Литературно-библиографическая информация в СМИ
Художественная литература в большей степени, литературоведение в меньшей
степени представляют значительный общественный интерес, с этим связаны и
особенности литературной библиографии, и, прежде всего, её просветительская, популяризаторская
функция. В судьбе литературного явления значительную роль играют читатели
художественной литературы, что оказывает влияние и на литературную
библиографию.
Представления о читателе возникают у автора уже тогда, когда литературное
произведение существует ещё в виде замысла - автор сознательно или
бессознательно имеет в виду тех читателей, для кого он пишет. Литературное
произведение должно читаться - именно тогда оно живёт в обществе. «Читатель -
лицо незаменимое, без него не только наши книги, но и все произведения Гомера,
Данте, Шекспира, Пушкина - всего лишь немая и мёртвая груда бумаги», - писал
С.Я. Маршак (35, с.67). Да, произведения Гомера и Пушкина существуют, если их
не читают какое-то время. Придут другие времена и всё равно их книги будут
востребованы.
Сегодня уже мы становимся свидетелями того, как недавно популярные книги
оказываются за пределами читательского интереса и внимания, а то и вовсе
перестают спрашиваться в библиотеках, а другие произведения, на долгое время
забытые, вновь вызывают повышенный интерес взрослых и юных читателей.
Рекомендательная литературная библиография возникает в результате
потребности в источниках информации о книгах со стороны читателей, знакомящихся
с миром литературы. Задача рекомендательной библиографической информации (БИ)
состоит в том, чтобы от одного или нескольких произведений литературы или
литературоведения привести читателя к знакомству с другими произведениями,
расширяющими, дополняющими, углубляющими знания художественной литературы и литературоведения.
В соответствии с этим представляется органичным существование рекомендательной
вторично- документальной информации в определённой связи с первичной.
Степень и характер связи с первичной информацией - это один из принципов,
по которому различается рекомендательная БИ о художественной литературе и
литературоведении.
Первичная информация способствует возникновению читательского интереса,
подготавливает к восприятию вторично- документальной. Создатель БИ, исходя из
характера первичной информации, определяет, какие представления о явлении
литературы приобрёл читатель и в каких направлениях могут дополняться,
углубляться эти представления. Такова рекомендательная БИ в литературных
передачах по радио и телевидению, а также прикнижные библиографические списки в
изданиях произведений художественной литературы и литературоведческих работ.
Значение рекомендательной БИ, непосредственно связанной с художественной
литературой и литературоведением, недооценивать нельзя. Библиографические
сведения в радио- и телепередачах, прикнижные библиографические списки могут
стать первым знакомством любителей литературы с библиографией. Ведь
библиографические сведения являются как бы продолжением самого содержания,
нередко заключение к художественному произведению в повествовании
литературоведа прямо приводит читателя к использованию БИ, поскольку говорит о
месте произведения в творчестве писателя, кратко характеризует в связи с
рассматриваемым произведением других творений писателя, направления в изучении
его творчества.
ЛБИ выполняет свои, только ей присущие функции и имеет собственный
основной объект - документы литературно-художественного, литературно-
критического и литературоведческого циклов. Содействуя развитию литературной
науки и эстетических вкусов читателей, активно пропагандируя
литературно-эстетические ценности, ЛБИ выражает собственный контакт внутри
системы «документ-потребитель», являясь средством информирования о
документальных эстетических, литературно-художественных ценностях, о первичной
и вторичной научной информации. Она позволяет целеустремлённо отобрать
литературную информацию, придать ей более свёрнутую, унифицированную и
формализованную форму, освободить читателя от личного, часто не
квалифицированного поиска.
Основной функцией ЛБИ является информационная (коммуникативная).
Выделение каких-либо других - условно, все они являются производными от
информационной.
Основополагающее начало ЛБИ - вторичность, а всё первичное,
непосредственно познавательное и образовательное обусловлено вторичностью,
информативностью.
ЛБИ может быть связана с первичной информацией опосредованно, выступать в
контексте с нею. Такая информация помещается в литературно- художественных и
общественно-политических журналах в виде списка недавно вышедших произведений.
ЛБИ в журнале связана с публикуемыми в нём художественными произведениями и
литературоведческими работами, но не с материалами данного номера, а со всей
той областью современного литературного процесса, которая отражается в журнале
на протяжении ряда лет. ЛБИ, существующую в контексте с литературой и
литературоведением, даёт тележурнал «Круг чтения», её могли бы давать
телевизионные передачи для любителей определённого жанра литературы.
ЛБИ во всей системе «толстых» журналов, а также в системе литературных
теле- и радиопередач, призвана помочь читателю познать современный литературный
процесс.
Она способна расширить представление читателя о художественной
литературе, поддержать его интерес к ней, нацеливать на расширение кругозора,
активное отношение к узнаваемому, указывать пути приобретения - через печатные
материалы - знания о современной литературе. В этом смысле ЛБИ служит
образованию, самообразованию, пропаганде знаний.
Принципы подхода литературной критики, литературоведения и библиографии к
художественной литературе имеют свои специфические отличия, исходящие из целей
их деятельности, из общественного бытования и функционирования. Объектом
литературоведения является литературный процесс, его явления и закономерности;
литературная критика более всего ориентирована на оценочную деятельность;
литературная библиография имеет задачей точные и полные отражения всех
документов, относящихся к отрасли.
Близость ЛБИ и литературно-критической информации заметна при
рассмотрении их жанров и форм. Три опорных жанра критики - это рецензия,
творческий портрет, статья.
Из-за распространённости и многоликости рецензия занимает одно из первых
мест среди жанров литературной критики. Отличительная черта рецензии на
художественное произведение - его анализ и оценка. В этом и состоит ведущее и
коренное начало рецензии как жанра литературно-художественной критики.
Критическая рецензия среди жанров критики наиболее зримо выявляет
близость к библиографической аннотации.
Особенности ЛБИ достаточно хорошо видны при сравнении с другим жанром
литературно-художественной критики - статьёй.
Статья в той или иной степени всегда имеет научно-публицистическое начало
как ведущее, кардинальное. В ней содержится актуальная, идейная, нравственная,
эстетическая проблема.
Наиболее близки к ЛБИ обзорные статьи. Главное отличие
литературно-критического обзора состоит в выполняемых им функциях. Он
представляет собой совокупность конкретных критических анализов, содействующих
развитию художественной литературы, критики и литературоведения. Обзор может
содержать идеи и наблюдения. В формах обзора нет жёсткости, структура его
весьма подвижна.
Главная цель библиографического обзора - способствовать распознаванию
любой из включённых в обзор книг, оказывать воздействие на читательский
интерес, играть ориентировочную роль при выборе книги. Нет абсолютной точности
деления литературно-критических и библиографических обзоров. Они адресованы и
различным категориям читателей, и каждому читателю отдельно, призваны
удовлетворить потребности читателей в художественно-культурных ценностях,
пробудить, формировать их.
В системе информационных коммуникаций наиболее близка к
литературно-критическим жанрам вторичная научная информация - реферат, обзор.
Реферат и обзор вторичной научной информации точно соответствует
смысловому содержанию литературно-критических и литературоведческих работ. Их
тематика, насыщенность и глубина содержания, суть отобранных данных,
читательская направленность находятся в полной зависимости от темы, содержания
и читательского адреса оригинала. По мере изложения, доказательности,
обстоятельности и убедительности реферат и обзор не могут заменить ни оценочной
рецензии, ни обзорной статьи, т.к. они содержат новые аргументированные
литературно-критические, публицистические суждения. Именно здесь и проходит
граница между литературной критикой, литературоведением и вторичной научной
информацией.
Разграничивая вторичную научную информацию и БИ, важно, что при оценочном
отборе материала и его характеристик, они руководствуются информационной
полнотой, оперативностью и дифференцированным распространением сведений о
наиболее ценных источниках. Прямая взаимозависимость научной информации и БИ -
важный фактор развития вторичной информации в целом.
БИ - это разновидность вторичной информации, а ЛБИ - подсистема
отраслевой БИ. Она не создаёт нового научного знания, а способствует
информационному документальному поиску, распространению и пропаганде уже
накопленного наукой литературного знания. Качественная оценка истинности,
полезности и новизны литературно-художественной информации осуществляется
эстетикой, критикой и литературоведением.
ЛБИ обладает признаками, которыми наделены массовые и научные
коммуникации. Родовые признаки массовой коммуникации несёт в себе, прежде
всего, рекомендательная БИ. Главный круг задач этой информации - инициативное
участие в социально-коммуникативных процессах, активная передача
«материализованного» знания в обществе.
С помощью рекомендательной библиографии распространяется литературная
информация (литературные знания, духовные ценности, эстетическая культура,
моральные нормы). В ЛБИ имеются элементы структуры, помогающие переработать
информацию одного порядка (эстетическую), имеющую содержание какого-либо
документа, в информацию другого порядка (логическую).
В системе документальных коммуникаций ЛБИ выполняет некоторое
ориентировочное, нацеливающее и направляющее воздействие на характер и
содержание литературоведческих исследований.
ЛБИ - важный компонент и результат самых различных видов человеческой
деятельности, действующая в самых разных каналах, концентрируется и образует
источники 4 основных видов: специальные, комплексные, синтетические и косвенные
(55, с.59-70).
Специальные источники - это пособия литературной библиографии, текущие и
ретроспективные, рекомендательные и научно-вспомогательные, отражающие
определённые разделы отраслевого документального массива в соответствии с
библиографическими запросами читателей. Целенаправленно создаваемые для решения
определённого круга поисковых задач литературно-библиографического пособия,
становятся центральными источниками для различных разысканий, выполнения
справок, руководства чтением.
Комплексные источники - библиографические пособия, в которых ЛБИ
объединяется с БИ по другим отраслям знаний или другими (небиблиографическими)
видами информации. Это указатели литературы универсального охвата,
проблемно-тематического пособия межотраслевого характера. Комплексными
источниками, объединяющими научную литературоведческую и
литературно-библиографическую информацию, являются списки литературы в
приложении к диссертациям, монографиям, статьям в журнале. Библиографическое
оснащение отраслевых энциклопедий и словарей - пример объединения
фактографической и библиографической информации. Списки литературы, включённые
в учебные и методические пособия - пример слияния учебной и библиографической
информации. Они широко применяются в поисковой деятельности, потому что
существенно дополняют систему специальных пособий.
Синтетические источники - работы, где научная литературоведческая и
литературно-критическая информация представлена в единстве с библиографической.
К таким источникам относятся историографические труды, в которых прослеживается
история исследования определённой литературоведческой проблемы,
историографические и аналитико-синтетические обзоры, посвящённые новейшей
литературе, материалы научной критики - заметки о книгах, близкие к аннотации,
рецензии и критические обзоры, обозрения. Синтез научной и библиографической
информации имеет место и в работах представителей определённых жанров
(направлений) литературоведческих исследований.
Распространённость синтетических жанров в литературоведении, литературной
критики и литературной библиографии позволяет использовать их как источника БИ,
поскольку каждый такой источник (литературно-критический обзор новых произведений,
исследование истории перевода литературного шедевра на иностранный язык,
истории его восприятия за рубежом) является уникальной частью отраслевого
документального массива, библиографические данные в котором дополнены оценкой и
анализом.
Синтетические источники используются и в профессиональном и в
непрофессиональном поиске.
Косвенные источники - помогающие в решении определённых, наиболее
творческих задач весьма разнообразны. Они не содержат в явном виде БИ, а если
да - то во фрагментарном виде, но дают косвенный
информационно-библиографический эффект. Например, статьи, опубликованные в
периодике (интервью с писателем, репортаж о событии литературной жизни,
рецензия на спектакль или экранизация произведения писателя, публикации
библиографических писем, воспоминаний и т.д.) могут не содержать никаких
библиографических ссылок на публикации произведений, но косвенным способом дать
толчок к поиску информации, либо стать стимулом для возникновения читательского
интереса и выбора. Косвенные источники помогают решить те или иные поисковые
задачи: такие, как от факта участия писателя в работе журнала, его
переводческой или научной деятельности и т.д., могут потом строится
долгосрочные стратегии.
В качестве косвенных источников используются самые разнообразные материалы
и издания: адресные книги, памятные и справочные книги различных губерний и
областей, переписка и мемуары. Личная эрудиция библиографа - тоже может стать
своеобразным источником. Таким же источником может служить и профессиональная
память библиотекаря.
Специальные, комплексные, синтетические, а также косвенные источники
помогают эффективной профессиональной поисковой деятельности библиографа,
непрофессиональной поисковой деятельности литературоведов, критиков и других
специалистов, а также широких кругов любителей литературы.
2.
Литературно-библиографическая информация в СМИ
2.1
Литературно-библиографическая информация в периодической печати
По значимости, оперативности, востребованности пользователями периодика
занимает в библиотеке первое место. Имея в своём распоряжении достаточно
широкий круг периодических изданий, работники библиотеки могут удовлетворять
разнообразные информационные запросы читателей даже в условии тотального
дефицита средств на комплектование фонда литературой.
Среди периодических изданий, выходящих в нашей стране, большое место
занимают литературные журналы и газеты. Сложившаяся в настоящее время система
периодических изданий по художественной литературе, литературоведению и критике
представляет собой совокупность различных по своему конкретному содержанию,
читательскому и целевому назначению журналов и газет.
Большую роль в освещении насущных вопросов развития и состояния
художественной литературы и литературоведения, в информации о событиях
литературной жизни играют центральные литературные газеты. К ним относятся
такие издания, как «Книжное обозрение», «Литературная газета», «Литературная
Россия» и др., из новых газет «Книжная витрина»; неспециализированные газетные
издания «Общая газета», «Российская газета», «Труд» и др., а также местные
газеты.
Мы рассматриваем эти газеты, потому что именно они являются наиболее
яркими, массовыми библиографическими и литературными периодическими изданиями.
Целевое и читательское назначение этих изданий различны, но общее между ними
заключается в регулярности выхода, в хорошем художественном оформлении, в
наличии разделов и рубрик, объединяющих сведения о произведениях литературы и
другую информацию. На страницах этих газет дебютируют молодые авторы,
печатаются уже признанные мастера художественного слова, даётся
публицистический и критический материал по художественной литературе и
литературоведению.
Газета «Книжное обозрение» выходит с 5 мая 1966 года, учредитель газеты -
Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой
коммуникаций. Это еженедельная газета, содержащая обширный материал о различных
произведениях печати, выпускаемых как уже известными крупнейшими
издательствами, так и вновь появившимися, такими, как «Вагриус», «Олма-Пресс»,
«ЭКСМО-Пресс», «Фаир-пресс».
Газета открывает страницы ранее неведомой политической истории -
российской и мировой; первые опыты серьёзной работы с массовой художественной
литературой, знакомит издателей друг с другом и читателя со всеми ними.
«Книжное обозрение» служило и служит надёжным источником информации обо
всех изданиях, вышедших из печати. Во вкладке «PRO» существует рубрика «Сигнальный экземпляр». Благодаря
этой рубрике, где есть раздел «Художественная литература», у читателей
появилась возможность узнать, что издаётся в этом направлении (приложение 1).
В список включены отдельные издания и сборники произведений писателей
разных народов и стран (художественная литература народов России; детская
литература, зарубежная художественная литература), вышедшие за неделю.
«Сигнальный экземпляр» удобен тем, что оперативно оповещает читателей о
новинках литературы.
«Сигнальный экземпляр» с библиографической точки зрения занимает
центральное место в газете. Принцип расположения материала позволяет читателям
быстро находить сведения о книгах по интересующей их отрасли или теме.
Библиографические описания в необходимых случаях дополняются краткими
аннотациями.
Чтобы облегчить использование газеты в работе с читателями, раздел
«Сигнальный экземпляр» печатается на специальных полосах, которые можно
вынимать и подшивать отдельно.
Многим читателям нравится рубрика «Выбор редакции» (приложение 2). Сейчас
выходит столько новых книг, что хочется иметь что-то наподобие компаса в этом
книжном океане. В выпуске рубрики предложены семь книг, которые, по мнению
редакции, могут представлять наибольший интерес для читателя. Это различные
произведения художественной литературы , альманахи, очерки, серии «ЖЗЛ»,
художественные произведения исторической тематики.
Думается, что здесь не обязательно делать полное библиографическое
описание; главная цель - дать, хотя бы краткое, представление читателю о книге
и о произведении. Это и сделано в аннотациях к ним.
Рубрика «Выбор редакции» имеет своё постоянное место в газете - 2 и 3
страницы - что очень удобно для читателей, и печатается из номера в номер.
«Книжное обозрение» печатает отзывы и рецензии на произведения. Порой это
удачные, а порой слишком «сухие» рецензии.
На наш взгляд, не очень удачны рецензии на произведения Х.Л. Борхеса и
Биой Касареса. Рецензии даёт В. Малеев «Биорхес и злой паук» (приложение 3).
Это «сухая» рецензия, где даётся отрицательная характеристика произведениям. И
кроме фразы «Что это? …Блестящая литература? Никаких в этом сомнений», нет
ничего, что могло бы вызвать интерес читателя к этим книгам.
А вот рецензия К. Галстян «Метафизика жёлтой подлодки» (приложение 4)
вызывает интерес читателя к Иосифу Бродскому как личности, о которой мы
всё-таки мало ещё знаем, и к его книгам. Рецензент пытается показать нам
многогранность личности И. Бродского, его интерес к мировой поэзии. К. Галстян
пишет, что «…благодаря двум новым книгам лишний раз осознаёшь, что Бродский и
Оден, Бродский и Кафавис, Бродский и античность - всё это части одной темы
«Бродский и мир», без изучения которой нам к великому поэту по- настоящему не
приблизиться».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|