МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики"

    В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

    Язык репортажа должен быть скорее образным, а не понятийным. Образность служит достижению наглядности и конкретности. “Написать “стакан пива” лучше, чем написать “300 мл пива”. Требование понятности подразумевает гибкий язык, образы, сравнения, известные исходные величины, короткие предложения, точный подбор слов. Чтобы по возможности понятно изложить специальные выражения, репортер должен сам знать, что они означают. “Словарный запас и бойкость пера репортера определяют впечатление о событии, возникающее у воспринимающего”.

    Очень важным считается также предоставлять слово самим участникам события, используя цитаты, элементы интервью. “Точные, по возможности более прямые цитаты свидетелей или заинтересованных лиц бесценны, так как они дают репортажу впечатление непосредственности (разговорные выражения, диалект)”.

    Языку репортажа не свойственно внутреннее, “лингвистическое” остроумие, как в фельетоне, и шутки в тексте допускаются только как пересказ комичной ситуации. Но эмоциональность стиля в субъективном жанре репортажа приветствуется: выражая собственные чувства, автор тем самым будит чувства читателя.

    После дискуссий в Государственном центре политического образования в 1990 г. не тему, что такое развлекательность в журналистике, группа “Projektteam Lokaljournalisten” вывела формулы текстов для журналистов. Текстовая формула репортажа такова:

    1.       собирать информацию на месте

    2.       самый сильный образ сделать лицом и далее использовать как “красную нить”

    3.       факты искать не только на месте, но и по телефону, и в архивах

    4.       образы, переживания и факты перемежать в волнующем темпе

    5.       подавать информацию понятно.

    Считаем, что это неполное и недостаточно профессионально составленное руководство, которому придали лаконичную форму во вред его практической применимости. Впрочем, в Германии издано и доступно в интернете достаточное количество практических пособий по написанию репортажа.

    Излюбленная мысль, проводимая в каждом сколько-нибудь подробном учебном пособии по репортажу: “Репортаж не может быть написан за письменным столом! Репортеру нужны все его чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус”. Он должен заставить читателя поверить, что видел и чувствовал все лично, должен наглядно говорить о вещах, а не аналитически - о понятиях.

    Немецкий репортер должен уметь найти неизвестную сторону темы. Например, если дана тема "Интенсивная терапия", то вместо того, чтобы цитировать свидетельства врачей и медсестер, лучше остаться на ночное дежурство в качестве санитара.

    Подчеркивается, что первое предложение репортажа имеет первостепенное значение - оно определяет, читает ли читатель дальше или со скукой пролистывает. Начало типичного репортажа представляет собой “картинку или сцену из гущи события”, в качестве заключения тоже берут образ, имеющий четкое отношение к начальному образу.

    Упомянем еще две интересные концепции, выработанные теоретиками жанра.

    Халлер предлагает четыре фактора, обеспечивающие существование репортажа:

    ·              печатные СМИ, которые допускают субъективную журналистику и сами с готовностью предоставляют место для красочного материала на темы опосредованной актуальности;

    ·              темы, которые разрабатываются так, что из их конкретных, особенных аспектов возникают человеческие переживания, к которым читатели могут оказаться сопричастными;

    ·              журналисты, которые рисуют достоверные картины и хотят, и могут дать читателю пережить вместе с ними случившееся;

    ·              читатели, которые готовы читать длинные и более трудные тексты, которые принимают ограничение темы только каким-то одним аспектом и понимают субъективный, полный чувств язык.


    Приложение 1

    Методика обучения сочинениям

    Сочинение - вид коллективной работы по обучению учащихся созданию собственных текстов.

    Классификация сочинений



    Основания

    Виды сочинений

    1.

    По цели проведения

    Обучающие Контрольные

    2.

    По месту проведения

    Классные Домашние

    3.

    По тематике

    На лингвистические темы На темы из жизни (свободные темы)

    4.

    По источнику (источникам) получения материала

    На основе собственных наблюдений На основе произведений художественной литературы На основе произведений живописи (по картине)и т.п.

    5.

    По преобладающему функционально-смысловому типу речи

    Сочинение-описание Сочинение-рассуждение Сочинение-повествование

    6.

    По жанру речи

    Рассказ Путевые записки Заметка и т.п.


    При проведении обучающих сочинений особенно значимым является этап подготовки, на котором формируется важное умение собирать материал для своего речевого произведения. Процесс подготовки целесообразно рассредоточить и осуществлять на протяжении некоторого времени (нескольких уроков). Рабочие материалы целесообразно оформлять в виде таблиц (см., например, вид рабочих материалов при подготовке к сочинению на тему «Парк осенью»):



     План

    Рабочие материалы

    Дополнения

    Парк     Деревья  Погода

    Пронизанный косыми лучами солнца.  В осеннем уборе. (и т.д. о том, что характеризует предмет речи с учетом личных наблюдений) Деревья в багряном уборе. Листья желтые, красные.  Слабый ветер. Солнечно. Слегка прохладно.

    Здесь могут быть помещены уместные цитаты из произведений, созданные учащимся изобразительные средства. «В багрец и золото одетые…» (А.С.Пушкин). Листья кружатся, танцуют в воздухе, шуршат под ногами. Бодрящий ветерок. (Дополнения могут отражать модальность будущего текста, его пафос: сказать об этом с грустью и т.п.)

    Памятка о работе над планом

    (памятка конкретизируется в зависимости от типа речи,

    который будет преобладать в сочинении)

    1.       Подумай, о чем скажешь, какие предметы и признаки будешь описывать (запиши их словом или словосочетанием в черновике).

    2.       Проанализируй записи и выдели основные смысловые части. Сколько их?

    3.       Определи главное, о чем или что ты хотел бы сказать в каждой части, коротко сформулируй или назови это главное, подбери к частям заголовки.

    4.       Запиши заголовки к каждой части.

    5.       Проверь себя: передай словами по плану то, что хотел бы написать в сочинении.

    Формированию умений писать сочинения способствует работа с малыми формами сочинений: миниатюра, этюд, эссе.

    Сочинения-миниатюры

    Миниатюра - это речевое произведение небольшого размера (очерк, рассказ). Основа обучения - анализ миниатюр, созданных мастерами слова (например, книга миниатюр М.Пришвина). Источником создания миниатюр учащимися - открытки с пейзажами, яркий момент в «картине за окном»: первый снег, ветер, лучик солнца в пасмурную погоду, необычный цвет неба, поступок человека и т.д. Формулировки тем для сочинений-миниатюр требуют тщательной обработки, поскольку в них должно быть заложено то, что вызовет яркость впечатления учащихся определенного возраста (например: Вот дождик брызнул.…; На небе ни облачка…; Мой двор сегодня необычен… и т.п.).

    Сочинения-этюды

    Этюд - набросок, литературный или научно-философский очерк. Стилистические этюды - это небольшие самостоятельные высказывания учащихся, принадлежащие разным стилям и жанрам. Обычно они представляют собой какую-нибудь часть сочинения (описание, рассуждение-эссе, повествование, характеристику), хотя могут выступать и как небольшие законченные речевые произведения учащихся малого размера (заметка в газету, короткий репортаж, лирическая миниатюра, миниатюрный рассказ). Удобные по своим размерам, они дают возможность четко определить понятие абзаца, микротемы, видов связи предложений в них, интонации целого текста. В стилистическое задание, прежде всего, должно входит указание на требуемые стиль и жанр речи.

    Сочинение-эссе

    Эссе - жанр критики, характеризующийся свободной, личностной, трактовкой какой-либо проблемы (вопроса). Эссе - высказывание, насыщенное собственными размышлениями автора. Обучая эссе, важно ставить перед учащимися конкретные задачи (Подготовьте фрагмент для публицистической статьи о …. Напишите об этом в эмоциональном, непринужденном, разговорном тоне; в соответствии с патетикой книжной речи и т.п.). Следует обратить внимание на четкость задания, потому что, например, если ставится задача предать информацию в объективной манере, строго аргументировать мысли, то это уже заметка; если же ставится задача передать ироническое отношение к произошедшему - пародия.

    Важным этапом на пути обучения сочинениям является умение редактировать текст.

    Редактирование (совершенствование) текста

    С методической точки зрения важно, чтобы данная работа представляла диалог между учителем и учащимися, поскольку сам пишущий зачастую не видит недостатки собственного текста. Умение анализировать текст с целью совершенствования предполагает изучение слова в контексте, выяснение роли порядка слов и места предложения для организации внутренних связей текста. Анализу подвергаются слова с позиции коммуникативных качеств речи; предложения с позиции их связи; текст с позиции текстовых категорий, стиля и типа речи. Средством формирования умений анализировать и совершенствовать собственный текст являются «негативные» (несовершенные) тексты, тексты с речевыми недочетами, с нарушением логических связей и т.д. Важно сформировать в процессе работы умение видеть неоправданное использование того или иного слова, конструкции и т.д., квалифицировать свою ошибку, исправлять ее. Работа по совершенствованию текста требует от учащихся овладения техникой:

    ·        свертывания излишних подробностей или восстановления пропущенных смысловых звеньев;

    ·        выделения основных структурно-смысловых частей при работе с текстами конкретного типа речи, установления связей между частями, изменения композиции;

    ·        замены слов и предложений, стилистическая окраска которых не согласуется с общим стилем, внесения эмоционально-оценочных элементов речи.

    Важно помнить, что каждый прием отрабатывается отдельно на материале специально отобранных упражнений. Целесообразно знакомство учащихся со специальными графическими средствами правки текста.

    Примерная схема построения урока анализа сочинений

    1.       Постановка цели урока (подготовка к переработке анализируемых сочинений, к исправлению ошибок, к созданию нового и т.д.).

    2.       Общее впечатление от работ, общая их оценка.

    3.       Обобщенный анализ содержательно-речевой стороны и языкового оформления работ: а) замечания о раскрытии темы и основной мысли сочинения, о названии и объеме сочинений; удачные подходы в раскрытии темы; б) избранные учащимися композиционные формы; удачно построенные работы; в) язык ученических сочинений.

    4.       Анализ одного-двух наиболее удачных сочинений с комментированием достоинств работы.

    5.       Коллективное редактирование нескольких отрывков из сочинений (предварительно записанных на доске или размноженных для каждого учащегося).

    6.       Работа учащихся по совершенствованию собственных сочинений (в классе или дома).


    Приложение 2

    Тема занятия: Репортаж как жанр публицистики

    Цель: дать представление о репортаже как о жанре, показать, как строится репортаж, формировать умение отличать репортаж от других жанров, редактировать готовые репортажи, учиться писать репортаж, пропагандировать здоровый образ жизни на примере жизни Н.Н. Озерова.

    Оборудование: карточки с заданиями по тексту, карточки-памятки «Публицистический стиль», номера газет с репортажем, фотографии Н.Н. Озерова.

    Ход урока

    I.       Повторение.

    - Работа по карточкам (подготовка к ЕНТ).

    - Что знаете о публицистическом стиле?

    - Назвать жанры публицистического стиля (эссе, очерк, заметка, интервью, репортаж).

    Тема урока: репортаж как жанр публицистики.

    Какова цель?

    II.      Новый материал.

    Эпиграфом к уроку можно взять слова Г.Я. Солганика:

     Репортаж - это глаза и уши читателя.

     Г.Я. Солганик

    - Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

    - Какая задача стоит перед автором репортажа?

    (Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)

    - Прочитать материал занятия, ответить на вопрос: что такое репортаж.

    - Просмотреть номер газеты, найти репортаж.

    - О каких событиях рассказывается в них? Назвать темы.

    - Какие бывают репортажи?

    Необходимо отличать репортаж и информационную заметку.

    - Что общего и в чем различия?

    Общее содержание: сообщается о каком-либо общественно важном событии.

    Различия

    Р. Изображает событие как процесс. З. лишь сообщает о событии как о свершившемся факте.

    Личность автора всегда присутствует, Автор остается в тени его отношение к событию всегда проявляется.

    - Репортаж какого комментатора вам бы понравился?

     (разбирающегося в том, о чем говорит, эмоционального)

    Именно таким был Н.Н. Озеров.

     - Сообщение о Николае Николаевиче Озерове, русском актере, спортивном комментаторе, теннисисте (можно включить запись репортажа Н.Н. Озерова с соревнований).

    Выразительное чтение.

     - Прочитать текст, в котором Озеров обращается к начинающим журналистам. Какие советы дает? В каком стиле общается с ними?

    - Как вы думаете, советы Н.Н. Озерова относятся только к спортивному репортажу или к репортажу на любую тему?

    Составление памятки для тех, кто пишет репортаж.

    Памятка

    1.      Отобрать самое главное из того, что происходит.

    2.      Выразить свое отношение к событию.

    3.      Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.

    - Какова же композиция репортажа?

    Начало репортажа - это зачин. Каким он может быть?

    Центральная часть - это рассказ о чем?

    - Какой тип речи представляет?

    - Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы)

    - В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.)

    - Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего)

    Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в.

    Концовка - оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

    III.    Закрепление.

    - Отредактировать начало репортажа.

    - Отметить особенности репортажа.

     - Творческая работа.

    Представьте, что вам надо вести репортаж на одну из тем: На уроке русского языка. На концерте. На соревновании. Записать 5-7 предложений.

    IV.    Итог урока. Что узнали о репортаже?

    V.      Дома. Отредактировать сделанное в классе, закончить; найти газеты, журналы с репортажем.


    Приложение 3

    Подготовка материалов к стенгазете.

    Этап 1. Погружение в проект.

    Цель этапа - подготовка учащихся к созданию газеты.

    Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группу учащихся для создания стенгазеты.

    На данном этапе учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему своей стенгазеты. Название школьной газеты должно быть понятным (аббревиатуры часто вызывают недоумение). Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты, определяют свои потребности, распределяются по группам.

    Этап 2. Планирование деятельности.

    Цель этапа - пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

    Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).

    На втором этапе после определения темы газеты необходимо разработать модель газеты. Это совокупность содержательных особенностей издания, т.е. система рубрик, форма газеты, элементы оформления.

    Рубрика - раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Рубрики служат ориентировкой читателя на газетной полосе.

    Фантазии у детей хватит на все, и предсказать ее сложно. Например, рубрики могут быть следующими: новости ("Как это было?"), представление какого-либо человека ("Незнакомые знакомцы"), обсуждение насущных школьных проблем ("Точка зрения"), история школы ("Летопись школы"), "Проба пера" (литературный блок), "В мире интересного", "Взгляд на событие" и т.д.

    Жанр газеты - это форма подачи фактов. В зависимости от формы подачи фактов жанр может быть информационным (заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос), аналитическим (корреспонденция, статья) , сатирическим (фельетон, юмореска), литературно-художественным (зарисовка - литературный портрет или пейзажная зарисовка, очерк о человеке или природе). Стоит учесть, что в одном материале часто используются различные газетные жанры и на практике вообще не бывает чистых жанров. Но хотя бы придерживаться к тому или иному жанру желательно. Это позволит материалам в газете быть более разнообразнее и интереснее.

    Источниками информации могут быть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.).

    После определения жанра газеты нужно перейти к составлению плана. В нем конкретизируется разработанная модель издания. На данном этапе нужно определить тематические блоки, их последовательность и расположение на стене. Например, первый информационный блок - это название газеты. Под названием газеты можно расположить блок с цитатой или ключевыми вопросами, с помощью которых мы хотим привлечь читателей к нашей газеты. После этого планируем расположение других тематических блоков. При планировании нужно обращать внимание не только на разнообразие тем для материалов, но и на их жанровое различие.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.