Банковская система: ее функции, механизм функционирования, структура
Если на начальном этапе
банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа
характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в
форме акционерных обществ (АО).
Организационная и
управленческая структура коммерческого банка регламентируется Уставом, в
котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке
образования и функциях.
Основа деятельности
коммерческого банка – формирование его собственных средств как базы для
привлечения и осуществления активных операций. В зависимости от величины
уставного капитала все коммерческие банки делятся на мелкие с уставным фондом
до 30 млн. руб., средние – от 30 до 100 млн. руб., крупные, величина уставного
капитала которых составляет более 100 млн.руб.
Большинство из
действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к категории
мелких и средних. Крупные банки – это, в основном, те, которые были созданы на
базе трансформированных отделений бывших специализированных государственных
банков. Крупные банки, созданные предприятиями и организациями без участия
государственных банковских служб, относительно немногочисленны.
При трансформации
отделений спецбанков в коммерческие структуры к этим банкам автоматически
переходит на расчетно-кассовое обслуживание практически вся клиентура
преобразованных банков, в т.ч. крупные государственные и общественные и
акционерные образования.
Задачей же вновь созданных коммерческих банков
является обслуживание вновь зарегистрированных хозяйственных структур, в
основном, коммерческого характера. Поскольку вновь созданным коммерческим
банкам весьма сложно конкурировать с бывшими отделениями трансформированных
спецбанков, имеющие многолетние устоявшиеся связи с обслуживаемой ими
клиентурой, то возникает необходимость их ориентации на обслуживание вновь
созданных хозяйственных структур.
Деятельность любого коммерческого банка
основана на нескольких обязательных принципах, способствующих выполнению им
поставленных задач.
Первым и основополагающим принципом
деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально
имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные
платежи в пользу других банков, предоставлять банкам другим банкам кредиты и
получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских
счетах.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов
означает, что обеспечение коммерческим банком не только количественного
соответствия между собственными ресурсами и кредитными вложениями, но и
добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных
им ресурсов. Например, если банк привлекает средства на короткие сроки (вклады
краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в
долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим
обязательствам – ликвидность – оказывается под угрозой.
Наличие в активах банка большого количества
ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных
средств в общем объеме его ресурсов.
Принцип работы в пределах реально привлеченных
ресурсов как фундамент коммерческой деятельности меняет все ее акценты:
возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, освобождается
движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного
банка. Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не
означает отказ от кредитного планирования; напротив, его значение неизмеримо
возрастает. При этом основу планирования составляют ресурсы банка, а не его
вложения.
Работать в пределах реально привлеченных
ресурсов коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической
свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей
деятельности.
Вторым важнейшим принципом, на котором
базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая
самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность
коммерческого банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность
предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными
ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами,
остающимися после уплаты налогов.
Экономическая ответственность коммерческого
банка не ограничивается его текущими доходами, как в спецбанках, а
распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк
отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые, в
соответствии с действующим законодательством, может быть наложено взыскание.
Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения
коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные
отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из
рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на
«общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы
банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка
заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться
только косвенными, а не административными, методами. Государство определяет
«правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов[16].
К основным функциям коммерческих банков
относятся следующие:
·
Посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно
высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов
частных лиц. Особенность этой функции в том, что главным критерием
перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.
Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей
от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных
звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и
возвратности. Значение посреднической функции банков для успешного развития
рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень
риска и неопределенности в экономической системе. Коммерческие банки привлекают
средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщика
и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски
владельцев денег, размещенных в банке.
·
Стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на
кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в
хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к
накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств
формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо
высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы
высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию
гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений,
депозитов в коммерческих банках. Наряду со страхованием депозитов важное
значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности
коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об
использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную
информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих
вложений.
·
Посредничество в платежах между отдельными
самостоятельными субъектами. В связи с формированием
фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в
операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве
инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке
ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта;
инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве
финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже
ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или
поручения. Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные
услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк
берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией
выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего
лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе
путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги «цены
продавца» и «цены покупателя», по которым он обязуется их продавать и покупать.
Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски,
связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки
приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает
в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли
инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с
ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ,
дающий право на совершение операции с привлечением средств граждан;
·
Аккумуляция временно свободных денежных
средств, накоплений, сбережений;
·
Учет векселей и операции с ними;
·
Хранение материальных и финансовых ценностей;
·
Обеспечение функционирования расчетно-платежного
механизма и организация платежного оборота;
·
Предоставление ссуд;
·
Выпуск кредитных средств обращения;
·
Консультирование и предоставление экономической
и финансовой информации.[17]
3.
Особенности развития банковской системы России.
Изучая особенности развития банковской
системы России, можно выделить естественный и принудительный пути
ее трансформации в более качественную и управляемую структуру.
·
Принудительная трансформация - следствие влияния внешних факторов: государственных органов,
контролирующих и регламентирующих банковскую деятельность. Это – Центральный
Банк, Министерство Финансов, Государственная Дума, как законодательный орган,
налоговые органы и т.д. Такая трансформация направлена на повышение
управляемости банковского сектора в целом, создание благоприятной среды для
ведения операций на финансовом рынке, защиту от иностранных конкурентов,
улучшение качества планирования национальной ликвидности.
·
Естественная трансформация – насущная необходимость самих банков привести в порядок свою
внутреннюю организацию: определить направление развития, целевые сегменты
клиентов, качественно проработать предложение финансового продукта,
оптимизировать бизнес-процессы, повысить управляемость организацией и, в итоге,
за счет реализации программы изменений - повысить рентабельность своего
бизнеса.
Если вопросы
принудительной трансформации достаточно широко освещаются в научных изданиях и
периодической печати, то вопросам естественной трансформации уделяется не
достаточное внимание.
Между
тем, проблема российского банка зачастую кроется в его внутренних процессах -
неспособности эффективно организовать работу своих подразделений, быстро
реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка, постоянно отслеживать колебания
спроса и предлагать новые востребованные продукты. Зачастую, банки
функционируют даже без принятой стратегии, определяющей основные направления
развития кредитного института и способы достижения поставленных целей.
В принципе, такое
поведение понятно. В процессе становления банковской системы России организация
банка как бизнес-структуры проводилась очень быстро. Возможность участия в
приватизационных аукционах и тендерах, желание привлечения наиболее крупных
клиентов оставляли банкам слишком мало времени для взвешенного системного
подхода к бизнесу кредитной организации. В итоге до сегодняшнего дня банки
почти не придумали ничего нового кроме расчетно-кассового обслуживания.
Зачастую банку достаточно обслуживать счета и интересы основавшего его
промышленного гиганта.
Следует тщательно планировать направление развития
банковского бизнеса, создавать гибкую структуру, которая позволит быстро
приспосабливать корпоративные продукты и услуги к меняющейся конъюнктуре рынка,
качественно оценивать возможные риски и получать самую оперативную
управленческую информацию о состоянии своего бизнеса[18].
Количественные параметры банковской системы России
представлены в Приложении 4. данные этой таблицы свидетельствуют о
существенном сокращении в период 01.01.99 г. по 01.11.03 г. как числа зарегистрированных
(с 2481 по 1676), так и числа действующих (с 1476 по 1331) кредитных
организаций на территории РФ, что объясняется преодолением последствий кризиса
и выведением с рынка неплатежеспособных кредитных организаций. При этом
наиболее заметно за этот период сократилось число банков – с 1447 до 1280. количество
же небанковских кредитных организаций, напротив, увеличилось с 29 до 51. это
увеличение связано как преобразованием некоторых банков в небанковские
кредитные организации, так и с созданием новых небанковских кредитных
организаций в ответ на рост потребностей в их услугах. Число филиалов
банков-нерезидентов на территории России остается неизменным: в настоящее время
действует всего один такой филиал.
Банковская система России прошла сложный путь развития в
рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в
условиях рыночной экономики, и основу ее составляли акционерные коммерческие
банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов,
централизация управления их деятельностью. Банковская система также претерпела
соответствующие изменения.
В связи с проведением экономических реформ рыночного типа
в конце 80-х гг. начинается разгосударствление собственности и вновь происходит
акционирование государственных банков. Быстро растет количество вновь созданных
коммерческих банков. За период 1990-93 гг. число банков на территории России
выросло в 18 раз.
Современное положение на банковском рынке характеризуется
как относительно стабильное. Возможности экстенсивного расширения банковской
сферы практически полностью исчерпаны, этому способствует ужесточение
нормативных требований, насыщение кредитного рынка традиционными банковскими
услугами, возрастание конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В
дальнейшем развитии банковской системы главную роль получит ее качественное
совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях.
- Развитие процессов концентрации в
банковском деле. Банки способны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении
подъема экономики, который, в свою очередь, даст всплеск инвестиционной
активности. Крупные российские банки имеют традиционные связи с
промышленностью, развитую филиальную сеть в регионах - предпосылки для
удовлетворения инвестиционных потребностей производственных структур через
долгосрочные кредиты.
- Расширение круга услуг,
предоставляемых банками своим клиентам, диверсификация в самом широком смысле.
Потребности хозяйствующих субъектов растут, а ассортимент банковских услуг еще
далеко не исчерпан.
Работа по совершенствованию банковской системы России еще
в самом начале, и только в том случае, если за нее возьмется все общество: и
банкиры, и государство, и пресса, и население - мы получим быстрые и
положительные результаты.
Заключение.
В работе утверждается, что банковская система
представляет собой двухуровневую конструкцию, состоящую из центрального банка и
коммерческих банков. Каждый из этих уровней имеет свою совершенную и четко
функционирующую организационно-управленческую структуру, что позволяет
кредитным учреждениям успешно взаимодействовать как между собой, так и с
центральным банком государства.
Банковская система продолжает развиваться и
совершенствовать технологии проведения банковских операций.
Результаты развития банковской системы в первом квартале
2003 г. подтверждают сохранение поступательной тенденции ее развития. Рост
чистых банковских активов за январь-март 2003 г. составил 17%, собственных
средств банков – 10%. Балансовая прибыль коммерческих банков возросла
значительно – на 350%. Сбербанк РФ по итогам первого квартала зафиксировал
прибыль в объеме 50,6 млрд. руб. (40% всей прибыли, аккумулированной российской
банковской системой в целом). Прибыль остальных коммерческих банков оценивается
по итогам первого квартала 2003 г. в 76,1 млрд. руб.
Сегодня, в условиях развития
товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской
системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты
и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства
кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых
методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и
эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической
реформы в России. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических
трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база;
разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур
прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское;
стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие -
развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства
отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании
новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система
отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их
клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского
работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на
обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем
вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные
принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире
и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
На сегодняшний день банковская система идет путем постепенного
усовершенствования.
Список литературы:
- Большой
экономический словарь. – М.,1994
- Словарь
экономических терминов. – www.bank24.ru
- Банковское и
кредитное дело. – М., 1994
- Банковское дело.
– под редакцией О.И. Лаврушина. – М. «Финансы и статистика» 2000
- Банковское дело.
– справочное пособие под редакцией Ю.А.Бабичевой.- М.»Экономика» 1993
- Банковское дело .
– под редакцией Г.Н. Белоглазовой, Л.П.Кроливецкой.- СПб.:Питер, 2003
- Банковский
портфель-1. - М.,1994
- www.cbr.ru
- Закон «О банках и
банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5,8 июля 1999
г., 19 июня, 7 августа 2001г., 21 марта 2002 г.)
- ФЗ от 10.07.02 г.
№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с
изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г.)
- Материалы
заседания учебно-методического совета УМО по специальности «Мировая
экономика».-г. Волгоград. 18-20 сентября 2002г. - Дрогобыцкий А.И.
«Современная бизнес-модель организации финансовых услуг»
- С. Алексашенко,
А. Астапович, А. Клепач, Д. Лепетиков «Российские банки после кризиса» //
Вопросы экономики, 2000, №4
- Общая теория
денег и кредита: Учебник/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2001.
[1] Большой экономический словарь. – М.,1994.-с.36
[2] ст. 2 Закона «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от
31 июля 1998 г., 5,8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002
г.)
[3] ст. 2 Закона «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от
31 июля 1998 г., 5,8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002
г.)
[4] Словарь экономических терминов. – www.bank24.ru
[5] Банковское и кредитное дело. – М., 1994. – с. 28.
[6] Там же. – с.29
[7] Банковское дело. – под редакцией О.И. Лаврушина. – М. 2000. с. 192
[8] Большой экономический словарь. – М., 1994. – с. 442.
[9] Там же. – с. 29.
[10] Банковское дело. – справочное пособие под редакцией Ю.А.Бабичевой.-
М.,1993. – с.6
[11] Банковское дело.- под редакцией О.И.Лаврушина.- М.,2000. – с. 9
[12] Банковское дело.- под редакцией О.И.Лаврушина.- М.,2000. – с. 17.
[13] www.cbr.ru
[14] ст. 4 Закона
[15] Словарь экономических терминов. – www.bank24.ru
[16] Банковское дело . – под редакцией Г.Н. Белоглазовой,
Л.П.Кроливецкой.- СПб.:Питер, 2003.,- с.13-15
[17] Банковский портфель-1. - М.,1994. - С. 109.
[18]
Материалы заседания учебно-методического совета УМО по специальности «Мировая
экономика».-г. Волгоград. 18-20 сентября 2002г. - Дрогобыцкий А.И. «Современная
бизнес-модель организации финансовых услуг»
Страницы: 1, 2, 3, 4
|