26.11.2009
Областной семинар-практикум для руководителей молодежных театральных коллективов по теме «Поэтический театр. Музыка в спектакле».
Отчет о проведении областного семинара-практикума для руководителей молодёжных театральных коллективов «Поэтический театр. Музыка в спектакле» (РЦП «Молодёжь Мурмана» на 2008-2010 гг.) Мурманским областным Домом народного творчества с 26 по 29 ноября 2009 года на базе Мурманского областного Дворца культуры им. С. М. Кирова был проведён областной семинар-практикум для руководителей молодёжных театральных коллективов «Поэтический театр. Музыка в спектакле». Семинар-практикум состоялся в рамках региональной целевой программы «Молодёжь Мурмана» на 2008-2010 годы. На семинаре присутствовало 25 человек. Основной целью областного семинара-практикума является повышение квалификации руководителей молодёжных театральных коллективов, обновление знаний опытных руководителей и накопление творческого багажа начинающих режиссёров. Анализируя состояние коллективов самодеятельного художественного творчества, специалисты МОДНТ постоянно обращают внимание на кадровую проблему. С одной стороны, — в области идет постоянный процесс старения кадров, с другой стороны — практически отсутствует пополнение кадрового состава за счёт молодых специалистов, выпускников профильных ВУЗов. Для режиссёров любительских театров, получивших профильное образование в 70-80-е годы, давно назрела необходимость обновления знаний, знакомства с новыми методиками работы в самодеятельном коллективе. Среди начинающих режиссёров много специалистов со средним специальным образованием, которым также необходимо повышать свой профессиональный уровень. Последние курсы повышения квалификации для режиссёров народных театров проводились в 2002 году, для начинающих режиссёров — в 2004. В качестве преподавателей на курсы привлекались местные кадры — режиссёры и специалисты мурманских профессиональных и любительских театров, Детской театральной школы. В последние годы режиссёры любительских театров Мурманской области участвуют в различных учебных акциях в Москве и Санкт-Петербурге, но такие поездки, к сожалению, носят единичный характер. Поэтому основная масса руководителей молодёжных театральных коллективов существует в определённом информационном вакууме. Учитывая финансовую сторону вопроса, нашим специалистам выгоднее пройти обучение в пределах области. Благодаря же финансированию в рамках РЦП «Молодёжь Мурмана» на 2008-2010 гг., организаторам удалось пригласить для проведения семинарских занятий преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства: доцента кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Павлова Михаила Михайловича и старшего преподавателя этой кафедры Телееву Ирину Ивановну. Выбор этот был не случаен. И М. М. Павлов, и И. И. Телеева помимо педагогической деятельности, имеют огромный опыт практической работы в самодеятельном коллективе — на протяжении многих лет они возглавляли народный театр Пушкинского Дома культуры. Их спектакли неоднократно были удостоены дипломов Лауреатов Всероссийских и Санкт-Петербургских фестивалей, сам же М. М. Павлов в 2001 году стал обладателем звания «Лучший режиссер любительских театров Санкт-Петербурга». К тому же, в творческом багаже М. М. Павлова и И. И. Телеевой более 100 массовых праздников, театрализованных представлений и праздников. Поэтому встреча с педагогами такого уровня была полезна не только руководителям молодёжных театральных коллективов, но и режиссёрам массовых представлений. Среди 85 театральных коллективов, работающих на базе культурно-досуговых учреждений Мурманской области, ни один не работает в жанре поэтического театра. Как показал областной конкурс чтецов, состоявшийся в 2002 году, в любительских театрах крайне редко работают с чтецким материалом. (Борьба за призовые места тогда на конкурсе проходила, в основном, среди учащихся Детской театральной школы г. Мурманска.) Поэтому организаторы семинара также преследовали цель пробудить интерес у руководителей театральных коллективов к поэтическому материалу. Надо отметить, что первые переговоры с преподавателями состоялись ещё 6 лет назад, договорённость была достигнута в 2007 году. Семинар-практикум должен был состояться в марте 2009 года, но по причине отсутствия финансирования в I квартале, неоднократно переносился. Мы очень благодарны преподавателям СПбГУКиИ, сумевшим выкроить время в своем невероятно плотном графике работы для поездки в Мурманск. В программу 4-х дневного семинара вошли следующие темы: «Роль литературы в создании поэтического спектакля», «Проблема замысла в театре поэтического представления», «Поиски выразительных средств», «Художественная целостность спектакля»; «Значение музыки и её роль в драматическом спектакле», «Работа с композитором и подбор музыкального материала», «Влияние музыки на темпо-ритм спектакля», «Музыкальная характеристика героев. Принцип лейтмотивов». Состав участников семинара-практикума был очень разнородным, и по образовательному и по возрастному цензу, и по опыту работы. Рядом с режиссёрами маститых народных театров сидели руководители театральных коллективов, приехавшие из отдалённых уголков нашей области, имеющие среднее образование или специальное непрофильное. Поэтому М. М. Павлову пришлось в первую очередь вернуться к основам театрального искусства и основам профессии режиссёра. На лекциях были рассмотрены особенности театрального искусства, функции режиссёра, затронута проблема репертуара в любительском театре. По сути, на лекциях была раскрыта технология создания спектакля, которую Михаил Михайлович сравнил со шкатулкой, в которой лежат спутавшиеся клубки ниток. Потянешь за одну нить, а вслед за ней из шкатулки потянутся и другие. Раскрывая заявленные темы семинара, невозможно было не остановиться на главном элементе театра — действии, на предлагаемых обстоятельствах, на конфликте и событийном ряде, на мизансцене, на жанровом решении и на образе спектакля. Большой акцент преподаватель сделал на воспитательной функции искусства. В наш век, когда с ТВ экранов льются потоки «чернухи», именно мы, руководители любительских коллективов, несём ответственность за создание спектаклей с позитивным нравственным итогом. Также М. М. Павлов подчеркнул необходимость глубокого погружения режиссёра в выбранный материал. А для этого нужно задавать себе как можно больше вопросов, как можно больше читать классической литературы, интересоваться другими жанрами искусства, особенно — живописью. Сам Михаил Михайлович является ярким примером творческой, необыкновенно эрудированной личности. Мы убеждались в этом от занятия к занятию: педагог наизусть цитировал Пушкина, Достоевского, Чехова, Гоголя. Хочу отметить, что участники семинара высоко оценили не только объём полученной информации, но и то как ярко, эмоционально и с каким юмором был преподнесён лектором весь материал. Лекционно-практические занятия по теме «Музыка в спектакле» провела И. И. Телеева. Ознакомив режиссёров с вокальными упражнениями по системе Карузо, Ирина Ивановна создала из режиссёров хор и разучила с ними вокально-игровое упражнение «Курочка по дворику похаживает». Семинаристы никак не ожидали, что все заявленные в программе темы будут легко рассмотрены, а, вернее, сыграны ими и спеты на примере произведения С. Маршака «Почта». Кстати, на этом примере мы убедились, что музыкальное оформление спектакля может быть эклектичным и в то же время целостным и гармоничным. Одним из положительных моментов семинара является то, что все лекционные занятия были подкреплены видеоматериалами. Мы просмотрели видеозаписи учебных спектаклей студентов СПбГУКиИ в постановке М. М. Павлова и И. И. Телеевой: «Дом у дороги» А. Твардовского, «Левомещанский марш» по произведению В. Маяковского «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Конёк-горбунок» П. Ершова, «От войны войны не ищут» Б. Окуджавы, «Пир во время чумы», «Цыганы» и «Медный всадник» А. Пушкина. Огромное впечатление на режиссёров произвела забытая техника теневого театра, а также использование в спектаклях трансформирующихся деталей (полотенец, гимнастических палок, цыганских шалей, хохломских ложек, полотнищ, гимнастических обручей). На робкий вопрос одного из режиссёров можно ли «украсть» какую-либо из постановочных идей, М. М. Павлов утвердительно ответил: «Нужно!» Каждый из участников семинара получил авторскую методичку М. М. Павлова «Театр поэтического представления». Это учебное пособие будет издано в Санкт-Петербурге только в 2010 году, а с разрешения автора она издана Мурманским областным Домом народного творчества в ноябре этого года и будет апробирована режиссёрами уже в течение этого творческого сезона. Помимо лекционно-практических занятий, участникам семинара была предоставлена возможность познакомиться с репертуарным фондом и фондом методической литературы МОДНТ. В течение двух вечеров семинаристы побывали на спектаклях Мурманского областного драматического театра. В рамках семинара состоялся круглый стол по обмену опытом участия любительских театров Мурманской области в международных и всероссийских театральных фестивалях. На закрытии семинара-практикума всем участникам были вручены сертификаты. Режиссёры дали высокую оценку содержанию и уровню организации семинара. Они отметили, что освежили в памяти забытые знания и в то же время узнали много нового, что на семинаре царила настоящая творческая атмосфера, заставляющая думать. Многие признавались, что получили хорошую «встряску для мозгов», что необходимо время, чтобы «переварить» полученную информацию. Но самое главное то, что окрылённые режиссёры уезжали с новыми идеями и с огромным желанием творить! В адрес организаторов высказаны просьбы продолжить встречи с М. М. Павловым и И. И. Телеевой, а также пригласить этих преподавателей в состав жюри наших областных фестивалей. Проведённый анализ анкет участников семинара помогает нам выстроить перспективу проведения дальнейших учебных акций. Наиболее востребованы в настоящее время встречи со специалистами по сценографии и сценическому движению, есть необходимость в пополнении знаний по режиссуре и в практических актёрских тренингах. Уже в сентябре 2010 года в рамках РЦП «Молодёжь Мурмана» состоится следующий семинар-практикум для руководителей театральных коллективов по сценическому движению.
|
|
|