Литературно-библиографическая информация в СМИ
«Тонкие» или массовые иллюстрированные журналы существенно отличаются от
«толстых» по своему профилю, задачам, читательскому назначению и внешнему
облику. Эти журналы более оперативны и злободневны. Помимо
литературно-художественных произведений, они публикуют материалы о
международной жизни, о спорте, литературе и искусству. К таким изданиям
относится, прежде всего, «Огонёк».
Ряд «тонких» журналов предназначаются для удовлетворения запросов
определённых групп читателей - «Смена», «Сельская новь», женские журналы
«Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг».
Публикация литературно-художественных текстов не занимает здесь ведущего
места; обычно это небольшие повести, рассказы, очерки, стихи российских и
зарубежных писателей. Литературная критика представлена лишь немногими краткими
рецензиями и заметками о новых книгах или статьями, отмечающими крупные
литературные юбилеи. Систематической литературно- библиографической информации
«тонкие» журналы не содержат.
В местных журналах и газетах материалы о художественной литературе
печатаются редко, но и здесь помещаются информационные материалы,
пропагандирующие продукцию местных издательств.
В Тольятти выходят такие литературные издания, как литературный журнал
«Город»; литературный альманах «Майские чтения»; вышел первый выпуск «Антологии
тольяттинской литературы». В этих изданиях отражается литературная жизнь
Тольятти: здесь представлены и юные, и опытные тольяттинские авторы: Борис
Скотневский, Любовь Бессонова, Владимир Мисюк…
Закончить эту часть дипломной работы хотелось бы словами великого Николая
Васильевича Гоголя, которые были обращены к охотникам «хоронить» именно
журнальную литературу ещё в 1836 году, но которые актуальны и сегодня:
«Журнальная литература, эта живая и свежая, говорливая и глубокая, также
необходима в области наук, и художеств, и торговли. Она ворочает вкусом толпы,
обращает и выпускает в ход всё выходящее наружу в книжном мире, и которое без
того было бы в обоих смыслах мёртвым капиталом» (
2.2
Литературно-библиографическая информация на телевидении
В настоящее время радио и телевидение являются самым распространённым
источником информации даже в самых отдалённых уголках страны, где издания
периодики не всегда доступны. Используя возможность широкого охвата читателей,
телевидение и радио могут заниматься рекламой литературных произведений.
Радио- и телепередачи характеризуются особой выразительностью и
эмоциональностью. Телевидение обладает свойствами синтетичности, одновременного
использования музыки, слова и изображения, что особенно соответствует
образно-эстетической природе художественной литературы. Специальные
социологические исследования убедительно показали, что в киноведческих и
библиографических радио- и телепередачах главное внимание уделяется
литературно-художественным изданиям.
Радио и телевидению могут быть свойственны планомерность и
преемственность передачи ЛБИ, достигаемые через постоянство рубрик, что при
относительной стабильности радио- и телевизионной аудитории создаёт предпосылки
для систематического и последовательного распространения ЛБИ с достаточно
определённой читательской и целевой направленностью. С развитием ранее учебного
телевидения расширялась возможность передачи библиографической информации в
помощь эстетическому самообразованию читателей.
Таким образом, возможности радио и телевидения в производстве и
распространения ЛБИ исключительно велики, но и они имеют свои границы, особенно
в объёме передаваемой библиографической информации и в удобстве её
многократного использования.
Телевидение и литература - эта тема поистине безгранична. Ей посвящаются
статьи и книги. И это понятно. Ведь сколько веков существует театр, а до сих
пор исследователей волнуют его связи с литературой - подвижные, меняющиеся во
времени. И по сей день думают и спорят о взаимодействии литературы и
кинематографа. Что же тогда говорить о телевидении, где эти связи ещё не очень
прочны, где им надо расширяться и углубляться.
Не смотря на то, что сегодня телевидение практически является
коммерческим, оно всё же уделяет внимание литературно-художественным программам
и знакомству читателей с новинками литературы.
Стоит выделить программу «Библиомания» (канал ОРТ), где речь идёт о
вышедших в свет книгах, кратко передаётся их содержание, говорится о
читательском назначении и о том где и когда их можно приобрести. Передача
выходит в удобное для зрителей и читателей время один раз в неделю. Наряду с
этой программой существуют и такие передачи, как «Книжная лавка», «У
театральной афиши» (канал «Культура»), где также речь идёт о новинках
литературы, проводятся обзоры литературы по определённой тематике, где можно
приобрести эти издания. «У театральной афиши» рассказывает о том, где и когда
проходят литературные вечера, где и какие проходят новые постановки по
современным произведениям. Вот, пожалуй, и все основные программы.
А ведь ещё совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века,
существовали такие телепрограммы, связанные с литературой и ЛБИ, как
выступление писателей в концертной студии Останкино; фильмы из серии
«Литературное наследство»; альманахи «Круг чтения», «Поэзия»; фильмы-концерты,
в которых известные актёры читали литературные произведения; существовали
разнообразные учебные программы, и, наконец, многочисленные экранизации. Все
эти программы существенно влияли на характер телевидения, в значительной мере
определяя его содержательный, духовный уровень.
И всё же отрадно, что и сегодня не забыты такие формы литературных программ,
как «Телевизионные театр» (телеканал «Киноклассика» и «Культура»),
«Литературоведческие спектакли» (телеканал «Культура»). Отрадно также и то,
что, хотя наше телевидение и направлено на рекламу и пропаганду, показ
телепродукции «сомнительного качества» и низкого культурного уровня, находятся
такие телеканалы и работающие на них специалисты: корреспонденты, ведущие,
литераторы и т.д., которые всё-таки не устают развивать связи телевидения и
литературы.
Ещё в 60-е годы ХХ века возник телевизионный литературный театр -
некинематографический тип экранного существования литературы. Он предложил
такую модель экранизации, которая опиралась на экранно-словесный образ.
Принцип бережного отношения к литературе соседствовал с понятием
телевизионного прочтения прозы. Они дополняют, подкрепляют, проясняют друг
друга.
Телевизионное прочтение прозы или поэзии может трактоваться буквально -
как чтение с экрана, когда телевидение (ТВ) становится родом эстрадной
площадки.
Жанр литературного театра зародился в лоне литературных редакций ТВ, его
спектакли первоначально осуществлялись теми же сценаристами, редакторами,
художниками, которые создавали литературные передачи и чьей главной и прямой
целью была пропаганда художественной книги. Непосредственными же
предшественниками и ближайшими родственниками литературного театра были
телепередачи - «Репортаж из книги» и «Литературная игра».
Совсем недавно роль телеэкрана в жизни книги казалась полностью
негативной. Памятны бурные дебаты на тему №слово или изображение», «экран или книга»,
пророческие монологи о скорой гибели «гутенберговой галактики», сопровождавшие
продвижение ТВ вширь. Когда же экстенсивное распространение ТВ завершилось,
выяснилось, что оно сопровождалось увеличением количества и тиражей издаваемых
в мире книг. Обнаружилось также, что и в опыте отдельных людей, и в опыте целых
народов ТВ выступает как стадия и способ приближения к письменной культуре,
печатному тексту, книге.
Вопреки всем ожиданиям, литературный телеэкран оказался активным и
действенным пропагандистом книги. Замечено и статистически доказано, что любая
телеэкранизация, а особенно, как ни парадоксально, многосерийная, с наибольшей
полнотой передающая литературный сюжет, порождает мощную волну интереса к
произведению-оригиналу. Не секрет, что именно «Семнадцать мгновений весны»
сделали бестселлерами все книги Ю. Семёнова, неизмеримо повысив и продлив на
неопределённый срок его писательскую популярность. А многосерийная лента В.
Ордынского «Хождение по мукам» спровоцировала очереди в библиотеках, предварительные
записи на одноимённую трилогию А. Толстого. А в западных странах на этой почве
вырос новый книжный бизнес: массовые переиздания книг предваряли
соответствующие литературные постановки.
В телевидении литература способна обрести новую форму существования - не
кинематографический перевод на язык экрана, а , скорее, перенос её в экранное
пространство.
Расширяется сфера «специфически телевизионных» разновидностей экранизации
- от модификации «рассказанной прозы» до телесериала.
На пороге своего появления киноэкранизация была воспринята как серьёзный
конкурент книге и чтению. Думалось, что если не чтению вообще, то медленному и
пристальному чтению пришёл конец, раз киноэкран принёс возможность «пробегать
глазами» какой-нибудь длинный роман за час-полтора.
Действительно, чем способна быть киноэкранизация по отношению к
литературному оригиналу - если брать мерой полноту его воспроизведения, - как
необязательным дайджестом, скороговоркой, сжатым пересказом? И совсем другой
вопрос - на самом деле «спрессованное» чтение неизбежное знамение времени?
Метраж фильма, продолжительность просмотра, его привязанность к
кинотеатру предопределили то, что кинематограф не стал внимательным читателем.
Но он пытался им быть - до тех пор, пока не смог перепоручить соответствующие
обязанности телеэкрану. Одна из читательских попыток кино - это экранизации
сериалов. Отсюда появляется новая форма - киносериал; многоговорящий факт,
свидетельство культурной необходимости экранного чтения.
Функции телеэкрана по отношению к литературе, книге, чтению
предопределили и то, что в телевидении предметом экранизации часто становится
не только само по себе литературное произведение, но и его история и
предыстория, понимание и толкование современниками и другими поколениями.
У телевидения особые взаимоотношения с литературой. Поэзию и прозу на ТВ
чаще читают и разыгрывают, обращаясь к зрителю от первого лица (актёра, автора,
рассказчика, поэта). Литературный текст, классический или современный, звучит с
телеэкрана на вечерах поэзии, в литературных чтениях, в телеконцертах мастеров
художественного слова, моноспектаклях и т.д.
Среди гибридных форм литературного ТВ, возникших на границе игрового и
документального начал, значительное место занимают авторские телевизионные
эссе. Здесь создаётся особый жанр аналитической художественно-научной передачи,
своего рода «литературоведческий спектакль».
Таковы, например, телеспектакли пушкинского цикла по сценариям Р.
Копаловой: «Домик в Коломне», «Египетские ночи» (режиссёр Л. Елагин), «Анджело»
(режиссёр Кузенков), «Сцены рыцарских времён» (режиссёр П. Хомской).
Телевизионное обращение к нашей театральной классике является частью
присущей телевидению важнейшей способности приобщению широких кругов зрителей и
читателей к высшим достижениям художественной культуры. Телевизионный театр в
гораздо большей степени, нежели традиционный театр, обращаются к прозе, в
особенности к лучшим образцам нашей литературной классики.
При этом каждое удачное обращение телевидения к литературе становится
основанием для увеличения интереса читателей к интерпретированной книге.
Издавна отношение к поэзии, глубина и тонкость поэтического восприятия
считались одним из важных критериев в оценке духовной жизни, культуры
отдельного человека, среды и даже целого общества. Без поэзии бледнеет душевная
палитра, тускнеет и сглаживается кругозор, притупляется острота восприятия
природы, человеческих отношений, жизни.
На помощь тем, кто хочет пополнить ряды настоящих читателей и ценителей
стиха, сегодня приходит телевидение, вводя поэзию в каждый дом, делая её
достоянием широчайшей аудитории. Пушкин, Маяковский, Блок, Некрасов, Фет,
Плещеев, Рылеев, Ахматова, Твардовский, Хлебников, Уитмен, Багрицкий, Волошин,
Есенин, Антакольский - вот далеко неполный перечень поэтов, стихи которых в
последние годы прозвучали с голубого экрана.
Огромную роль играет телеэкран в развитии и в судьбах зрелищных и
звучащих форм поэтического слова: искусства поэтической композиции, пьесы в
стихах, художественного чтения.
Постоянная взаимосвязь телевидения, театра и литературной эстрады, в
данном случае в сфере поэзии - породила такую программу «синтетического
порядка», как «Телепоэзия», возникшую на стыке различных художественных
компонентов.
Говоря о ЛБИ на телевидении, нужно говорить, прежде всего, о
взаимодействии литературы и ТВ. И хочется думать, что практика «литературного»
телеэкрана даёт возможность выделить определённые закономерности и
перспективные тенденции телевизионного прочтения литературы, и ни в коем случае
не противопоставлять «голубой экран» книге.
2.3
Литературно-библиографическая информация на радио
Как мы уже говорили, радио, наравне с телевидением, является самым
распространённым и легко доступным источником информации.
Как ни одно другое средство, радио вездесуще. Его слушают и дома, и в
транспорте (даже водители), и на работе. Радиопрограммы можно слушать не
отвлекаясь от основного занятия в этот момент. Радио характеризуется широким
охватом и частностью, избирательностью, живым характером обращения,
оперативностью. Поэтому на радио, как и на телевидении, очень удобно размещать
книговедческие и литературно-библиографические передачи, где главное внимание
уделяется художественным изданиям, радиоспектаклям по ним.
Формы информации о художественной литературе на радио очень разнообразны.
Это:
- рекламные сообщения;
- интервью с авторами книг;
- авторские передачи, посвящённые художественной литературе;
- специальные литературно-информационные передачи, которые
знакомят с историей литературы, дают анализ произведений, побуждают обращаться
к специальной литературоведческой справочной литературе;
- литературные игры: викторины, конкурсы, казино;
- литературные чтения и радиоспектакли.
Рассмотрим состояние и формы ЛБИ на канале «Радио России». В отличие от
других радиостанций «Радио России» транслируется на все регионы (даже самые
отдалённые) России.
Программу передач «Радио России» можно найти в газете, которая выходит
еженедельно, где помещается информация и программа сразу на всю неделю - это
«Российская газета».
Достоинство этого радиоканала ещё и в том, что здесь очень разнообразны
книговедческие, литературные и библиографические программы. Они имеют
постоянное время выхода в эфир и транслируются в течение всей недели (кроме
отдельных программ). Это создаёт удобство для радиослушателей, которые привыкают
слушать свои любимые программы в одно и тоже время, не пропускать их. А
утренние программы библиотекари могут использовать в своей работе с читателями.
Итак, начнём с программы «Книговорот». Она рассказывает о книгах новых,
любимых, напоминает нам о забытых произведениях, а также рассказывает о самых
разных книжных изданиях в других областях знаний. Передача выходит в эфир 2
раза в неделю: в понедельник и в субботу. Время выхода в эфир в понедельник не
очень удобно для слушателей, т.к. это 03.10. утра по московскому времени. А вот
суббота - это уже 20.10. вечера, в это время радиослушатели отдыхают и имеют
возможность наслаждаться прослушиванием своей любимой программы.
Программа «Литературные чтения» выходит ежедневно, кроме выходных дней, в
11.30. утра. Здесь произведения классиков и современных авторов читают и
выдающиеся актёры, такие как О. Табаков, М. Казаков, М. Неёлова, А. Демидова, и
молодые артисты московских и петербургских театров.
Программа «Детективный сериал» также выходит ежедневно, кроме выходных
дней, и, что очень удобно, 2 раза в день: днём - в 13.10. и вечером - в 20.10.
Это удобно для слушателей: не успев прослушать программу днём - можно
прослушать её вечером. «Детективный сериал» передаёт любимые детективы и
радиопостановки по ним; рассказывает истории создания детективов; предоставляет
микрофон создателям этого жанра. Это любимая передача радиослушателей-мужчин и
подростков.
Только по понедельникам, в 15.30. телеканал «Культура» на «Радио России»
представляет свои литературно-художественные и театральные программы, которые
можно увидеть на голубом экране в течение недели. Программа называется
«Услышать чтобы увидеть». Такое сотрудничество очень ценно тем, что здесь
происходит объединение интересов радио и телевидения в процессе повышения
культурного и духовного уровня слушателей и телезрителей.
Программа для старшеклассников «Лицей» рассказывает о наших великих
классиках, прозе и поэзии XVIII
- XIX веков, даёт анализ этих
произведений, знакомит с литературоведческими и справочными изданиями. Передача
выходит 2 раза в месяц по понедельникам в 16.30.
Во вторник и среду на «Радио России» в 09.10. выходит «Радиосериал».
«Радиосериал» даёт возможность слушателям с самыми разными литературными
интересами «встретиться» со своими любимыми произведениями в форме
радиоспекталя.
«Детский остров» - уже само название говорит о том, что эта передача
предназначена для подрастающего поколения. Литературные игры, путешествия в
страну литературных героев, выступление детских писателей и поэтов, детские радиотеатры
- всё это привлекает юных читателей уже к любимым и ещё незнакомым книгам.
Передача выходит в эфир во вторник, среду, четверг и пятницу в 09.30. утра, а в
субботу и в воскресенье в 10.30. утра.
Один раз в месяц, в среду в 14.30. выходит театральная программа «Карету
мне, карету». Передача рассказывает о новых театральных постановках, где и
когда их можно увидеть.
Литературная радиовикторина для старшеклассников «Я - детектив» выходит 2
раза в месяц, в среду и четверг в 16.30. Викторина проходит по законам
детективного жанра и по произведениям этого жанра. Ответы на вопросы побуждают
слушателей ещё и ещё раз обращаться к текстам самих произведений.
Программа «Причалы» является исторической передачей, но и здесь
рассказывается о художественных произведениях, посвящённых нашей истории.
Программа выходит в эфир по пятницам в 09.10.
На «Радио России» существует и такая передача, как «Из фондов радио
Украины» (аналогично из фондов других стран СНГ), где передаются радиоспектакли
различных театров Украины (других стран). Радует то, что с «развалом» СССР,
наше радио не перестаёт сотрудничать с «бывшими» республиками СССР в
литературном плане. Передача в эфире по субботам в 13.10.
В выходные дни на волнах «Радио России» авторская программа А.
Дементьева, где он говорит о литературе сегодняшнего дня. Эфир в субботу в
14.10., в воскресенье в 16.10.
В 17.40. в субботу выходит очень интересная передача, посвящённая
«возвращённой литературе» и поэтам русского зарубежья. Она называется «Мы жили
тогда на планете другой».
Субботним днём в 13.30. транслируется программа «Театр у вас дома».
Передача - радиоспектакль.
«Классика с полчасика» - посвящена классическим произведениям. Суббота,
15.30., один раз в месяц.
Субботний вечер, 20.10. - «Взгляните на портрет», передача рассказывает о
творчестве поэтов-классиков, поэтов «серебряного века» и наших современников.
Воскресенье, 19.30. - аналог газеты «Книжное обозрение» - радиогазета
«Книжное обозрение». На волнах этой радиопередачи дебютируют молодые авторы и
уже признанные; даётся материал о произведениях печати; публицистика и критика;
материал по художественной литературе и литературоведению. Передача посвящена и
книготорговцам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|