|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По данным, приведенным в таблице, можно сделать вывод о том, что в целом деятельность предприятия является крайне неэффективной, убыточной. Превышение себестоимости проданной продукции над выручкой от её продажи говорит о том, что предприятие имеет слишком высокие затраты (как постоянные, так и переменные), что не позволяет ОАО «Планета» получать прибыль от реализации продукции. Увеличение цен на продукцию приведет предприятие не к увеличению выручки от реализации, а лишь к потере части своих покупателей. Чистый убыток деятельности предприятия в 2003 году превышает этот показатель 2001 года на 24799 тыс. руб., т.е. убыток возрос приблизительно в три раза. На предприятии наблюдается ежегодное снижение численности работников, что связано с автоматизацией части выполняемых операций. В 2003 году на предприятии при росте валовой продукции происходит снижение стоимости ОПФ, следовательно наблюдается устойчивая тенденция к росту фондоёмкости, а значит снижению фондоотдачи, т.е. на один рубль фондов производится всё меньше продукции. Наблюдается устойчивое снижение эффективности ОПФ. Общая рентабельность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Планета» снизилась на 39,4 %, что было вызвано повышением себестоимости продукции, т.к. величина чистого убытка при этом практически не изменилась.3 Анализ реализации продукции3.1 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции ОАО «Планета» занимается производством следующих видов продукции: интегральные микросхемы (ИМС); светоизлучающие диоды (СИД); полупроводниковые приборы (ППП). Для того, чтобы провести анализ реализации продукции ОАО «Планета», необходимо рассмотреть структуру, объем и динамику производства продукции. Используем для этого таблицу 2. Таблица 2 - Динамика производства продукции ОАО «Планета» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид продукции |
2001г |
2002 г. |
2003 г. |
∆2002/2001 |
∆2003/2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+, - |
% |
+, - |
% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИМС, тыс. шт. |
24696 |
17596 |
16447 |
-7100 |
71,3 |
-8249 |
66,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ППП, тыс. шт. |
13315 |
10029 |
6387 |
-3286 |
75,3 |
-6928 |
47,9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИД, тыс. шт. |
5760 |
9822 |
10566 |
+4062 |
170,5 |
+4806 |
184, 0 |
В общем объеме производимой продукции ОАО «Планета» наибольший удельный вес занимают ИМС. С 2001 г. по 2003 г. на предприятии произошло значительное снижение производства ИМС и ППП и увеличился выпуск СИД, что связано с повышением спроса и возможностью большего объема реализации этой продукции.
В основном, ОАО «Планета» занимается массовыми выпусками продукции невысокого качества по ценам, которые доступны её потребителям. Чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке, предприятию необходимо повышать удельный вес продукции высшего качества в общем объеме выпускаемой продукции, её удельный вес составляет всего лишь 23 %.
ОАО «Планета» имеет высокий удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме реализации продукции (48 %), т.к. основные её потребители находятся за пределами РФ
Таблица 3 - Основные потребители ОАО «Планета»
Фирма
Объемы поставок, тыс. $
Удельный вес, %
2002 г.
2003 г.
2002 г.
2003 г.
Semtech, Турция
136
540
23,7
31, 0
Nelosa, Швейцария
57
100
9,9
5,7
Lic Fung, Гонконг
79
-
13,7
-
Trillion Chip, Тайвань
37
-
6,4
-
Esarena, Индия
16
200
2,8
11,5
RF Elektronik, Турция
-
250
-
14,4
Inter, Турция
-
200
-
11,5
Рубеж, Саратов
40
80
6,9
4,6
Авар, Псков
70
120
12,2
6,9
Полидекс, Москва
140
150
24,4
8,7
Основным потребителем ОАО «Планета» является фирма «Semtech», Турция. Удельный вес поставок этой фирме в 2002 году составил 23,7 %, а в 2003 году – целых 31 %. В 2003 году большой объем продукции был поставлен фирме «Elektronik» (14,4 %), «Esarena» (11,5 %), «Inter» (11,5 %). Среди российских потребителей постоянные деловые отношения у ОАО «Планета» сложились с московским предприятием «Полидекс», саратовской фирмой «Рубеж», псковским предприятием «Авар». Важное значение имеют оценка степени выполнения плана и динамики реализации продукции, т.к. темпы роста объема реализации продукции непосредственно влияют на величину прибыли предприятия. Анализ начнём с изучения динамики реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста (таблица 4).
Таблица 4 - Динамика реализации продукции ОАО «Планета»
Год
Объем реализации, тыс. руб.
Темпы роста, %
базисные
цепные
2001
46083
100,0
100,0
2002
42008
91,2
91,2
2003
54095
117,4
128,8
За три года объем реализации на ОАО «Планета» увеличился на 17,4 %. Значительно возрос объем реализации в 2003 г. по сравнению с 2001 г. Темп роста составил 128,8 %, темп прироста реализации продукции составил 8,38 %.
Повышение объема реализации в 2003 году связано с тем, что произошло значительное увеличение объема производства продукции. Но в связи с тем, что ОАО «Планета» не заключило предварительных договоров на продажу произведенной продукции, предприятию пришлось снизить цены на продукцию и поэтому выручка от реализации продукции в 2003 году не превысила себестоимость этой продукции.
По графику отчетливо видно небольшое снижение объема реализации в 2002 году и его значительное повышение в 2003 году.
Далее нужно проанализировать и дать оценку выполнению плана по реализации продукции за отчетный период (таблица 5)
Таблица 5 - Анализ выполнения плана по реализации продукции ОАО «Планета» за 2003 год
Изделие
План,
тыс. руб.
Факт,
тыс. руб.
Отклонение от плана
+, -
%
ИМС
35896
26615
-9281
-25,9
ППП
12000
10332
-1668
-13,9
СИД
19350
17148
-2202
-11,4
Итого
67246
54095
-13151
-19,6
Из таблицы видно, что за отчетный год план по реализации продукции был недовыполнен на 19,6 %, что говорит о том, что на предприятии составляют завышенные планы реализации продукции, осуществление которых при имеющихся условиях трудновыполнимо.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия снижением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Сначала проведем анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за декабрь 2003 г (таблица 6) .
Таблица 6 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за декабрь 2003 г, тыс. руб
Изделие
Потребитель
План поставки по договору
Фактически отгружено
Недопоставка продукции
СИД
Semtech Рубеж
1100
500
1050
500
-50
ИМС
Esarena Semtech Полидекс
750
1300
750
690
1300
700
-60
-50
ППП
Авар
900
950
Итого
5300
5190
-160
Процент выполнения договорных обязательств (Кд.п.) за декабрь равен:
Кд.п. = 5300 – 160 / 5300 = 0,96 или 96 %
За отчетный месяц недопоставлено продукции по договора на сумму 160 тыс. руб. или на 4 %. Для более точного анализа необходимо определить % выполнения договорных обязательств за весь год (таблица 7).
Таблица 7 - Анализ выполнения договорных обязательств за 2003 г., тыс. руб.
Месяц
План поставки продукции
Недопоставка продукции
Выполнение, %
За месяц
С начала года
За месяц
С начала года
За месяц
С начала года
1
2
3
4
5
6
7
Январь
4840
4840
-70
-70
98,5
98,5
Февраль
5100
9940
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.