Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)
2 мая 1996 г. был принят Указ Президента
№ 157 «О мерах по упорядочению банковской и иной финансовой деятельности», в
соответствии с которым на территории Республики Беларусь запрещена деятельность
субъектов хозяйствования, не являющихся банками, но осуществляющих банковские и
иные финансовые операции, связанные с привлечением денежных средств
граждан и юридических лиц, без соответствующих лицензий или без согласия
Национального банка. В случае нарушения запрета, полученные в результате такой
деятельности средства изымаются в доход государства, на должностных лиц и
граждан налагается штраф.
24 мая 1996
г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 209 «О мерах по регулированию
банковской деятельности в Республике Беларусь». В нем признавалось необходимым:
- утвердить перечень банков, уполномоченных обслуживать
государственные программы, а также открывать счета государственным органам и
юридическим лицам, основанным на государственной собственности;
- принять меры по увеличению доли государства и юридических лиц, основанных
на государственной собственности, в уставных фондах данных банков;
- обеспечить свое представительство в высших органах управления указанных
банков, дав представителям право приостанавливать решения иных высших органов
управления до разрешения разногласий общим собранием акционеров, если такие
решения могут причинить материальный ущерб банку или государству [10, с.70].
Также было
закреплено право Национального банка вводить временное управление банком и
принимать иные меры в целях стабилизации его финансового положения в случае
устойчивой убыточности банка более трех месяцев подряд, неплатежеспособности
или угрозы неплатежеспособности и банкротства банка. Позднее (в соответствии с
изменениями и дополнениями в Указ № 209) Национальный банк получил право:
- требовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности
в случае неоднократного нарушения (два и более раза в течение года) банком
установленных Национальным банком Республики Беларусь экономических нормативов
и неисполнения нормативных правовых актов, повлекших неплатежеспособность банка
либо создавших угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка;
- налагать штраф в размере от 50 до 200 минимальных заработных плат
(с 2002 г. - базовых величин) на должностных лиц банка, виновных в досрочной
выплате процентов по депозитам (вкладам) юридических и физических лиц, а также
в начислении и (или) выплате повышенных процентов работникам банка;
- налагать на должностных лиц банка, уполномоченных принимать
решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 базовых величин за
выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным
ему кредитам.
15 июня 1998
г. Национальным банком было принято Положение о порядке создания, лицензирования
и прекращения деятельности банков на территории Республики Беларусь [10, с.71].
Новый этап развития современной
банковской системы был положен принятием Банковского кодекса Республики
Беларусь. С его вступлением в силу перестали действовать Закон Республики
Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в Республике
Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О Национальном
банке Республики Беларусь».
13 июня 2001
г. Указом Президента Республики Беларусь № 320 был утвержден Устав
Национального банка Республики Беларусь, закрепивший основные положения
деятельности центрального банка страны (Приложение № 1). 28 июня 2001 г.
Национальным банком утверждены Инструкция о порядке государственной регистрации
и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций и Правила создания и регулирования деятельности банков на
территории свободных экономических зон Республики Беларусь. 28 мая 2002 г.
принят Указ № 274 «Об одобрении Концепции развития банковской системы
Республики Беларусь на 2001-2010 годы». Было признано, что, несмотря на
некоторое улучшение структуры активов и пассивов банков, привлечение и
размещение банками ресурсов характеризуется:
- недостаточной
диверсификацией источников формирования ресурсов банков и, в частности, низким
удельным весом средств населения, ценных бумаг, эмитируемых банками;
- несоответствием пассивов и активов по срокам;
- низким удельным весом в пассивах банков привлеченных средств с
длинными сроками, что сдерживает возможность их использования для инвестирования;
- недостаточно рациональным распределением банковских услуг по территориальному
принципу (если на 1 февраля 2002 г. в Беларуси насчитывалось 511 филиалов, то
сейчас функционируют только 458);
- низкой корпоративной и государственной гарантией сохранности
средств, размещаемых в банках.
Кроме того, в
Концепции отмечено, что банковский сектор слабо защищен от многочисленных
рисков, в том числе системных; конкуренция в банковском деле невысока; нормативные
правовые акты, регулирующие банковскую деятельность, нуждаются в
совершенствовании; в платежной системе имеются неиспользованные возможности в
повышении эффективности функционирования расчетно-платежного механизма,
увеличения доли безналичных расчетов в системе розничных платежей,
совершенствовании мониторинга и управления платежами, правил и процедур
управления ликвидностью и рисками.
Стратегическими
целями развития банковской системы Республики Беларусь были провозглашены:
- укрепление
устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к
европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные и мировую
банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;
- проведение эффективной единой государственной денежно-кредитной
политики Республики Беларусь;
- повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов
и вкладчиков, населения республики.
В Концепции
также выделены основные направления совершенствования государственной политики в
отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций:
- интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики
Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с
другими странами, международными финансовыми организациями;
- проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному
социально-экономическому развитию страны;
- уменьшение участия государства в фондах банков;
- совершенствование налогообложения банков;
- усиление надзора и контроля за деятельностью банков;
- формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым
условиям функционирования банков.
Современный этап развития
и становления банковской системы начался с принятия Президентом Республики
Беларусь Указа №27 от 15 января 2007 г. «Об утверждении Программы развития
банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы», в
котором определены приоритеты и параметры макроэкономического развития страны,
для реализации которых необходимо повысить функциональную значимость и роль
банковского сектора в экономике, эффективность проводимой денежно-кредитной
политики.
Таким образом, можно
сделать вывод, что развитие банковской системы прошло долгий путь становления и
совершенствования, который подразделяется на определенные этапы,
характеризующиеся своими особенностями. Каждый этап становления банковской
системы сопровождался принятием сопутствующих нормативно-правовых актов,
отвечающих потребностям текущих экономических и политических отношений в
государстве.
2.2
Банковская система Республики Беларусь на современном этапе
Банковская система
Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального Банка
Республики Беларусь и иных банков, в том числе банков с участием иностранного
капитала и дочерних банков иностранных банков, зарегистрированных в
установленном порядке на территории Республики Беларусь.
Первый
уровень белорусской банковской системы Республики Беларусь представлен
Национальным банком. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Банковского кодекса Национальный
банк — центральный банк Республики Беларусь, государственный орган Республики
Беларусь, действующий исключительно в интересах. Республики Беларусь. Конституция
выделяет его как главный банк государства.
Несмотря на
достаточно длительное существование Национального банка, его правовой статус до
сих пор является дискуссионным. Основная причина этого заключается в
двойственности правового положения главного банка.
С одной
стороны, для достижения целей, поставленных перед Национальным банком (ст. 25
БК), он наделен властными полномочиями. Эти полномочия позволяют говорить о
Национальном банке как об органе государственной власти. В старой редакции БК
не содержалось нормы о том, что Национальный банк относится к государственным
органам. В настоящее время ч. 1 ст. 24 БК прямо указывает на то, что
Национальный банк является государственным органом Республики Беларусь [10,
с.74].
С другой
стороны, центральный банк, бесспорно, является субъектом хозяйствования,
несмотря на то, что его предпринимательская деятельность и ограничена рядом
условий.
Две данные
сферы функционирования Национального банка порождают двойственность его
правового статуса, выражающуюся в переплетении публично-правового и
частноправового аспектов. Эти аспекты не осуществляются независимо друг от
друга. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В то нее
время нельзя забывать, что, по сути, ориентационная устремленность
Национального банка выражается двумя противоположно направленными векторами.
Сочетать два
разнонаправленных компонента в одном образовании достаточно сложно. Можно
констатировать, что в современном белорусском праве нет института, который смог
бы отразить специфику правового положения Национального банка.
В большинстве
зарубежных государств существует деление юридических лиц на лиц частного и
публичного права. В связи с этим центральные банки в ряде стран имеют статус
публичных корпораций (public corporations) - юридических лиц публичного права.
Например, согласно ст. 2 Закона о Немецком Федеральном Банке последний является
независимым федеральным институтом и юридическим лицом публичного права. Эта же
конструкция применима и к Банку Италии. В соответствии со ст. 3 Закона о Банке
Италия акции данного банка могут принадлежать только юридическим лицам
публичного права — сберегательным банкам, другим банкам, созданным в
национальных интересах, организациям социального страхования [10, с.75].
Однако в
белорусском законодательстве категория юридического лица публичного права
отсутствует и, следовательно. Национальный банк она характеризовать не может.
Предложения использовать ее без соответствующей правовой базы, выдвинутые
относительно Банка России, но применимые и к Национальному банку Республики
Беларусь, представляются необоснованными. Мнение, что, будучи наделенным
властными полномочиями административно-правового характера, центральный банк
выступает как «специальное юридическое лицо», не является аргументированным по
той же причине.
Нельзя
согласиться и с тем, что правовой статус Национальный банка сводится
исключительно к его положению как органа государственной власти. Так, в России,
где существует схожая проблема, центральный банк - это, прежде всего, структура
административной власти и никакие «так называемые демократические формы...
здесь немыслимы». Такой подход представляется однобоким.
В силу
изложенных выше причин полагаем наиболее аргументированным и обоснованным
мнение белорусских и зарубежных авторов, считающих, что правовой статус
центрального банка имеет сложный, двойственный характер [17, с.123]. Для более,
подробного его анализа необходимо обратиться к вопросам о месте Национального
банка в системе государственных органов, его целях, функциях, компетенции и
организационной структуре.
Важный аспект
правового положения Национального банка сформулирован в ч. 2, 3 ст. 24 БК, где
закреплено, что главный банк Республики Беларусь независим в своей деятельности
и подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Содержание
категории «независимость» в Банковском кодексе не раскрыто. В литературе также
нет общепризнанного определения данного термина. Вместе с тем сама идея
независимости центральных банков как гарантии противодействия инфляционным
механизмам пополнения бюджета стала общепризнанной еще во второй половине XX в. [10, с.77].
Ее суть
проста. Денежная власть - основа любой власти. Банки и другие
кредитно-финансовые учреждения оказывают регулирующее воздействие на денежные
потоки. Центральный банк представляет банковскую систему на уровне
государственной власти. Закон не должен допускать, чтобы денежная власть
концентрировалась в одних руках или превращалась в другую власть (например,
исполнительную).
Чаще всего независимость
центрального банка оценивается по таким критериям, как:
- финансовая
независимость;
- осуществление банковского надзора;
- наличие законодательных гарантий независимости;
- стабильность правового регулирования статуса центрального банка в
совокупности с усложненным порядком изменения основных актов в данной сфере;
- способность центрального банка самостоятельно устанавливать ориентиры
для достижения законодательно определенных целей монетарной политики;
- процедура назначения, увольнения руководителей центрального банка
и сроки их пребывания в должности;
- отсутствие представителей государственных органов в органах
управления центрального банка;
- жесткие ограничения по кредитованию правительства и
государственного сектора;
- неприкосновенность резервов центрального банка.
Характеристики
этих параметров применительно к Национальному банку Республики Беларусь
изучались различными авторами. Общий вывод по проведенным исследованиям
заключается в наличии относительно низкой степени независимости Национального
банка Республики Беларусь, что, в общем, характерно для постсоветских
государств. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на
2001-2010 годы предусматривает уточнение статуса Национального банка Республики
Беларусь, которое будет происходить в направлении повышения его
самостоятельности, независимости и ответственности в выработке и проведении
единой государственной денежно-кредитной политики, в осуществлении функций и
решении задач центрального банка страны [10, с.78].
Что касается подотчетности
Национального банка Президенту Республики Беларусь, то она означает:
- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального
банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики
Национального Собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов
Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением
Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь;
- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации
для проведения аудиторской проверки Национального банка;
- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета
Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли
Национального банка (2, ч. 4 ст. 24).
В
соответствии с Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» последний был
подотчетен Верховному Совету, т.е. законодательной власти. Этот подход применен
и в Российской Федерации, где Центральный банк является подотчетным по
отношению к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
(ч.1 ст. 4 Закона «О Центральном банке Российской Федерации»). Существуют и
смешанные модели. Например, в США Федеральная резервная система несет
ответственность за свою политику перед Конгрессом. Однако назначения в совет
управляющих ФРС, включая назначение председателя и вице-председателя,
осуществляются президентом с согласия Сената.
Современная
белорусская модель сильного централизованного государства подразумевает
взаимодействие Национального банка не с какой-то отдельной ветвью
государственной властью, а с Президентом как Главой государства [10, с.80].
Такой подход
порождает вопрос о месте Национального банка в системе органов государственной
власти.
Очевидно, что
по своей компетенции центральный банк Беларуси ближе всего к исполнительной
ветви. В соответствии с ч. 6 ст. 37 БК Председатель Правления Национального
банка является членом Правительства Республики Беларусь. Согласно п. 1.9 Указа
Президента от 5 мая 2006 г. № 289, с изм. и доп. «О структуре Правительства
Республики Беларусь» Председатель Правления Национального банка входит в
Президиум Совета Министров. Однако это не значит, что Национальный банк
относится к органам, подчиненным Правительству. Указом № 289 утвержден закрытый
перечень республиканских органов государственного управления и иных
государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и
Национальный банк в него не включен.
Часть 1 ст.
37 БК закрепляет в качестве основы взаимоотношений Национального банка и Совета
Министров их взаимодействие в проведении единой денежно-кредитной политики
Республики Беларусь.
Основные
направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно
утверждаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению
Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Национальный банк
ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь о
выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь
и об объеме эмиссии денег. Кроме того, Национальный банк обязан предварительно
поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение
новых банкнот и монет, за исключением памятных банкнот и монет.
Национальный
банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о
предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою
деятельность, проводят регулярные взаимные консультации. Правительство
Республики Беларусь (а также Министерство финансов Республики Беларусь,
Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа
Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный
таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля
Республики Беларусь) и Национальный банк представляют друг другу в порядке и
объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую,
аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций
информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций. Кроме того, Национальный
банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам
выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного
долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы
Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики
Беларусь.
Национальный
банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства
Республики Беларусь. Он также оказывает посреднические услуги в качестве
финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных
ценных бумаг, участвует в их обращении. Кроме того, Национальный банк выполняет
функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных
исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения
республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам,
выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по
обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.
Национальный
банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с
Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами
государственного управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|