МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Зигмунд Фрейд - Введение в психоанализ (лекции)

    хорошо знакомо, что она сразу же узнает, если кто-нибудь в нем рылся. Ящик

    письменного стола, как всякий ящик, сундук, коробка — женские гениталии.

    Она знает, что по гениталиям можно узнать об имевшем место половом сношении

    (как она думает, и прикосновении), и давно боится такого разоблачения. Я

    думаю, что во всех этих трех сновидениях акцент следует сделать на

    познании. Она вспоминает время своего детского сексуального исследования,

    результатами которого тогда очень гордилась.

    5. Опять немного символики. Но на этот раз в коротком предварительном

    сообщении я заранее представлю психическую ситуацию. Один господин, который

    провел любовную ночь с женщиной, описывает свою партнершу как одну из тех

    материнских натур,

    [219]

    у которых при половых сношениях с мужчиной неотвратимо появляется желание

    иметь ребенка. Но условия той встречи требуют осторожности, из-за которой

    оплодотворяющее семяизвержение удаляется из женского лона. Проснувшись

    после этой ночи, женщина рассказывает следующий сон:

    На улице ее преследует офицер в красной фуражке. Она убегает от него,

    бежит вверх по лестнице, он все за ней. Задыхаясь, она достигает своей

    квартиры и захлопывает за собой дверь. Он остается снаружи и. как она видит

    в глазок, сидит снаружи и плачет.

    В преследовании офицера в красной фуражке и в том, как она, задыхаясь,

    поднимается по лестнице, вы, видимо, узнали изображение полового акта. То,

    что видевшая сон запирается перед преследователем, может служить примером

    так часто используемых в сновидении инверсий, потому что ведь в

    действительности мужчина воздержался от окончания любовного акта. Точно так

    же она перенесла свою грусть на партнера, так как он плачет в сновидении;

    одновременно этим делается намек на семяизвержение.

    Вы, конечно, когда-нибудь слышали, будто психоанализ утверждает, что все

    сновидения имеют сексуальное значение. Теперь вы сами в состоянии судить о

    корректности этого упрека. Вы познакомились со сновидениями, выражающими

    желания, в которых речь идет об удовлетворении самых ясных потребностей:

    голода, жажды, тоски по свободе, со сновидениями, выражающими удобство и

    нетерпение, а также чисто корыстолюбивыми и эгоистическими. Но во всяком

    случае вы должны запомнить как результат психоаналитического исследования,

    что сильно искаженные сновидения преимущественно, но опять-таки не

    исключительно, выражают сексуальные желания.

    [220]

    6. У меня особая причина привести побольше примеров использования

    символов в сновидении. При нашей первой встрече я жаловался на то, как

    трудна при преподавании психоанализа демонстрация и как сложно сформировать

    таким путем убеждения, и вы со мной, несомненно, согласны. Однако отдельные

    утверждения психоанализа настолько тесно связаны между собой, что убеждение

    легко может распространиться с одного пункта на большую часть всей теории.

    О психоанализе можно было бы сказать: кто дает ему палец, того он держит

    уже за всю руку. Кому ясно объяснение ошибочных действий, тот, по логике

    вещей, не может не поверить всему остальному. Вторым таким же доступным

    моментом является символика сновидений. Сообщу вам уже опубликованное

    сновидение женщины из простонародья, муж которой полицейский и которая,

    конечно, никогда ничего не слышала о символике сновидений и психоанализе.

    Судите сами, можно ли назвать произвольным и искусственным его толкование с

    помощью сексуальных символов.

    “.Затем кто-то ворвался в квартиру, и она в испуге позвала полицейского.

    Но тот с двумя "бродягами" спокойно пошел в церковь, к которой вело

    несколько ступеней. За церковью была гора, а наверху густой лес. На

    полицейском был шлем, круглый воротник и плащ, у него была темная борода.

    Оба бродяги, которые мирно шли вместе с полицейским, имели повязанные на

    бедрах мешкообразные передники. От церкви к горе вела дорога. Она с обеих

    сторон поросла травой и кустарником, который становился все гуще, а на

    вершине превращался в настоящий лес”.

    Вы без труда узнаете использованные символы. Мужские гениталии изображены

    тремя лицами, женские — ландшафтом с капеллой, горой и лесом. Вы опять

    встречаетесь со ступенями в качестве символа

    [221]

    полового акта. То, что в сновидении называется горой, и в анатомии имеет то

    же название, а именно Mons Veneris, бугор Венеры.

    7. Еще одно сновидение, которое можно разъяснить при помощи символов,

    замечательное и убедительное тем, что сам видевший сон перевел все символы,

    хотя у него не было никаких предварительных теоретических знаний для

    толкования сновидений. Такой образ действий весьма необычен, и условия его

    точно неизвестны.

    “Ок гуляет с отцом в каком-то месте, наверное, на Пратере, потому что

    видна ротонда, перед ней маленькая пристройка, к ней привязан воздушный

    шар, который кажется довольно плохо надутым. Отец спрашивает его, к чему

    все это; он удивляется этому, но объясняет ему. Затем они приходят на двор,

    на котором разложен большой лист жести. Отец хочет оторвать себе от него

    большой кусок, но сначала оглядывается, не может ли его кто-нибудь

    заметить. Он говорит ему, что нужно только сказать смотрителю, и тогда он

    может взять себе без всяких колебаний. Из этого двора вниз ведет лестница в

    шахту, стены которой обиты мягким, вроде как кожаное кресло. В конце этой

    шахты длинная платформа, а дальше начинается новая шахта.”

    Сам видевший сон толкует его: ротонда — мои гениталии, воздушный шар

    перед ней — мой пенис, на мягкость которого я вынужден жаловаться. Следует

    перевести более детально: ротонда — задняя часть, постоянно причисляемая

    ребенком к гениталиям, маленькая пристройка — мошонка. В сновидении отец

    его спрашивает, что все это значит, т. е. о цели и функции гениталий.

    Вполне естественно обернуть это положение вещей так, чтобы спрашивал он.

    Так как он никогда не спрашивал отца об этом, мысль сновидения следует

    понимать как желание принять его условно

    [222]

    вроде: “если бы я попросил отца разъяснить сексуальное”. Продолжение этой

    мысли мы скоро найдем в другом месте.

    Двор, где разложена жесть, не следует сразу понимать символически, он

    представляет собой торговое помещение отца. По причине соблюдения тайны я

    заменил жестью тот материал, которым торгует отец, не изменив ни в чем

    остальном дословную передачу сновидения. Видевший сон вступил в дело отца и

    был чрезвычайно поражен той скорее некорректной практикой, на которой по

    большей части основывается получение прибыли. Поэтому продолжение

    вышеупомянутой мысли сновидения могло бы гласить: “(если бы я его спросил),

    он обманул бы меня, как обманывает своих клиентов”. По поводу ломки жести,

    которая служит для изображения деловой нечестности, видевший сон сам дает

    второе объяснение: она означает онанизм. Это нам не только давно знакомо,

    но также очень хорошо согласуется с тем, что тайна онанизма выражена

    посредством противоположности (ведь это можно делать открыто). Далее, как и

    следовало ожидать, онанистическая деятельность приписывается опять-таки

    отцу, как и расспросы в первой сцене сновидения. Шахту он сразу же толкует

    как влагалище, ссылаясь на мягкую обивку стен. То, что спуском, как и

    подъемом, обычно изображается половой акт во влагалище, я добавлю по

    собственной инициативе.

    Те детали, что за первой шахтой следует длинная платформа, а затем новая

    шахта, он сам объясняет биографически. Он долгое время вел половую жизнь,

    затем отказался от половых сношений вследствие затруднений и теперь

    надеется опять возобновить их с помощью лечения.

    8. Оба следующих сновидения одного иностранца с предрасположенностью к

    полигамии я приведу вам в доказательство утверждения, что собственное Я про-

    [223]

    является в каждом сновидении, даже если оно скрыто в явном содержании.

    Чемоданы в сновидении являются женскими символами.

    а) Он уезжает, его багаж доставляется в экипаже на вокзал, много

    чемоданов один на другом, среди них два больших черных “образцовых”

    чемодана. В утешение он кому-то говорит: так ведь эти едут только до

    вокзала.

    В действительности он путешествует с очень большим багажом, во время

    лечения рассказывает также очень много историй с женщинами. Два черных

    чемодана соответствуют двум брюнеткам, которые в настоящее время играют в

    его жизни главную роль. Одна из них хотела приехать вслед за ним в Вену; но

    по моему совету он отказал ей по телеграфу.

    б) Сцена в таможне: один пассажир открывает свой чемодан и говорит,

    равнодушно закуривая папиросу: тут ничего нет. Таможенный чиновник,

    кажется. верит ему, но опускает еще раз руку и находит что-то особенно

    запрещенное. Тогда пассажир разочарованно говорит: тут ничего не поделаешь.

    Он сам — пассажир, я — таможенный чиновник. Обычно он очень искренен в

    своих признаниях, но решил утаить от меня новую связь с дамой, потому что

    правильно полагал, что она мне небезызвестна. Неприятное положение быть

    уличенным он перенес на чужое лицо, так что сам он как будто не появляется

    в этом сновидении.

    9. Вот пример использования символа, о котором я еще не упоминал:

    Он встречает свою сестру в сопровождении двух подруг, которые сами

    сестры. Он подает руку обеим, а сестер нет.

    Никакой связи с действительными событиями. Его мысли уносятся к тому

    времени, когда он размышлял над своим наблюдением, что грудь девочек

    развивает-

    [224]

    ся так поздно. Итак, обе сестры — это груди, он с удовольствием бы их

    потрогал, но только чтобы это не были груди его сестры.

    10. А вот пример символики смерти в сновидении:

    Он идет по очень высокому крутому железному мостику с двумя лицами, имена

    которых знает, но при пробуждении забывает. Вдруг те двое исчезают, а он

    видит человека, похожего на привидение, в колпаке и полотняном костюме. Он

    спрашивает у него, не телеграфист ли он. Нет. Не извозчик ли? Нет. Тогда он

    идет дальше, еще во сне испытывает сильный страх и, проснувшись, продолжает

    сновидение фантазией, что железный мост вдруг ломается, и он падает в

    пропасть.

    Лица, о которых подчеркивается, что они неизвестны, что их имена забыты,

    по большей части очень близкие люди. Видевший сон имеет двух сестер; если

    бы он хотел им обеим смерти, то было бы вполне справедливо, что за это его

    постиг бы страх смерти. О телеграфисте он замечает, что такие люди всегда

    приносят плохие вести, судя по форменной одежде, это мог быть и фонарщик,

    который так же тушит фонари, как гений смерти гасит факел жизни. С

    извозчиком он ассоциирует стихотворение Уланда о морской поездке короля

    Карла и вспоминает опасное морское путешествие с двумя товарищами, во время

    которого он играл роль короля из стихотворения. По поводу железного моста

    ему приходит в голову один несчастный случай последнего времени и глупое

    выражение: “жизнь есть мост из цепей”.

    11. Другим примером изображения смерти может служить сновидение:

    Неизвестный господин подает за него визитную карточку с черной каймой.

    12. Во многих отношениях вас заинтересует следующее сновидение, к

    предпосылкам которого, правда, относится невротическое состояние.

    [225]

    Он едет по железной дороге. Поезд останавливается в открытом поле. Он

    полагает, что грозит катастрофа и надо подумать о том, чтобы спастись

    бегством, проходит по всем отделениям поезда и убивает всех, кого

    встречает: кондукторов, машиниста и т. д.

    По этому поводу — воспоминание о рассказе друга. На какой-то линии в

    Италии в полукупе перевозили душевнобольного, но по недосмотру впустили к

    нему пассажира. Душевнобольной убил спутника. Таким образом, он

    идентифицирует себя с этим душевнобольным и обосновывает свое право

    навязчивым представлением, которое его временами мучает, что он должен

    “устранить всех соучастников”. Но затем он сам находит лучшую мотивировку,

    которая дает повод для сновидения. Вчера в театре он снова увидел девушку,

    на которой хотел жениться, но оставил, так как она дала ему основание для

    ревности. При той интенсивности, до которой у него доходит ревность, он

    действительно сошел бы с ума, если бы женился на ней. Это значит: он

    считает ее настолько ненадежной, что из ревности должен был бы убивать всех

    людей, которые попадались ему на пути. Хождение через ряд комнат, в данном

    случае отделений, как символ состояния в браке (Verheiratetsein)

    (противоположность единобрачию — Einehe) мы уже знаем.

    Об остановке поезда в открытом поле и страхе перед катастрофой он

    рассказывает: когда однажды во время поездки по железной дороге произошла

    неожиданная остановка не на станции, одна едущая вместе с ним молодая дама

    заявила, что, возможно, предстоит столкновение и тогда самым целесообразным

    было бы убежать [die Beine hoch zu heben — поднять вверх ноги]. Но это

    “ноги вверх” (die Beine hoch) играло также свою роль во многих прогулках и

    экскурсиях на лоно природы, которые он предпринимал с той девуш-

    [226]

    кой в первое счастливое время любви. Новый аргумент для того, что он должен

    был сойти с ума, чтобы теперь жениться на ней. Я мог считать несомненным,

    зная ситуацию, что у него все еще имелось это желание быть таким

    сумасшедшим.

    [227]

    ТРИНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

    Архаические черты и инфантилизм сновидения

    Уважаемые дамы и господа! Позвольте мне опять начать с полученного нами

    результата, что работа сновидения под влиянием цензуры переводит скрытые

    мысли в другую форму выражения. Скрытые мысли — это не что иное, как

    известные нам сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования;

    новый способ их выражения непонятен нам из-за своих многообразных черт. Мы

    сказали, что он возвращается к тем состояниям нашего интеллектуального

    развития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символическому

    отношению, может быть, к отношениям, существовавшим до развития языка

    нашего мышления. Способ выражения работы сновидения мы назвали поэтому

    архаическим или регрессивным.

    Отсюда вы можете сделать заключение, что благодаря углубленному изучению

    работы сновидения нам, должно быть, удастся добыть ценные сведения о

    малоизвестных началах нашего интеллектуального развития. Я надеюсь, что так

    оно и будет, но до сих пор к этой работе еще никто не приступал.

    Доисторическое время, к которому нас возвращает работа сновидения, двоякого

    рода: во-первых, это индивидуальное доис-

    [228]

    торическое время, детство, с другой стороны, поскольку каждый индивидуум в

    своем детстве каким-то образом вкратце повторяет все развитие человеческого

    вида, то это доисторическое время также филогенетическое. Возможно, нам

    удастся различить, какая часть скрытых душевных процессов происходит из

    индивидуальной, а какая — из филогенетической эпохи. Так, например, мне

    кажется, что символическое отношение, которому никогда не учился отдельный

    человек, имеет основание считаться филогенетическим наследием.

    Однако это не единственная архаическая черта сновидения. Вы все,

    вероятно, знаете из собственного опыта о странной амнезии детства. Я имею в

    виду тот факт, что первые годы жизни до пятого, шестого или восьмого года

    не оставляют в памяти следов, как более поздние переживания. Правда,

    встречаются отдельные люди, которые могут похвастаться непрерывными

    воспоминаниями от раннего детства до настоящего времени, но другие, с

    провалами памяти, — несравненно более частое явление. Я полагаю, что этот

    факт не вызывал удивления, которого он заслуживает. В два года ребенок

    может хорошо говорить, скоро он обнаруживает, что разбирается в сложных

    душевных ситуациях, и сам высказывает такие суждения, которые многие годы

    спустя ему пересказывают, так как сам он их забыл. И при этом память в

    ранние годы более продуктивна, потому что загружена меньше, чем в более

    поздние годы. Нет также никакого основания считать функцию памяти особенно

    высокой и трудной деятельностью души; напротив, хорошую память можно

    встретить у лиц, стоящих на очень низкой ступени интеллектуального

    развития.

    В качестве второй странной особенности, которая дополняет первую, следует

    выделить то, что из пусто-

    [229]

    ты воспоминаний, охватывающей первые детские годы, всплывают отдельные

    хорошо сохранившиеся, по большей части наглядные воспоминания, сохранять

    которые нет никаких оснований. С материалом впечатлений, встречающихся нам

    в последующей жизни, память распоряжается таким образом, что делает из него

    выбор. Она сохраняет что-то важное, а от неважного отказывается. С

    сохранившимися детскими воспоминаниями дело обстоит иначе. Они

    соответствуют не самым важным переживаниям детских лет, и даже не тем,

    которые должны бы казаться важными с точки зрения ребенка. Часто они

    настолько банальны и сами по себе незначительны, что мы только удивляемся,

    почему именно эта деталь избежала забвения. В свое время я пытался с

    помощью анализа исследовать загадку детской амнезии и прорывающих ее

    остатков воспоминаний и пришел к выводу, что все-таки в воспоминаниях у

    ребенка остается только важное. Лишь благодаря уже знакомым вам процессам

    сгущения и особенно смещения это важное в воспоминании представляется

    другим, что кажется неважным. Эти детские воспоминания я назвал поэтому

    покрывающими воспоминаниями (Deckerrinerungen), путем основательного

    анализа из них можно извлечь все забытое.

    При психоаналитическом лечении совершенно закономерно возникает задача

    заполнить пробел в детских воспоминаниях, и поскольку лечение вообще в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.