономического роста предпосылок путем более стабильного финансирования. Но при этом не возможно сказать, насколько долгим будет путь санации и чем завершится борьба между политико - социальными требованиями и экономической рентабельностью.

    После 25 лет в целом успешного реформирования экономики КНР, государство оказалось под тяжелой двойной нагрузкой: во - первых, необходимостью санировать убыточные предприятия, во - вторых, необходимостью укрепления банков до такой степени, чтобы они без дальнейших потерь активов могли конкурировать как на национальном банковском рынке, так и с иностранными кредитными организациями.


    Список использованной литературы


    "Китай становится ведущим научным центром мира", #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Суворов А.В. Реформирование банковской системы Китая // Банковское дело. – 2005. - №10.

    [3] Суворов А.В. Реформирование банковской системы Китая // Банковское дело. – 2005. - №10.

    [4] Селищев А.С., Развитие банковской системы Китая, Деньги и Кредит №11, 2004 С.70.

    [5] Селищев А.С., Развитие банковской системы Китая, Деньги и Кредит №11, 2004 С.70.

    [6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] WWW.BANKI.RU

    [8] Б.Б.Рубцов, Финансовый рынок КНР, www.mirkin.ru/_docs/finsistema_kitai.pdf

    [9] Общие активы финансовых организаций банковского сектора Китая превысил 60 трлн. юаней, #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Банковская сфера Китая в целом остается здоровой, #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Money and Credit Recorded Rational Growth and Financial System Performed Stably, People's Bank of China, #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] RMB Loans Recorded Large Increase in January, People's Bank of China, #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Институт Дальнего Востока РАН, «Китайская народная республика в 2006 г. Политика, экономика, культура»,  Москва, 2007 г. С.112

    [14] Институт Дальнего Востока РАН, «Китайская народная республика в 2006 г. Политика, экономика, культура»,  Москва, 2007 г. С.4

    [15] Агентство Синьхуа. #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Источник: Данные МВФ по внутреннему кредиту в 2004 г., прогнозы PricewaterhouseCoopers на 2050 г. и комментарии. #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] По данным на конец октября 2005 г. общая сумма иностранных инве­стиций в китайские банки превысила 16,5 млрд. долл., что составляет около 15% их суммарного капитала, в т.ч. 60% инвестиций поступили от стратегичес­ких инвесторов двух государственных банков: Банка Китая и Строительного банка Китая.


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.