МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Создание имиджа олигарха в электронных СМИ ("Эксперт", "Русский Newsweek", "Forbes") на примере Р. Абрамовича

    Таким образом, в статьях звучит противоречивое мнение о будущем клуба и настоящих реформах Р.Абрамовича. Журналисты сходятся во мнении, что решения принижаются и проводятся олигархом последовательно.

    В промышленности политика Р. Абрамовича тоже претерпевает кризис. «Он не стал менять менеджмент, но политику компании изменил радикально. «Евраз» стал агрессивно скупать активы по всему миру и поглощать другие активы. Для этого пришлось влезть в долги: только на покупку американской Oregon Steel в начале 2007 года было потрачено $2,3 млрд.

    «Евраз» пытался контролировать рост задолженности. Совет директоров установил кредитный лимит, который не должна превышать компания, - 1,5 EBITDA. EBITDA - это грязная прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и других отчислений. Обычно такой уровень долга многие аналитики считают слишком рискованным.

    «Компания нарушила это ограничение», - говорит аналитик банка «Траст» Татьяна Днепровская. В результате долг компании перевалил за $10 млрд. «Международная экспансия «Евраза» говорит об отсутствии стратегического анализа. Это какая-то афера», - считает президент компании «Энергопром» Владимир Семаго. Впрочем, примерно той же стратегии придерживался металлургический гигант Mittal Steel. И стал крупнейшим в мире.

    Но «Евразу» не удалось выйти в лидеры российской металлургии. Из-за гигантских долгов перед ним реально маячит перспектива дефолта, банкротства и смены собственника. Текущие долги перед кредиторами «Евраз» погасил, взяв кредит во Внешэкономбанке на $800 млн. В 2009 году компании придется выплатить еще $2 млрд., и у экспертов нет уверенности, что компания соберет эти деньги» [URL www.runewsweek.com 12.12.09].

    Следующий скандал, связанный со стратегической политикой руководства Абрамовича, происходит в «Мосинжстрое». «Топменеджеры «Мосинжстроя» взбунтовались против Романа Абрамовича и Валерия Абрамсона. Они не просто увольняются из компании, а пытаются переориентировать ее многомиллиардный бизнес на свою строительную фирму» [URL www.runewsweek.com 12.11.09]. Возник он вследствие совершения олигарха сделки купли-продажи. «Так обе стороны реструктуризируют свои активы», - пояснили представитель «Миллхауса» Джон Манн и Валерий Абрамсон. Детали они раскрыть отказались» [URL www.forbes.ru.18.01.10].

    И далее разъясняет: «Партнеры планировали превратить «Инфраструктуру» в крупный инфраструктурный холдинг, для чего было совершено несколько сделок, в частности покупка «Мосинжстроя» (МИС, сделка оценивалась в $150 млн.).

    «В кризис инфраструктурное строительство, основанное на госзаказах, очень сильно падает в объемах, и выживать компаниям трудно. Рынок восстановится не раньше чем через два года», - говорит гендиректор ЗАО «Штрабаг» Александр Ортенберг. По его мнению, инфраструктурный бизнес нехарактерен для «Миллхауса», привыкшего инвестировать в компании, которые можно капитализировать. «При строительстве инфраструктуры получение прибыли идет в процессе работы и капитализация компании не растет», - говорит он. Источник, близкий к господину Абрамовичу, соглашается с этими рассуждениями, отмечая, что профильными для компании являются инвестиции в металлы и девелопмент. «Миллхаусу» принадлежит доля в Evraz Group и 16% компании «Снегири девелопмент» (получены в счет погашения долга бывшего миноритария Игоря Нестеренко).

    Канадская Kinross Gold приобретает в Чукотском АО золоторудные месторождения Двойное и Водораздельная. Компания заключила соответствующее соглашение с Millhouse LLC (подконтрольна Роману Абрамовичу).

    Общая стоимость сделки составляет 368 млн. долл., из которых 165 млн. долл. будут оплачены деньгами, а 10,56 млн. долл. - новыми акциями Kinross Gold» [URL www.forbes.ru 18.01.10].

    Таким образом, складывается имидж политика готового к риску, необдуманным поступкам или человека, способного заглянуть в перспективное будущее, которого не понимают сейчас. Кроме этого, слова, противоречия во мнениях и ссылки на авторитетное мнение – все эти приемы формируют имидж предпринимателя, который может принимать и проводить в жизнь непопулярные решения, идти против течения ради выгоды, личного видения ситуации. Эти ситуации характеризуют Р.А. Абрамовича как бизнесмена стрессоустойчивого, который, несмотря на людское мнение, проводит личные инициативы и готов к длительной работе.

    Перед нами - тип рыцаря, который возникает в момент кризиса. Рыцарь появляется - разрешает его и вновь исчезает. Это выгодная роль, поскольку она позволяет интерпретировать любой имеющийся недостаток как такой, о котором не знает первое лицо. Такая роль позволяет совместить максимум положительности по отношению к первому лицу, так и любой максимум отрицательности в окружающей его действительности. Рыцарь выведен из конфликта и поставлен над ним, что позволяет ему играть роль арбитра между двумя противоборствующими сторонами. Рыцарю позволено быть и добрым и злым одновременно. Он зол по отношению к врагам, но добр по отношению к своим сторонникам.

    2.2 Миф о герое: удачливый бизнесмен

    1.                Поведение в экономический кризис

    Начало 2009 года освещается журналом «Forbes» как «трудное время» для Р. Абрамовича. Он терпит ряд неудач: «переход «венгерского Malev» в руки ВЭБ» [Forbes 26.01.2009], «убытки Челси при Абрамовиче приблизились к 450 миллионам фунтов» [URL www.forbes.ru 13.02.2009].

    «В выигрыше оказались те предприниматели, которые успели до кризиса частично или полностью продать свои активы, прокомментировал результаты исследования заместитель главного редактора российского Forbes Николай Мазурин» [URL www.forbes.ru 17.04.2009].

    При чем переход венгерского Malev в Российский ВЭБ объясняется следующим образом: «Слабый менеджмент прежних владельцев, финансовый кризис заставили нас искать новый подход, чтобы завершать реализацию этого проекта», - сказал первый вице-премьер… Министр финансов Венгрии Янош Верес сообщил, что это мера стала неизбежной после того, как прежний владелец - российский бизнесмен Борис Абрамович - не смог выполнить условия, содержащиеся в соглашении о приватизации компании. «Мер, принятых с момента приватизации - недостаточно, чтобы гарантировать будущее авиакомпании», - отметил г-н Верес» [URL www.forbes.ru 26.01.2009].

    Прием обращения к авторитетным людям, укор в некачественном менеджменте с такой высокой трибуны подрывают имидж удачливого бизнесмена, говоря о его шаткой позиции.

    Убытки Челси в статье рассматриваются как системная ошибка менеджмента Абрамовича, который проводит в клубе кадровые перестановки, в связи, с чем клуб вынужден выплачивать крупные суммы. Однако в конце статьи содержатся ссылки на авторитетное лицо, приближенное к Р.Абрамовичу. «Исполнительный директор «Челси» Питер Кеньон отметил, что в последние три года убытки клуба сокращаются. По словам Кеньона, через полтора года «Челси» рассчитывает выйти на уровень самоокупаемости» [URL www.forbes.ru 13.02.2009].

    Итак, появляется в феврале надежда на сохранение капиталов, ориентировку в ситуации и принятие правильных решений.

    Далее Forbes делает особый акцент на том, как сильно сдали позиции российские бизнесмены. Но, несмотря на общий тревожный тон статьи, некоторые финансовые потери, мы понимаем, что у Абрамовича устойчивое положение, т.к. «на втором месте среди российских миллиардеров по-прежнему находится бывший губернатор Чукотки Роман Абрамович с капиталом $ 8,5 млрд. (51 место в рейтинге)» [URL www.forbes.ru 13.03.2009].

    В апреле журнал Forbes составил рейтинг богатейших бизнесменов России 2009 года, среди которых «на втором месте среди российских миллиардеров находится бывший губернатор Чукотки Роман Абрамович. Несмотря на то, что его состояние за год уменьшилось на $ 15,8 млрд. и составило $ 8,5 млрд., в рейтинге он смог подняться с третьего на второе место» [URL www.forbes.ru 17.04.2009]. Итак, журналом подчеркивается несомненный успех Р.Абрамовича.

    Уже в июне мы можем прочитать о завершении строительства новой яхты. Журнал подчеркивает «это самая роскошная и дорогая частная яхта в мире» [URL www.forbes.ru 17.04.2009], усиливая впечатление: «британская газета Daily Mail пишет о том, что во время спуска яхты на воду «многие жители Гамбурга остановились на месте, не в состоянии поверить своим глазам, - настолько впечатляющее это было зрелище» [URL www.forbes.ru 14.06.2009].

    И далее обрисовывается имидж миллиардера, рассказывая о размерах яхты, ее устройстве, вместимости. Вновь используется ссылка на экспертов «Eclipse изначально проектировалась с намерением превзойти яхту правителя Дубая Мохаммеда ибн Рашида аль-Мактума». Таким образом, подчеркивая соревновательные мотивы поведения Р.Абрамовича.

    Кроме этого, в статье содержится перечисление других яхт «113-х метровая Pelorus, 85-х метровая Ecstasea и 50-хметровая Sussurro. Стоимость новой яхты оценивается в €340 млн.» Статья подкреплена удачной, на наш взгляд, фотографией яхты (см. фотография 2 приложение 23) [URL www.forbes.ru 14.06.2009].

    «В июне же Newsweek публикует статью о намерениях бизнесмена «Роман Абрамович присматривается к гражданскому аэропорту на Тосканской Ривьере». Хозяева готовы его продать, но пока не решили, кого выбрать - Абрамовича или уругвайскую группу, которая предлагает €4 млн.

    Роман Абрамович собирается приобрести аэропорт Тассиньяно на Тосканском побережье Тирренского моря.

    По данным итальянской газеты Corriere della Sera, российский предприниматель давно заинтересовался этим гражданским аэропортом, при этом несколько месяцев назад лично приезжал для ознакомления с документацией на права собственности. Тассиньяно может принимать до 14 самолетов - туристических или частных. Он удобно расположен - в 15 минутах езды от курорта Версилия, популярного у олигархов, спортсменов, звезд шоу-бизнеса.

    Абрамович - не единственный, кто претендует на пакет акций аэропорта. Уругвайские предприниматели уже предложили хозяевам Тассиньяно €4 млн. за контрольный пакет из 51% акций. Сколько наобещал россиянин - итальянские СМИ умалчивают.

    Эксперты ENAK огласят свое решение о выдаче концессии через месяц. «Но ходят слухи, что оно уже принято, при этом - в положительном ключе», - отмечают обозреватели Corriere della Sera» [URL www.runewsweek.com 15.06.09].

    Таким образом, по мнению журналистов, олигарх переходит к действиям, что сопровождает стабилизацию экономического положения. И как мы видим, настраивают читателя, обывателя, компаньона на положительный лад.

    В статье «Кто не рискует, то не пьет шампанское» выделяют такие характеристики как «олигарх», «один из самых богатых людей в мире», «амбициозный человек». Успех, богатство его подчеркивается следующими словами «у этого человека есть все, о чем может только мечтать большая часть мужского населения нашей страны» [URL www.forbes.ru 15.08.2009]. Читая статью, мы прослеживаем явно хвалебный контекст, подчеркнутую эмоциональность.

    «Молодой Роман Абрамович рискнул и не проиграл, теперь он пьет шампанское, причем в любой точке мира и по самой дорогой цене» [URL www.forbes.ru 15.08.2009].

    «Кульминацией 2009 года и началом нового является покупка дома в Голливуде за $ 19,5 млн.» [URL www.forbes.ru 29.01.2009].

    «Говорят, что рыба ищет, где глубже, а человек, где рыба. Роман Абрамович не простой человек, он авантюрист с особым и признанным во всем мире нюхом на «рыбные места» [URL www.forbes.ru 15.08.2009].

    По данным журнала «Forbes», в 2009 году, его @состояние составляло 13,90 млрд. долларов, занимает второе место в рейтинге российских миллиардеров» [URL www.forbes.ru 13.03.09].

    На 15.02.10 «Эксперт» опубликовал рейтинг миллиардеров. Третьим самым богатым человеком России «Эксперт» назвал Романа Абрамовича с состоянием в 17 миллиардов долларов [URL www.expert.ru 15.02.10].

    Ранее, анонсируя рейтинг, «Эксперт» сообщал, что «в России 77 долларовых миллиардеров. Годом ранее журнал насчитал лишь 49 россиян, состояние которых превышало миллиард долларов» [URL www.expert.ru. 06.07.09].

    Таким образом, мы понимаем, что Роману Аркадьевичу удалось приумножить свой капитал даже в условиях экономического кризиса. Несмотря на кризис Р.Абрамович продолжает выстраивать деловые связи и расширять направления бизнеса, оставаясь платежеспособным.

    Олигарх - стойкий и хитрый человек. Второе объяснение связки «стабильность - рост публичности олигархов» звучит так: в неспокойные годы (финансовые кризисы, попытки государственных переворотов, выборы президента и т. п.) самые слабые политики и предприниматели сходят со сцены. Более сильные выживают, а самые сильные и изворотливые умудряются даже извлечь из кризисов выгоду.

    Итак, олигарх Абрамович - достаточно стойкий и хитрый, чтобы из любого кризиса выйти победителем.

    2. Миф о богатом человеке

    Владелец недвижимости

    «Рабочий гараж Романа Абрамовича вмешает в себя супердлинный (6158 мм) и суперкомфортный бронированный «Mercedes S600 Pullman», а также три внедорожника «Land Rover» с охраной.

    Над его Pullmanom заботливо поработали инженеры тюнинговой конторы AMG. И в результате с мотора V12 объемом 5,786 литра сняты 367 л.с. и достигнут максимальный крутящий момент 530 Нм» [URL www.forbes.ru 15.08.2009].

    «Абрамович купил дом в Голливуде за $19,5 млн. Абрамовичу уже принадлежат дома в Москве, Лондоне и на острове Сен-Бартс в Карибском море» [URL www.forbes.ru 29.01.2009].

    Человек со вкусом

    Абрамович приобрел предметы искусства. «Галеристы отмечают, что российский бизнесмен предпочел стильную позолоту модным аукционным хитам, что доказывает его рациональность и нежелание гнаться за модой. Эти творения ультрамодные. Художники собственноручно их делают, без помощи ассистентов. Никто никому не пытается пустить пыль в глаза, ведь авторы воспитываются в среде с древними традициями», - сказал директор галереи Джозеф Кларк агентству Bloomberg» [URL www.forbes.ru 15.06.2009].

    Так подчеркиваются возможности Р.Абрамовича, наличие вкуса и выделяется элемент элитной роскоши, недоступной большинству.

    «Нью-йоркский ужин российского олигарха, обошедшийся ему в 50 тысяч долларов» [URL www.runewsweek.com 30.11.2009]. Журнал «Эксперт» поясняет такой широкий жест олигарха. «Роман Абрамович сегодня - самый известный россиянин в мире. Известней Путина - о котором, скажем, тысячи фанатов «Челси» не имеют понятия, тогда как Абрамович регулярно занимает их мысли. Абрамович в некотором смысле наш главный бренд, по его поступкам судят о стране в целом, и, если он способен ради угощения беременной невесты выложить полста штук зеленых денег - это говорит и о нашей русской лихости, о том, что нам ничего не жалко, чтобы удивить этих. В «этих» традиционно включаются все иностранцы, независимо от степени их дружественности. В самом деле, директор ресторана до того изумился, что на радостях сфотографировался с Абрамовичем и подарил ему футбольный мяч - вероятно, очень хороший» [URL www.expert.ru 08.11.09].

    Вновь мы видим, что Р.Абрамович способен бросать вызов обществу, подчеркивая свои возможности, наличие власти, денег, но при этом можно просмотреть элемент нарочитого пренебрежения к деньгам. При расчетливости Р.Абрамовича возможность истратить крупную сумму на еду свидетельствует об отсутствии жадности.

    «У российских бизнесменов давно существует своя правда, которая зависит от объективных или необъективных причин. Доверять мифам, которые пытаются создать вокруг себя бизнесмены, не стоит. На поверку они зачастую оказываются иллюзиями» [URL www.runewsweek.com 13.03.09].

    Нефтяная отрасль в менталитете уже современных россиян означает лишь одно – богатые. Раз нефтяник, да еще и бизнесмен, - значит, умный, значит, трудоспособный, значит, деньги есть, воровать не будет. Принцип Абрамовича: талант делать деньги.

    «Роман Абрамович, возможно, не столь удачливый бизнесмен, как принято о нем думать. Одна из его крупнейших инвестиций - металлургическая компания «ЕвразХолдинг» потеряла за полгода кризиса 87% стоимости. Это практически худший показатель в отрасли и один из худших в промышленности» [URL www.runewsweek.com 12.12.09].

    Итак, Роман Абрамович сегодня - самый известный россиянин в мире. Его образ строится на постоянном противоречии, вызове другим.

    2.3 Миф о герое, создавшем себя сам, выходце из народа


    Комментирует Луиза Кролл (Luisa Kroll), старший редактор журнала Forbes: «В бурный период российской истории появилось много молодых, сумасбродных богачей. Гораздо моложе, чем обычно бывают миллиардеры. Они сделали себя сами. Они приняли на себя много рисков. Взяли много кредитов. Россия богата полезными ископаемыми. И когда цены на сырье - от нефти до металлов - упали, для них это был настоящий удар».

    «В этом году представителей России ни в первой десятке, ни в двадцатке рейтинга не оказалось, тогда, как по результатам прошлого года в двадцатке самых богатых людей мира были Олег Дерипаска, Роман Абрамович, Алексей Мордашов и Михаил Фридман» [URL www.forbes.ru 13.03.2009].

    «Один из самых богатых людей мира когда-то был простым механиком, но авантюрный характер взял вверх, и Роман, в переломный момент нашей страны, как и многие, занялся бизнесом. Вначале это была фирма по производству игрушек, а потом он организовал фирму по продаже нефти.

    Так сложилось, что еще в раннем детстве маленький Рома потерял своих родителей. От этого история его жизни печальнее, и в тоже время удивительнее. Человек, который за 20 лет из бедняка превратился в одного из самых богатых людей мира, достоин восхищения. Роман Абрамович - это смесь везения, случая, таланта и мудрости» [URL www.forbes.ru 15.08.2009].

    Набор слов «Так сложилось, что еще в раннем детстве маленький Рома потерял своих родителей. От этого история его жизни печальнее….» как символ имеет значения: утрата, сломленность, сильнейшие детские переживания, которые омрачают детство. Казалось бы этого человека ожидает грусть, пессимизм, неверие в себя и другие образы обездоленных детей. Но далее со слов «история его жизни печальнее, и в тоже время удивительнее» меняется эмоциональный накал, появляется динамика и восхищение: «человек, который за 20 лет из бедняка превратился в одного из самых богатых людей мира, достоин восхищения. Роман Абрамович - это смесь везения, случая, таланта и мудрости». Итак, Роман Абрамович воспитан не избалованным, строго, знающим порядок, испытавшим превратности судьбы. Следовательно, четко знает чего хочет. Далее - миф «герой, который знает и умеет наводить порядок» - еще появится.

    «Один из самых богатых людей мира когда-то был простым механиком, но авантюрный характер взял вверх, и Роман, в переломный момент нашей страны, как и многие, занялся бизнесом. Вначале это была фирма по производству игрушек, а потом он организовал фирму по продаже нефти» [URL www.forbes.ru 15.08.2009].

    «При чем выделяют трудности становления молодого бизнесмена и его качества, которые принесли успех в делах и жизни. «Поэтому, вспоминая, что он недополучал в детстве каких-то благ, сегодня он не экономит на себе и своих близких» Статья иллюстрирована фотографией, демонстрирующей личные качества Р.Абрамовича (см. фотография 1 приложение 11) [URL www.forbes.ru. 15.08.2009].

    Таким образом, отчетливо просматривается готовность к вступлению в деловое общение со всеми необходимыми людьми, организациями, властными структурами, если это в интересах его бизнеса.

    «Роман Абрамович как ребенок, который в полной мере сегодня восполнят нехватку игрушек. Так одними из самых любимых, для него являются автомобили.

    Когда в самом начале 90-х у него родилась мечта купить автомобиль, то он совершенно осознанно шел к своей цели, будущему миллиардеру пришлось во многом себя ограничивать. Одевался он всегда очень просто, не пил и не курил, редко бывал в ресторанах, в общем, отказывал себе во всех тех «удовольствиях», которые многим видятся картиной богатой и красивой жизни» [URL www.forbes.ru 15.08.2009].

    Здесь, в контексте печатных материалов просматривает образ целеустремленного человека, способного ставить цели и осуществлять их, самостоятельного, созидательного (воплотил детские мечты). Для осуществления своих желаний, намерений Р.Абрамович готов отказаться от чего-либо. Символическое значение фразы «не пил и не курил, редко бывал в ресторанах» свидетельствует о том, что путь Абрамовича в бизнес не связан с разбоем, криминалом. Он - хороший, трудоспособный, уважаемый. Таким образом, перед нами вновь черты «героя».

    Далее журнал Forbes отмечает, что Абрамович вернул займ по кредиту [URL www.forbes.ru 15.08.2009]. Смысловой ряд прост: если может расплачиваться с кредитом, значит, дела успешный и это честный бизнесмен.

    Таким образом, звучит миф земляка, миф героя, с самого раннего детства умеющего принимать правильные решения.

    Автор статьи «Фабула Романа» подчеркивает важность в создании имиджа олигарха, мифа о герое. «Зато важная для бизнес-биографии штука - кредо героя - тут есть. «Однажды на вопрос, что бы он посоветовал молодым российским бизнесменам… Роман Аркадьевич совершенно неожиданно для всех ответил: «Помните, что вы всегда можете угодить в тюрьму» [URL www.expert.ru. 06.07.09.]. После этих слов, мы пропитываемся чувством уважения к Абрамовичу и верой в его добропорядочность, несмотря на то, что он владеет такими средствами.

    2.4 Миф о герое-созидателе

    «Он не просто богат, он еще и великодушен, так как использует свои деньги во благо общества. Чукотский автономный округ, в котором Абрамович трудится как губернатор, значительно поднялся за последние года, и уровень жизни там возрос. А чего стоит только один Фонд содействия отечественной науке, за шесть лет работы которого, он оказал материальную поддержку более чем тысяче двумстам российских ученых. Все к чему прикасается рука Романа Абрамовича, расцветает и облагораживается» [URL www.forbes.ru 15.08.2009].

    По словам собеседника, близкого к обоим акционерам ЗАО, господин Абрамович продолжит участвовать вместе с «Инфраструктурой» в проекте «Западный порт» (транспортный терминал рядом с «Москва-Сити») и строительстве самого большого в мире тоннелепроходческого щита (диаметр 19 м, заморожен из-за кризиса) [URL www.forbes.ru.18.01.10].

    Цель Творца - создать вечные ценности и воплотить видение, представление в форму, его девиз - «если что-то можно вообразить, то это можно создать». Его опасение - обладать заурядным видением или посредственно воплотить свое видение. Творец – это художник, музыкант, новатор, изобретатель, писатель или мечтатель.

    Тем не менее, несмотря на стремление быть богаче, удачливее, Р.Абрамович материалы электронных СМИ формируют и чисто человеческий образ, миф о герое, не лишенном человечности.

    «Хотя, естественно, олигарх не святой, и ничто человеческое ему не чуждо. Поэтому, вспоминая, что он недополучал в детстве каких-то благ, сегодня он не экономит на себе и своих близких» [URL www.forbes.ru 15.08.2009].

    «Он отец пятерых детей, губернатор Чукотки, владелец футбольного клуба «Челси», хозяин домов и замков в Великобритании и Франции. Он запросто может подарить лучшему другу яхту стоимостью в 140 млн. долларов, а супруге купить фешенебельный отель на престижном горнолыжном курорте» [URL www.forbes.ru 15.08.2009].

    Загадочность образа Романа Абрамовича связана еще с выбранной иммедиастратегией, о которой идет полемика в прессе.

    «Баблообразующие принципы Абрамовича. Первый - постоянное пребывание в тени. Это помогло ему пережить всех президентов и сохранить доступ в Кремль. Второй - отсутствие принципиальной позиции. Точнее, ее смена в зависимости от обстоятельств» [URL www.expert.ru 06.07.09.].

    Постоянно следовать стратегии «пребывания в тени» сложно. Так в статье «Тиньков: ужин Абрамовича - это часть его медиастратегии», Тиньков размышляя, дает следующие комментарии:

    «Не дает интервью, не комментирует ничего и никаким образом не уделяет внимания PR, с одной стороны, с другой - это и есть его гениальная медиастратегия. Вокруг него существует куча людей, которые ему в этом помогают, устанавливают и формируют ее. Сама стратегия заключается в том, чтобы не давать интервью. Чем больше он делает это, тем больше это вызывает интереса и тем больше нарастает слухов. Сегодня за пределами России есть два бренда - Михаил Калашников и Роман Абрамович», - считает Тиньков» [URL www.runewsweek.com. 30.11.2009.].

    Далее в этой же статье цитируются слова Тинькова: «Ошибка наших крупных руководителей, бизнесменов и олигархов в том, что они прячутся от прессы, не хотят рассказывать про себя, про свою жизнь и про жизнь компаний. Стереотипы в обществе зачастую связаны с тем, что мы никого не видим. Посмотрите телевидение: ни Потанина, ни Алекперова, ни Дерипаски. Они не объясняют, почему реструктурируют долги, зачем государство должно покупать акции «Русала». Бизнесмены сами находятся в плену стереотипов и боятся что–то сказать», пишет Тиньков».

    Таким образом, стратегия общения со СМИ «оставаться в тени» имеет свои минусы. Как следует из слов Тинькова - малое раскрытие причин реструктуризации бизнеса. Отсюда и критические публикации, работающие на снижение авторитета олигарха. Но, на наш взгляд, данная информация - причины реструктуризации бизнеса - является экономической, а, следовательно, может быть интересна для конкурентов, и поэтому ее освещение в прессе не предполагается.

    Для создания имиджа отечественного олигарха Романа Борисовича Абрамовича в средствах массовой информации им выбрана медиастратегия игнорирования высказываний журналистов. Абрамович не делает никаких комментариев и не дает интервью СМИ. Но при этом информация о совершаемых им сделках, состоянии бизнеса, дальнейших планах, семейном положении, различных действиях доступна для освещения в прессе.

    В печатных электронных СМИ нами выявлены следующие мифы: Миф о руководящих качествах Мудрого хозяина; Миф о герое: удачливый бизнесмен; Миф о богатом человеке; Миф о герое, создавшем себя сам, выходце из народа; Миф о герое–созидателе. Но данные мифы, образы формируются на противоречии: критики и похвалы, опубликовании фактических сумм сделок, мнений отдельных людей. Более стабильную эмоциональную окраску имеют статьи посвященные детству Абрамовича. В остальных случаях материалы прессы могут приобретать остро конфликтный характер, вплоть до антисемитного содержания.

    Тем не менее, сформированный образ устойчив и различные приемы, используемые журналистами, вселяют понимание нами того, что данный человек занимается бизнесом давно, что он является олигархом, миллионером и даже в кризисный период, несмотря на уменьшение его доходов вдвое, продолжает оставаться активным, конкурентным, планировать дальнейшие перспективы своего бизнеса: совершает различные сделки.

    Образ Р.Абрамовича в электронных печатных СМИ, исследованных нами, поливариативен и удачен.

    Заключение


    Имидж Р. Абрамовича активно формируется электронными средствами массовой информации. Данный имидж является ярко выраженным вторичным образом, он формируется у целевой группы, представители которой непосредственно не взаимодействуют с бизнесменом или их взаимодействие является сложно опосредованным. Поэтому его главным психологическим содержанием являются переосмысленный личный опыт и опыт других, и внушенные установки. Поэтому в таком имидже доминируют социально-психологические установки, транслируемые электронными СМИ. В них отражается весьма противоречивая позиция СМИ по отношению к новому классу собственников. Таким образом, можно с высокой долей уверенности утверждать, что имидж, формируемый СМИ, во многом соответствует имиджу, сложившемуся у значительной части населения.

    При наличии большого количества электронных СМИ говорить о согласованной информационной политике в отношении Р.Абрамовича не приходится. Для решения поставленных задач осуществлялся контент–анализ информационных материалов электронных версий журналов «Эксперт», «Newsweek», «Forbes», как независимых информационных изданий, нацеленных на деловых людей.

    Проведенные теоретические и эмпирические исследования особенностей имиджа олигарха Р.Абрамовича позволили сделать следующие общие выводы.

    Имидж олигарха является идеальным объектом, особым психическим образом, в большинстве случаев относящимся к классу вторичных психических образов. Имидж является сложным психическим образованием, в котором интегрированы личный опыт и социальные представления людей, основанные на эмоциональном стереотипном восприятии и действующих социальных установках. Имидж предпринимателей является сложным опосредованным отражением их профессиональной деятельности, поведения, отношений и общения. На имидж сильно влияют декларируемые новым классом собственников ценности и приоритеты, личностно-деловые качества предпринимателей, их отношения.

    Выявлены следующие особенности личности олигарха:

    ·       готовность путем анализа рынка отыскать в экономической системе нишу для своего бизнеса;

    ·       готовность и способность создать собственную производительную структуру, направленную на производство товаров, услуг, поставка которых на рынок заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удержать ее;

    ·       готовность и способность принять решение, основанное на принципе максимизации, как собственного дохода, так и учета выгоды потребителя;

    ·       готовность рисковать;

    ·       готовность к противодействиям и конкурентной борьбе;

    ·       готовность к вступлению в деловое общение со всеми необходимыми людьми, организациями, властными структурами, если это в интересах его бизнеса.

    Имидж миллиардера не является устойчивым образованием, а продолжает формироваться, изменяясь под влиянием различных условий и факторов.

    Часть материалов отличаются отрицательной эмоциональной окраской, хотя в них постоянно отражается высокий уровень личностно-деловых профессиональных качеств и умений. Негативная окраска связана с относительно низким, но общим мнением о морально-нравственных качествах российских предпринимателей.

    Проведенный контент–анализ продукции электронных СМИ показал устойчивость выбранной ранее стратегии скрытности в общении со СМИ бизнесменом Р.Абрамовичем. А так же выявил основную тенденцию -формирование мифа о герое.

    Список используемой литературы

    1.     Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 1999.

    2.     Абрамович Роман // Личная интернет–страница. roman-abramovich-ru.

    3.     Архангельский А. Пожалуйте отведать русского извращеньица. // Огонек. – 2002. – №25. – С 5-6.

    4.     Барзилов С., Чернышев А. Маневры местной элиты: политика информации и манипуляции в регионах // Рекламные технологии. – 2007. – №8. С–.31.

    5.     Белых Л.П. Олигархия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 389 с.

    6.     Бер Е. Вербальный имидж // Пространство РВ ТИСС. – 2003. – №8. – С. 23-25.

    7.     Бочкова Е.А. Механизмы PR-технологий в имидже современного политика // «Академия Тринитаризма». – М.: Эл № 77-6567, 25.09.2006.

    8.     Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». – СПб.: Питер, 2004. – 204с.

    9.     Бондарев В. Россия олигархическая // Власть. – 2009. – № 3. – С.13-16.

    10. Википедия. Свободная энциклопедия. // www. Vikipedia.

    11. Давлетшина Н.В. Президент России в информационном поле современных СМИ // Общественные науки и современность. – 2002. – №2. – С.59-69.

    12. Дацюк С. Олигарх. Телекритика. // PART.ORG.UA Политическое сетевое издание, 2001.

    13. Дорофеев В., Коростелева Т. Принцип Абрамовича. Талант делать деньги. – М.: Эксмо, ИД «Коммерсантъ», 2009. – 230с.

    14. Дубицкая В.П. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006. – 144с.

    15. Духонина Т. Миф как техника PR // Маркетинговые исследования. – 2007. – №5. – С.23-26.

    16. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: КомКнига, 2006.

    17. Жанры политической коммуникации: практикум по курсу «Теория и практика СМИ» (для студентов филологического факультета) / Сост. П.О. Миронова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.

    18. Кабардинская И.С. Имидж в системе маркетинга // Административно-управленческий портал AUP.RU.

    19. Кадацкий Е. Невербальные компоненты политического имиджа // Общественные науки и современность. – 2006. – №4. – С.34-39.

    20. Костецкий И. Хороший имидж заразителен // www.reklama-mama.ru /articles.

    21. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось–89, 2008. – 512с.

    22. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. «Стратегия». – СПб.: Речь, 2009.

    23. Малыхин М. Лучшая в стране работа у российского премьера // Ведомости. 30.10.2009.

    24. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / Пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. – СПб.: Питер, 2005. – 335 с.

    25. Мельник Г.С. Mass-media: Психологические процессы и эффекты. – СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1996. – 161с.

    26. Монахов Г. Имидж // Дело. – 2006. – № 28. – С.23-25.

    27. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М..: АСТ-Пресс, 2005.

    28. Мякотина О. Технологии формирования и продвижения имиджа политического лидера в условиях общества массмедиа // Общество и СМИ. – 2007. – №7. – С. 17-21.

    29. Обухова Я. Провоцируй и удивляй (провокационный маркетинг) // Рекламные технологии. – 2007. – № 5 (окт.). – С.14–17.

    30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – СПб.: Оникс, 2008.

    31. Олигарх-net // Информационно-аналитическое Интернет-издание.

    32. Ольшанский Д.В., Бенеков В.Ф. Политический консалтинг. – СПб.: Питер, 2005.

    33. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. – М.: Омега–Л, 2008. – 258с.

    34. Пашутин С. Слухи // Управление персоналом. – 2007. – №4. – С.56-59.

    35. Плис Р. Олигархи, займитесь репутацией. // www.publicity.kiev.ua.

    36. Погорецкий В.Г. Контент-анализ – методические основания исследования в электронных СМИ // Труды Института системного анализа Российской академии наук. Институт системного анализа РАН. – 2006. – Т. 26. – С.18-23.

    37. Политическая имиджелогия (коллективная монография) // Под общ. научн. ред. Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2006. – 276с

    38. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшинз. – М.: Центр, 2007. – 327 с.

    39. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия по политической психологии: в 2-х т., Т.1 / Ред. сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2009. – 575с.

    40. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: Использование Internet и других электронных ресурсов. – М.: НИП, Варгиус, 2006. – 415с.

    41. Слободенюк Э. Пeрсональный имидж // Маркетолог. – 2004. – №12. – С.43–45.

    42. Смага И. Крутое пике российских олигархов // Газета по-киевски. – № 72. – 21 апреля 2009.

    43. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. / Сост. А.П. Логунов, Т.В. Евгеньев. – М.: РГТУ, 2006. – 94с.

    44. Титова Е.В. Имидж политического лидера. – Ростов-на-Дону: Книга, 2006. – 274с.

    45. Тришин В.Н. Словарь русских синонимов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. – 356с.

    46. Цуладзе А. Политическая мифология. – М.: Эксмо, 2003. – 384с.

    47. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2006. – 361с.

    48. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 2001. – 215 с.

    49. Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий. Приемы политического манипулирования, используемые СМИ. // Библиотека «Полка букиниста».

    50. Экономическая элита: победители или заложники // Деловая пресса. № 25 (257) от 24.06.2004.

    51. Элиадзе М. Аспекты мифа. – М.: Инвест–ППП, 1995. – 238с.

    52. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов – К.: Харвест, 2004. – 398 с.


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.