МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты "Чапаевский рабочий")

    Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты "Чапаевский рабочий")

    Министерство образования РФ

    Самарский государственный педагогический университет

    Институт филологического образования

    Кафедра журналистики










    Курсовая работа

     

    «Жанр интервью в региональной прессе»

    (на примере городской газеты «Чапаевский рабочий»)

     

    Выполнил:

    Студент 34 группы

    Илясов Денис

     

    Научный руководитель:

    К.ф.н., доцент

    Выровцева Екатерина Владимировна

     

     

     

     

     

     

     

     


     


    Самара 2003

    Содержание.

                                                                                                           С.

         Введение                                                                                            3

         Глава   1. Жанровая характеристика интервью.                               6  

         Глава   2. Место интервью в структуре городской газеты «Чапаевский рабочий»                                                                               9       

         Глава   3. Роль журналиста, его профессиональное мастерство в подготовке интервью.                                                                  14     

         Заключение                                                                                      23

         Список использованной литературы                                            24

         Приложения                                                                                      25                                

            


















    Введение


    Отличительная особенность интервью – его двуадресность: журналист (интервьюер), обращаясь к своему  непосредственному адресату (интервьюируемому), выстраивает особую публицистическую драматургию беседы в расчете на восприятие будущего читателя (адресат массовый).

    Особая мера убедительности произведений  этого жанра обусловлена тем, что информация идет в «прямом эфире» от политика или экономиста, ученого или художника, чей авторитет в данной области несомненен.

    Интервью для журналиста – это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть данную тему.

    Курсовая работа на тему «Жанр интервью в региональной прессе» на примере городской газеты «Чапаевский рабочий» для меня - возможность проанализировать востребованность жанра интервью в местной прессе. Потому что именно интервью подкупает своей жизнеспособностью и степенью доходчивости. Поэтому тема курсовой работы актуальна для сегодняшнего дня.

             «Высшим пилотажем» называют интервью профессиональные журналисты. При подготовке курсовой работы я, руководствуясь теорией журналистики, изложенной в книгах В.А. Аграновского «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике»1, В.И. Антонова «Информационные жанры журналистики»2, «Введение в теорию журналистики»3, В.В. Ворошилова «Журналистика»4, З.С. Смелковой, Л.В. Ассуировой, М.Р. Савовой, О.А Сальниковой «Риторические основы журналистики»1,  проанализирую интервью как жанр, его особенности. Это составит теоретическую базу курсовой работы. Анализируя жанровое разнообразие материалов, опубликованных в городской газете «Чапаевского рабочего», хочу определить место этого жанра в региональной печати, имеющей, как известно свои особенности в отличие от СМИ другого масштаба.

             Особое значение в подготовке интервью играет сам журналист, его мастерство. Об этом идет речь в книгах Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста»2, У.И. Отта «Вопрос+ответ=интервью»3, М. Шостака «Интервью. Метод и жанр»4.

    Эмпирическую базу составят статьи, опубликованные в книге «Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики».

    Целью работы является исследование интервью как жанра, который является одним из востребованных в современной журналистике. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

    -                            проанализировать место интервью в современных СМИ на примере одной городской газеты;

    -                            определить особенности подачи интервью в рамках городской газеты.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи курсовой работы, дается обзор литературы по теме. В первой главе рассматриваются вопросы теории применительно к жанру интервью. Во второй главе анализируются публикации городской газеты «Чапаевский рабочий» в жанре интервью, которые представлены в приложениях. В третьей главе предпринимается попытка проанализировать роль журналиста и его профессиональное мастерство при подготовке интервью для городской газеты. В заключении представлены выводы. Список литературы отражает степень изученности круга проблем, очерченных темой курсовой работы и обоснованности сделанных выводов.


    Глава 1.

     Жанровая характеристика интервью.


    Интервью (английское interview – беседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ). Жанр интервью является одним из самых популярных в современных средствах массовой информации. И особенно популярен он стал в 90-х годах. Это объясняется многими факторами. Во-первых, с изменением политических условий и началом демократии, у интервьюируемого появилась возможность высказать в беседе с журналистом свою точку зрения. Ведь до этого с 1919 г. существовал институт цензоров, и они могли настоять на том, чтобы в любом материале, в том числе и в интервью, была сделана правка – вымарывались строчки и даже абзацы. В советское время собеседник выступал от лица коллектива, рассматривался не как отдельная личность, а как составляющая общества. А отсюда и придирки цензоров. С устранением института цензоров, с восстановлением определенных свобод, журналист получил возможность обращаться к интервьюируемому как к индивидуальности.

    Современному массовому читателю, зрителю, слушателю преимущественно необходимы факты, сообщения о каком-либо событии, минимум или вовсе отсутствие комментариев, глубокого анализа. Кроме того, интервью – это жанр, позволяющий получить неискаженную корреспондентом информацию, что тоже немаловажно.

    Интервью – особый речевой жанр. И строится в форме диалога между журналистом и интервьюируемым, реплики которых, как правило, выделяются в газетном тексте разными шрифтами.

    Диалогичность в интервью выступает не только как способ построения газетного текста, но и как способ организации материалов на газетной полосе.

    Общая схема текста интервью трехчастна. В основе – «логическая схема описательного или событийного типа».

    В зависимости от первоначальной коммуникативной цели журналиста будет:

    а) либо мотивация общественной значимости проблемы, либо свидетельство компетентности мнения интервьюируемого;

    б) та или иная форма представления героя интервью.

    Определяя форму «классического интервью» как цепочку из звеньев «вопрос-ответ», М.И. Шостак выделяет такие разновидности (основание – цель и характер беседы): информативные, экспертные, проблемные, интервью-знакомства1. На первый план выделяется один из смысловых центров:

    -                            либо это социально-психологический портрет личности (человек и время), 

    -                            либо анализ актуального события, социального явления, общественной проблемы через призму индивидуального мнения авторитетного лица.

    Особенность жанра интервью в том, что все формы высказываний корреспондента направлены только на получение информации. Обращение-вопрос, обращение-сообщение, обращение-побуждение к действию, используемые в интервью, помогают донести до читателя дополнительную информацию.

    В теории журналистики оговариваются «бинарность понятия «интервью»: универсальный метод получения информации и публицистический жанр, характеризуемый диалоговой формой изложения материала. Нередко, выстраивая текст, располагая вопросно-ответную информацию «по нарастающей», журналист стремится зафиксировать внимание читателя на главном. И на первом плане должны быть ответы. Ведь именно с ответом приходит понимание. А понимание и ответ диалектически слиты и взаимообуславливают друг друга, одно без другого невозможно1».

                               

























    Глава 2.Место интервью в структуре городской газеты «Чапаевский рабочий»


    Прежде, чем начать разговор о месте интервью в структуре городской газеты, надо отметить, что газета, выходящая в маленьком городе, имеет свои особенности. Она пишет о людях, которых неплохо знают в городе (сослуживцы, соседи, друзья детей, фронтовые товарищи дедов и т.д.) Отсюда и требования к информации: она должна быть доступна и понятна каждому, кто читает газету. И конечно информация не должна содержать тех сведений, которые и так известны и старому, и малому. Интервью, один из тех жанров, которые сохраняют в газетной публикации «эффект подлинности и непринужденности, что так ценят люди, живущие в «глубинке». Проанализировав публикации в номерах газеты за 8 месяцев 2002 г., заметил, что интервью – один из популярных в «Чапаевском рабочем» жанров. Еженедельно интервью публикуются в разных формах. По пятницам это блиц-интервью или экспресс-интервью. Как правило, публикуются на первой странице, и от журналиста требуется четко сформулировать вопрос. А затем лаконично и конкретно передать ответы интервьюируемых, чтобы читатель получил представление об их позициях. Такое интервью – своего рода инструмент изучения общественного мнения. Пример подобного интервью в приложении №1 С.25

    Часто в «Чапаевском рабочем» используются такие формы жанра, как мини-интервью, экспресс-опрос. Особенно если эти материалы предполагается разместить на страницах, обращенных к подросткам и молодежи - «Зебра» и «Молодежный клуб». Почему? Да потому что на вопросы отвечают сверстники, герои этих мини-интервью легко узнаваемы в школьной и студенческой среде. И потому интересны для тех, к кому это интервью обращено. Здесь допустимы выражения и слова, господствующие в подростковой и молодежной среде, сленг. Ведь это мировосприятие делает героя интервью «своим» - он тоже живет среди тех же проблем – пьянство, наркомания, тусовки, «стрелки», - но это не мешает ему оставаться собой, дистанцироваться от тех, кто бессмысленно прожигает жизнь. То, как сделан текст в интервью, обращенных к подросткам и молодежи – как раз и образует эмоциональный климат беседы. Нарушение традиционных границ предложения, незавершенность фразы, некоторая размытость стиля – все это помогает журналистам подчеркнуть характер общения в молодежной среде.

    Редко, но встречается интервью – монолог, когда какое-то лицо отвечает на вопрос, предложенный журналистом, цельным рассказом. В данном случае используется интервью как метод получения информации.

    Довольно распространена другая форма: интервью-знакомство. Часто их сопровождает рубрика «Наш гость». При этом на первый план выдвигается особый смысловой центр – показать социально-психологический портрет личности – человек и его дело. Именно так сделано интервью «Вдохновение Валерия Щежина»1. Журналист сразу объясняет читателю (в аннотации), для чего он берет интервью: «Через месяц Валерию Георгиевичу Щежину исполнится пятьдесят, как раз повод, чтобы подвести некоторые итоги. Не в смысле, что построил, посадил, вырастил, а в плане музыкального творчества, благодаря чему наш собеседник уже состоялся как музыкант и композитор». Интервью разворачивается свободно, непринужденно, журналист мягко вводит героя в разговор, задавая традиционные вопросы и помогая герою сориентироваться, о чем, необходимо обязательно рассказать горожанам, когда-то знавшим его по временам бардов. Используются и вопросы, предполагающие разговор об очень личном: «Если не секрет, поделись как сочиняешь музыку…» , «Не обидно, что многие твои работы остаются невостребованными?», « Как ты планируешь отметить свой юбилей?». Журналист о многом, что касается интервьюируемого, осведомлен. Но это не мешает разговаривать. Даже напротив, способствует раскрытию образа музыканта и певца как фигуры многозначной в искусстве. Характерно, что в этом интервью журналист, задавая вопросы, использует предлог, так называемый информационный повод, что и позволяет выявить «философию личности» на фоне «философии профессии»1:

    Наиболее трудная часть интервью – личные вопросы - не остаются без ответов. «Новик – значит «новый»»2 – такой же тип интервью, подтверждающий сказанное.

    Журналисты используют подачу материала в форме интервью и как способ знакомства с героем. Пример - «Его Величество Случай». Работает методистом в центре детского творчества Елена Будюкова. Интервью с ней, в Международный день театра, - попытка узнать «каково это, в двадцать два года поступить в профессиональный театр, работать бок о бок с мастерами, с самим Монастырским…»3 Интересное интервью дополняют фотоиллюстрации со сценами из театральных постановок и фотография актрисы.

    В тематической полосе «Служба здоровья» под рубрикой «Тема разговора» – пример аналитического интервью: «Итоги года. Прогноз на будущее». Его дал газете главный врач ЦГБ. В день памяти воинов–интернационалистов в России» газета поместила интервью «Печальный день», которое дал А.Г. Доронин, возглавляющий Чапаевский городской отдел Российского союза ветеранов Афганистана4. Название интервью – эмоционально–смысловой фон публикации.

    Другой пример. Интервью под рубрикой «По вашей просьбе». Все вопросы в нем составлены с учетом тех, что задают читатели газеты. Интервьюируемый – 1-ый зам. главы администрации города - человек достаточно компетентный, который успел на разных должностях поработать во властных структурах, стоял у истоков многих начинаний. Сегодня он опять во власти. Как же он оценивает сделанное, над чем сегодня считает важным поработать и что предпринимает для решения городских проблем, как лицо ответственное, и авторитетное у большей части горожан.

    В интервью собраны те вопросы, которые волнуют в нашем городе всех. И ответы развернуты, понятны. Редакция сумела расположить интервьюируемого к достаточно откровенному диалогу накануне профессионального праздника строителей. Есть в интервью и вопрос, ради которого, возможно, и был задуман материал: «Что в городе делается для того, чтобы поднять авторитет профессии строителя?» Дело в том, что в 80-е годы в городе был трест «Чапаевскстрой» и строительство велось хорошими темпами, но потом все рухнуло и профессионалы-строители, оставшись без работы, стали уезжать из Чапаевска в Самару и другие города, где они оказались востребованы.

    В логической схеме интервью «Космический марафон длиною в 747 суток» – не только продолжение темы «Наши именитые земляки», которую «Чапаевский рабочий» ведет давно и уже рассказывал о земляке - космонавте Сергее Авдееве. В интервью с этим человеком, предложенном в газете 18 января 2002-го года, подчеркивает журналист, есть ответы на вопросы, касающиеся российских приоритетов перед другими державами. На первый план в этом интервью выдвигается помимо смыслового центра – человек и время  - анализ явления, которое волнует многих здравомыслящих людей: не уступили ли мы приоритетов в космической науке и практике освоения космоса? Удачно используемый в интервью элемент – справка – делает все сказанное более достоверным и еще раз подчеркивает, насколько состоятелен авторитет человека, которого газета сделала интервьюируемым.

    Интервью в «Чапаевском рабочем» - удачный способ знакомства читателей с героями. И от того, какая коммуникационная задача решается, зависит многое: либо мотивация общественной значимости проблемы, либо свидетельство компетентности мнения интервьюируемого; либо та или иная форма представления героя.

    Установить контакт с читателем, подготовить к личному восприятию диалога не простая задача. Помогает решать эту ее эмоционально, конкретно  и нестандартно аннотация к интервью. «И звезды становятся ближе» - этому интервью предпослана такая аннотация:

    «Поистине, где только ни встретишь выходцев из Чапаевска. Оказывается, есть «наши люди» и в самом крупном Российском научном центре по изучению Вселенной, так называемой Специальной Астрофизической обсерватории РАН (Российской Академии наук), расположенной в горах Северного Кавказа на территории Карачаево-Черкессии»[1].

    В коллективном опыте ввода в ситуацию, накопленном сотрудниками редакции, используются всевозможные лиды: лид - определение (о герое), лид – деталь, лид – история, лид – вопрос, лид – цитата довольно часто применяются в оформлении материалов с пресс-конференций, «Прямых линий» с авторитетными людьми города или со специалистами, способными пролить свет на проблему, волнующую всех.














    Глава 3.

    Роль журналиста, его профессиональное мастерство в подготовке интервью.

     

    Журналист, как правило, стремится построить свою беседу в зависимости от характера конкретного материала  и предполагаемой композиции интервью, учитывает индивидуальные качества собеседника, определяет тональность материала, основываясь на собственном творческом опыте. Во всем этом, несомненно, заметную роль играет индивидуальность журналиста.

    Важно иметь в виду, что как бы журналист не стремился побыстрее передать в редакцию «горяченькое» интервью, он не должен демонстрировать, что торопится. Суетой, лихорадочными действиями можно «смазать» стремление человека отвечать на вопросы, а именно он, возможно, и есть главный свидетель происшествия, ценный очевидец события. Даже если произошло ЧП и есть объект для интервью, надо успокоиться самому,  спокойно заданные вопросы помогут успокоиться и потенциальному интервьюируемому. Для творческого коллектива «Чапаевского рабочего» характерен именно такой подход. Ибо многие опытные интервьюеры подчеркивают как важен душевный настрой журналиста. Ведь тогда можно рассчитывать на доверительность интонации. А это - одна из слагаемых убедительности  интервью. Особенно  если оно имеет целью «пролить свет» на проблему.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.