МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести – Южный Урал" и "Вести – Южный Урал, События недели"

    Интервью

    От английского interview - встреча, беседа. Жанр, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью - это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, «бывалым человеком» и т.п. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.

    Репортаж

    Репортажность - имманентное (внутренне присущее), природное свойство телевиденя. Соответственно репортаж - наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики.

    Слово «репортаж» происходит от фр. Reportage и англ. Report, что означает сообщать. Общий корень этих слов - латинский: reporto (передавать).

    Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не протеворечит объективности этого жанра. Телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, максимально приближен к действительности. По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированый. Репортажи бывают событийные, тематические и постановочные.


    1.4 Инфотеймент


    Термин инфотеймент (infotainment) произошел от соединения двух английских слов: information и entertainment. То есть, информация и развлечение. Получается: «информируя - развлекать» или «развлекая - информировать». Проще по-русски, сказать нельзя. «Я не верю в другие рецепты, потому что если человеку не интересно, он не будет это читать или смотреть. Я не верю, что можно делать неинтересное и считать, что это журналистика» (Л. Парфёнов на встрече со студентами ЧелГУ).

    Инфотеймент как собственно способ подачи информации и как термин, обозначающий его, имеет американо-европейское происхождение. «…Нужно облегчать информацию. Существует много способов вызвать у зрителя улыбку, сделать новости более занимательными… Ибо программа новостей часто превращается в перечень смертей и налогов». Так, еще в 1985 году рекомендовал американский исследователь. В России в наши дни эта тенденция только набирает обороты.

    Сначала более «лёгкими» стали еженедельные аналитические программы каналов НТВ, ТВ-6, Рен-ТВ. Затем той же дорогой пошли государственные РТР и Первый канал (правопреемник ОРТ). Тогдашний генеральный директор НТВ Евгений Киселёв говорит: «Мы хотели не объективных новостей, а новостей, заряженных личностью ведущего». Наконец, уклон в сторону развлекательного начала (это последние три года, с того момента, как в 2003-м вечерние новости на НТВ заменила программа «Страна и мир») проявился в ежедневных новостях НТВ и Рен-ТВ. Такой способ подачи назвали инфотейментом. «Инфотеймент - стилистический и лингвистический гибрид информации. Инфотеймент - это социальный оптимизм, которым потенциально может зарядиться каждый телезритель»

    Точно установить происхождение термина инфотеймент практически не возможно. С тем, как термин попал в Россию, ясности больше: «Я, к сожалению, притащил это слово - сам этому не рад. …Это было попыткой объяснить подход - делать через людей. Такая «пушкинистика через шампанское». Телевизионная, разумеется, ведь я не отношусь к этому, как к литературоведению» (Л. Парфёнов). «Пушкинистика через шампанское» - это, по мнению Парфёнова, рассказать о Пушкине в период ссылки в Михайловское, но не напрямую, ведь это сделано уже многими литературоведами, а через детали. Например, сколько они с Пущиным выпили «Вдовы Клико», и откуда это шампанское попало в Россию. Этот способ подачи материала получил название инфотеймент.


    1.5 Язык экрана


    Как было обозначено выше, язык экрана создан кинематогрофом: телевидение появилось, когда язык этот был уже разработан мастерами кино и освоен зрителями, научившимися его понимать. На экране можно видеть только часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана. Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимую в каждый данный момент называют кадром.

    Экранные средства выражения - кино и телевидение - обладают не только пространственными, но и временными качествами. Поэтому понятие «кадр» охватывает и еще один признак - протяженность во времени, т.е. длительность пребывания изображения на экране.

    Кадром называют также часть фильма (или телепердачи), снятую «одним взглядом» камеры, т.е. во время непрерывной работы камеры, иными словами - в отрезок времени от начала до конца движения пленки в кинокамере (или в отрезок времени от момента включения телекамеры в эфир и до момента ее отключения от эфира) .

    Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.

    Наиболее употребительное деление планов - на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное - на шесть видов:

    дальний план (человек и окружащая его обстановка),

    общий план (человек во весь рост),

    средний план (человек до колен),

    поясной план (человек до пояса),

    крупный план (голова человека),

    макроплан (деталь, например глаза).

    Здесь необходимо заметить, что на некоторых телестудиях слово «план» употребляется как понятие, выражающее протяженность во времени, которое следовало бы выражать словом «кадр» в его втором значении (т.е. часть фильма или передачи, снятая «одним взглядом» камеры). Так, говорят о «длинном (или коротком) плане», тогда как следует говорить о длинном (или коротком) кадре. План же может быть более или менее крупным, но не может быть более или менее длинным.

    Еще один важный элемент экрана - ракурс. Термин этот заимствован из изобразительного искусства: первоначально он обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе. Возник он в те времена, когда живопись перходила от плоскостного изображения к перспективному. Со временем ракурсом стали называть только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу и т.п.). В первые годы кино ракурсом называли только такое положение оптической оси объектива, когда угол между ней и плоскостью предмета больше или меньше прямого. Приэтом часть оъекта съемки сокращается, укорачивается, так как видна в перспективе. Совершенно очевидно, что ракурс находится в прямой зависимости от точки съемки, от положения камеры относительно объекта съемки.

    Всеми этими признаками обладает и произведение живописи. Но существует одно весьма существенное различие между картиной или рисунком и изображениями на экране: последние не постоянны, они появляются и исчезают. Кроме того, изображения на экране движутся, а движение имеет протяженность в пространстве и во времени.

    Фильм или телепередача воздействуют на зрителя всей совокупностью сменяющих друг друга изображений - кадров, их потоком. Непрерывный поток кадров - важнейшая особенность экрана. Значит, чрезвычайное значение имеет чередование кадров, их расположение во времени, т.е. последовательность их появления на экране.

    Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Основы монтпжа были заложены в работах первых кинематографистов в самом начале XX в.

    Хотя на экране зритель видит непрерывный поток кадров, в действительности при производстве фильма кадры эти снимают раздельно. Полученные в результете съемок кадры - куски киноленты - нужно соединить друг с другом, склеить. Этот процесс, чисто механический, носит название технического монтажа, а место соединения двух кадров называют склейкой. (Понятие «кадр» - в смысле временной протяженности изображения - определяют в обиходе как часть фильма - от одной склейки до другой).

    Кадры соединяются, склеиваются в неперывную ленту. Это, как сказано выше, технический монтаж, процесс чисто механический. Но кадры должны быть соединены, смонтированы осмысленно - так, чтобы между ними существовала определенная и ясная связь. Процесс такого соединения кадров называют конструктивным монтажом. Понятно, что конструктивный монтаж включает в себя и технический. Цель конструктивного монтажа - верно воспроизвести на экране движение. Он отвечает только двум требованиям: во-первых, кадры должны чередоваться в логичеком и удобопонятном порядке, и, во-вторых, каждый кадр должен быть такой длины, чтобы зритель понял его содержание.

    Однако кадры могут быть соединены между собой и таким образом, что связь между ними будет образная. Она выражается в художественном монтаже. Чтобы понять смысл этого термина, обратимся к примерам. Вот два последовательных кадра из фильма Я. Протазанова «Праздник святого Йоргена»:

    Пастух гонит по дороге стадо овец.

    По той же дороге идет толпа паломников - богоимольцев.

    Каждый из этих кадров, рассмотренный отдельно, содержит некую информацию, но не выражает никакой мысли. Сочетание этих же самых кадров имеет определенный смысл: их столкновение, как говорил С. Эйзенштейн, «высекает мысль». Логика связи двух кадров, последовательно увиденных, - чисто кинематографическая. Из сочетания кадра 1 и кадра 2 возникает мысль, не содержащаяся в каждом из кадров, взятых порознь. Смысл кадра 2 не в том, что толпа богомольцев идет по дороге, а в том, что эта толпа идет, как стадо баранов. Кадр 2 как бы включает в себя кадр 1, смысл кадра 2 больше, чем его видимое содержание, изображение.

    Этот простой пример помогает понять формулу художественного монтажа, предложенную С. Эйзенштейном: один кадр плюс один кадр получается не два, а…нечто большее.

    Заключая это краткое описание, нельзя не отметить одно обстоятельство, чрезвычайно важное для понимания монтажа как выразительного средства. Монтаж можно обнаружить не только в кино, монтаж существует и в других видах искусствах, особенно часто - в литературе. И в прозе и в поэзии очень нетрудно обнаружить все монтажные элементы: кадрирование, изменение крупности, т.е. смену планов, параллельный монтаж и т.п. Однако было бы наивно считать, что киноискусство просто - напросто заимствовало монтаж у литературы или живописи. Кино пришло к монтажу своим путем, стремясь к максимально верному, а затем и к образно - поэтическому отражению реальной действительности.

    Наш краткий обзор выразительных средст кино и телевидения был бы неполон, если бы мы ничего не сказали о съемке движения. Это средство экранной выразительности имеет особое значение для телевизионной журналистики. Для ясного понимания возможможностей этого средства необходимо различать виды съемки движущейся камерой. Первый из них - панорамирование. Этим термином называют съемку камерой, поворачивающейся вокруг своей вертикальной или горизонтальной оси. Камера остается на месте, она лишь поворачивается: вверх или вниз, впараво или влево. Панорамирование не что иное, как воспроизведение движения глаз или головы человека, стоящего на месте. Панорамную съемку мы видим часто, например при телепередачах со стадионов, когда камера, оставаясьв одной точке, панорамирует в горизонтальной плоскости, следя за футбольным мячом.

    Второй вид съмки с движения - проезд, или тревеллинг, от англ. travelling - «путешествующий», «передвигающийся». Тревеллингом называют такое передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остаются во время съемки неизменным. Сюда относятся такие, например, съмки, как проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг) или от знмли до крыши дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем.

    Третий вид съемки с движения - траекторная съемка. Так называют различные сочетания тревеллингов с панорамированием. Это очень сложный вид движения камеры, для осуществления которого применяются операторские краны с выносными стрелами, способными одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие механизмы и приспособления. Как непревзойденный образец траекторной съемки можно напомнить первый эпизод фильма «Я - Куба» (режиссер М. Калатозов, оператор С. Урусевский), когда камера в течение добрых пяти минут снимает один кадр, двигаясь сначала к крыше небоскреба, затем спускаясь вниз, затем пробираясь между людьми, гуляющими возле плавательного бассейна, затем следуя за пловцом, уходит под воду и т.п.

    Съемка движущейся камеры создает эффект внутрикадрового монтажа, особенно важного для телевидения. Изменяя содержание кадра плавно, внутрикадровый монтаж дает возможность сохранить в рамках одного (длинного) кадра пространственно - временную непрерывность, что свойственно «прямой» телепередаче, в зависимрсти от точки съемки.

    Нам остается перчислить те элементы языка экрана, роль которых можно уподобить роли знаков перпинания в синтаксисе. Не следует, конечно, понимать это сравнение буквально. Приемы, в какой - то степени аналогичные пунктуации, должны быть использованы на экране таким образом, стобы, помогая течению рассказа, вместе с тем не отвлекать, не задерживать внимание зрителя. Это наплыв, затемнение, вытеснение (или «шторка»), двойная экспозиция, скольжение (или «смазка»), расфокусировка. Средства эти могут показаться чисто техническими; однако точный выбор этих средств, осмысленное использование их оператором и режиссером могут дать художественный, смысловой эффект. В последние годы набор таких приемов расширился благодаря исполльзованию электронных «спецэффектов», хорошо знакомых каждому телезрителю.


    1.6 Особенности зрительского восприятия звука


    Психологией восприятия звука занимается специальная наука - «психоакустика». Эта, сравнительно, молодая дисциплина изучает психологические и физиологические особенности восприятия человеком звука. Эта наука утверждает, что человеческие органы слуха сильно связаны с зрительными органами. И чтобы человеку, сидящему перед телевизором казалось, что он воспринимает естественную, реалистичную ситуацию,, кроме видеоряда, необходимо искусственным образом создать звуковую модель, хранящуюся в памяти. Только в этом случае зритель поверит в реальность происходящих , поверит в правду жизни.

    В аудиальном сопровождении телесюжета можно три типавведения звука в материал:

    Интершум - все кадры телевизионного сюжета должен сопровождать шум. Как правило он на две трети тише, чем голос. Обычно записывается на второй звукаовой канал телекамеры с микрофона-пушки.

    Лайф (люфт) - Небольшой кусочек интершума, нормализованый до уровня голоса. В сюжете несет смысловую и композиционную нагрузку. Иногда используется вместо синхронов.

    Синхрон, или интервью. Композиционный и смысловой блок телесюжета. Записывается как правило на первый канал телекамеры с репортерского направленного микрофона.

    Звук на экране никогда не существовал сам по себе. Так или иначе - он всегда связан с видеорядом, с развитием, действиями и последовательностью зрительных образов. Поэтому вся система и последовательность звуковых образов может рассматриваться только в процессе движения визуальных образов. «Звук и изображение должны нести зрителю разную информацию о событии, но обязательно взаимосвязанную между собой, чтобы в сумме получалось единое содержание»


    1.7 Лингвистические особенности публицистических текстов


    1.7.1 Основные лингвистические черты публицистики

    К настоящему времени в изучении публицистического стиля накоплен богатый опыт, отраженный в обширной литературе. Изучаются предметная, экспрессивная и эмоциональная функции публицистического стиля.

    Использование функциональных стилей языка в публицистике является одной из ведущих тенденций его развития: появляются новые слова, выражения, словосочетания, знакомые слова приобретают новые значения и т.д. - тем самым обогащается сам язык.

    К основным чертам репортерского стиля относятся:

    1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности;

    2) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики; совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного), обусловлено разнообразием тематики и жанров телевизионных материалов;

    3) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость;

    4) использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;

    5) использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности, средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).

    Публицистика реализует функцию воздействия (агитация и пропаганда), с которой совмещена функция чисто информативная (сообщение новостей).

    В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики - любые актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта.

    Публицистический стиль находит применение не только в журналистике, но также в общественно-политической литературе, политических выступлениях, речах на собраниях и т.д.


    1.7.2 Некоторые лексические особенности текста в аудиовизуальной информации

    Часто приходится слышать, что на телевидении преобладает разговорная лексика, однако это не совсем верно. С. В. Светана отмечает, что «анализ любой передачи показывает как раз обратное - преимущественное использование лексики книжной. Но в телепередачах преобладает устная форма речи...», которая характеризуется меньшей синтаксической прочностью: «нет последовательного, упорядоченного употребления сочинительных и подчинительных связей, допускаются самоперебивы, появляются прерванные, ненормированные конструкции».

    В устной речи на телевидении очень часто употребляются стилистически окрашенные слова, экспрессэмы, разного рода оценочные слова. Различное сочетание этих стилевых элементов подчеркивает индивидуальность автора, а использование разговорных, подчас даже просторечных конструкций делает телевизионную речь более доходчивой, понятной для самых широких зрительских масс.

    Условия функционирования экранной речи, привязанность текста к изображению, когда определенное слово непременно должно попасть именно на данный конкретный кадр, предопределили широкое распространение в телевизионных текстах отступлений от объективного порядка слов в предложениях - так называемую инверсию.

    «Субъективный порядок слов может усилить динамику визуальной части, создавая смысловые единства и смысловые контрасты.»

    Синтаксис устной речи, как известно, вообще отличается широким использованием вводных, сегментированных и присоединительных конструкций.

    «Вычленяя отдельные части высказывания, эти конструкции создают необходимую напряженность речи, увеличивают ее экспрессивность.»

    Близость стилистики телевизионных текстов к привычной разговорной речи вовсе не означает, что литературная работа над текстами является лишней, что вполне можно обойтись экспромтом в процессе самой съемки или построить передачу на использовании синхронного интервью.

    Работа над текстами должна проводиться авторами публицистических материалов очень тщательно, с учетом некоторых специфических особенностей звучащего с экрана слова. Дикторский текст телепублицистики прежде всего должен быть общедоступным, легко воспринимаемым на слух.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.