МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внешний и внутренний аудит

    Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита является финансово-хозяйственная деятельность организации. Целесообразно сохранить в отдельных случаях прежний порядок, сформировавшийся при функционировании контрольно-ревизионной службы, и при необходимости привлекать опытного специалиста, как представителя службы внутреннего аудита[4].

    Однако служба внутреннего аудита решает более широкий спектр задач, чем контрольно-ревизионная служба. Поэтому в её составе должны быть не только специалисты по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.) осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

    Несомненно, сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь образование, соответствующее характеру их деятельности. Целесообразно в составе службы внутреннего аудита предусмотреть наличие аудитора, имеющего соответственный квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которые базируются на оценке существенности и аудиторского риска.

    Рассмотрим примерный состав службы внутреннего аудита и свойственные её членам функциональные обязанности:

    1.                 Руководитель службы (аттестованный аудитор)- это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов. Главный аудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки. Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии. Рассмотрим  функции руководителя:

    - составляет план-графика проверок;

    - определяет состав группы для проверки филиала и документальное оформление результатов аудиторских процедур;

    - может взять на себя проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности;

    - проводит консультации по отдельным вопросам;

    - контролирует выполнение приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам;

    - составляет общий отчет о проделанной службой внутреннего аудита работе;

    - может разрабатывать методический материал по повышению профессионального уровня работников бухгалтерии и управления, проводить семинары по доведению последних требований налогового законодательства и т.п. (в данный момент он может принять участие в разработке регистров для ведения на предприятии налогового учета).

    2.                 Специалист по расчетам с головной организацией:

    - проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной организацией;

    - консультирует по финансовым вопросам;

    - участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита;

    - участвует в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов;

    - составляет отчет по результатам внутреннего аудита.

    3.                 Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов:

    - составляет план-график проверок;

    - комплектует выездную группу;

    - организует и осуществляет текущий контроль работы с филиалом;

    - составляет общий план и программу внутреннего аудита;

    - доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы отчета о внутреннем аудите;

    - участвует в подготовке и непосредственно осуществляет и документально оформляет результаты аудиторских процедур;

    - составляет отчет по результатам внутреннего аудита;

    - организует и контролирует работу участников выездных аудиторов;

    - проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам.

    4.                 Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.

    5.                 Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях. (т.к. в организации могут быть специализированные контролирующие подразделения, такие как: отдел методов и средств контроля, отдел входного контроля, отдел технического контроля, работники обслуживающие функционирование компьютерных систем и т.д.)

    Специалисты по налогообложению, правовым вопросам и финансовому анализу могут не состоять в штате и привлекаться к работе на договорных началах наряду с экспертами.

    Применяя отдельные положения аудиторского правила (стандарта) «Использование работы эксперта» служба внутреннего аудита при необходимости должна иметь возможность привлекать к работе экспертов - не состоящих в штате специалистов, имеющих достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.

    Сведения о службе внутреннего аудита, о порядке её образования и полномочиях должны быть зафиксированы соответствующим распоряжением по головной организации. Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификации должны быть зафиксированы в должностных инструкциях.


    2.2. Разработка методологии внутреннего аудита


    Методология внутреннего аудита представляет собой совокуп­ность методов, определяющих проведение внутреннего аудита на­чиная от подготовительной работы и заканчивая принятием управленческих решений[5].

    При разработки методологии внутреннего аудита может быть ис­пользовано по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй — использование цельных методических приемов внешнего аудита.

    Накопленный в течение десятилетий опыт ревизионных проверок использован при разработке методологии внутреннего аудита в части, относящейся к контрольным функциям этой службы.

    Методика, разработанная на примере внешнего аудита, включает в себя три раздела:

    1. Планирование внутреннего аудита и другая подготовительная работа.

    2. Основные направления аудиторской проверки, что составляет непосредственное решение задач по проверке: операций с наличными денежными средствами; операций на счетах в банках; операций внешних расчетов; расчетов по заработной плате; операций с основными средствами; операций с НМА; учета производственных запасов; финансовых вложений; затрат; финансовых результатов, фондов, резервов, кредитов и займов; правильности исчисления и уплаты налогов.

    3. Порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству.

    Направленную на достижение целей при решении задач внутреннего аудита методику необходимо проанализировать в разных аспектах, которым присущи: вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ отдельных статей баланса, а также расчет и оценку коэффициентов (ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, финансовой независимости и определения его влияния на стратегии управления). Необходимая для определения этих коэффициентов информационная база готовится на основе бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерского учета. При разработке этой части методики может быть использован аудиторский стандарт: «Аналитические процедуры».

    В зависимости от специфики проверяемого сегмента анализ может, проводится по следующим направлениям:

    - анализ финансового состояния по данным баланса, при этом производится вертикальный анализ (анализ удельного веса отдельной статьи баланса в его общем итоге), горизонтальный (анализ темпов роста или снижения сумм по статьям баланса в отчетном периоде по сравнению с предыдущим), трендовый (анализ определяется среднегодовым темпом прироста по статьям баланса и рассчитывается его прогнозное значение, хотя при этом и присутствует недостаток основанный на тенденции экстраполяции, переносе данных тенденции на будущее);

    - расчет и оценка коэффициентов ликвидности, таких как общий показатель ликвидности, коэффициентами абсолютной и текущей ликвидности, коэффициентом обеспечения собственными средствами, коэффициентом восстановления или утраты платежеспособности (стоит заметить, что в России это основной коэффициент характеризующий жизнедеятельность предприятия);

    - расчет и оценка финансовой устойчивости: абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние, кризисное состояние.

    - оценка деловой активности, расчет и анализ финансового цикла;

    - факторный анализ прибыли от реализации;

    - анализ рентабельности организации, расчет коэффициента финансовой независимости, его влияние на выбор стратегии управления;

    - анализ движения собственного капитала, расчет чистых активов.

    - анализ движения денежных средств, оценка достаточности денежных средств.

    - анализ движения заемных средств;

    - анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

    - анализ амортизируемого имущества (объем, динамика, структура, эффективность);

    - анализ движения средств финансирования долгосрочных финансовых вложений.

    Стоит отметить, что при оценке и расчете финансовой устойчивости важно рассматривать не отдельно взятые показатели, а их различные комбинации и зависимости.

    Задачи, стоящие перед внутренним аудитором, можно сформулировать следующим образом:

    1) Периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью головной организации и ее филиалов.

    2) Анализ финансовой и хозяйственной деятельности и оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля головной организации и ее филиалов. Решение этой задачи позволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита.    

    3) Проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала головной организации и ее

    4) Научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу
    финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному
    праву, информационное обслуживание головной организации и ее
    филиалов.

    5)                 Консультирование по вопросам финансового, налогового,
    банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации пред­
    приятий. Бухгалтеру, занимающемуся текущей работой, может по­-
    требоваться профессиональная помощь при необычных или редко
    встречающихся экономических ситуациях, а также при существен­ных изменениях законодательства.

    6)                 Компьютеризация бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.

    7)                 Взаимодействие с внешними аудиторами, представителями
    налоговых органов и других контролирующих органов.

    Структура службы внутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений.

    При разработки методологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй — использование цельных методических приемов внешнего аудита.

    Глава 3. Использование результатов работы внутренних аудиторов в ходе внешнего аудита в соответствии с международными и российскими стандартами аудита.


    Аудит, проводящий внешнюю аудиторскую проверку, должен проанализировать работу внутреннего аудита и оценить ее влияние на аудит. Объем и задачи внутреннего аудита в разных организациях могут отличаться, что обусловливается разными размерами и особенностями структуры субъекта, а также требованиями руководства. Как правило, внутренний аудит включает:

    - мониторинг внутреннего контроля;

    - анализ финансовой информации, а именно обзорные про­верки источников, порядка измерения, классификации и составления отчетов по этой информации, детальное тести­рование отдельных операций, счетов и процедур;

    - проверку эффективности совершаемых операций, в том числе нефинансовый контроль за деятельностью организа­ции;

    - обзорные проверки соблюдения требований законодательст­ва, а также выполнения решений руководства.

    Задачи внутреннего аудита определяются руководством органи­зации, их перечень может быть обширен. Внешний аудитор имеет цель определить, содержит ли финансовая отчетность существенные искажения. Тем не менее внутренние и внешние аудиторы могут прибегать к одним и тем же методам проверки, и некоторые ре­зультаты работы внутренних аудиторов могут быть полезны для внешнего.

    Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского рис­ка и системы внутреннего контроля и тем самым существенно со­кратить объем процедур, которые предстоит выполнить аудитор­ской организации, хотя исключить необходимость проведения та­ких процедур полностью не может. Именно поэтому аудиторская организация должна сформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита еще до планирования предстоящей проверки.

    Аудитор должен составить программу оценки внутреннего аудита и отразить в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудита, которая была протестиро­вана, изучена и оценена.

    Внешний аудитор должен достичь понимания работы внутреннего аудита, чтобы оценить риск существенных искажений и разработать дальнейшие аудиторские процедуры. Кроме того, аудитор должен оце­нить работу внутреннего аудита, если он полагает, что она может по­влиять на аудит. При этом во внимание должны приниматься[6]:

    •         организационный статус службы внутреннего аудита. В иде­альном варианте служба внутреннего аудита должна быть подотчетна только высшему руководству. Любые ограниче­ния, налагаемые на внутренних аудиторов руководством, должны быть тщательно проанализированы. В частности, внутренние аудиторы должны иметь право свободно об­щаться с внешним аудитором;

    •         функции службы внутреннего аудита. Внешнему аудитору также следует выяснить, выполняются ли руководством ре­комендации внутренних аудиторов и есть ли тому подтвер­ждение;

    •          техническая компетентность, т.е. обладают ли внутренние аудиторы необходимыми техническими навыками и профес­сионализмом. Внешний аудитор может ознакомиться с по­рядком найма внутренних аудиторов, проведения повыше­ния их квалификации;

    •         профессиональная тщательность. Внешний аудитор должен
    проверять, должным ли образом планируется, контролиру­ется и документируется внутренний аудит.

    После оценки деятельности внутреннего аудита на стадии пла­нирования аудиторская организация должна решить: может ли ра­бота внутреннего аудита быть использована для целей внешнего аудита.

    Если внешний аудитор намерен использовать результаты конкретной работы внутреннего аудита, ему следует оценить эту работу и выполнить аудиторские процедуры для подтверждения ее надлежащего характера для целей внешнего аудита. При этом, как правило, выясняется:

    а) выполнялась ли работа лицами, обладающими необходимы­ми техническими навыками и уровнем профессионализма, контролировалась ли должным образом работа ассистентов;

    б) получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказа­тельства, на основе которых можно сделать выводы;

    в) соответствуют ли сделанные выводы сложившимся обстоятельствам, основаны ли подготовленные отчеты на сделан­ных выводах;

    г) должным ли образом внутренними аудиторами раскрыты
    все необычные факты.

    Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами.

    Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оцен­ку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внутрен­ним аудитом, могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объема внешних аудитор­ских процедур.

    Если в результате предварительной оценки внутреннего аудита сторонами достигнуто взаимопонимание и принято решение ис­пользовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация должна найти дополнительные доказательства эффективности этой работы, применяя описанные выше процедуры.

    Для эффективного использования работы внутреннего аудита аудиторской организации следует:

    - рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за инте­ресующий период и обсудить его на возможно более ранней стадии аудита;

    - определить порядок встреч с сотрудниками службы внутрен­него аудита;

    - заранее договориться о сроках проведения работ, объеме ау­диторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, ко­торая будет проведена внутренними аудиторами.

    При использовании работы внутренних аудиторов на эффек­тивность аудиторской проверки может повлиять выполнение сле­дующих действий:

    а)       взаимная координация планов аудиторской проверки;

    б)      обмен отчетами;

    в)       регулярные рабочие встречи;

    г)       свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации;

    д)      совместное представление отчетов руководству и (или) собст­венникам экономического субъекта;

    е)       общий порядок документирования аудита.

    Аудиторская организация должна иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по любому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудитора, мо­жет повлиять на работу аудиторской организации.

    Аудиторская организация информирует руководство и (или) собственников экономического субъекта и, возможно, руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных фактах, способных повысить эффективность и результативность работы внут­реннего аудита в будущем.

    Аудиторская организация в ходе своей проверки не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже прове­ренных внутренними аудиторами. Если эти проверки дают сходные (сопоставимые) результаты, коррективов в намеченной работе не требуется. В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры, например, изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур.

    Аудиторская организация несет полную ответственность за выда­чу аудиторского заключения, письменной информации аудитора ру­ководству экономического субъекта по результатам проведения ауди­та, а также за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Не уменьшается эта ответственность и тогда, когда ис­пользуются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.

    Заключение

    Внутренний аудит - один из способов контроля за эффектив­ностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

    Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и кон­сультационное значение, поскольку призвано содействовать опти­мизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

    Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных пред­приятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших уп­равленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менед­жеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предот­вращения потери ресурсов и осуществления необходимых измене­ний внутри организации.

    Примерный состав службы внутреннего аудита:

    - Руководитель службы (аттестованный аудитор)

    - Специалист по расчетам с головной организацией

    - Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов

    - Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.

    - Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях

    При разработки методологии внутреннего аудита может быть ис­пользовано по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй — использование цельных методических приемов внешнего аудита.

    Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского рис­ка и системы внутреннего контроля и тем самым существенно со­кратить объем процедур, которые предстоит выполнить аудитор­ской организации.

    Аудиторская организация должна сформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита еще до планирования предстоящей проверки.

    Литература


    1.                  Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.98 №34н (в ред. от 18.09.2006 № 116н)

    2.                  Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (с изм. от 30.12.2006)

    3.                  Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2006 № 183-ФЗ

    4.                  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ).

    5.                  Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.

    6.                  Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: организация аудиторской деятельности: Учебное пособие.- М.: Экспертное бюро ПРИОР, 2000

    7.                  Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие.- М.: издательство  ПРИОР, 2002

    8.                  Лабынцев Н.Т. Стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие – Ростов-на-Дону, 1999

    9.                  Лабынцев Н.Т. Управленческий учёт и аудит в условиях рыночной экономики- Ростов, 2001

    10.             Макальская А.К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие.- 2-е изд.. перераб. и доп.-М.: Дело и сервис, 2001

    11.             Путко Г.М. аудит и ревизия: Учебное пособие, Интерпрессервис, 2003

    12.             Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа: Учебное пособие.-М.: Книга- сервис, 2002

    13.             СотниковаЛ.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник- М. «Финстатинформ», 2000

    14.             Стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие.-2-е изд.-М.:ИНФРА-М, 2002

    15.             Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой:Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2000


    [1] Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. М., 1998


    [2] Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие для вузов-М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003


    [3] Макальская А.К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие.- 2-е изд.. перераб. и доп.-М.: Дело и сервис, 2001


    [4] Макальская А.К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие.- 2-е изд.. перераб. и доп.-М.: Дело и сервис, 2001

    [5]   Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие.- М.: издательство  ПРИОР, 2002

    [6] Правило (стандарт) №29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 523


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.