МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Технология моделирования культурных программ на телевидении на примере анализа состояния и перспектив современных шоу-программ

    Следующий элемент, входящий в состав психического заражения - подражание. В обобщенном смысле подражание- это следование примеру, образцу. Телевидение, транслирующее образцы для подражания, оказывает влияние на сознание аудитории, формирует поведенческие и социальные нормы. Феномен моды, например, используется телевидением в качестве образца для подражания. Сфера моды не ограничивается только одеждой, но затрагивает области производства, политики, искусства, науки, идеологии. Будучи кратковременной формой массового поведения, мода представляет собой стереотипные способы такого поведения, т.е. стандартизированные действия, совершаемые множеством людей. Мода всегда выражается в оценочной или конкретно чувственной форме, устанавливая свою власть либо через определение того, "как надо" или "не надо" одеваться, вести себя и т.п., либо через обнаружение соответствия (или несоответствия) явления его образной функции.Э. Кант указывал, что "... мода- не дело вкуса, и модное подражание состоит, в частности, в стремлении казаться не менее значительным, чем другие".

    Моделью такого же порядка, как и мода, является "имидж", создаваемый телевидением через тот же механизм подражания. Имидж так же, как и мода, воздействует на бессознательные стороны человеческой психики. Американский историк Д. Бурстин в книге "Имидж, или что случилось с Американской мечтой" представляет имидж как иллюзорную форму сознания, основанную на псевдофактах, неадекватном, упрощенном изображении реальности. "Мы так привыкли к нашим иллюзиям, что принимаем их за реальность. Мы нуждаемся в них, мы стремимся, чтобы их было больше, чтобы они были самыми важными, живыми и интересными. Это мир, созданный нами самими, мир имиджа". Бурстин рассматривает имидж как совокупность иллюзорных, доведенных до символа образов вещей, личностей или событий, которые, в свою очередь, диктуют своему носителю определенный образ поведения. Иначе говоря, это определенный поведенческий стереотип, влияющий на поступки как отдельной личности, так и группы лиц или нации. Имиджи, создающиеся телевидением, относятся не только к отдельным личностям, но и к государствам. "Во многих странах создание позитивного национального имиджа является специальным предметом социологической и политической пропаганды. В США, например, постоянно проводится опрос общественного мнения как внутри страны, так и за рубежом, имеющий целью оценить состояние национального имиджа".

    2. Убеждение - еще один метод воздействия телевизионного коммуникатора на сознание реципиента.

    Основу метода убеждения составляют отбор и логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. С понятием убеждения коррелирует понятие манипулирования.Р. Борецкий в статье "Выбор иллюзии" говорит: "Под манипуляцией ученые мужи понимают преднамеренное отклонение массового сознания от реальности, подмену ее искусственно создаваемыми (внушаемыми) ситуациями, оценками, образами... Словом, по определению У. Липпмана, она "собирает воедино эмоции, оторванные от идей, и не должна затрагивать сферу разума". Один из ведущих специалистов в области политической рекламы США, Роберт Гудмэн, высказался еще более определенно: "Роль разума сводится лишь к тому, чтобы оправдать чувство".

    А.А. Леонтьев так представляет обобщенную результатирующую модель различных механизмов психологического воздействия на телевидении: "Телевидение являет собой важную форму усвоения жизненного опыта, который, будучи не только умопостигаемым, но и эмоционально пережитым, органично и непринужденно входит в качестве неотъемлемого компонента не только в структуру мировоззрения, но и мироощущения личности. Добытые таким образом сведения о мире... приобретают субъективную значимость для человека, выступая уже в форме убежденности".


    3. Социокультурное моделирование жанров тематической представленности "массовой культуры" на телевидении


    Рассмотрев модели воздействия телекоммуникатора на телеаудиторию, перейдем к следующей группе моделей, представляющей собой непосредственно социокультурное моделирование жанров тематической представленности "массовой культуры" на телевидении.

    Е. Дугин в статье "Телевидение в зеркале международной статистики" приводит модель функциональной структуры вещания, предложенную ЮНЕСКО в начале 80-х гг., в которой предлагаются следующие виды телепередач: информационные, образовательные, культурные, зрелищно-развлекательные. Продукция "массовой культуры" относится к последнему виду данной модели и включает в себя многосерийные телефильмы, игровые и музыкально-развлекательные программы, а также рекламу.

    Этот тип моделирования предполагает самое невероятное комбинирование образов и ситуаций, самые фантастические перемещения, самые неожиданные сопоставления различных элементов жизни и характера чувственного отношения к ним. Демонстрируя аудитории различные грани своего чувственного мироощущения с помощью специфических художественных средств, коммуникатор как бы дает людям возможность немного "пожить" в других обстоятельствах и как бы "примерить" их к своей картине мира. Если они окажутся подходящими, соответствующими жизненному опыту и вкусу аудитории, то будут приняты как образцы для изменения и уточнения собственных картин мира.

    "Телевидение - совокупность программ особого рода, характеризующихся созданием художественного образа путем синтеза различных его свойств".

    Рассмотрим подробно каждый из типов телепрограмм, являющихся проекцией "массовой культуры" на телевидении.

    А) Телефильм. С точки зрения жанровой представленности "массовая культура", в данном случае, использует уже известные в культуре модели: вестерн, детектив, комедию, мелодраму. Мы считаем, что имеет смысл остановиться на кратком описании каждого из данных жанров.

    Вестерн - одна из жанровых форм приключенческого кино, возникшая в кинематографе США. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада. Вестерн возник на основе документалистики, беллетристской литературы и популярных в конце XIX - начале XX вв. полуцирковых представлений о Западе со стрельбой, скачками и т.д. Первые коротенькие ленты с видами американского Запада и его обитателей создавались еще для кинескопа Эдисона, начиная с 1894г. Первым вестерном принято считать "Большое ограбление поезда" (1903, режиссер Э.С. Портер).

    Детектив - произведение киноискусства, рассказывающее о расследовании уголовных и антигосударственных преступлений, а также о работе разведчиков. Детектив выдвигает на первый план поступки персонажей и зачастую жертвует загадкой (ради динамичности сюжета), показывая параллельно действия сыщика и преступника. В "Энциклопедическом словаре киноискусства" упоминается об одном из первых детективов под названием "История одного преступника" режиссера Ф. Зекка (1901).

    Комедия - жанровая разновидность драмы. Эстетическое воздействие комедии обусловлено эмоциональным эффектом, вызываемым у зрителя реакцией смеха, связанной с комедийными сюжетными ситуациями, поведением персонажей, их поступками, вступающими в противоречие с реальностью и принятыми нормами. Комедия- жанр остросоциальный. Во все времена она служила средством осуждения нравственных пороков и проявлений социальной несправедливости.

    Мелодрама характеризуется эмоционально-романтическим, сентиментальным настроем, который предопределяет ее форму и содержание. Основу жанра составляют пафос утверждения справедливости, благородства, яркая зрелищность, занимательность интриги. Персонажи мелодрамы отличаются необыкновенной судьбой, зачастую попадая в неправдоподобные положения, порой даже в кошмарные. Главные действующие лица разделяются на добродетельных и злодеев, причем законы жанра предполагают, что первые должны в финале обязательно торжествовать.

    Многосерийному фильму принадлежит ведущая роль в моделировании телепрограмм. Анализируя временное соотношение телесериалов в телепрограмме Российского канала за период с 02.11 2008 г. по 09.11.2008 г. (по данным журнала "7 дней"), мы можем констатировать, что телесериалы составляют 46% всего эфирного времени. Многосерийный фильм собирает самую большую аудиторию. В американском телевидении многосерийная продукция занимает около 70% общего объема вещания.

    Предпосылки распространения серийных передач заложены в самой специфике телевидения: отличаясь от театра и кино, оно способно в одно и то же время систематически собирать одну и ту же массовую аудиторию. Отсюда появление на телеэкране постоянных героев. Аудитория привыкает к персонажам серий, поскольку каждый эпизод фильма носит характер встречи со знакомыми людьми. Эти привлекательные стороны многосерийной и развлекательной теледраматургии используют создатели "массовой культуры".

    Немаловажную роль играет и финансовая сторона дела. Постановка серии обходится гораздо дешевле, чем телеспектакль или телефильм той же продолжительности, потому что нужно меньше новых декораций и костюмов, а также ниже гонорары постоянным сценаристам и актерам. В коммерческом телевидении серии привлекают рекламодателей еще и возможностью систематически рекламировать свою продукцию, обращаясь к однородной аудитории. Многие телегерои постепенно становятся кумирами публики, и появление на экране любимого героя начинает ассоциироваться у телезрителя с рекламой предприятий, финансирующих передачу. Наконец, многосерийный фильм как предмет экспорта выгоднее, чем "разовый", так как пользуется первостепенным спросом.

    В свою очередь, рассмотрев некоторые особенности телевизионного многосерийного фильма, можно выделить три основные модели его построения.

    К первой модели относятся серии, в которых действуют одни и те же герои, однако каждый эпизод (та часть серии, которая демонстрируется самостоятельно) является сюжетно законченным целым. Соответственно, серия может пополняться все новыми и новыми эпизодами, число которых сюжетно не ограничено. По своей драматургии такие серии напоминают сборники рассказов с одними и теми же героями. Эта группа наиболее многочисленна.

    Вторая модель включает в себя многосерийные фильмы, в которых каждый эпизод вытекает из предыдущего, и если он показан вне серии, то не оставляет целостного впечатления. Завязка очередного эпизода находится в сюжетной ткани предыдущих, и все они связаны между собой, что побуждает зрителя напряженно ждать дальнейшего развития событий. Каждый эпизод обычно заканчивается на самом интригующем месте, что еще больше подогревает зрительский интерес. Такие произведения обычно оказываются сюжетно завершенными, потому что их действие исчерпывается определенным числом эпизодов. Эти серии получили название сериалы, особо широко используемые при экранизации литературных произведений.

    К третьей модели принадлежат серии, каждый эпизод которых представляет собой самостоятельное целое с новыми действующими лицами. Общая тема - единственное, что объединяет такие серии.

    Различие между серией и сериалом лежит не только в композиционном плане; они тяготеют к различным жанрам: серия, как уже отмечалось, ближе к сборнику новелл, а сериал аналогичен роману. Серия в меньшей степени дретендует на жизненную достоверность, сериал - в большей. Исходя из этого, механизм эскейпизма в них также различен: серия уводит зрителя в мир фантазии откровенно и открыто, в то время, как сериал старается делать это более тонко и завуалированно, прикрываясь внешним правдоподобием.

    Тематическая представленность телесериалов может быть показана на примере двух моделей, основанных на различных сюжетных ходах.

    Первая модель - это знаменитые "рассказы об успехе", истории удачи, счастливого вознесения в верхи, происходящего не обязательно на экономическом поприще, так как речь может идти об успехе в любви, в дружбе, о признании человека его окружением. Рассказы об успехе повествуют о фатальности счастливого случая, который устанавливает соответствие между заслугой и удачей, о стечении обстоятельств, осуществляющем последний справедливый суд над честными и бесчестными искателями удачи.

    Вторая модель строится на изображении так называемого "благородного насилия", т.е. живущих не по закону и последующей справедливой расправы с ними. Произведения, посвященные этой теме, реализуют философию "среднего" человека, стремящегося к "фактору справедливости". Речь идет о разоблачении "субъективной тайны" несоответствия между дарованием и успехом; о коварстве, бесчестии, сговоре, мошенничестве; о неизбежно наступающей ситуации "открытой схватки", когда преуспевающий злодей вынужден вступить в легендарное "равнопартнерское" состязание с честным искателем выгоды. Изобличение и расправа с живущим не по закону происходит с такой же фатальной невероятностью, с какой успех сваливается на героя "рассказов об успехе".

    Реклама - вторая жанровая разновидность представленности "массовой культуры" на телевидении.

    Реклама - регулятор и механизм распространения "массовой культуры"; она содержит такие черты, свойственные "массовой культуре", как повторение и простоту, гипердинамичность и преувеличение, народную музыку, поэзию и т.д. Реклама как жанр "массовой культуры" часто изменяет сложившиеся ценностные установки, нацеливая человека на реализацию первичных витальных ценностей, связанных с удовлетворением материальных потребностей. Благодаря рекламе предметный мир вновь приобретает магические свойства, на которые человек может повлиять через приобретение какого-либо товара. Реклама - это особая художественная, образная форма воспроизведения окружающей действительности. Первоначально функция рекламы сводилась к тому, чтобы привлечь внимание покупателя к товару. Сегодня сама реклама становится производителем, а ее продукт- сам потребитель. Реклама производит потребителя, уверяя его в том, что после приобретения той или иной вещи он станет похожим на какую-либо знаменитость или попадет в категорию избранных людей. Функция рекламы состоит в том, чтобы обольщать и внушать, поэтому внешний вид товара становится важнее, чем сам товар. Рекламу интересует не качество товара, а его имидж; она постепенно превращается в орудие формирования потребностей. Телевизионная реклама, как правило, создается по всем законам режиссуры; она привлекает и модные речевые обороты, и современный дизайн, и популярную музыку и т.д. Повторяясь неоднократно изо дня в день, телевизионная реклама становится привычным, более того, необходимым атрибутом всех телевизионных программ. Реклама создает модели поведения и сознания зрителя. "Ничто до появления телевизионной рекламы не вносило таких чудовищных перемен в технику убеждения масс", - говорит известный американский обозреватель Р. Макнейл.

     

    4. Развлекательные шоу-программы на современном телевидении


    Итак, осталось рассмотреть последнюю группу моделей жанрово-тематической представленности "массовой культуры" на телевидении, к которой относятся развлекательные программы. Они содержат в себе элементы самых различных жанров: и драматические сценки, и скетчи, и музыкальные номера, и викторины, и многое другое. Как правило, разнообразие жанровых элементов в одной программе делает ее интереснее и привлекательнее. В подобного рода программах есть ведущий, образ которого крайне важен для целостного восприятия данных телепрограмм. Наличие строгой периодичности эфира (как правило, каждая программа выходит раз в неделю в один и тот же день и час), сквозная тема и постоянный ведущий позволяют рассматривать развлекательную телепродукцию как многосерийную; они выгодны в финансовом плане, т.к снимаются в короткие сроки и не требуют больших затрат.

    Данные программы, пожалуй, лидируют по количественным характеристикам в сетке вещания всех телеканалов. Они представляют собой ту группу моделей, изучению которых посвящена вторая глава нашего исследования, поэтому в данном параграфе мы лишь кратко их обозначили. Впрактике телевидения последнего времени в названии большинства развлекательных программ неизменно присутствует так называемая приставка "шоу".

    Шоу-программы как фактор культуры.

    В современной науке отсутствует методологическая разработка понятия "шоу" как явления в культуре. Однако в практике телевидения (и многих других сфер культуры) данный термин занимает устойчивые позиции. Возникает явное противоречие между практическим использованием и отсутствием теоретической разработанности одного и того же загадочного явления, имя которому "ШОУ". Означенный вопрос оказывается для науки столь новым, а для практики в различных сферах культуры - столь актуальным, что мы решили посвятить исследованию "шоу" данный параграф нашей работы целиком.

    Разобраться в сути понятия нам поможет обращение к лексическому значению термина, к тем смысловым образованиям, которые заложены в этимологии данного слова. Шоу - иностранное слово, заимствованное русским языком из английского. В "Англо-русском словаре" 1969 года издания имеются следующие значения шоу:

    "Show- 1. Показ, показывать. 2. Зрелище, спектакль. 3. Выставка. 4. Витрина. 5. Внешний вид, видимость. 6. Показная пышность, парадность. 7. Предприятие, организация. 8. Возможность проявить свои силы, удобный случай (разг). 9. Сражение, компания (воен)".

    В современном издании "Нового англо-русского словаря", датированном 1997 годом, добавляются такие значения:

    "Show- глагольная форма:

    1. Быть видным, показаться. 2. Показывать. 3. Проявлять, выставлять, демонстрировать. 4. Проявляться. 5. Доказывать, подтверждать. 6. Демонстрировать (фильм), давать (спектакль), выставлять (картины). 7. Проводить, ввести".

    Для более подробного толкования значения данного термина обратимся к Оксфордскому словарю, изданному в 1989 году (III, 30). Из трех представленных в нем два значения "Show" уже рассматривались в предыдущих изданиях:

    1) принадлежность к показу (в этом случае обязательно, чтобы что-то демонстрировалось как образец, например: а) выставки удивительных вещей, диких животных; представления; спектакли; карнавалы; театрализованные шествия; цирковые выступления; театры восковых фигур и т.п.; б) различные публичные выступления; в) военные действия);

    2) глагольная форма: смотреть на...; глазеть; шпионить; инспектировать; экзаменовать; искать и др.

    В настоящее время термин "шоу" переносится в сферу культуры и искусства, и данное значение слова расшифровывается в словаре "Иностранных слов", изданном в 1987 году, следующим образом:

    "Шоу (англ. Show) - пышное сценическое зрелище с участием звезд эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестра, балета на льду и т.п.:

    1) яркое эстрадное представление, развлекательная программа (телевизионное шоу, иллюзион-шоу, концерт-шоу);

    2) нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.

    Словарь по эстетике дает более расширенное понятие термина, характеризующее шоу как явление культуры и искусства:

    "Шоу (англ. Show- зрелище, показ) - спектакль в широком смысле слова, который на Западе нередко сопровождает проведение каких-либо мероприятий в общественной или культурной жизни, например, конкурсы красоты, вручение театральных, литературных премий и т.п. Артизация и другие проявления "массовой культуры" смещают акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий. Артизации принадлежит особая роль в превращении даже партийных съездов (например, в США) в своеобразные шоу-разновидности карнавального или циркового представления с масками и колпаками для их участников, с хлопушками, дудками, серпантином и т.д. Непосредственно развлекательные эстрадные или телевизионные шоу, несмотря на их показную аполитичность, часто также имеют идеологическую подоплеку- утверждение буржуазных ценностей и образа жизни".

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.