МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Контент-анализ вещания канала "Авторадио"

    Сказанное позволяет сделать несколько важных в контексте нашей работы выводов:

    1.   Результаты человеческой деятельности и отношений могут быть оценены и оцениваются с нравственно-эстетических позиций, стало быть и сами эти отношения (говоря иначе, социальные установки личности) несут в себе нравственную и эстетическую сущность, то есть то, что оценивается людьми как нравственное и эстетическое. Известный педагог Б.Т. Лихачев пишет: в нравственно-эстетических установках личности «аккумулируется, отражается вся совокупность общественных отношений, дополняемая, преобразуемая личностно-психологическими, индивидуальными свойствами людей».

    2.   Искусство, и в частности, музыкальное искусство является мощным фактором воздействия на человеческую личность. Воспитательный потенциал искусства реализуется через взаимодействия со сложной системой социальных установок личности. При этом социальные установки являются фактором, определяющим успешность взаимодействия в системе “человек - произведение искусства”, и феноменом, который проходит процесс интенсивной трансформации под воздействием эстетической коммуникации.

    3.   Музыкальное искусство - мощный фактор самоидентификации различных групп населения, в частности, молодежи (об этом говорит существование самостоятельных направлений, как бы специально адресованных конкретным социальным группам).

    4.   Личность посредством интеграции в сложную систему социальных пространств формирует иерархизированную систему социальных отношений от простых установок на конкретные предметные операции до сложных диспозиционных образований, определяющих базовые характеристики целостной “картины мира”, так или иначе представленной в сознании человека.

    5.   Социальные установки - сложное структурное образование, в котором, не смотря на его целостность, в то же время просматриваются аффективный, когнитивный и конативный компоненты. Образовательные пространства, в рамках которых личность реализует свою социальную сущность (в том числе и пространства, формируемые электронными средствами массовой коммуникации, представляющие интерес для нашей работы), для достижения воспитательных целей обязаны учитывать указанную совокупность компонентов установки и воздействовать на аудиторию в соответствии с ее содержательными и структурными особенностями.


    4. Теоретические основы контент-анализа как метода педагогического исследования


    Наше обращение к литературе, посвященной проблемам методологии и методики научно-педагогических исследований, показало, что еще до сравнительно недавнего времени метод контент-анализа не был достоянием педагогической науки. Достаточно сказать, что вполне обстоятельная книга «Методы педагогических исследований», содержащая достаточно подробную характеристику педагогического исследовательского инструментария, а также интерпретирующая для нужд педагогики исследовательские методы социологии и психологии, не содержит сведений о контент-анализе. В то же время, работы по социологии, вышедшие в свет приблизительно в тот же период, что и упомянутая выше книга, описывают рассматриваемый метод достаточно подробно. «Рабочая книга социолога» информирует, что контент-анализ (иначе, формализованный или количественный анализ) является частным методом анализа документов (наряду с традиционным). Использование его опосредуется желанием избавиться от субъективности традиционного анализа. Суть метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства (например, частота употребления в эфирном времени СМК определенных слов, образов, художественных произведений, символов и т.п.), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны явления или содержания; таким образом, количественный анализ охватывает, как правило, широкий материал и оперирует конкретными, количественно измеряемыми параметрами. Тогда качественное содержание становится измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Е.М. Бабосов в книге «Прикладная социология» отмечает, что с первых шагов применения контент-анализа в практике научных исследований (30-е годы ХХ века в США) он был направлен на изучение ситуации в сфере политики, идеологии и пропаганды.

    И лишь в педагогических изданиях 90-х годов, появились более или менее развернутые характеристики контент-анализа. Более того, этот исследовательский метод начинает активно интегрироваться не только в психолого-педагогическую науку, но и в смежные научные отрасли. К.М. Хоруженко в своем «Энциклопедическом словаре по культурологи» дает следующее определение: «Контент-анализ (анл. content - содержание, сущность; суть) - метод, применяемый в ряде наук для выявления и оценки специфических текстов, а также др. носителей информации. В культурологич. исследованиях на больших массивах текстов, чаще с помощью машинной обработки, просматривается частота употребления и тенденция развития какого-л. понятия или темы на протяжении значительного времени, напр., в средствах массовой информации, в справочной или науч. литературе и т.п.».

    «Психолого-педагогический словарь» В.А. Мижерикова, выпущенный в 1998 году, трактует указанное понятие следующим образом: «Контент анализ (англ. contens - содержание) - метод объективного систематического и количественного изучения социальной информации. Как метод исследования К.а. сформировался при изучении средств массовой информации: выпуски одной и той же радиопрограммы или номера газет одного и того же издания открывали возможность их систематизации и количественного изучения по темам, рубрикам, смысловым единицам текста и т.д. В настоящее время сфера применения К.-а. намного шире. Например, общеизвестная “парадигма Лассауэла» («кто говорит?» - «что говорит?» - «как?» - «кому?» - «с каким результатом?» используется при изучении самых разнообразных коммуникаций, в том числе дипломатических, правовых и т.д.».

    Понятно, что контент-анализ, наряду с преимуществами, имеет и некоторые принципиальные недостатки, поскольку далеко не все богатство информации может быть измерено с помощью формальных показателей. В практике работы с контент-анализом намечены некоторые общие принципы:

    1. Применение метода рекомендуется в случаях, когда требуется высокая степень точности и объективности.

    2. Формализованный анализ обычно применяется тогда, когда в наличии имеется достаточно обширный по объему несистематизированный материал.

    3. Контент-анализ полезен в тех случаях, когда категории, важные для исследовательских целей, характеризуются определенной частотой проявления, например, некоторые общественно важные темы с трансляциях СМИ.

    В социологической литературе указывается, что для контент-анализа характерны следующие исследовательские направления: а) выявление и оценка параметров сообщения (текста) как индикаторов его определенных сторон; б) выяснение причин, породивших сообщение; в) оценка эффекта воздействия сообщения на адресат. Например, по содержанию текста можно сделать заключение о том, как меняется его содержание или стилистика в зависимости от особенностей аудитории, принимающей сообщение - профессиональных, возрастных, демографических и др. (что представляет непосредственный интерес для нашей работы). Это связано с поиском ответа на вопрос, как построено информационное сообщение, ибо стилистические особенности текста, адресованного конкретному объекту (социальной группе), можно рассматривать как один из показателей состояния данного объекта. При работе с материалами СМК можно поставить вопрос о сравнении стилистических особенностей сообщения на одну и ту же тему, одно из которых оказалось эффективным, а другое - нет. Кроме того, общеизвестно, что для различных источников СМК слова могут иметь различный смысл, значение.

    В любом процессе коммуникации весьма важными являются вопросы, насколько эффективными были воздействия создателей сообщения, насколько то, что хотели передать в сообщении, было действительно воспринято, как изменяются установки воспринимающего сообщение в зависимости от его характера.

    Базовыми категориями контент-анализа являются понятия “единицы анализа” и “единицы счета”. От выбора их содержательного наполнения в каждом конкретном исследовании зависит характер получаемых результатов. Первое понятие очерчивает сущность тех явлений, которые планируется измерить. В «Рабочей книге социолога» дано следующее определение: «Единицей анализа - смысловой или качественной - является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию». Второе понятие указывает на сущность подсчитываемых количественно фактологических единиц.

    Ряд ученых полагают (например, В.Г. Андреенков, Е.М. Бабосов, В.А. Ядов), что объектом контент-анализа может быть даже социальная идея, социально значимая тема. В информации она может быть выражена по-разному: одним словом, некоторым устойчивым сочетанием слов, может вообще не иметь явного терминологического выражения, а преподноситься описательно или, например, скрываться в заголовке абзаца, раздела и т.п. В связи с этим перед исследователем (и в частности, перед нами в нашей работе) возникает задача выделения признаков (индикаторов: относящихся к теме слов, словосочетаний, терминов, имен, названий, исторических событий, художественных произведений), по которым определяется наличие в сообщении темы или идеи, значимой с точки зрения исследователя. Средствами контент-анализа могут исследоваться также и отношения к событиям в альтернативных терминах: “за - против”, “выгодно - невыгодно”, «хорошо - плохо», а также - в чьих интересах выполнены действия (государственных, партийных, конфессиональных, групповых, личных), насколько они целесообразны, способы достижения цели (убеждение, насилие, экономическое или политическое давление, культурный диалог или экспансия), характер авторитетов, которые привлекаются в аргументах (логические и эмоциональные стереотипы, деятели, организации, органы СМК), адресат деятельности или пропаганды (социальные группы, субкультурные объединения, демографические слои).

    В работах, посвященных изучению деятельности СМК (что представляет первостепенный интерес для нашей работы), к настоящему времени определились следующие смысловые единицы:

    1. Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов (что целесообразно при изучении стиля того или иного источника информации), с помощью которых источник информации организует сообщение. В нашем исследовании мы регистрировали характерные для молодежного сленга выражения, которые являлись индикаторами направленности работы органа СМК на соответствующую аудиторию и субкультуру.

    2. Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах. Однако в нашей работе мы встретились с такой трудностью. Нередко в речи конкретных ведущих эфира оказывается достаточно сложно вычленить конкретную тему, либо тема разговора (особенно, в интерактивной части радиотрансляции) настолько часто меняется и фактически обозначается некоторыми полунамеками, понятными лишь специфической аудитории “посвященных”, что вычленить ее как самостоятельную смысловую единицу оказывается невозможным.

    3. Персонаж, т.е. имена людей, авторов, исполнителей, сочинений, а также фактов культурных событий. Здесь обычно регистрируются частота и длительность промежутка времени, с которыми они присутствуют в сообщении, что служит показателем их важности для исследуемого объекта.

    4. Ситуация, рассматриваемая в контексте отношения человека с социокультурной средой, социальным окружением и т.п.

    5. Действие, осуществляемое отдельными индивидами или группами в пределах избранной для контент-анализа темы.

    В качестве единиц счета в контент-анализе (применительно к СМК) выделяются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, время, отводимое освещению определенной информации; частота появления признаков в тексте (количественный параметр), что служит признаком значимости его с точки зрения организаторов СМК; подсчет оценочных характеристик (например, всех “за” и “против” в отношении какого-либо события) позволяет подойти к исследованию установок аудитории и выявлению намерений.

    Что же касается процедуры подсчета при контент-анализе, то они аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам. Например, изучая тематику передач радио, мы производили группировку посредством определения пропорций по смысловым единицам разного содержания (политическим, этическим, образовательным, культурным, искусствоведческим).

    Завершая данный раздел работы, сформулируем следующий (главный, с нашей точки зрения) вывод: контент-анализ как специфический метод получения и обработки количественной по своей характеристике информации может оказать значимую роль в оценке ситуации в образовательных (также как и в других социокультурных) пространствах и в выработке рекомендаций организаторам образовательных процессов по оптимизации педагогического воздействия на аудиторию.


    5. Общая справка о радиовещательной корпорации «Авторадио» и формирование выборки


    Радиовещательная корпорация «Авторадио» создана 5 апреля 1993 года. Декларированный в Уставе ее руководством и создателями род деятельности - информационно-музыкальное коммерческое радиовещание. Основные регионы, на которые осуществляется вещание, - Москва, Тула, Сургут, Нефтеюганск, Барсово, Нижневартовск, Хабаровск, Тюмень, Кострома, Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск, Курган, Губкин, Старый Оскол, Белгород, Краснодар, Саратов, Энгельс, Лимассол, Кишинев, Сочи, Ярославль, Рязань, Улан-Удэ, Оренбург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Тагил. Частота вещания: FFD - 320; FM - 90,3; УКВ - 68,0 МГц. Время вещания: круглосуточно.

    На середину 2001 года «Авторадио» - крупная коммерческая радиостанция, которая, по оценке газеты “Известия” (№ от 20.08), стабильно входит в шестерку популярнейших радиостанций московского эфира. Ежедневная аудитория составляет более 578 тысяч только московских жителей. Газета приводит следующие сопоставительные сведения об аудитории Авторадио:


    Табл. 1 Сведения о еженедельной аудитории наиболее популярных коммерческих радиостанций России (данные по Москве)

    № п\п

    Название радиостанции

    Аудитория (тыс. слуш.)

    Доля от ауд. в целом

    1

    Русское радио

    2 64771

    35,11

    2

    Европа Плюс

    1 83456

    24,33

    3

    Авторадио

    1 31790

    17,48

    4

    Радио Шансон

    1 27848

    16,46

    5

    Эхо Москвы

    91547

    12,15

    6

    Серебряный дождь

    84511

    11,21


    Как видно их таблицы, «Авторадио» занимает третью позицию в рейтинге популярности радиостанций по Москве. В звуковом девизе станции имеется слова: «Мы - Авторадио, мы - радио для всех». Но с другой стороны, на интернетном сайте указывается, что корпорация ориентируется на “наиболее обеспеченную и активную часть населения, тех, кто может слушать радио в автомобиле”. В вещании активно используются и другие вербальные и музыкальные позывные: Авторадио - народная марка; мы - первые в автомобиле!; Авторадио - любимая радиостанция московских мужчин; Хорошая музыка - для хороших людей и др.

    Конечно, станция базируется в вещании преимущественно на трансляцию музыкальных программ. При этом выдвигаются следующие критерии подбора музыки: “... в эфир передается музыка, которую мы (т.е. слушатели) любим, узнаем с первых тактов и напеваем, музыка, которая объединяет”. Поэтому основную часть музыкальных трансляций составляют «популярные программы с участием суперзвезд, звезд и «народных любимцев». Кроме того, в эфир передается «актуальная, интересная и оперативная (с точки зрения организаторов вещания - комментарий наш!) информация», интерактивные игры «на интерес».

    Это - общие данные, санкционированные для распространения руководством корпорации. Теперь сделаем некоторые выводы. Уже более 8 лет «Авторадио» существует как юридическое лицо и демонстрирует свою экономическую успешность. Понятно, что устойчивость положения должна обеспечиваться за счет некоторого ресурса: идеологического, организационного, технического, кадрового, экономического и др. Конечно, ресурс в одной сфере, как правило, подкрепляется ресурсами в другой, но все-таки можно рассматривать их и в отдельности.

    Прежде всего, следует еще раз отметить, что «Авторадио» - коммерческое предприятие и существует только за счет размещения в его эфире рекламы. Однако рекламодатели обращаются в редакцию не случайно. Более или менее осознанно (а в некоторых случаях и интуитивно) они избирательно относятся к СМК, поскольку и товар, нуждающийся в рекламе, весьма дифференцирован по цене, качеству, и др. свойствам. Например, не имеет коммерческого смысла рекламировать в эфире молодежного по своей направленности радио автомобили “Мерседес”, поскольку вряд ли в этой специфической аудитории найдутся потенциальные покупатели. Следовательно, руководству станции необходимо ориентироваться на определенную по составу аудиторию потенциальных рекламодателей, с одной стороны, и потребителей товаров, поставляемых этими рекламодателями, с другой, т.е. формировать эфир в соответствии с характерными особенностями ценностной системы, восприятия и вкусов этих аудиторий.

    Несмотря на некоторые “заигрывания” с аудиторией (“мы - радио для всех”), вещателям приходится создавать общее впечатление респектабельности и компоновать музыкальные программы под не сформулированный письменно, но имплицитно подразумевающийся “заказ”. Это, в частности, выражается в наличии некоторых жанровых “тисков”: в эфире фактически полностью отсутствуют музыкальная классика, джаз, фольклор, тяжелый рок, джаз-рок и мн. другое. Молодежь, не достигшая социальной и экономической зрелости (но нередко всерьез увлекающаяся “экстремальными” музыкальными направлениями), пенсионеры (во многих отношениях уже утратившие покупательную способность на группу товаров, чаще всего предлагаемых рекламодателями) явно не являются адресатом вещания. Чтобы сделать экономически целесообразными расходы на рекламу, нужно или предлагать товар по достаточно высокой цене, или, в противном случае, обеспечить очень широкую аудиторию вещания (как, например, телевизионная). По существу, указанные факторы и определяют формирование базовой идеологии рассматриваемого нами информационного канала.

    Сайт «Авторадио» в интернете содержит сведения о структуре и составе редакции. В отличие от государственных радиостанций, корпорация (может быть пока?) не имеет разветвленной сети редакций и творческих коллективов, целью которых было бы создание полноценных авторских программ политического или художественного направлений. Единственное исключение - рекламный отдел, достаточно регулярно выпускающий в эфир свою продукцию. В структуре радиостанции отсутствуют квалифицированные специалисты, способные представить аналитические материалы, разработать образовательные проекты, нет корреспондентской сети. Вещание фактически опирается только на усилия “оживляющих” трансляцию харизматических (и это их качество всеми способами пропагандируется в эфире, на него работают все структуры канала) ведущих, подбор которых сделан, безусловно, грамотно. Находка «Авторадио» - формирование коллектива ведущих эфира (к примеру, “поющие ведущие - Брагин и компания”).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.