МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ финансового состояния предприятия

    Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

    Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

    На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

    Горизонтальный ( временный ) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

    Вертикальный ( структурный ) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

    Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный анализ.

    Анализ относительных показателей ( коэффициентов ) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

    Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными  конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

    Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов ( причин ) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

    Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

    Многие математические методы : корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг  аналитических разработок значительно позже.

    Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.

    Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

    В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.


    1.4. Формирование финансовых результатов предприятия.


    Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции :

    а) воспроизводственную;

    б) контрольную.

    Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.

    Контрольная функция - это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

    Финансовая стратегия предприятия строится на определенных принципах организации :

    1. Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности.

    2. Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования.

    3. Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной коньюктуры.

    4. Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.

          Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости предприятия.

          Самоокупаемость - это способность предприятия покрывать свои расходы (затраты) результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах.

    В процессе достижения самоокупаемости решаются две важнейшие для предприятия проблемы :

                 а) борьба с убыточностью;

                 б) повышение прибыльности.

    Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, т. е. получать прибыль.

    Самоокупаемость - это неотъемлемый момент самофинансирования предприятия.

    Самофинансирование - способность предприятия из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач.

    Самофинансирование осуществляется за счет прибыли и амортизации. В процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из не распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или источники самофинансирования предприятия.

    Финансирование может осуществляться и путем привлечения средств рынка ссудных капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг (акций и облигаций). Однако остановимся более подробно на собственных источниках финансирования предприятия (собственном капитале).

    Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия.

    К собственному капиталу следует отнести уставной фонд (акционерный капитал), т. е. первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.

    Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято называть валовой прибылью.

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

    Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними представлена на рис.1.

                                                                       Валовый доход

     


    Материальные затраты            Оплата труда               Прибыль

     


    Издержки производства  (себестоимость)              Чистый доход

     


                                   Объём реализации    

     

                 рис. 1.1. Себестоимость, валовый доход и прибыль предприятия


    Масса прибыли и валового дохода характеризует размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере, такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции  на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.

    В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли :

    первый - получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;

    второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;

    третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия.

    Величина средств для финансирования расширения производства зависят от ряда факторов: 1) налогообложения; 2) величины амортизационных отчислений; 3) поведение предприятия на рынке банковских ссуд;  4) поведение предприятия на рынке ценных бумаг.

    Остановимся подробнее на влиянии первого фактора, т. е. на системе налогообложения, поскольку размер налога непосредственным образом влияет на размер нераспределенной прибыли (за рубежом её называют чистой прибылью, которая поступает в распоряжение предприятия.

    Налоги - это обязательные платежи физических лиц (населения) и юридических лиц (предприятий, организаций), взимаемые государством.

    Состав налогов и сборов Российской Федерации определен  законом     « Об основах налоговой системы РСФСР ». Налоги делятся на прямые и косвенные.

    Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Плательщиком данного налога являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России. Объектом обложения является валовая прибыль предприятия (определение смотри выше).

    Ставка налога на прибыль устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ в процентном отношении к объёму обложения (долевая процентная ставка), на 1.07.93 г. действовала ставка налога на прибыль в размере 32 % для бирж и брокерских контор, а также на прибыль от посреднических операций - в размере 45%. При получении предприятием иных  видов доходов по ним рассчитываются другие,  установленные законом ставки налога, а на суммы этих доходов сокращается валовая прибыль предприятия, с которой должен взиматься налог по ставке в 32%.

    Следует отметить , что размеры ставок налога на прибыль в России не превышают фактически действующие ставки в промышленно развитых странах.

    По результатам мировой практики максимальная ставка на прибыль не должна превышать уровень 35%, иначе компании теряют заинтересованность в развитии и расширении производства.

    Если бы налоговые ставки равнялись нулю, то налоговых поступлений не было бы. Аналогичная ситуация сложилась бы и при налоговой ставке на уровне 100%, причиной чего стала бы потеря материальных стимулов к коммерческой деятельности. Отмечено, что налоговые сборы достигают максимальных величин при ставке налога на прибыль, равной 35%.

    Налоговым законодательством при налогообложении прибыли предприятий могут быть предусмотрены многочисленные льготы. Например, облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные на развитие производства; на природоохранные мероприятия и другие.

    1.5. Система показателей, характеризующих финансовое

                                  состояние предприятия.


    Финансовая деятельность - это рабочий язык бизнеса, и практически невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели.

    Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов - финансовым показателям или коэффициентам.

    Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.

    Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.

     Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы ( акционеры ) предприятия или его кредиторы.

    Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:

    – балансовая прибыль;

    – рентабельность активов = балансовая прибыль в % к стоимости активов

    – рентабельность реализации = балансовая прибыль в % к выручке от реализации;

    – балансовая прибыль на 1 рубль средство на оплату труда.

    Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу.

    Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, т. е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.

    Управляющие предприятием главным образом интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия.



    1.5.1.Показатели оценки имущественного положения.

    1. « Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятий » – это показатель обобщенной стоимости оценки активов, числящихся на балансе предприятия.

    2. « Доля активной части основных средств ». Согласно нормативным документам под активной частью основных средств понимаются машины, оборудование  и транспортные средства. Рост этого показателя оценивается положительно.

    3. « Коэффициент износа » – обычно используется в анализе как характеристика состояния основных фондов. Дополнением этого показателя до 100% ( или единицы) является « коэффициент годности ».

    4. « Коэффициент обновления » – показывает, какую часть от имеющихся на конец отчётного периода основных средств составляют  новые основные средства.

    5. « Коэффициент выбытья » – показывает, какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам.

    Расчёт коэффициентов см. Приложение № 3.


    1.5.2.Оценка ликвидности и платёжеспособности.


    1. « Величина собственных оборотных средств » – характеризирует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.

    2.  « Манёвренность функционирующего капитала » – характеризирует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1.

    3. « Коэффициент покрытия » (общий) – даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств, это рассматривается как успешно функционирующее.

    4.  « Коэффициент быстрой ликвидности » по смыслу аналогичен « коэффициенту покрытия », однако из расчёта исключены производственные запасы. В западной литературе он ориентировочно принимается ниже 1, но это условно.

    5. « Коэффициент абсолютной ликвидности » ( платёжеспособности ) – показывает, какая часть краткосрочных заемных  обязательств может быть погашена немедленно.

    В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2 – 0,25

    6. « Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов » –  характеризирует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, рекомендуется нижняя граница 50%.

    7. « Коэффициент покрытия запасов » – рассчитывается соотношением величин « нормальных » источников покрытия запасов, и суммы запасов. Если значение показателя < 1, то текущее финансовое состояние неустойчивое. ( См. Приложение № 3 ).

     

    1.5.3.Оценка финансовой устойчивости.  

     

    Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы.

    1. « Коэффициент концентрации собственного капитала » – характеризирует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво предприятие.

    2. « Коэффициент финансовой зависимости » – является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает заемных средств.

    3. « Коэффициент манёвренности собственного капитала » – показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства.

    4. « Коэффициент структуры долгосрочных вложений » – коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих вне оборотных активов профинансирована внешними инвесторами.

    5. « Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств » – характеризирует структуру капитала. Чем выше показатель в динамике, тем сильнее предприятие зависит от внешних инвесторов.

    6. « Коэффициент отношения собственных и привлечённых средств » – он даёт общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об усилении зависимости от внешних инвесторов. ( Расчёт коэффициентов приведён в приложении 2 ).

    Нужно сказать, что единых нормативных критериев для рассмотренных показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.

    Поэтому приемлемость значений этих показателей лучше составлять по группам родственных предприятий. Единственное правило которое «работает» : владельцы предприятия ( инвесторы и другие лица, сделавшие взносы в уставной капитал ) предпочитают разумный рост в динамике заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.