МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Работа журналиста в прямом эфире на примере программ "Город сегодня" и "Как жить будем"

    Работа журналиста в прямом эфире на примере программ "Город сегодня" и "Как жить будем"

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Омский Государственный Технический Университет

    Кафедра «Философии и социальной коммуникации»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Тема:

    «Работа журналиста в прямом эфире на примере программ «Город сегодня» и «Как жить будем»

    По дисциплине «Теория и практика массовой информации»

    Шифр работы СО -17 - 05



    Студент

    Цеценко Е.В.


    Руководитель

    канд. филос. наук

    Федотова М.Г.

    Омск - 2008

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    Глава 1. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества

    1.1 Особенности работы журналиста на телевидении

    1.2 Специфика прямого эфира

    1.3 Жанры телевизионной информации в прямом эфире

    Глава 2. Сопоставительный анализ работы журналиста в выпуске новостей «Город сегодня» и программе «Как жить будем»

    2.1 Особенности работы журналиста в выпуске новостей «Город сегодня»

    2.2 Особенности работы журналиста в программе «Как жить будем»

    2.3 Особенности работы журналиста в передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»: сравнение и обобщение

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Библиографический список

    ВВЕДЕНИЕ


    Прямой эфир - это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Работа в прямом эфире, позволяющая, использовать все возможности телевидения, очень трудна и многогранна. Она предполагает специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.

    Актуальность данной темы заключается в рассмотрении особенностей работы журналиста в прямом эфире на примере омской новостной передачи «Город сегодня» (Антенна-7) и программы «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»).

    Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного вещания на примере омской новостной передачи «Город сегодня» (Антенна-7) и программы «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»).

    Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

    1)      Дать определение и раскрыть содержание понятий: «прямой эфир» > «жанры телевизионной информации» > «работа журналиста в прямом эфире в различных жанрах телевизионной информации»;

    2)      Выяснить особенности работы журналиста в прямом эфире в теории и практике современной журналистики;

    3)      Выявить критерии, по которым будет рассматриваться работа журналистов.

    4)      Проанализировать выпуски региональных программ «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») на выявление особенностей работы журналиста в прямом эфире, обобщить результат;

    5)      Сделать сопоставительный анализ работы тележурналиста в прямом эфире в программах «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») для выявления особенностей работы журналиста в разных жанрах прямого эфира.

    Объектом данного исследования является работа телевизионного журналиста в прямом эфире.

    Предмет исследования: является особенности работы телевизионного журналиста в среде прямого эфира на примере омских СМИ («Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»)).

    Методами исследования послужили изучение и анализ учебной и специальной литературы по журналистике; изучение и обобщение разработанности данной темы; наблюдение; сопоставительный анализ работы тележурналиста в прямом эфире в программах «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»).

    Степень разработанности темы: При работе над материалом были использованы труды российских авторов - исследователей тележурналистики: А.Я. Юровского о природе телевидения и прямого эфира, Зверевой Н.Е. о особенностях работы регионального тележурналиста, Муратова С., Багирова Э.Г. и труды др. авторов.

    Глава 1. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества

    1.1 Особенности работы журналиста на телевидении

    О светлом будущем заботятся политики, О светлом прошлом - историки, О светлом настоящем - журналисты.

    Жарко Петан

    Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем пресса и радио. Важная особенность телевидения - личностный, доверительно - интимный характер телевизионного общения. Телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. В рабочий материал тележурналиста входят устное и письменное слово, изображение, шумы, музыка. Все это предопределяет и особенности телевизионных жанров. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками (музыкой, шумами, дикторским текстом и т.п.), прочитать текст (специально выведенный на экран или демонстрируемый в виде документа), услышать живой голос героя и реальное звуковое сопровождение события. Это предполагает наличие у журналиста способностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему сложный комплекс функций. Телевизионное общение с массовой аудиторией, потенциальными телезрителями и потребителями информации, строится на основе имиджа телеведущего. На телеведущего возлагается большая ответственность перед той аудиторией, которая его смотрит и слушает. Все сказанные им слова оказывают большое воздействие на ум и сознание телезрителей. На сегодняшний день большое внимание на телевидении уделяется образу телеведущего, его харизме и узнаваемости. При всех составляющих успешной телевизионной программы (жанровое разнообразие, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств, нестандартный подход к оформлению студии), основополагающим фактором, способным вызвать интерес у аудитории, является личность тележурналиста. Многие современные телеведущие при съемках той или иной программы выступают в кадре не только как журналисты, но и используют свои артистические данные, стараются «играть» в кадре, сделать общение с гостем и со зрителем более интересным и занимательным. Конечно, это удается далеко не всем. [3, с.56]

    Журналист (от фр. journal - дневник, jour - день; восходит к лат. diurna - ежедневный) - сотрудник СМИ, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации:

    ·              сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников);

    ·              журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет);

    ·              фотокорреспонденты.

    Специальной литературой выделяются следующие профессии на телевидении: [13, с.150]

    1. Телерепортер (корреспондент).

    2. Комментатор.

    3. Обозреватель.

    4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).

    5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).

    6. Ведущий ток-шоу.

    7. Ведущий информационной программы.

    Квалификационные данные тележурналиста:

    1.  Внешняя привлекательность.

    Среди важных факторов внешней привлекательности специалисты выделяют следующие:

    Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора.

    • Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие - отсутствие явно выраженных недостатков на лице.

    Стройная и пропорциональная фигура. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего.

    • Белые, ровные зубы. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться.

    • Приятно звучащий голос. Вокал - это главнейшее вербальное средство телеведущего. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой. Следует всегда помнить, что люди воспринимают весьма чувствительно его тембровые оттенки, индивидуальность того лица, которое произносит речь. Выразительная речь телеведущего предполагает основательную отработку дикции и специально поставленное дыхание.

    • Выразительность жестов. Жесты - это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего, а потому владеть техникой жеста - обязательное требование к работе таких профессионалов. Специфика телевидения требует особой технологичности использования жестов в работе телеведущих. Главное в использовании жестов - это безгласное подчёркивание и образное подкрепление речи, поэтому надо остерегаться отвлекать внимание зрителей от того, что говорится с телеэкрана, чрезмерным жестикулированием.

    • Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания.

    2.  Особые качества личности.

    Профессия тележурналиста, а особенно телеведущего требует от человека соблюдения соответствия многим факторам и критериям.

    Зверева Н.В. выделяет [5, с.100] следующие качества личности тележурналиста:

    1.  Интерес к людям и природная любознательность.

    2.       Умение слушать.

    3.       Умение общаться.

    4.       Эрудиция.

    5.       Уверенность в себе.

    6.       Амбиции.

    7.       Фанатизм.

    8.       Искренность.

    9.       Умение удивлять и удивляться.

    Ведущий прямого эфира должен иметь приятный голос, интересную внешность и умение общаться «сквозь» камеру. Необходимо быть коммуникабельным и открытым человеком, сохранять самообладание при большом количестве людей, уметь держать на себе внимание большинства, всегда оставаться в хорошем настроении и расположении духа.

    3.  Определенная подача материала.

    4.      Психологическая стойкость.

    Работу тележурналиста можно рассматривать с нескольких аспектов:

    1.Творческий (виды, формы и жанры вещания); 2. Профессионально - личностный (ведущий, режиссер, оператор, интервьюируемый и др.);

    3. Психологический (стресс)

    4. Творческо-технологический (приемы, методики, планирование, программирование);

    5. Социологический (интерактивность, исследование аудитории);

    6. Технический (работа со специализированным студийным и внестудийным оборудованием, мобильными и спутниковыми средствами связи для передачи звуковых и видеосигналов) [1, с.78]

    В данной курсовой работе будут рассмотрены два аспекта в работе тележурналиста в прямом эфире - это творческий (репортаж в прямом эфире и программа в прямом эфире) и профессионально - личностный (репортер прямого эфира и ведущий прямого эфира).


    1.2 Специфика прямого эфира


    В научной и специальной литературе, касающейся телевизионной журналистики, чаще встречается употребление термина «прямой эфир», как заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально-значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения, осуществленное одновременно с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ведущего. [12, с.100]

    Прямой эфир можно рассматривать в трех аспектах:

    1.       Средство повышения оперативности в доставке аудитории актуальной телевизионной информации;

    2.       Технологическая составляющая телевизионных проектов, рассчитанных на интерактивность;

    3.       Специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.

    Прямой эфир на телевидении, показ (трансляция) осуществляется исключительно специальными съемочными и вещательными телевизионными комплексами, находящимися в собственности средств массовой информации (или арендованными), которые обладают действующими государственными лицензиями установленного образца, а также необходимым творческим и техническим персоналом. В рамках телевизионных проектов разных жанров во время прямого эфира могут быть протранслированы изображение и звуковое сопровождение не одного, а нескольких событий, происходящих одновременно на разных площадках, являющихся элементами единой сценарной структуры (в том числе и с участием ведущих или гостей), а также заранее заснятые и смонтированные материалы (хроника, видеосюжеты и т.д.), так или иначе связанные с транслируемым событием (предметом, темой эфира). В связи с этим характер содержания прямого эфира можно определять не только как репортажный (ретранслирующий), но и документально, публицистически или художественно постановочный (многокомпонентно и тематически организованный). Можно выделить четыре основных составляющих прямого эфира:

    1.       Способ передачи информации;

    2.  Емкость и оперативность информации;

    3.       Использование прямого эфира делает зрителей прямыми участниками программ;

    4.       Внешняя привлекательность и профессионализм телеведущего;

    Работа в прямом эфире, позволяющая, действительно, использовать все возможности телевидения, должна предусматривать некое равенство между ведущим и аудиторией. Успех передачи определяется не только емкостью и оперативностью информации, ее оценкой зрителями, признанием правоты журналиста или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к ней, но и умением ведущего найти форму искреннего разговора и желанием выслушать оппонента. Этот настрой на общение - решающее качество, которое вырабатывает в себе ведущий прямого эфира, Прямой эфир - это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Зритель вместе с ведущим еще не знает, что произойдет в следующую минуту. Поэтому и особое обостренное внимание аудитории, которая как бы «входит» в атмосферу происходящего в реальном времени и становится его непосредственным свидетелем, более того, участником, думающим и решающим самостоятельно. [10, с.154]

    Таким образом, прямой эфир - это всегда фиксация мгновения, описание ситуации ведущим - журналистом.

    1.3 Жанры телевизионной информации в прямом эфире


    Выделяют следующие жанры телевизионной информации в прямом эфире:

    1.       Жанры информационной публицистики.

    2.       Жанры аналитической публицистики.

    3.       Жанры художественной публицистики.

    В нашей курсовой работе в первой главе мы рассмотрим два жанра телевизионной информации в прямом эфире (жанры телевизионной публицистики и жанры аналитической публицистики). [13, с.130]

    ·        Жанры информационной публицистики.

    Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования - диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана.

    Среди жанров телевизионной информации можно выделить следующие, наиболее часто использующиеся в прямом эфире:

    1.      Информационное сообщение (видеосюжет).

    Заметка - информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка.

    2.      Отчет.

    Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа.

    Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде.

    3.      Выступление (монолог в кадре).

    Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

    4.      Интервью.

    Интервью для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.

    Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью - непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.

    В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу).

    Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды. Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:

    1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;

    2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;

    3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.