МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бюджетирование и контроль затрат

    Бюджетирование и контроль затрат










    Бюджетирование и контроль затрат


































    Содержание


    Введение

    3

    Глава 1: Концепция бюджетного планирования

    5

    1.1. Сущность бюджетного планирования

    5

    1.2. Основные функции бюджетирования

    6

    1.3. Достоинства и недостатки бюджетирования

    8

    Глава 2. Элементы планирования.

    12

    2.1. Виды и формы бюджетов

    12

    2.1.1. Виды бюджетов

    12

    2.1.2. Основные формы бюджетов

    12

    2.3.Типовые стадии процесса внедрения бюджетирования

    16

    2.3. Управление и контроль затрат

    17

    Глава 3. Подготовка различных планов бюджета

    24

    Заключение

    27

    Список использованной литературы

    28


    Введение

    В течение многих лет компании рассматривали свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих годовых доходов и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные роли различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.

    Исследование, проведенное Институтом менеджмента и администрирования, показывает, как постоянно увеличивается значение бюджетирования и планирования для корпораций. Инспекторы больших и маленьких компаний были опрошены на предмет их основных функциональных обязанностей, и около 59% из них указали бюджетирование как свою ключевую функцию.

    Это же исследование показывает, что процесс бюджетирования сейчас включает гораздо больше различных элементов и сотрудников в рамках организации. Другими словами, дни, когда несколько специалистов в головных подразделениях корпорации изолированно создавали бюджет, быстро уходят в прошлое: бюджетирование стало функцией различных подразделений организации. Когда инспекторов спросили о расширении их контрольных функций, респонденты отметили, что среди их обязанностей лидирующее положение занимают контроль бюджетирования и стратегическое планирование. Это также подтверждает существование стойкой тенденции к усложнению бюджетирования и планирования.

    Поэтому актуальность данной темы очень сильна.

    В данной работе будут рассмотрены основные понятия процесса бюджетирования, достоинства и недостатки, формы, а также управление и контроль затрат.



    Глава 1: Концепция бюджетного планирования

    1.1. Сущность бюджетного планирования

    Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

    В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом “бюджет”. Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

    Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин “бюджетирование”.

    Составление бюджетов преследует следующие цели:

    ·        Разработка концепции ведения бизнеса:

    ·        Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

    ·        Оптимизация затрат и прибыли предприятия;

    ·        Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;

    ·        Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

    ·        Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

    ·        Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

    ·        Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

    Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.

    1.2. Основные функции бюджетирования

    Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:

    ·        Бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.

    ·        Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.

    ·        Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.

    ·        Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

    Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают две схемы составления бюджетов:

    ·        По методу "сверху вниз" руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.

    ·        Метод “снизу вверх” подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.

    Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.

    План должен быть основан на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.

    Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:

    1.                 Гибкость плана (бюджеты, механизм корректировок).

    2.                 Полнота планирования (сценарии)

    3.                 Поддержка со стороны высшего руководства

    4.                 Комплексность планирования (подшивки бюджетов)

    5.                 Ответственность за разработку и выполнение планов

    6.                 Приоритет текущих решений перед планом (анализ План-Факт)

    7.                 Точность, ясность, лаконичность формулировки плана

    8.                 Участие исполнителей в разработке плана (несколько пользователей, разграничение прав).


    1.3. Достоинства и недостатки бюджетирования

    Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

    Достоинства бюджетирования:

    ·        Оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;

    ·        Позволяет координировать работу предприятия в целом;

    ·        Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

    ·        Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

    ·        Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

    ·        Способствует процессам коммуникаций;

    ·        Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;

    ·        Позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе;

    ·        Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

    Недостатки бюджетирования:

    ·        Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

    ·        Сложность и дороговизна системы бюджетирования;

    ·        Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

    ·        Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;

    ·        Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

    Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать “подводные камни”:

    ·        Политические интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;

    ·        Конфликты между менеджерами подразделений и отделом контроллинга;

    ·        Завышение потребностей в ресурсах;

    ·        Распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам.


    Недостатки сложившейся системы планирования и необходимость составления планов (бюджетов)

    ·        Планирование сегодня - процесс очень трудоемкий.

    ·        Планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа.

    ·        Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений.

    ·        Плановые данные значительно отличаются от фактических данных.

    ·        Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.

    ·        При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности.

    ·        Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции.

    ·        Отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли.

    ·        Не проводится анализ.

    ·        Не рассчитывается безубыточности продаж.

    ·        При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие.

    ·        Невозможно определить запас финансовой прочности.

    ·        Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия.

    ·        При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.

    Глава 2. Элементы планирования.

    2.1. Виды и формы бюджетов

    2.1.1. Виды бюджетов

    Прежде всего, надо видеть различия в целях построения каждого из бюджетов. Смешение принципов выбора бюджетных статей для различных видов бюджетов – типовая ошибка при построении бюджетных систем.

    Бюджет доходов и расходов (БДР) – определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности предприятия, т.е. его прибыльность.

    Бюджет движения денежных средств (БДДС) носит более очевидный характер, он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления. БДДС определяет “платежеспособность” предприятия как разницу поступлений и “выбытий” денежных средств за период.

    Бюджет по балансовому листу (ББЛ) - определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.

    2.1.2. Основные формы бюджетов


    Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.

    К двум основным, “идеологически” отличным типам бюджета следует отнести бюджеты, построенные по принципу “снизу вверх” и “сверху вниз”.

    Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные “снизу” показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

    Этот вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием - к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином…

    Второй подход требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

    В целом бюджетирование “сверху вниз” является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.

    Есть еще несколько вариантов классификации бюджетов:


    ·                    Долгосрочные и краткосрочные бюджеты (Short- & Long-term budgets)

    В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года.

    Естественно, сейчас в России достоверность трех-, пяти- и уж тем более -десятилетних бюджетов, будет, мягко говоря, невысокой.

    По различным мнениям, “горизонт прогнозирования” на данный момент в России составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года.

    Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы “прокатывается” вперед еще на один период.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.