МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Языковые стилистические особенности жанра "Заметка"

    Иногда авторы заметок вводят в текст предложения составные именные сказуемые. Но типичным является наличие простого глагольного сказуемого, выраженного глаголами с разными значениями: протекания действия, состояния, времени.

    Заметка чаще всего представляет собой текст-повествование – или в чистом виде, или с элементами описания. Микротексты-описания могут быть введены в заметку с целью более подробного раскрытия события или факта. Но данный тип речи не является, ни ключевым, ни обязательным для заметки. Кроме того, введение описания разрушает ритмичность, свойственную этому жанру.

    Таковы основные особенности жанра заметки, очень распространенного на страницах газет, отличающегося достаточно однотипным речевым воплощением. Для формирования профессиональных навыков работа над этим жанром очень важна: лаконизм и сжатость в выражении мыслей удается далеко не всем и не сразу.

    Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты реальности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована. Поэтому то, что в общем плане называется заметкой, при более близком, конкретном рассмотрении может быть отнесено к вполне самостоятельному виду публикации (разумеется, в пределах общих характеристик заметки). Таким образом, существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами.

    Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто появляющиеся на страницах современной периодической печати.

    Событийная заметка. Заметки данного типа составляют основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. Выделение их в самостоятельный жанровый вид возможно на основе своеобразия предмета отображения. В качестве такового в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.

    Примером данного вида публикации может послужить заметка «В Костроме посадили насильника-педофила» (газета «Северная правда» №18, 2007 г.). (Приложенте№1)

    Информационное содержание данной заметки – сообщение о двух «точечных» событиях одного ряда: преступление и решение суда. Эти сообщения носят чисто фактологический характер.

    Существует и другой вид содержания событийной заметки. Рассмотрим его на примере информации «Чем помочь молодой семье?» (газета «Северная правда» №18, 2007г.). (Приложение №2)

    Событийные заметки данного типа (похожие на приведенную выше) обычно представляют собой так называемую итоговую, комплексную информацию, состоящую из количественных и качественных обобщений, из таких сведений, которые могут быть охарактеризованы как «факт», как «оценка», как «норма», как «предписание». Иначе говоря, это информация, характеризующая предмет – состояние дел в какой отрасли производства, каком-то учреждении, какой-то сфере деятельности в самых разных аспектах. Причем информация может давать представление как о чем-то уже свершившемся, так и о совершающихся событиях, действиях, процессах, возникающих ситуациях, феноменах.

    В данной заметке «Чем помочь молодой семье?» автор – Алла Новикова подводит двухгодичные итоги реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Новикова информирует читателей о состоянии дел на сегодняшний день в сфере обеспечения жильем молодых семей. В своем материале журналист приводит конкретные цифры и факты по реализации подпрограммы, с помощью которых потребитель информации сможет самостоятельно дать оценку происходящему.

    Существует еще один вид – мини-обозрение. Такой тип материала представляет собой фактологическую заметку. Возможность отнесения информационных публикаций к самостоятельному жанровому виду заметки «мини-обозрение» заключается в своеобразии предмета отображения. А именно: таким предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками этой совокупности может выступать, например, определенный временной период, в течение которого произошли наиболее примечательные, с точки зрения автора, события. Но он может объединить некие явления на другой основе, например, по их сходству, то есть по теме.

    Примером мини-обозрения может служить публикация «Два колеса опасней, чем четыре» из областной газеты «Северная правда» (№ 46, август 2007 года). (Приложение №3)

    Данный материал содержит информацию, в которой описывается однотипных событий, а именно ДТП с участие мототранспорта, произошедших за неделю. Такая тематическая и временная локализация объединяет разные события под одним заголовком - «Два колеса опасней, чем четыре». Данная публикация отличается от заметок иных типов тем, что позволяет читателю «обозреть» определенную, лаконично обозначенную панораму событий, что в известной мере повышает информационную насыщенность заметки.

    Автор мини-обозрения не ставит перед собой цель досконально изучить и выявить взаимосвязи, существующие между собранными им для освещения в публикации явлениями. Он не пытается в таких публикациях, опираясь на взаимосвязь освещаемых фактов, определить какую-то порождающую их закономерность. Главная его цель – сообщить о существовании схожих явлений или известить о случившихся за определенный промежуток времени событиях.

    Выделяют еще один вид заметки - заметка-анонс. Об этом виде мы говорили во введении курсовой работы. Повторим, что материал, написанный в подобном ключе, представляет собой сообщение о предстоящих событиях – политического, культурного, социального значения. Например, это может быть короткая информация о концерте, презентации книги или конференции с указанием даты и точного времени, когда они должны состояться. Задача автора заметки-анонса – не столько реклама, сколько информирование читателей о том, что должно произойти в ближайшее время в их городе или стране. Поэтому заметка-анонс может носить и негативный характер, выражающий отношение журналиста к предстоящему мероприятию.

    В областной газете «Северная правда» за 2007 год издания отсутствуют заметки-анонсы.

    Следующий вид заметки – аннотация. Слово «аннотация» с английского языка переводится как «примечать». Этот вид относится к разряду информационных текстов, предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего это книга, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы кратко описать его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания). Аннотация является одним из основных жанров специализированных периодических изданий, но достаточно часто публикации этого жанра появляются и в периодических изданиях иного плана.

    На страницах газеты «Северная правда» за 2007 год издания отсутствует подобный вид заметки.

    Иногда аннотацию называют мини-рецензией. С этим согласится нельзя, поскольку у любой рецензии, в том числе и у мини, иная цель, нежели у аннотации.

     Мини-рецензия - это краткая оценка какого-то культурного события (спектакля, выставки, фильма). Отличие мини-рецензии от рецензии в том, что ее автор не ставит своей целью проанализировать художественное значение состоявшегося события. Он просто сообщает читателям о своем мнении, выполняя, таким образом, информационную функцию.

    В газете «Северная правда» данный вид заметки встречается редко. Примером мини-рецензии может служить материал «Антидурь» (газета «Северная правда» №102, 2007 г.), в котором автор выражает свое мнение о фильме «Антидурь». (Приложение №4)

    Любитель кино примет во внимание эту рецензию. Но это не значит, что он будет считать ее достаточным основанием для того, чтобы не смотреть данный фильм. Читатель видит, что в заметке выражены лишь эмоции журналиста, увидевшего фильм. Аргументов в подтверждение своего мнения автор не излагает. Выражать мнение – это не является задачей информационного материала.

    На страницах современных газет и журналов, особенно предназначенных для семейного чтения, можно часто встретить такой тип заметок, который можно назвать заметками-советами или мини-советами. Обычно эти советы касаются здоровья, ведения домашнего хозяйства, самоанализа и т.п

    Мини-советы относятся к публикациям информационного жанра постольку, поскольку они служат целям оповещения аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели, но отнюдь не претендуют на анализ, на развернутое обоснование, на серьезное аргументирование правильности излагаемого совета. В исследуемой газете «Северная правда» заметки подобного типа встречаются в рубрике «Полезная страница». Например, мини-советы «Как переносить жару». (Приложение №5)

     Доверие к подобного рода текстам обеспечивается лишь авторитетом тех лиц, которые их дают. Анализ печатных изданий показывает, что авторами публикаций в жанре мини-совета чаще всего выступают специалисты из разных сфер деятельности. Как, например, в приведенной выше заметке, советы дает врач. Именно он владеет наиболее ценной информацией. Хотя нередко советы публикуются без какого бы то ни было указания на степень компетентности. Прежде всего так происходит тогда, когда советы, которые публикуются изданием, носят бытовой характер. Это могут быть рекомендации читателей, присланные в редакцию. Авторы советов, которые могут повлечь более-менее серьезные последствия для читателя, решившего их применить, как правило, представляются с указанием профессионального статуса «советчика».

    Глава 2. Языковой стилистический анализ жанра «заметка» на примере семи публикаций из «Северной правды»

    2.1 «В Костроме посадили насильника-педофила»


     Свердловский районный суд Костромы вынес приговор 52-летнему Евгению К., обвиняемому в изнасиловании малолетних девочек.

    Всего было доказано шесть эпизодов «деятельности» педофила. Но, возможно, их было и больше: родители потерпевших не всегда и далеко не сразу обращались с заявлениями в правоохранительные органы, чтобы лишний раз не травмировать психику своих и без того пострадавших детей. Надо сказать, что своим жертвам К. помимо прочего угрожал еще и убийством…

    Свою вину он категорически отрицал. Однако доказательства, свидетельствующие против преступника, были неоспоримы. Суд приговорил насильника к десяти годам лишения свободы в испытательной колони строгого режима.(Юрий Шипулин)

    Анализ:

    1. Сфера общения – общественная жизнь;

    2. Цель – передать информацию читателю об осуждении педофила.

    3. Функции: информативная – информирует о приговоре суда, содержании преступления; воздействующая на 1) логику - заметка заставляет осмыслить действия героя; 2) оценку – читатель оценивает поведение героя; 3) эмоции – текст вызывает злобу, осуждение, сожаление.

    4. Ситуация общения: один – много;

    5. Форма речи: письменная (монолог);

    6. Тип речи: сообщение;

    7. Подстили: газетно-публицистический;

    8. Жанр: информационный (заметка);

    9. Экстралингвистические признаки:

    1)                Общественная значимость текста заключается в том, что проблема педофилии волнует общество;

    2)                Актуальность. Данная заметка актуальна, поскольку педофилия все больше распространяется в мире.

    3)                Новизна – на тот момент тема была новой.

    4)               Фактологическая точность. В своем материале автор излагает следующие факты: возраст преступника (52 года), число преступлений (шесть), приговор суда (десять лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима).

    5)                Простота и доступность. Автор доступным языком рассказывает читателю о совершенном преступлении и о приговоре суда.

    6)                Субъективно-объективный характер. Данная заметка носит лишь объективный характер. Журналист не дает оценки действиям героя материала. Автор лишь излагает факты и не дает им оценки.

    7)               Языковой стандарт. В материале корреспондент использует несколько стандартных фраз. Большинство - обусловлено темой заметки. Например: суд вынес приговор, помимо прочего, категорически отрицал, суд приговорил насильника.

    8)                Выражен в тексте индивидуальный язык: «доказано шесть эпизодов «деятельности» педофила». Здесь автор помещает в кавычки слово деятельность, тем самым привнося в текст экспрессию.

    9)                Стилистическая открытость: в тексте используются слова и сочетания, относящиеся к различным стилям.

    10. Языковые признаки:

    ·  Лексика

    1) Политизмов нет.

    2)                Журналист в своем материале использует слова - экспрессивы: педофил, насильник. Именно они придают тексту эмоциональность и экспрессию.

    3)                Выражены в заметке и тематические группы лексики. Например: суд, приговор, потерпевшие, колония и так далее.

    4)                Автор использует в материале стилистические тропы, например, олицетворение – доказательства свидетельствуют, суд приговорил.

    5)                Автор употребляет в тексте перифразы - «деятельность» педофила, которая придает материалу выразительность.

    ·  Фразеология

    1)                В заметке «В Костроме посадили насильника-педофила» автор не употребляет книжной и общеупотребительной фразеологии.

    2)               Использование устоявшихся словосочетаний из научного и официально-делового стилей. Журналист в заметке использует несколько устоявшихся словосочетаний, так как материал написан на определенную тематику. Например: вынес приговор, суд приговорил, в правоохранительные органы, категорически отрицал.

    ·  Словообразование.

    Корреспондент в материале «В Костроме посадили насильника-педофила» не использует иноязычных аффиксов, суффиксов политизмов, окказионализмов, сложносокращенных слов и аббревиатур.

    ·  Морфология.

    В данной заметке автор чаще всего употребляет имена существительные: суд, преступник, девочек и глаголы: вынес, не травмировать, угрожал. Распространены в этом материале и числительные: шесть, десяти. Редко автор использует имена прилагательные: районный, правоохранительные. Употребление прилагательных обусловлено тематикой сообщения. Их можно отнести и к языковому стандарту: строго режима, исправительная колония, районный суд.

    Глаголы и имена существительные, используемые журналистом, призваны донести до читателя новость. Прилагательные используются автором как уточнение, они не несут оценки.

    Журналист использует все ресурсы морфологии.

    ·  Синтаксис

    В основном используются предложения малого и среднего объема – 7 – 15 слов. В заметке «В Костроме посадили насильника-педофила» Шипулин использует простые двусоставные распространенные предложения.

    Для передачи информации автор использует бессоюзное сложное предложение со значением причины во второй части. Но, возможно, их было и больше: (так как / потому что) родители потерпевших не всегда и далеко не сразу обращались с заявлениями в правоохранительные органы, чтобы лишний раз не травмировать психику своих и без того пострадавших детей. В первой части предложения (Но, возможно, их было и больше:) Шипулин представляет читателям свое предположение, а во второй – обосновывает его.

    Лишь два предложения осложнены особой формой глагола, выраженной причастным оборотом: Свердловский районный суд Костромы вынес приговор 52-летнему Евгению К., обвиняемому в изнасиловании малолетних девочек. Употребляя такую конструкцию при построении предложения, автор пытается предоставить читателю максимум информации в малом объеме.

    Использование подобных предложений характерно для исследуемого жанра.

    Вывод: корреспондент Юрий Шипулин в своем материале использует в основном простые конструкции предложений, позволяющие читателю легко вникнуть в суть сообщения. Общеупотребительная лексика, штампы и клише также помогают потребителю быстро осмыслить информацию. Отсутствие окказионализмов, иностранных аффиксов, аббревиатур, сложносокращенных слов, тропов, фразеологизмов не придает тексту выразительности и экспрессивности, но, избегая вышеперечисленные приемы, автор облегчает читателю процесс восприятие информации.

    Данный материал отвечает всем требованиям жанра «заметка», так как в нем присутствуют признаки данного жанра.

    2.2 «Два колеса опасней, чем четыре»

    27 июля на улице Фестивальной в Костроме ВАЗ-2105 столкнулся с мотоциклом «Минск» без государственного номера. Водителя двухколесного транспорта – студента технологического университета пришлось госпитализировать в больницу. На следующий день у санатория «Волга» пьяный водитель мотоцикла «Урал» не справился с управлением и упал в кювет. Его, а также пассажирку 1965 года рождения с различными травмами увезли в больницу. Буквально через час в Мантуровском районе другой мотоциклист сам стал жертвой аварии. Он столкнулся с «семеркой» под управлением пьяного водителя. Через некоторое время мотоциклист скончался в центральной районной больнице. На следующий день в том же Мантуровском районе пенсионер не справился с управлением мопеда и съехал в кювет. Пострадавшему понадобилась госпитализация. В тот же день другой пенсионер на дороге Буй – Кострома на мотоцикле «Урал» сбил пешехода.

    Анализ:

    1.     Сфера общения – общественная жизнь;

    2. Цель – информировать читателя о дорожно-транспортных происшествиях.

    3. Функции: информативная – передать потребителю информацию о дорожно-транспортных происшествиях с участием мототранспорта; воздействующая на 1) сознание – материал заставляет осознать опасность ДТП с участием мототехники.

    4. Ситуация общения: один – много;

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.