Использование исследований аудитории в управлении периодическим изданием
Автор данной работы
предлагает свой, представляющийся более эффективным вариант решения этой
проблемы – проводить «настройку» издания на аудиторию с использованием
концепции издания в качестве инструмента такой «настройки». Рекомендациям по применению
информации об аудитории в управлении изданиями с использованием концепции посвящен
следующий параграф данной работы.
2.3 Концепция как
инструмент управления изданием с использованием информации о целевой аудитории
Концепция как регулирующий
документ
Особенностью медиабизнеса
является требование постоянного обновления каждого следующего выпуска. Однако в
то же время изданию необходимо соответствовать постоянным (на протяжении
некоторого промежутка времени) ожиданиям потребителей относительно информации,
которую они найдут в данном издании. Более того, шансы издания на успех
напрямую зависят от того, как будут сочетаться обе стороны – постоянство,
обеспечивающее соответствие ожиданиям потребителей (так как во многих случаях
обращение к тому или иному СМИ происходит вследствие привычки, и эту привычку
надо постоянно подкреплять), и новизна, позволяющая человеку чувствовать себя в
курсе происходящего и стимулирующая повторное обращение к данному каналу массовой
информации.
Постоянство и
обновляемость издания могут быть управляемыми. В качестве инструмента
управления ими в данной работе предлагается использовать концепцию издания
– документ, в котором жестко зафиксированы основные характеристики издания
и закреплены требования к публикуемым в издании материалам.
Состав концепции издания
был объектом в ряда отечественных и зарубежных исследований. Их авторы сходны в
том, что для успешной деятельности концепция изданию необходима, однако
относительно задач концепции и элементов, которые концепция должна включать,
их мнения различаются. Так Д. Георгиев считает главной задачей концепции
сохранение целостности и последовательности образа издания в течение
продолжительного времени, И.М. Дзялошинский – определение миссии и целей
издания, Т. Репкова – определение приоритетной тематики издания, Д.А. Мурзин –
описание формулы издания и его потенциального потребителя, В.Л. Иваницкий – документально
оформленную систему взглядов, убеждений и ценностей, Е. Менхард и Т. Треде –
анализ содержательной и оформительской модели издания, потенциальной аудитории
и места издания на рекламном рынке, У. Данкерли (W. Dunkerley) –
описание конкурентных преимуществ издания, а также перечень типов статей,
которые могут в нем появиться.
Предлагаемая структура
документа-концепции у различных авторов также не совпадает. У Д. Георгиева
она состоит из четырех разделов: формулы издания, которая определяет его
общественную миссию и читательскую аудиторию, типологической концепции, которая
посвящена литературно-журналистским формам материалов издания, графической
концепции, которая описывает оформление издания, и организационной концепции,
которая устанавливает организацию редакционной работы.
По мнению И.М.
Дзялошинского, концепция должна включать три модели издания - содержательную,
оформительскую и организационную, и, соответственно, три раздела.
Содержательная модель издания устанавливает иерархию тематических направлений,
модальность материалов, их жанровую палитру, локальность, авторство и
лексико-стилистические особенности. В оформительскую модель входят дизайнерская
разработка принципов художественно-технического оформления издания и сетевой
график основных разделов и рубрик. Организационная модель издания охватывает
структуру издания, в которую входят как совокупность основных параметров
издания («внешняя» структура), так и совокупность организационно-творческих
отношений внутри редакционного коллектива («внутренняя» структура), параметры
финансово-экономической деятельности (себестоимость производства одного номера,
баланс доходов и расходов и источники покрытия дефицита бюджета редакции, если
таковой имеется), а также процесс выпуска и распространения издания, в который
входят этапы подготовки номера, взаимоотношения редакции и типографии и
механизм доставки издания читателям.
У Т. Репковой концепция содержит
пять разделов: описание целевой аудитории, основные характеристики издания,
описание конкурентов, политическая направленность издания и его содержательная
модель.
Д.А. Мурзин считает, что
в концепции издания должны быть описаны его цели, миссия, потенциальная
аудитория, конкурентные преимущества, формула и структура издания, свод
основных требований к языку и дизайну, а также изложение рекламной политики и
перечисление мер, обеспечивающих соблюдение концепции издания.
У Е. Менхард и Т. Треде
концепция включает в себя планирование содержания и оформления издания,
позиционирование издания с учетом конкуренции на читательском и рекламном
рынке, а также мероприятия по продвижению издания.
В. Данкерли настаивает на
том, что в концепции должно быть проведено разделение площади издания между
редакционным содержанием и рекламой, перечислены и аннотированы типы
материалов, которые могут появиться в издании, частота его выхода и каналы распространения.
Среди рассмотренных
вариантов документа-концепции наиболее полным представляется вариант И.М.
Дзялошинского, который включает в себя все стороны производства издания – от
типов материалов и оформительских характеристик издания до организационной
структуры редакции, бизнес-плана и механизма доставки издания читателям. Однако
в случаях, когда какие-либо характеристики производства издания принимаются как
данность, допустим сокращенный вариант концепции, учитывающий лишь то, чем
редакционный менеджмент реально может управлять. Например, если на систему
распространения издания повлиять невозможно, а организационная структура и
оформительская модель являются заданными и по каким-либо соображениям не
подлежащими корректировке, то концепция может быть ограничена исключительно содержательной
моделью издания либо даже простым перечнем типов материалов, публикуемых в
издании.
Для «настройки» издания
на целевую аудиторию, чему посвящена данная работа, концепция будет рассмотрена
в пределах содержательных и оформительских характеристик. Прочие же
характеристики, которые могут быть учтены в концепции, либо напрямую не связаны
с аудиторией, например, организационная структура редакции, либо не имеют
отношения к журналистской составляющей производства издания, например,
организация распространения издания и проведение мероприятий по его
продвижению. В данной работе в качестве характеристик формы издания взяты
его формат, объем, цветность, иллюстративность, тип верстки, шрифтовое
исполнение и дробность полосы. Перечень характеристик содержания включает
в себя иерархию тематических направлений, жанры текстов и
иллюстраций, локальность материалов, их авторство, характеристики главных
героев, адресность публикаций, особенности языка издания, а также типы текстов
в зависимости от стилей творчества. Следует отметить, что данный круг
характеристик не является исчерпывающим. Это, скорее, минимум, необходимый для
обеспечения более-менее устойчивой технологии производства издания. В каждом же
конкретном случае при описании издания могут быть добавлены еще какие-либо
характеристики формы и содержания.
Каждая из характеристик должна
быть соотнесена с целевой аудиторией издания. Описания отдельных характеристик
и их связи с целевой аудиторией издания представлены ниже. Вначале будут
рассмотрены характеристики формы, так как они являются материальными и,
следовательно, более стабильными и простыми в управлении, чем характеристики
содержания. Главное требование к характеристикам формы – они должны делать
комфортным чтение издания с учетом условий, в которых это чтение будет
происходить, а также читательских навыков аудитории.
Формат. Выбор формата определяется
особенностями потребления, имиджевыми притязаниями издания и сложившимися
стандартами. Так, качественные газеты принято выпускать форматами А2 или В2,
массовые издания – «таблоидными» форматами А3 и В3, которые более удобны при
чтении в транспорте, а некоторые журналы для женщин издаются форматами А5 или
В5, что позволяет им умещаться в дамской сумочке. Какой-либо жесткой зависимости
формата издания от его содержания не существует. Бульварная газета может
выходить широким форматом (например, самая популярная в Германии газета «Bild»), а качественная, наоборот,
издаваться таблоидным форматом (например, британская «The Guardian», немецкая «Die TAZ» или российские «Газета» и «Новая газета»). Более
тесная связь существует между форматом издания и условиями его чтения. Так,
издания для чтения в транспорте рекомендуется делать уменьшенным форматом. Напротив,
качественные издания, рассчитанные на элитную аудиторию, принято делать широкоформатными,
так как их обычно читают за столом дома или на работе, где проблем с
перелистыванием больших страниц не возникает.
Объем. Оптимальным является такой объем,
который, с одной стороны, не дает поводов читателю думать, что ему что-то
недодали, а с другой – не вызывает у читателя опасения, что либо он прочитает
толстенное издание и потеряет уйму времени, либо не станет его все читать и
потеряет деньги, которые за издание были уплачены. Поэтому объем издания
необходимо сопоставлять с временем его потребления при заданной скорости
чтения. И если «транспортные» газеты следует делать минимальным объемом, чтобы
читатель успел пролистать издания за 15-20 минут поездки в метро, то издания
для домашнего чтения, в том числе - в выходные дни, могут, наоборот, иметь до
нескольких сотен страниц, чтобы читателю было что читать на протяжении
нескольких дней.
Цветность. Для массовых изданий, реализуемых,
главным образом, в розницу, характерно использование ярких агрессивных цветов,
особенно красного. В качественных же изданиях цвета, наоборот, искусственно
приглушаются, чтобы не отвлекать внимание от текста.
Иллюстративность. Эта характеристика описывает долю
площади издания, отдаваемую под иллюстрации в целом, а также цветность и
размеры конкретных иллюстраций. Иллюстративность может варьироваться от раздела
к разделу. Если издание предназначено в большей мере для просмотра, нежели для
чтения, иллюстративность должна быть высокой. Также желательна высокая иллюстративность,
если издание предназначено для малограмотных людей, которым сложно воспринимать
крупные тексты, или для молодежи, привыкшей к клиповой культуре и
склонной воспринимать информацию не в текстовом виде, а в виде инфографики.
Тип верстки. Если издание предназначено в
большей мере для чтения, верстка должна быть «строгой», чтобы элементы
оформления не отвлекали на себя внимание. Если же издание предназначено в
большей мере для просмотра, особенно, в обстановке низкой концентрации внимания
(например, в транспорте), допустимо использовать «кричащую» верстку с
выпячиванием отдельных оформительских элементов.
Шрифтовое исполнение. Обычно в текстах прессы используют
два типа гарнитур - рубленые и с засечками. Первые ускоряют процесс чтения,
поэтому их лучше использовать, если аудитория издания имеет невысокие навыки
чтения, вторые служат более глубокой фиксации внимания на тексте, поэтому
гарнитуры с засечками лучше использовать, если читательские навыки аудитории
высоки.
Далее представлены
характеристики содержания. Эти характеристики определяют востребованность
издания аудиторией и привязанность к нему со стороны читателей:
Иерархия тематических
направлений. Здесь
устанавливается место, которое занимает издание на линии между полюсами
«издание для всех» и «нишевое издание». В первом случае возрастает количество
тематических направлений, во втором – глубина их проработки. Также может быть
установлен перечень «обязательных» тем, которые должны присутствовать в
издании, чтобы оно соответствовало принятым стандартам качества, и
«желательных» тем, которые входят в сферу интересов аудитории издания, однако
не являются определяющими при его выборе.
Жанры. В работах российских и зарубежных
авторов представлены различные классификации журналистских жанров. Для целей
данной работы можно ограничиться их минимальным применимым перечнем, который
включает в себя следующие жанры текстовых материалов: короткая новость,
расширенная новость, новостная история, репортаж, интервью, аналитическая
статья и читательское письмо. Иллюстрации с точки зрения передачи содержания по
отношению к тексту всегда вторичны, несмотря на их все возрастающую роль в
современной журналистике. В.В. Тулупов предлагает следующую классификацию
жанров фотожурналистики: фотоинформация, фотопортрет и фоторепортаж. Автор
данной работы считает целесообразным дополнить эту классификацию еще тремя
жанрами – коллаж (смонтированная фотоиллюстрация), инфографика и рисунок.
Локальность
материалов. Эта
характеристика журналистских текстов определяется их географической
принадлежностью – местные, региональные, общенациональные, зарубежные.
Локальность материалов важна прежде всего для газет, чьи рынки привязаны к
территориям. Журнальные рынки обычно привязаны к интересам, поэтому для них
локальность материалов вторична. В свою очередь, локальность материалов
необходимо нормировать, если издание хочет удержать определенную
территорию.
Авторство материалов. Материалы подразделяются на написанные сотрудниками
редакции либо приглашенными экспертами, сообщения информагентств, перепечатки
из других изданий, а также читательскую почту. Могут быть установлены
фиксированные доли материалов каждого типа, связанные с особенностями
читательских запросов к изданию. Следует учесть, что для определенных групп
людей чувство своей сопричастности к работе над изданием либо сама
возможность такой сопричастности может стать определяющим мотивом при обращении
к нему, а для определенных типов изданий (например, «нишевой» или местной
прессы) вовлечение читателей в круг авторов является одним из резервов
повышения своей популярности.
Герои материалов. Из их характеристик важнейшими являются
социально-демографические, которые обычно либо тождественны, либо референтны
для целевой аудитории издания. Чтобы удержать целевую аудиторию, издание
должно иметь определенный набор типов героев материалов, который будет
воспроизводиться из номера в номер.
Адресность публикаций. Проявляется в материалах,
предназначенных для людей, находящихся в определенных схожих жизненных
ситуациях. Адресные публикации являются своего рода «наживкой», которая с
большой вероятностью будет проглочена соответствующей частью аудитории, и могут
способствовать привлечению ее интереса к изданию в целом. Спектр адресных
публикаций прямо пропорционален широте аудитории издания.
Дробность полосы. Здесь описывается количество
текстовых материалов на полосе, их размеры, а также наличие в текстах таких
элементов, как подзаголовки и врезы. Установлено, что крупные, объемом более 3
тыс. знаков тексты способны отпугнуть значительное количество малообразованных
читателей, которые могут счесть эти тексты чрезмерно сложными. Поэтому для
массовых изданий характерно значительно большее количество материалов на
полосе, нежели для качественных. С другой стороны, текст большого размера
производит впечатление гораздо более основательного, содержащего более глубокую
и достоверную информацию, нежели меньший по размеру.
Особенности языка
издания. Этот
параметр может выражаться в стимулировании использования либо наоборот в
запрете определенных пластов лексики (например, молодежного сленга), а также в
ограничении лексикона издания в целом (например, можно требовать от журналистов
писать материалы при помощи 2-3 тыс. самых употребительных слов языка). В
издании могут быть установлены правила формулирования предложения. Например,
что все предложения в текстах должны быть простыми с количеством слов не более
четырех.
Классификация типов
текстов в зависимости от стилей творчества. Эта классификация предложена исследователем психологии журналистского
творчества Е.Е. Прониной. Она делит тексты на мифологические (ориентированные
на иррациональную сторону человеческой психики), убеждающие (посвященные сверке
реальности с Учением), прагматические (описывают конкретные жизненные ситуации
без обращения к глобальным проблемам), гедонистические (направленные на
достижение острых ощущений), смысловыявляющие (пролистывание ракурсов объекта в
поиске смысла с точки зрения высших ценностей бытия) и сетевые (паутина
взаимопересекающихся ссылок, содержащих указание о возможном включении текста в
различные контексты и придании ему разнообразных значений).
Выбор типов текстов
зависит от потребностей аудитории, которые издание в первую очередь
удовлетворяет. Для эффективной передачи информации наилучшим образом
подойдут прагматические тексты, для развлечения – гедонистические, для передачи
аудитории определенного психологического настроя могут подойти как
мифологические тексты, так и смысловыявляющие. Издание в зависимости от своих
целей может добиваться заданного разнообразия типов текстов либо стремиться к
их унификации.
В целом же предлагаемый
подход к концепции издания близок к описанному И.М. Дзялошинским методу комплексного
планирования содержания издания. Им описаны четыре метода планирования: импровизация,
тематическое планирование, комплексное планирование и программно-целевой
подход. Метод импровизации, являющийся самым распространенным в
журналистской практике, ограничивается журналистской интуицией и
профессиональным опытом. Данный метод является наиболее экономичным, однако наименее
надежным.
Метод тематического
планирования предполагает
определение основных направлений деятельности редакции на длительную
перспективу, конкретизации этих направлений с помощью группы рубрик,
последующей конкретизации тематического содержания каждой рубрики и создание на
этой основе плана-графика публикации материалов с указанием распределения
рубрик по номерам и страницам издания.
Метод комплексного
планирования
отличается от метода тематического планирования тем, что устанавливает
пропорции для каждого из основных показателей содержания газеты (тематических
направлений, соотношения положительных, проблемных, критических и
нейтрально-информационных материалов и т.д.), что позволяет в большей степени
учесть потребности и интересы всех групп и категорий аудитории издания.
При программно-целевом
подходе за основу
берется некая социально-значимая цель, которая должна быть конкретно
достижимой. Программно-целевой подход может быть реализован в трех формах: в
виде организации специальной публикации или целевого номера, в виде организации
серии материалов и в виде проведения газетной кампании.
Автор данной работы предлагает
использовать метод комплексного планирования содержания издания в качестве исходной
точки для составления концепции. Последующий учет в ней информации об аудитории
и является «настройкой» издания на целевую аудиторию.
«Настройка» издания на
целевую аудиторию с использованием концепции.
В данном разделе
представлены рекомендации по «настройке» издания на целевую аудиторию.
Управление изданием с
использованием информации о целевой аудитории необходимо проводить на
стратегическом и тактическом уровнях. На стратегическом уровне
происходит выбор и описание целевой аудитории, затем, исходя из этого,
определяются мотивы обращения к изданию, а затем с учетом информации о целевой
аудитории разрабатывается концепция издания. Тактический уровень – это методика
текущего управления издания с использованием данной концепции. Ниже рассматриваются
этапы «настройки».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|