Переосмысление как метод подачи материала в современной журналистике (на примере публикаций газет "Ваш Ореол" и "Омская правда")
Переосмысление как метод подачи материала в современной журналистике (на примере публикаций газет "Ваш Ореол" и "Омская правда")
Федеральное
агентство по образованию РФ
Омский
государственный технический университет
Факультет
гуманитарного образования
Кафедра
философии и социальных коммуникаций
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Теория и практика массовой информации»
Тема:
Переосмысление как метод подачи материала в современной журналистике (на
примере публикаций газет «Ваш Ореол» и «Омская правда»)
Выполнил: ст. гр.
СО-315
Фрейвальд А.В.
Проверил: канд. филос.
наук
Федотова М.Г.
Омск
2008
Оглавление
Введение
1.
Роль метода в журналистике
1.1
Многообразие методов в журналистике
1.2
Методы подачи материала (или методы предъявления информации) в журналистских
текстах
1.3
Переосмысление как метод подачи материала и его использование в различных
публицистических жанрах
2.
Сопоставительный анализ применения метода
переосмысления журналистами в газетах «Ваш Ореол» и «Омская правда»
2.1
Использование метода переосмысления в публикациях газеты «Ваш Ореол»
2.2
Использование метода переосмысления в публикациях газеты «Омская правда»
2.3
Использование метода переосмысления в публикациях газет «Ваш Ореол» и «Омская
правда»: сравнение и обобщение
Заключение
Библиографический список
Введение
Формирование,
оформление и материализация структуры журналистского текста происходит с
помощью весьма разнообразных методов предъявления информации (или методов
предъявления элементарных выразительных средств – по Г.В. Лазутиной), благодаря
умелому сочетанию которых возникает действительно качественный публицистический
текст, в котором отражается и действительность, и авторская позиция. В
журналистской практике сложились два ряда методов этой группы: в одном объединены
те, что служат воплощению фактов, в другом – те, с помощью которых
предъявляется прошлый опыт человечества, зафиксированный в культуре. Среди
методов культурологического ряда ЭВС выделяется метод переосмысления как один
из менее изученных и представляющий интерес (так как метод переосмысления в
сравнении с другими методами в арсенале журналиста исследователи выделили
относительно недавно, причем многие вообще не включают его в классификацию
методов предъявления информации). Таким образом, актуальность данной темы
заключается в небольшой степени ее разработанности, в частности, на материалах
местной прессы.
Цель
данной работы: выяснить распространенность применения
метода переосмысления в материалах омской прессы на примере свободной
еженедельной газеты «Ваш Ореол» и газеты Правительства Омской области «Омская
правда».
Для
достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1)
Дать
определение и раскрыть содержание понятий: «метод» > «метод подачи
материала» > «метод переосмысления»;
2)
Выяснить
разработанность понятия «метод переосмысления» в теории и практике современной
журналистики;
3)
Проанализировать
публикации региональных газет «Ваш Ореол» и «Омская правда» на частоту
использования в них метода переосмысления, обобщить результат;
4)
Заметить,
какие журналисты чаще используют метод переосмысления в своих публикациях;
5)
Выделить
жанры публикаций, в которых используется данный метод;
6)
Выделить,
в сочетании с какими другими методами используется метод переосмысления;
7)
На
конкретных примерах газетных материалов показать применение метода
переосмысления.
Объектом
данного исследования является метод переосмысления в материалах свободной
еженедельной газеты «Ваш Ореол» за период с января по май 2008 года (номера: с
№1(368) по №18 (485)) и газеты Правительства Омской области «Омская правда» за
период с января по май 2008 года (номера: с №1(24399) по №58(24456)).
Предмет
исследования: тенденции в использовании журналистами
метода переосмысления в публикациях региональной прессы на примере изданий «Ваш
Ореол» и «Омская правда».
Методами
исследования послужили изучение и анализ учебной и
специальной литературы по журналистике; изучение и обобщение разработанности
данной темы; обобщение опыта применения метода переосмысления журналистами
региональных изданий «Ваш Ореол» и «Омская правда»; сопоставительный анализ
использования метода переосмысления журналистами в публикациях различных жанров
в газетах «Ваш Ореол» и «Омская правда».
Степень
разработанности темы: При работе над материалом были
использованы труды российских авторов – исследователей журналистики: Г.В.
Лазутиной о методе переосмысления, А.А. Тертычного о журналистких жанрах, Е.П.
Прохорова, Горохова В.М., М.Н. Ким, С.Г. Корконосенко о методах журналистики, и
труды др. авторов. Помимо этого были использованы материалы газет «Ваш Ореол» и
«Омская правда».
1.
РОЛЬ МЕТОДА В ЖУРНАЛИСТИКЕ
1.1 Многообразие методов в журналистике
Прежде чем говорить о переосмыслении как методе
подачи материала в журналистике, необходимо определиться с самим понятием «метод»
и рассмотреть систему методов, используемых в журналистике.
Слово метод происходит от греческого methodos,
означавшего путь исследования или познания. В современной науке понятием
«метод» обозначается совокупность приемов или операций практического или
теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Журналист в ходе своей деятельности должен, по
крайней мере, четко представлять, какими приемами и средствами можно достичь
той или иной цели. Основная функция метода в том и заключается, чтобы внутренне
организовать и отрегулировать процесс познания или практического преобразования
того или иного объекта. Следовательно, как справедливо отмечает В.П.
Кохановский, «метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система
предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя
в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной
сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы
и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
В работе журналиста по созданию журналистского
произведения овладение методами профессиональной деятельности имеет большое
значение. Выбор того или иного метода познания действительности, анализа
полученных эмпирических данных в конкретном журналистском материале зависит от
многих факторов. Например, от сложности объекта и предмета познания, от задач,
стоящих перед журналистом в ходе реализации творческого замысла, от целей
познавательной деятельности, наконец, от методологической культуры самого
журналиста. Отсюда и проистекают все проблемы, связанные и с выбором метода, и
с формированием методов деятельности, и с успешным их использованием на всех этапах
журналистского произведения.
Чтобы стать публицистом, мало иметь склонности и
способности к этой сфере деятельности, недостаточно и желания активно служить
общественному мнению (хотя все это безусловно необходимо). Важно обладать также
и методологической культурой, на базе которой склонности, способности и
стремления смогут реализоваться наилучшим образом. Хорошее владение методологической
культурой – основа максимальной мобилизации наличных способностей к творчеству.
Свобода творчества в том и проявляется, что на базе владения знаниями в сфере
необходимости происходит «прорыв» в сферу находок и открытий. Овладение научно
осмысленным опытом журналистов – путь к высотам творчества в его семантической
(как отображается действительность) и синтаксической (как строится
произведение) сторонах.
История становления журналистских
методов сравнительно невелика. Лишь в 70-80 гг. XX столетия теоретики в области
журналистики всерьез заговорили о выработке системы журналистских методов.
Необходимость в постановке данного вопроса была обусловлена тем, что в теории
журналистики не было единого подхода в определении основного метода
публицистики. Вопрос, связанный с определением метода журналистского
творчества, может быть решен только на методологическом уровне, который
предполагает обобщение уже существующих форм и методов журналистской
деятельности со всеми другими формами человеческой деятельности.
Понимание и перспективность данного
направления подвигли теоретиков в области журналистики к дальнейшим
рассуждениям о месте метода журналистского познания в системе других форм
познания.
В творчестве журналиста В.М. Горохов
выделил пять уровней, характеризующих степень обобщенности методов познания:
·
философский
уровень (диалектико-материалистическая и историко-материалистическая
методология);
·
общенаучные
методы познания, используемые в журналистике в соответствии с ее социальными
функциями;
·
специальные
научные методы, применяемые в журналистике (социологический опрос,
психологическое наблюдение, экономический анализ и т.д.);
·
междисциплинарные
методы (синтез научных методов и способов художественного отображения
действительности);
·
творческий
прием, адекватный конкретным особенностям проблемной ситуации, замыслу
произведения и специфике данной аудитории.
Применение специальных научных методов,
используемых в журналистике, обосновано тем, что сегодня ориентации только на
традиционные журналистские методы (беседа, наблюдение, работа с документами и
т.д.) совершенно недостаточно в плане познания сложных социальных и психологических
явлений, происходящих в обществе. Поэтому традиционный журналистский арсенал
методов должен постоянно пополняться новыми.
Методы, связанные с творческими приемами
создания журналистского произведения вырабатываются журналистами, как правило,
на индивидуальном уровне. Будучи примененным каким-либо одним автором, прием
производит необходимый эффект в сознании сравнительно небольшой части
аудитории, и пока другая ее часть приобщится к сделанному журналистом открытию,
прием не потеряет своей новизны. Однако, став общеизвестным, он должен будет
уступить место другому приему, либо, пройдя стадию обобщения – перейти в новую
жанровую форму или специальный журналистский метод.
В задачи данной работы не входит
изложение методов других уровней (т.е. не специальных научных методов и
методов, связанных с творческими приемами создания журналистского произведения
в данной классификации), поэтому мы не будем на них останавливаться.
Несколько иную точку зрения на компонентный
«состав» методологической культуры журналиста имеет известный исследователь в
области журналистики Е.П. Прохоров. Согласно его мнению, методологическая
культура журналиста складывается из четырех областей знаний и умений, которые
находятся в органической связи между собой. Это общая методология социального
познания, общая журналистская методология, методология получения эмпирических
данных и методологические основы интерпретации полученных данных.
Основу методологической культуры
журналиста, как и всякого общественно-политического деятеля, составляет общая
методология социального познания. Ее ядро – социальная философия, которой
придерживается журналист, т.е. система представлений о законах, на основе
которых функционирует и развивается общество (в диапазоне между жесткой
экономической детерминацией и представлением об определяющей историю воле
исторических деятелей). К общей методологии относятся также владение материалом
конкретных общественных наук: экономическими учениями, политологией, теорией
управления, юриспруденцией, этикой и др.
В силу специфики журналистики работникам
СМИ приходится быть универсальными социальными мыслителями и знатоками какой-то
конкретной сферы жизни. Отсутствие необходимых знаний или неумение ими
пользоваться в творческо-познавательной деятельности лишает творчество
журналиста фундаментальных ориентиров, ведет к поверхностному подходу к
явлениям жизни, чреватому ошибочными суждениями, вводящими в заблуждение
аудиторию.
Вторая составляющая методологической
культуры журналиста – общая журналистская методология. Сюда относится
вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной
деятельности, используемых в процессе творчества, любые знания о журналистике –
от сущности массовой информации и ее функций до законов творческой
деятельности. Использование этих знаний задает специфические журналистские
рамки и акценты творческому поиску и потому не просто составляет дополнение к
общей методологии социального познания, но придает ее использованию
специфицирующий характер, свойственный именно журналистике. В частности, знание
специфики публицистики определяют особенности использования законов
исторического и логического, художественного и научного познания, принципов
конкретности, системности и т.д.
Третья область методологической культуры
– методы получения эмпирических данных, сбора фактов. В совокупность
этих методов входят знания и умения в сфере организации наблюдения, проведения
опросов (интервьюирование, анкетирование), изучения документов (официальных,
личных и др.), проведения в случае необходимости эксперимента (реального,
модельного, мысленного). В рамках владения методами сбора информации находятся
также умение работать в архивах и библиотеках, вести досье и записные книжки,
документировать полученные данные, чтобы иметь достаточную уверенность при
публикации фактов.
Наконец, четвертая сфера
методологической культуры журналиста – методы интерпретации, оценки и
объяснения полученных фактов, выработки выводов и рекомендаций, формирования
общей концепции и реального содержания будущего произведения. Методы
интерпретации позволяют «собрать» полученные факты в целостную картину явления,
установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль
и значение каждой из них, аргументировано высказать свою оценку и сделать
выводы в соответствии с действительной природой того или иного события, его
динамикой, истинным значением для жизни. Объективность рассмотрения и оценки
текущей жизни обеспечивается верными исходными методологическими предпосылками,
глубоким пониманием действующих закономерностей функционирования и развития
общества. Именно это знание обеспечивает способы и характер интерпретации
данных. Ведь каждая ситуация должна быть показана в широких исторических связях
с учетом факторов, порождающих ее черты и свойства, что опять-таки определяется
социальной позицией журналиста, умением приложить к конкретной ситуации
адекватные «мерки». Этим же обусловливается мера точности характеристик и
оценок.
Теоретические знания в области
методологии журналистско-публицистической деятельности находят практическое
применение в процессе создания публицистических произведений.
1.2 Методы подачи материала (или методы
предъявления информации) в журналистских текстах
Журналистские тексты иной раз бывают
скучными из-за присутствующей в тексте монотонности. Монотонность же возникает
из-за применения в тексте однообразных методов подачи материала. Дело в том,
что далеко не всеми методами журналисты владеют одинаково свободно. Настолько
свободно, чтобы выбирать из всех существующих методов самые выигрышные в
конкретной ситуации при предъявлении информации определенного рода.
Только при комбинации различных методов
предъявления информации с помощью монтажа возникает текст, способный
по-настоящему заинтересовать читателя, найти отклик в его уме и сердце. Текст
становится естественным, как дыхание, оживает множество ассоциативных связей,
оказываются возможны глубокие умозаключения по аналогии, когда журналист
свободно владеет всей палитрой методов творчества, в частности, методами изложения
материала.
В издательской практике письменные
тексты по способам изложения и видам классифицируют следующим образом: повествование,
описание и рассуждение (традиционная классификация). Но
наблюдения над живой речью и, соответственно, над текстом убеждают в том, что
речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Традиционная
трехкомпонентная схема, бесспорно, справедлива и достаточна при рассмотрении
текстов художественных произведений. Однако, при работе с другими формами
творчества, в том числе с публицистическими произведениями, схема нуждается в
дополнении.
Наиболее
полную и подробную классификацию методов предъявления информации приводит Г.В.
Лазутина. Прежде всего, для обозначения искусственного языка, посредством
которого журналистская информация приобретает характер информационного
продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях, она
вводит понятие элементарных выразительных средств (ЭВС). Элементарные выразительные Г.В. Лазутина подразделяет на два ряда смысловых единиц. Один из них –
фактологический – возникает в результате отражения текущей реальной
действительности. Второй, культурологический, формируется за счет использования
«культурных запасов» общества – того, что создано ранее и вобрало в себя
накопленный социальный опыт. Разумеется, журналисты используют
методы этих двух рядов в своих произведениях комплексно, комбинируя с помощью
монтажа так, что возникает живая ткань текста, в которой оказываются отражены и
действительность, и авторская позиция.
Методы предъявления ЭВС фактологического ряда, выступающего как основа журналистского текста:
1) Констатация. Он представляет собой указание на ту или
иную реалию, обозначение ее бытия. Без применения этого метода трудно обойтись
в работе над любым материалом. Но для некоторых жанровых разновидностей
журналистского текста он является основным – например, для хроникальных
заметок, кратких новостей.
2)
Описание. Он формируется на основе
одноименного типа речи и предполагает воспроизведение реалий в их
предметно-чувственных проявлениях через отбор характерных видимых и слышимых
деталей. Описание как метод предъявления ЭВС фактологического ряда существует в
журналистике в двух вариантах. Первый – репортажное описание, своего рода
«картинки с натуры». Оно включает в себя и детали, подтверждающие, что
журналист сам видел и слышал то, о чем рассказывает. Когда из увиденного и
услышанного журналисту удается отобрать самые важные, самые говорящие детали,
текст получается выразительным, передает и смысл происходящего, и его
эмоциональный колорит. Только не нужно путать репортажное описание как метод
письма с репортажем как жанром: оно может быть использовано в мате риалах самых
разных жанров.
Страницы: 1, 2, 3
|