МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

    Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

    РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет филологии и журналистики

    Кафедра истории журналистики

    ИВАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

    Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы

    (на примере Ростовской области)

    Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности

    10.01.10. - журналистика

    Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

    КОРНИЛОВ Евгений Алексеевич

    Ростов-на-Дону

    2003

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………… 4

    Глава 1. Особенности развития современного отечественного телевидения
    (1985 – 2002 гг.)

    1.1. Эволюция отечественного телевидения от советских структур к формам собственности, присущим периоду реформирования общественно-экономических отношений………………………………………….…………….. 18

    1.2. Экспансия жанров западного телевидения на российских телеканалах…………………………………………………………………..………………... 36
    1.3. Основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами…………………………………………………… 54


    Глава 2. Влияние федерального телевидения на концепцию, структурно-типологические характеристики и содержание регионального вещания

    2.1. Роль федерального телевидения в программировании сетки вещания региональных каналов…………………………………………………………………75
    2.2. Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ………………………………………………………………….. ………….. 82 2.3. Федеральное и региональное телевидение в едином информационном пространстве России
    …………………………………………………………….........89

    Глава 3. Творческое взаимодействие федеральных и региональных телевизионных каналов

    3.1. Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения………………………………………………………100

    3.2. Влияние федерального телевидения на жанры и тематику программ региональных каналов ….…………………………………………………..…………..115


    Заключение………………………………………………………130

    Библиография……………………………………………………139

    Приложение………………………………………………….…..152

    ВВЕДЕНИЕ

    Российское общество вот уже более десяти лет организует свое развитие по новым законам социально-экономического устройства. В сфере системы средств массовых коммуникаций произошли перемены, появились новые механизмы взаимоотношений журналистики и других общественных структур, изменились роль и функции журналистики: сегодня она живет и функционирует в новых условиях конкуренции, рыночных отношений. В условиях неоднозначности и противоречивости общественного развития журналистика выступает, во-первых, инструментом общественных, социальных и экономических перемен, а во-вторых, сама является объектом воздействия других, в том числе и новых, общественно-политических структур и социальных институтов. Однако многие социальные институты тоталитарной советской системы действуют и сегодня в соответствии с новыми реалиями, в ином общественно-правовом поле, «на основе новой функциональности»[1].

    Телевидение – это одно из величайших явлений ХХ века, объединившее в себе передовые достижения журналистики, науки, искусства, научно-технической мысли, экономики. Появление новых источников и видов общественной информации всегда неизбежно ведет к перераспределению приоритетов внутри системы в соответствии с особенностями, возможностями и характером каждого из компонентов.

    Так, в связи с появлением таких новых средств массовой информации, как радио и телевидение, произошло разделение системы средств массовых коммуникаций на традиционные и новые, печатные и электронные. В недавнем прошлом общая идеологическая направленность радио и телевидения соответствовала курсу Коммунистической партии СССР, но телевидению, являющемуся самым сильным каналом воздействия в силу его специфики – единства аудио- и видеосигнала, – отводилась особая роль: «воспитание советских людей в духе коммунистической идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии и морали»[2]. Таким образом, телевидение, постоянно совершенствуя и оттачивая свои методы и приемы, справлялось с решением идеологических задач под контролем власти в эпоху советского тоталитарного режима и продолжает справляться с этим и сегодня, уже с учетом новых реалий. Став одним из компонентов системы средств массовых коммуникаций, телевидение тем самым не завершило ее формирование, «но оказало влияние не только на функционирование каждого из ее элементов, но и на деятельность целых государственных институтов, что особенно ярко проявилось в социально-значимые периоды развития общества»[3].

    Настоящая работа посвящена исследованию проблем взаимодействия российских федеральных и региональных телеканалов в структурно- программном, творческом, содержательном аспектах. Взаимосвязи в работе центрального и местного телевидения всегда были достаточно тесными. В доперестроечный период функционировала вертикальная структура управления, согласно которой республиканские, краевые, областные и городские телестанции напрямую подчинялись Гостелерадио СССР. Политические и социально-экономические перемены в жизни российского общества естественным образом отразились на всей системе средств массовой информации и на телевидении в частности.

    Свое развитие получила горизонтальная структура управления,
    «соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций)»[4].

    После 1991 года СМИ из политико-идеологического государственного института реформировались в значительной степени в самофинансирующуюся систему, не только «обслуживающую» функционирование государственно-общественного механизма, но и обеспечивающую сами условия его существования. «Процессы реформирования СМИ оказались жестко детерминированными общим социально-экономическим положением российского общества. Состояние содержательно-функциональной мимикрии повлекло образование своеобразной структурно-организационной системы СМИ, в которой в силу своих природных свойств доминирующее положение заняло телевидение, а центр аудиторных предпочтений выбора источника информации сместился в сторону региональных информационных систем, и, опять-таки, с предпочтением телевидения»[5].

    В сравнительно небольшой срок, именуемый «переходным периодом», в отечественной системе телевещания произошло большое количество преобразований: телекомпании были разделены по типу деятельности (на вещательные и программопроизводящие); появились новые формы собственности
    (коммерческое, общественное телевидение); развились новые функции телевидения, как, например, электоральная или функция управления общественным мнением; стал использоваться новый для отечественной телевизионной системы сетевой принцип распространения программ; выросло число региональных и местных вещателей, изменилась специфика их программной политики, на которую большое влияние стали оказывать федеральные телевизионные каналы. Федеральные каналы телевидения, такие как ОРТ («Первый канал»), РТР («Россия»), НТВ, вещающие сегодня практически на все регионы России, привлекают большую аудиторию, но их отдаленность от местных проблем очевидна. Только региональное телевидение способно учитывать особенности «дифференцированных социальных, профессиональных, этнических и территориальных групп, дойти до каждого человека, переводить проблемы большой политики на язык местных условий, создавать доверительность общения»[6]. Такое сочетание федерального и регионального вещания удовлетворяет различные потребности зрительской аудитории.

    Актуальность данного исследования обусловлена динамичным развитием взаимодействия центрального и местного телевидения и изменением характера влияния федеральных телевизионных каналов на региональные на новом этапе развития отечественного телевещания.

    Телевидение – одно из самых сложных культурных явлений двадцатого века. Обладая наиболее мощным механизмом воздействия на общественное мнение среди других СМИ, оно формирует взгляды, стереотипы массовой аудитории. Телевидение постоянно изменяется, и суть этих перемен многообразна и существенна. Процессы, происходящие на современном федеральном и региональном телевидении, требуют осмысления и системного анализа, так как их взаимосвязь является той основой, на которой базируются типологические особенности каналов, их содержательная и программная политика.

    Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы Я.Н. Засурского, Р.А. Борецкого, Г.В. Кузнецова, Е.П. Прохорова,
    Г.В. Жиркова, А.И. Акопова, Р.П. Овсепяна, М.В. Шкондина, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации и на основании которых следует определять место телевидения в системе СМИ.

    Исследования таких авторов, как Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.
    Вартанов, Е.Я. Дугин, В.В. Егоров, Я Н. Засурский, Г.В. Кузнецов, Г.Н.
    Петров, В.В. Смирнов, А.Я. Юровский и других [7] помогают выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, его специфику и роль в обществе как социального института. В своих работах Э.
    Г. Багиров проанализировал этапы становления и развития отечественного телевидения, уделяя немало внимания его жанровым и функциональным особенностям[8].

    В ряде работ по теории журналистики и массовых коммуникаций выявлены этапы эволюции отечественного телевидения, присущие современному периоду его развития. Так, Я.Н. Засурский анализирует состояние отечественной журналистики в переходный период и говорит об этапах ее развития, особенностях функционирования в современном обществе, принципах взаимодействия с другими социальными институтами[9]. В.В.Егоров в монографии «Телевидение между прошлым и будущим» анализирует те сложные процессы, которые происходят сегодня на отечественном телевидении, исследует взаимоотношения между телевидением и разными ветвями власти, описывает основные черты телевещания сегодня, тематику и жанры телевидения, правовые аспекты деятельности телевещателей, права и ответственность тележурналистов[10].

    Анализируя принципы программирования на телевидении, В.В. Егоров говорит о формировании эстетики программирования, которая «подразумевает овладение процессом программирования как методом создания специфики вещательного дня и через его посредство – установление необходимого контакта со зрителем»[11], а также рассматривает телевизионную программу как сложную систему, в которой передачи существуют не изолированно, а в соседстве с другими передачами дня.

    Исследованию состояния постсоветского государственного телевидения посвящены публикации Л.А. Ефимовой[12], М. Головановой[13], в которых поднимаются проблемы реорганизации телевидения, его независимости от президентского диктата, свободы слова, обсуждаются изменения, произошедшие на государственном телевидении после 1991 года.

    Концепция, типология, проблемы развития региональных СМИ на современном этапе нашли свое отражение в монографии Е.А. Корнилова
    «Журналистика на рубеже тысячелетий», где автор формулирует задачи, которые реализуются прессой сегодня (административно-территориальные, общественные, социально-психологические и культурно-этнические) и дает характеристику местной журналистики, которая «удовлетворяет информационные запросы читателей, связанные с микросредой обитания
    (семья, производственный коллектив, место жительства)»[14]. Кроме того, исследование автором нового языка телевидения и так называемого «нового телевидения», которое является «порождением субкультуры видео», дали нам возможность определить задачи региональных телевизионных каналов в новых условиях их существования, проанализировать их функциональное предназначение и культурные приоритеты.

    Кроме того, мощной историографической и методологической базой для выявления специфики, характера и перспектив развития регионального вещания в современном мире послужили работы таких теоретиков телевидения, как Е.Я.Дугин, В.Л. Цвик, О.Р. Самарцев, А.Л. Качкаева, О.А. Еременко,
    С.А. Муратов и др.

    Е.Я. Дугин определил общие и специфические факторы и условия, такие как различие регионов в промышленном и культурном развитии, в уровнях насыщенности средствами массовой информации, влияющие на формирование программ местного телевидения. К числу общих условий он относит осуществление функций вещания, необходимость координации местных передач с программами центрального телевидения, а также с местными радио и печатью. Изучая классификацию и типологию телевизионных программ, Е.Я.
    Дугин говорит о том, что «понятие «телевизионная программа» в силу
    «нейтральности» его содержательной характеристики можно наполнить различным смыслом в зависимости от выбранного критерия. Так, когда за основу типологии берется критерий «зрелищности», визуальной природы телевидения, то под понятием «программа» подразумевается конкретный отрезок времени, в который передается «целенаправленно организованная структура», определяемая как «телевизионное зрелище»[15].

    В рамках научного исследования учеными факультета филологии и журналистики РГУ под руководством Е.А. Корнилова была изучена проблема эффективности регионального телевидения. На примере ТРК «Ставрополь-ТР» были составлены рейтинги программ, проанализированы наиболее волнующие зрителей темы передач, выявлены проблемы неадекватности мнений журналистов и зрителей в оценке социальной событийности и основные недостатки телекомпаний. Так, по мнению исследователей, региональное телевидение может обеспечить себе жизнеспособность только в случае монополизации функции передачи дополнительной, по сравнению с федеральным, информации, удовлетворяющей специфические интересы и потребности жителей региона (края, области)[16]. Выявление зависимости функциональной деятельности телевизионных каналов, проводимой ими программной политики, тематической направленности их продукции и прочего от форм собственности базируется в работе на основных положениях исследований Р.А. Борецкого о специфике различных форм организации телевидения в мире: государственного, общественного и коммерческого.
    Анализируя этапы реформирования отечественного телевещания, автор приходит к выводу, что соединение власти государства и частного капитала не может стать основой для создания общественного телевидения.

    Модель коммерческого телевидения, ориентированного на запросы и потребности массовой аудитории, основой существования которого является реклама, – единственная на сегодняшний день приемлемая форма функционирования отечественных телеканалов. А таких классических примеров государственного телевидения, как советское центральное телевидение под руководством Гостелерадио, в развитых странах сейчас почти не существует, и даже российский телеканал РТР, считающийся государственным, не соответствует данной модели. В этом с ним согласны и другие авторы: «Роль государственного телевидения в том, чтобы защищать российские традиции, историю и культуру… Государственный канал должен быть более респектабельным. Не должно быть порнографии, минимум жестокости и насилия»[17].

    Методы исследования проблем экспансии базируются на научном анализе причин и последствий экспансии на телевидении, представленном Р.А.
    Борецким в его публикациях[18], где он освещает проблему «засилия» на отечественном телеэкране таких программ, как ток-шоу, телешоу, телевикторины, телеигры и т. п. Проблемы функционирования телевидения нашли свое отражение в работах Г.В. Кузнецова [19]. Кроме того, он говорит о современных жанрах телевидения, уделяя большое внимание так называемым «новым жанрам», например, ток-шоу, описывая историю его появления на российском экране, основные признаки – «легкость разговора, артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории» – и методы его создания[20].

    Феномен успеха такого рода жанров послужил поводом для появления множества критических отзывов в прессе. Так, например, А. Вартанов, один из постоянных авторов журнала «Журналист», говорит о таких реалиях современного «голубого экрана», как «смех по принуждению», публичное раздевание и пр.[21] Исследуя проблемы деятельности регионального телевидения, критик не сомневается в способности последнего составить конкуренцию центральному в борьбе за зрителя. Подтверждением этому, по его мнению, служит неподдельная эмоциональность периферийных тележурналистов, их естественность в общении со зрителем, создающие больший эффект доверительности, чем на центральном телевидении[22].

    В настоящей диссертационной работе определены два основных направления экспансии телевизионных программ, жанров и тематики: завоевание западным телевидением федеральных российских каналов и расширение границ влияния последних за счет регионов.

    Объектом настоящего исследования выступают российское федеральное и региональное телевидение, представленное основными вещательными каналами, а предметом – их взаимодействие, основанное на процессах экспансии и взаимного влияния.

    Цель работы заключается в выявлении механизмов взаимодействия региональных и федеральных отечественных телеканалов.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    1. Рассмотреть особенности взаимодействия, в том числе обратные связи федеральных и региональных телеканалов на различных этапах социально- экономического развития страны.
    2. Проследить экспансию жанров, методов, форм собственности телевидения с учетом новых условий развития телевещания.
    3. Выявить основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами.
    4. Установить позитивное влияние федерального телевидения на региональное в аспекте телевизионного мастерства.
    5. Рассмотреть негативное влияние федерального телевидения на региональное в плане унификации программ, жанровых и содержательных подходов к их производству.
    6. Определить специфику программирования сетки вещания регионального телевидения и факторы, влияющие на этот процесс.
    7. Проанализировать проблемы деятельности регионального телевидения и установить степень освещаемости региональной тематики федеральными каналами.
    8. Рассмотреть особенности информационных программ региональных телеканалов и противопоставить их подвергающимся экспансии жанров центральных телевизионных каналов тематическим программам.

    Эмпирической базой исследования служат информационные и публицистические программы трех основных федеральных (ОРТ, РТР, НТВ) и региональных телевизионных каналов, ведущих вещание на Ростовскую область
    (ГТРК «Дон-ТР», «Южный Регион», «Теле-ИКС»), сравнительный анализ жанрового своеобразия и тематики однотипных программ которых позволил раскрыть принципы и охарактеризовать процессы экспансии на телевидении.

    Кроме того, в течение шести месяцев (с марта 2001года по август
    2001года) проводился контент-анализ информационных программ («Время»,
    «Вести», «Сегодня») на федеральных каналах с целью выявления и классификации сюжетов, посвященных проблемам регионов РФ, для чего было зафиксировано на видеопленке и расшифровано 120 информационных выпусков, также составивших эмпирическую базу исследования.

    Программа анализа содержания программ, таблицы, их описание и выводы подробно описаны в приложении к данной работе.

    Научная новизна диссертации состоит в самой постановке проблемы: впервые предпринята попытка исследования взаимосвязей между федеральными и региональными телеканалами сквозь призму процессов экспансии программ, их жанров и содержания, а также в выявлении на этом основании принципов формирования отношений между телеканалами с учетом их типологических характеристик и форм собственности.

    Практическая значимость. Данная работа может быть использована в практической деятельности журналистов региональных телевизионных каналов, а также в качестве основы для разработки учебного курса по региональному телевидению для студентов-журналистов. Многие сведения, содержащиеся в диссертации, могут войти в лекционные курсы и уже стали базой для спецкурсов, курсовых и дипломных работ студентов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.