МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Национальные и общественные процессы Республики Татарстан в оценках СМИ


    1.2 СМИ как инструмент политики


    СМИ оказывают сегодня больше, чем когда бы, то ни было влияние на формирование сознания и поведение людей, становятся мощным инструментом влияния на институты власти. Понятия СМИ как четвертая власть приобретает новый смысл.

    Информация всегда зависела от технического прогресса средств ее распространения. Современная информация сделала первый качественный рывок с развитием прессы, затем последовало изобретение телеграфа, радио, телевидения. Сегодня информация претерпевает настолько серьезные инновации в области электроники, информатики, спутниковой связи, что СМИ с трудом успевают следовать техническому развитию.

    Эти количественные изменения ведут к тому, что производство и распространение информации меняет свою природу. Вместо печатного, рационального и постоянного текста появился сначала короткий и условный радийный текст. С появлением изображения, основанного на зрительном восприятии, на мгновении, символе и доминанте иррационального, можно говорить о настоящей революции в СМИ.

    С политической точки зрения важно, прежде всего, то что изменив способ восприятия мира электоральные СМИ превратили политику, – во всяком случае публичную политику в медиа процессе, сделав его сердцевиной публичной политики, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в коммуникативном процессе. Это привело к изменению места коммуникации в политическом процессе. Суть этого изменения состояла в том, что «акт коммуникации власти с массовым субъектом сам по себе начал определять формат политических отношений. Коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней новый онтологический статус, утратив былой вспомогательно-технический характер».

    На современном этапе развития СМИ претендуют на монополизацию циркуляции информации в обществе и, во-вторых, на особую роль как системы, регулирующей действия человека. Если человек прошлого века был «социальной личностью», зависимой от влияния семейных и общественных связей, то в настоящее время СМИ стали претендовать на единственную роль источника информации, декодирующего окружающий мир. Это, прежде всего относится к «журналистской информации», касающейся повседневной жизни, распространение которой составляет сегодня основу газетного и теле-бизнеса. Освещение подробностей частной жизни «звезд» создает основу представления для многих о том, как надо жить. Однако не стоит видеть в этом некую «утрату идеального прошлого»: СМИ занимают всего лишь пустующую нишу, ответственность за появление которой они не несут, если общество является авторитетным и влиятельным для своих членов, воздействие СМИ является качественно другим: распространяемая информация проходит через фильтр ценностей этого общества.

    СМИ выступают незаменимым средством распространения коммуникации как ценности. Особую роль здесь играет телевидение, благодаря экранизации коммуникативных ситуаций. Персонажи сериалов, например, демонстрируют зрителю, как надо вступать в коммуникацию и поддерживать ее. Современное западное телевидение (как, впрочем, и российское) характеризуется минимальным количеством передач, в которых не было бы игр, дискуссий и прочего участия публики. Огромная сила СМИ заключена в крайней гомогенности их технических средств и ценностей. В этом смысле, основная идея, распространяемая СМИ, – значение коммуникации, вокруг которой структурируется общество: коммуникация необходима, каково бы ни было ее содержание. Пожалуй, самый примечательный феномен современности – СМИ обращают внимание лишь на то, что пригодно для коммуникации при их посредничестве: хорошая информация – только информация, пригодная для коммуникации.

    Интернет, другие магистрали информации создают новое общественное пространство, открытое для миллионов людей, вовлеченных в сообщество «глобальной деревни». Однако в рамках этого масштабного информационного потока каждый зритель общается лишь виртуально со своими «соседями» по Интернет, контактируя непосредственно только с экраном компьютера. По мере углубления этого процесса, коммуникация порождает не агору, не демократическое общество сознательных и свободных граждан, ответственно принимающих участие в политической жизни, а виртуальное пространство, населенное отдельными индивидуумами, запутавшихся в информационной паутине.

    При всей упрощенности и ограниченности политического содержания сообщений современных СМИ, они все позволяют аудитории более или менее адекватно осознавать политические реалии. Упрощенность содержания этих сообщений в определенном отношении не зло, а благо, поскольку хотя бы на определенном уровне способствует пониманию политических реалий широкими слоями населения, фактически выключенных до этого из политического процесса.

    СМИ способны оказывать наиболее значительное воздействие на массовую аудиторию.

    Система СМИ выполняет важные социально-значимые функции:

    – информационная – оперативное предоставление гражданам актуальных сведений о событиях и процессах общественной и политической жизни;

    – социализации (в том числе политической) – формирование и поддержание культурных и политических стереотипов, норм поведения и т.п.;

    – мобилизации общественного мнения;

    – привлечение внимания к определенной социально-политической проблематике способно вызвать широкий общественный резонанс и привести к социальным последствиям;

    – обратной связи общества и властных структур – СМИ могут являться средством выражения мнения общественности и инструментом давления на властные институты, побуждая их принимать адекватные меры;

    – рекреационно-развлекательная.

    С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы. В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ. Этот список может быть существенно расширен за счет лоббистских групп, служб public relations, рекламодателей, общественных и политических организаций и т.д.

    Таким образом, СМИ одновременно должны эффективно коммуницировать с многочисленными агентами – источниками противоречивых требований и ограничений.

    Плюрализм, декларируемый СМИ, предполагает, что все возможные точки зрения и позиции не только могут, но и должны быть представлены обществу, стать доступ-

    Осуществление процесса манипуляции общественным сознанием в рамках политического процесса предполагает широкое использование средств массовой коммуникации. Стратегической задачей государства в таких условиях будет являться контроль либо над средствами массовой информации, либо над самой информацией. В формирующемся информационном обществе массовая коммуникация оказалась важнейшим инструментом формирования политики и самопрезентации политических акторов.

    Использование в политике телекоммуникационных систем привело к появлению как новых типов трансляции информации, так и новых форм коммуникации в сфере публичной власти. Процесс использования электронных СМИ в массовой политической коммуникации превратил политику в медиапроцесс, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в процессе коммуникации, органически сочетавшиеся с виртуализацией политического пространства. В результате интенсивного развития сферы информационно-коммуникативных технологий и усиления политического влияния масс-медиа в России формируется новая форма организации публичной власти – медиакратия, характерная для переходных стран.

    Медиакратия как форма организации власти базируется на преимущественном влиянии властных кругов и политических группировок, контролирующих массовые информационные обмены. Она предполагает широкое использование имиджевых стратегий и рекламных технологий, разрушающих барьеры между публичной и частной сферами жизни, социальными и культурными механизмами целенаправленного воздействия на поведение человека. Это может вести к девальвации механизмов коммуникации власти и только формирующихся структур гражданского общества.

    «Современные средства массовой информации – институт, занимающий важное положение в системе формирования и обеспечения жизнедеятельности современного человеческого сообщества, – существенно изменили в последние годы жизнь каждого человека». СМИ сегодня охватывают все сферы общества, обладают широкими возможностями воздействия на сознание людей, играют основополагающую роль в процессе формирования общественного мнения, задают массам определенные стандарты и образцы жизни и поведения.

    «С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы». В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ. Этот список может быть существенно расширен за счет лоббистских групп, служб public relations, рекламодателей, общественных и политических организаций и т.д. Таким образом, СМИ одновременно должны эффективно коммуницировать с многочисленными агентами – источниками противоречивых требований и ограничений.

    Газеты все еще остаются источником информации для многих слоев населения, несмотря на наличие довольно серьезной в современных условиях проблемы – доступности этого источника информации. Появление статьей о социально – экономической политике как правило актуализирует общественное мнение и формирует его.

    Радио является также эффективным средством информационного воздействия. Особенно эффективно использование радиоматериалов, направленных на пенсионеров и домохозяек, а также представителей тех профессий, которые во время работы не выключают радио.

     

     


    2. Особенности национальных и общественных процессов в Республике Татарстан и их отражение в СМИ


    2.1 Национальные и общественные процессы Республики Татарстан


    Чтоб отчетливо понимать национальные и общественные процессы Республики Татарстан, в первую очередь необходимо понять политический статус данного региона. Национальные и общественные процессы в Республике Татарстан подчинены конституционно – демократическому развитию. Принципиальные особенности Татарстана как субъекта РФ вытекают из соответствующих положений конституционного законодательства РФ и Республики Татарстан.

    Республика Татарстан на сегодняшний день является полноправным субъектом РФ. Конституция РФ устанавливает в ст. 65, что Татарстан находится в составе Российской Федерации наряду с другими республиками.

    Россия – это не только соответствующие государственно-властные структуры и люди, их воплощающие. Россия – страна с богатейшей историей, с природными богатствами, с соответствующим менталитетом и прочными духовными связями. Это – данность, имеющая непреходящее значение.

    Идея суверенитета составляет стержень «татарстанской национальной идеологии». Впервые она зазвучала в кругу политической элиты республики в 1968–1969 годах после создания Татарского общественного центра (ТОЦ).

    На Татарстан, как и на другие республики, Конституция РФ распространяет положение о равноправии республик (государств), краев и областей (административно-территориальных субъектов России) между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами и о равных правах в сфере совместного ведения с Российской Федерацией. Право выхода республик, в т.ч. Татарстана из России не предусмотрено. Статус любой республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, он может быть изменен только по взаимному их согласию. Законы и иные нормативные акты республик могут выходить за пределы правового регулирования Федерации только в сферах исключительного ведения республик.

    Конституция Республики Татарстан, со своей стороны, устанавливает, что государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан; установлено гражданство Республики Татарстан; воинская обязанность исполняется на территории Республики, а вне ее – лишь на основе договорных обязательств. Республика самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус. Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Татарстана (о противоречии законам Российской Федерации не упоминается).

    Республика Татарстан (далее РТ) заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права.

    По словам Президента РТ М.Ш. Шаймиева, за последние годы РТ «нашла путь, отвечающий интересам народа Татарстана. РТ ушла от крайностей в политике, сумев объединить граждан вокруг общих ценностей. В результате в республике сложилась система ценностей, которая включает в себя: общее понимание суверенитета Татарстана и федеративных отношений; необходимость развития языков и культур народов республики; соблюдение межэтнического и межконфессионального баланса интересов; признание демократических ценностей; укрепление свободы слова».

    Суверенитет Татарстана был и остается базовым понятием, исходя из которого вырабатывается внутренняя политика, отношения с федеральным центром и внешние связи РТ.

    По территории и численности населения сегодняшний Татарстан является «наследником» Татарской АССР, провозглашенной 27 мая 1920 года. В Татарстане на площади в 68 000 кв. км проживает более 3 млн. жителей, из них 52,9% составляют татары и 39,5% – русские. Административное деление республики, не раз менявшееся, также является наследием советской системы. Сегодня в республике насчитывается 6 экономических зон, 43 района, 19 городов, 22 поселка городского типа и 843 села. Такое районирование увеличивает в политической сфере представительство сельских жителей (в основном татар), тогда как 72% населения составляют горожане, а 38% проживает в Казани, населенной в основном русскими. Из 5,5 млн. татар Российской Федерации лишь 1,8 млн. (менее трети) живут в Татарстане. Более миллиона татар проживает в Башкирии, один миллион – в соседних республиках и областях Поволжья, Урала и Западной Сибири.

    Статистические показатели уровня жизни в Татарстане сходны со среднероссийскими и говорят об отсутствии социальной дифференциации между татарами и русскими в Татарстане. Татарский язык распространен весьма широко: 98,5% татар Татарстана (и 80,5% татар диаспоры) назвали первым языком татарский.

    Следует отметить, что «экономическая и политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов делают Татарстан привлекательным регионом для переселенцев. В настоящее время республика продолжает принимать значительные потоки мигрантов. И одна из главных проблем, с которой они сталкиваются на новом месте жительства. – это проблема социокультурной и психологической адаптации, представляющей собой процесс, связанный е переживанием перемен, культурных различий».

    В РТ накоплен значительный опыт решения национальных проблем. Функционирующая в Республике Татарстан Ассоциация национально – культурных объединений (АНКО РТ) включает на сегодняшний день тридцать пять национально-культурных общин. Практически вес диаспоры зарегистрированы как юридические лица.

    Общины оказывают поддержку многим национальным меньшинствам, проживающим в РТ, передают опыт.

    Как показало время, статус республики отвечает интересам всех этнических групп республики, устремлениям мусульман, православных и других конфессий, различных социальных слоев.

    Продолжая связывать свое будущее с Россией, политическая элита Татарстана сегодня стремится заложить основы для будущего диалога с Москвой. При этом приоритет отдается укреплению промышленной базы, финансовой поддержке аграрного сектора, созданию многоотраслевой экономики, а главное – созданию мощных банковских и финансовых структур, способных функционировать в условиях российского рынка.

    Государственная религиозная политика Республики Татарстан в современных условиях определяется, прежде всего, становлением и развитием государственности татарского народа.

    Как показывает мировой опыт, в процессе образования, становления или возрождения государственности необходима, наряду с другими составляющими, конфессиональная и психологическая общность, совпадение интересов населяющих страну народов, т.е. требуется наднациональная официальная идеология государства.

    В Татарстане национальная официальная идеология основывается на следующих положениях:

    – Конституцией РТ Татарстан объявлен государством, выражающим «волю и интересы всего многонационального народа республики» (ст. 1);

    – татарский и русский языки признаны равноправными государственными языками Республики Татарстан (ст. 4);

    – Республика Татарстан стремится к созданию национального капитала, не имеющего этнического «лица», и т.д.

    Официальная религиозная политика в многонациональной и многоконфессиональной Республике Татарстан определяется, прежде всего, Конституцией РТ, законодательством РТ о свободе совести и деятельности религиозных объединений. Так, в ст. 29 Конституции РТ зафиксировано, что «граждане Республики Татарстан в соответствии со своими убеждениями имеют право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… Религия и религиозные объединения в Республике Татарстан отделены от государства».

    Хотя современное национальное движение и национальное самосознание татарского народа развивается противоречиво, и в нем есть некоторые негативные аспекты, в целом, национальное движение и ислам в Татарстане отражают процессы демократизации и реформ в России, способствуют развитию татарской культуры и нации в условиях поликонфессиональной и многонациональной страны.

    Согласно точке зрения В. Семенова, можно выделить различные группы по отношению к исламу: от политологов официальных властей республики до лидеров умеренного и радикального крыла национального движения. Основная идея официальных властей – татарстанизм, способный обеспечить межэтнический баланс в республике. Евроисламизм-джадидизм умеренного крыла может иметь перспективу, но в неопределенном будущем.

    Лидеры радикально-религиозного крыла национального движения ратуют за проникновение ислама в политику, преследуя главным образом честолюбивые задачи прихода к власти с помощью религии.

    Благодаря принятым политико-правовым актам и практическим мерам по сохранению стабильности в РТ в последние годы, удалось заметно продвинуть решение этнических проблем не только татарского и русского народов, но и других народов Татарстана. Главным ее итогом можно считать создание оптимального микроклимата в межэтнической среде.

    Политика поддержки двух государственных языков – татарского и русского – является приоритетной на современном этапе развития.

    Таким образом, основа суверенитета Татарстана – межэтническое, межконфессиональное, гражданское согласие, которое строится на свободном развитии языков и культур народов Татарстана, диалоге религий, взаимопонимании различных ветвей власти, сотрудничестве государственных органов и СМИ.


    2.2 СМИ Татарстана в отражении национальных и общественных процессов


    Мы уже отмечали в теоретической части, что на сегодняшний день, СМИ является одним из важнейших инструментов политики. Поэтому оценка СМИ Татарстана в отражении национальных и общественных процессов является неоднозначной. В этом же русле, рассматривать СМИ как механический инструмент передачи ценностей было бы упрощением. Значимые различия задают их институциональные характеристики, отношения собственности, учредители, не говоря уже о составе журналистского корпуса и читательской аудитории.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.