МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методика журналистского творчества

    Методика журналистского творчества

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

    Институт рекламы и связи с общественностью

    Кафедра связей с общественностью





    Курсовая работа

    Методика журналистского творчества




    Выполнила: студентка группы 22-С

    Шаклова Ольга














    Новосибирск 2010

    Оглавление


    Введение

    1. Методика журналистского творчества

    1.1 Тема, замысел, идея

    1.2 Источники информации

    1.3 Способы получения информации

    1.4 Методы познания действительности

    1.5 Элементы содержания

    1.6 Структура произведения

    1.7 Композиционные формы

    1.8 Жанры (художественные формы произведения)

    2. Практическая часть1

    2.1 Создание универсальной методики журналистского творчества

    2.2 Анализ газетного материала на основе универсальной методики журналистского творчества

    Заключение

    Список использованных источников


    Введение


    Журналистика – специфическая сфера духовно-практической деятельности человека. Включаясь в данную область, журналист, прежде всего, пытается реализовать своё творческое начало. При этом самораскрытие личности в процессе создания духовного продукта (журналистского произведения) зависит от многих объективных и субъективных факторов. Одни из них способствуют раскрытию творческого потенциала автора, другие – затрудняют данный процесс. Поэтому всегда актуальным в журналистике будет поиск оптимальной модели журналистского творчества, способствующей созданию качественного, оригинального, общественно значимого произведения.

    Перед изучением данной темы я поставила себе цель: попытаться разработать универсальную методику журналистского творчества. Задачи: 1. Проанализировать имеющуюся литературу по данной теме. 2. На её основе вывести универсальную модель по созданию журналистского произведения, взяв за основу самые основные аспекты 3. Рассмотреть данную модель на практике.

    Но прежде чем исследовать тему, необходимо определить ключевые понятия, составляющие её. Это методика и творчество. Методика – это совокупность методов, приёмов, практического выполнения чего-либо. У творчества есть много определений, но как мне кажется, самое подходящее дала Л. Графова: «Творчество – это способность человека видеть в мире то, чего ещё в нём нет, но что может быть, если человек приложит усилия».


    1. Методика журналистского творчества


    В учебнике древней истории (или в любом другом, описывающем концепции происхождения мира) есть картина знакомая, наверное, всем: три кита удерживают на спинах матушку Землю. А если перевести этот образ на журналистское творчество, то можно представить такую картину (составляющие которой знакомы каждому журналисту): выбор темы, её разработка и литературное оформление в виде тех же «китов», бороздящих бурное житейское море. А.И. Соков, считает, что именно это «основа, краеугольный камень профессии». А все остальные закономерности вторичны и подчинены решению каждой из трёх главных задач. Анализируя эти основы, мы пытаемся вывести ту самую универсальную модель создания журналистского произведения.

     

    1.1 Тема, замысел, идея


    Тема

    Задумывая некую публикацию, журналист, прежде всего, должен определить тему. В этом мнении сходится большинство журналистов и публицистов.

    С греческого « тема» - это «то, что положено в основу». Как считает В. М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативна, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности». По мнению А. И. Сокова, выбор темы всегда диктуется потребностями аудитории или событиями, которые требуют вмешательства журналистов и содержат информационный повод, т. е. потребность в обнародовании. Сообщения о таких событиях должны вызвать изменения в знаниях, опыте и даже взглядах и поведении аудитории. На выбор темы также оказывает влияние концепция издания, редакционный план работы. Персональные наблюдения. Вкусы и предпочтения самого журналиста. Более коротко характеризует по сравнению с предшествующими авторами, данный термин Е.В. Черникова, говоря, что тема – это круг проблем, относящихся к определённой сфере бытия (отвечает на вопрос «о чём?»).

    Давайте теперь обратимся к процессу журналистского творчества. Разработанному Г.В. Лазутиной. У неё начальный этап звучит как «выработка заявки на тему» и предполагает решение трёх задач:

    ·                   Выбор объекта (о котором журналист будет писать);

    ·                   Определение масштабных проблем, в контексте которых может быть значима данная ситуация;

    ·                   Планирование и организация хода работы.

    У каждого автора своё определение данного этапа журналистского творчества. Но, наверное, каждый из них согласится с цитатой А. Мальсагова: «журналист обязан видеть больше своей темы. При исключительной нацеленности на тему. Когда что-либо другое запрещаешь себе видеть. Материал получается против ожидания скучнее».

    Замысел

    Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к формированию его замысла. В.И. Даль определяет замысел как «намерение, задуманное дело». В литературоведческом словаре даётся такое толкование: «Замысел – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существуют две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов)».

    Но если мы обратимся к писателям-журналистам. То увидим совершенно разные интерпретации этого понятия. А у некоторых журналистов можем не найти этого этапа творчества. Вот как определяет данное понятие Валерий Аграновский: «Чаще всего замысел – лишь предчувствие темы, достаточно аморфное и в некотором смысле безответственное, как, например: «Хорошо бы написать о любви!». По мнению этого автора, тема обычно поглощает замысел, т. к. тема – это уже реальная основа для сбора материала и его написания. А замысел – стадия, мало к чему обязывающая.

    Аграновский также выделяет два источника возникновения замысла: 1. Социальный опыт журналиста, его информированность. Знания, которые достигнув определённой концентрации, становятся замыслом. 2. Факт, пришедший со стороны и дающий толчок для возникновения замысла.

    Если же обратиться к Г.В. Лазутиной, то у неё мы увидим не только отличающуюся формулировку «замысла», но и то, что эту стадию она как бы делит на два этапа. Первым из них является «окончательное формирование замысла». Этот процесс, в ходе которого рождается мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свёрнутом виде и тему его, и идею, и принцип организации («ход»). Второй этап – «конкретизация замысла» - это процесс, который может проходить как составление плана; предварительных заметок по тексту, своего рода «опережающий конспект»; либо составление кратких тезисов «выписка» отдельных частей материала.

    Таким образом, замысел, предваряя всю последующую работу над будущим произведением, уже на начальных этапах творчества представляет микромодель этого произведения. Максим Николаевич Ким считает, что данная стадия связана с поиском оригинальных идей, мыслей, образов, деталей, жизненных фактов. Именно из этих разнородных составляющих замысла и возникает будущее произведение. Замысел насыщается жизненным материалом, чтобы из них могло вырасти конкретное произведение. Поэтому и писатели, и журналисты серьёзное внимание уделяют накоплению такого материала. Для этого подтверждения М. Н. Ким приводит хороший пример с Львом Толстым, который вот что записывает в своём дневнике: «Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего кроме чёрной земли – ни одной зелёной травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), три отростка: один сломан, и белый, другой сломан и забрызган грязью, чёрный стебель надломлен и загрязнён; третий отросток торчит вбок, тоже чёрный от пыли, но всё ещё жив и в серединке краснеется. – напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял её». Как видим, куст репейника натолкнул великого мыслителя на воплощение образа Хаджи-Мурата в художественном произведении, т. е. подмеченная в жизни деталь может лечь в основу замысла.

    И даже, несмотря на то, что существует разница творческих подходов к формированию замысла у писателей и журналистов, по многим параметрам они всё-таки схожи.

    Идея

    Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи. Так, например, по мнению Г.В. Лазутиной, она «всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату информации, что нужно делать в свете полученного сообщения». А Е.В. Черникова, считает, что «Идея – собственный взгляд автора на проблематику: что нового собирается сообщить автор по известной теме» (отвечает на вопрос «зачем?»).

    В некотором роде определение М.Н. Кима схоже с определением Черниковой. Он говорит, что журналист должен определиться в своей нравственной, или идеологической позиции, своих взглядах на ту или иную проблему, в своём видении какой-либо жизненной ситуации, в выражении собственного отношения к описываемым фактам, чтобы произведение получило идейное звучание. В этом случае читатель понимает, ради какой цели писалось произведение, какие идеи автор пытался донести, какими мыслями хотел поделиться. Если журналисту удастся отразить подобные моменты в произведении, то он может рассчитывать на ответную реакцию аудитории

    Итак, мы рассмотрели различные моменты, связанные с рождением журналистской темы, разработкой и планировкой замысла конкретного произведения, выработкой его идейной стороны. На индивидуальном уровне работы данный творческий процесс может иметь свои неповторимые особенности, т. к. каждый автор вырабатывает свои методы работы.

     

    1.2 Источники информации


    Журналист должен не только знать и использовать уже обозначенные стадии творчества, но и ориентироваться в той информационной среде, с которой он взаимодействует. К ней относятся три типа информационных источников: документ, человек и предметно-вещественная среда.

    Понятие «документ» употребляется в нескольких значениях. Согласно одному из них - это материальный носитель записи (бумага, кино - и фотоплёнка, магнитная запись, перфокарты и т. п.) с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве. Документ в более узком смысле – официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то. Для журналистики актуальны оба эти значения. Но очень важно иметь в виду, что документы несут на себе печать личности того, кто их создавал, и условий, в которых это происходило. Желательно удостовериться в подлинности документа. Это особенно важно, если журналисту придётся доказывать свою правоту в суде. Документ тогда становится аргументом. Опора на «носители знаний» делает публикацию доказательной и защищённой.

    Центральное звено информационной среды – человек, или «живой источник». Ведь он нередко является свидетелем либо даже участником события. Кроме того, «Живой источник» - носитель информации и о себе, о своём субъективном мире. И, наконец, - транслятор информации, полученной от других. Одно непременное условие: этот источник должен быть надёжен и к нему должен быть возможен доступ. Таким источником, в принцип, может быть любой человек, обладающий нужной журналисту информацией. Чем больше таких «источников», тем легче разобраться в проблеме. Однако самым надёжным и популярным источником информации являются представители органов власти. Поданным статистики около 80 % журналистов регулярно обращаются к представителям различных ветвей власти.

    И третий источник информации – предметно-вещественная среда – обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Однако есть одна сложность: они «разговаривают» только с теми, кто умеет их разглядеть и хочет понять их язык.

    Ещё как один дополнительный источник информации А.И. Соков выделяет слухи – «молва, известие, обычно ещё ничем не подтверждённое». Нередко именно слухи, при всей их сомнительности, становятся поводом для журналистского расследования и в итоге перестают быть таковыми. Поэтому в процессе направленного исследования темы журналист просто обязан опросить всех лиц, имеющих отношение к изучаемому явлению. Это позволит выявить суть происходящего, определить тенденции, обнаружить истоки проблемы и пути её решения, добиться максимальной объективности.

    Помимо трёх основных источников информации, некоторые авторы, в том числе А.И. Соков и Г.В. Лазутина, выделяют так называемую информационную структуру, к которой относятся:

    ·                   Брифинги (короткие совещания работников СМИ, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по разным вопросам);

    ·                   Презентации (торжественные встречи представителей государственных/общественных/частных структур с общественностью, с представителями прессы для ознакомления с чем-либо новым);

    ·                   Пресс-конференции (встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами для информирования их и ответов на их вопросы);

    ·                   Пресс-релизы (специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами);

    ·                   Информационные бюллетени (о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами) и т. д.

    Интересно мнение Сокова об этой информационной сети, он говорит, что «эти каналы, как и информационные агентства, распространяют сообщения «общего пользования», без учёта специфики изданий. Конечно, такая помощь полезна, но не снимает проблемы получения сведений непосредственно из жизни, а, следовательно, и проблемы источников информации». Поэтому, соглашаясь с его мнением, мы делаем вывод, что большее внимание необходимо уделять трём основным источникам: человеку, документам и предметно-вещественной среде.

     

    1.3 Способы получения информации


    На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т. д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, т. к. именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения.

    Изучая те или иные социальные явления, профессионал пользуется набором определённых методов, которые позволяют ему проникнуть в суть изучаемых объектов. Данный арсенал постоянно пополняется за счёт смежных с журналистикой наук. Например, в последние годы журналисты охотно стали использовать социологические методы сбора информации, как правило, они не являются основными, но органично дополняют традиционные способы получения информации в журналистике. К наиболее используемым заимствованным методам относятся:

    ·                   Массовое интервьюирование;

    ·                   Анкетирование;

    ·                   Систематическое наблюдение;

    ·                   Эксперимент.

    Но мы более подробно рассмотрим традиционные способы получения информации: наблюдение, документ, интервью (беседа).

    Наблюдение

    Известно, что кочевники (киргизы, казахи), чтобы скоротать дальнюю дорогу, поют нескончаемую песню обо всём, что видят в пути. Порой и журналистские материалы напоминают такую песню. При этом авторы ссылаются на тезис о том, что наблюдение – важнейший способ сбора информации. Как правило, оно используется для планомерного, целенаправленного восприятия, изучения действительности. То, что данный метод активно используется в журналистской практике обусловлено рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития. Репортаж с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нём создаётся атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортёра (особенно свойственно телевидению и радио).

    Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информация из такого рода наблюдений всегда отличается живостью и достоверностью. В- третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независимо от чьего-либо мнения.

    Наблюдение имеет ряд модификаций.

    1.                 Неподготовленное наблюдение. Журналист имеет возможность увидеть окружающую действительность в живых, непосредственных деталях, в движении. Конкретный объект наблюдения отсутствует. Важно только суметь за фактом увидеть явление, в череде привычных для большинства людей событий разглядеть необычное.

    2.                 Подготовленное наблюдение. У него всегда есть конкретный объект, адрес и время действия. Журналист заранее знает, что предстоит наблюдать, какова последовательность события, когда оно произойдет, и кто в нём будет участвовать. Он имеет возможность предварительно побывать на объекте, выбрать точку наблюдения, собрать заранее полезную информацию.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.