МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Зигмунд Фрейд - Введение в психоанализ (лекции)

    или неверно восстанов-

    [127]

    лено в памяти сновидение. Ведь восстановленное в памяти сновидение не

    является собственным содержанием, но только искаженным заместителем того,

    что должно нам помочь путем вызывания других замещающих представлений

    приблизиться к собственному содержанию, сделать бессознательное

    сознательным. Если воспоминание было неточным, то просто в заместителе

    произошло дальнейшее искажение, которое, однако, не может быть

    немотивированным.

    Работу толкования можно провести как на собственных сновидениях, так и на

    сновидениях других. На собственных даже большему научишься, процесс

    толкования здесь более убедителен. Итак, если попытаешься это сделать, то

    замечаешь, что что-то противится работе. Мысли хотя и возникают, но не всем

    им придаешь значение. Производится проверка, и делается выбор. Об одной

    мысли говоришь себе: нет, это здесь не подходит, не относится сюда, о

    другой — это слишком бессмысленно, о третьей — это уж совсем второстепенно,

    и вскоре замечаешь, что при таких возражениях мысли задерживаются прежде,

    чем станут совершенно ясными, и наконец прогоняются. Таким образом, с одной

    стороны, слишком сильно зависишь от исходного представления, от самого

    элемента сновидения, с другой — выбор мешает результату свободной

    ассоциации. Если толкование сновидения проводишь не наедине, а просишь кого-

    нибудь толковать свое сновидение, то ясно чувствуешь еще один мотив,

    которым оправдываешь такой недопустимый выбор. Тогда говоришь себе по

    поводу отдельных мыслей: нет, эта мысль слишком неприятна, я не хочу или не

    могу ее высказать.

    Эти возражения явно угрожают успешности нашей работы. Против них нужно

    защититься, и при анализе собственного сновидения делаешь это с твердым

    [128]

    намерением не поддаваться им; если анализируешь сновидение другого, то

    ставишь ему как непреложное условие не исключать ни одной мысли, даже если

    против нее возникает одно из четырех возражений: что она слишком

    незначительна, слишком бессмысленна, не относится к делу или ее неприятно

    сказать. Он обещает следовать этому правилу, но затем с огорчением

    замечаешь, как плохо подчас он сдерживает это обещание. Сначала объясняешь

    это тем, что он не уяснил себе смысл свободной ассоциации, несмотря на

    убедительное заверение, и думаешь, что, может быть, следует подготовить его

    сначала теоретически, давая ему литературу или послав его на лекции,

    благодаря чему он мог бы стать сторонником наших воззрений на свободную

    ассоциацию. Но от этих приемов воздерживаешься, замечая, что и сам, будучи

    твердо уверен в собственных убеждениях, подвержен этим же критическим

    возражениям против определенных мыслей, которые впоследствии устраняются, в

    известной мере, во второй инстанции.

    Вместо того чтобы сердиться на непослушание видевшего сон, попробуем

    оценить этот опыт, чтобы научиться из него чему-то новому, чему-то, что

    может быть тем важнее, чем меньше мы к нему подготовлены. Понятно, что

    работа по толкованию сновидения происходит вопреки сопротивлению

    (Widerstand), которое поднимается против него и выражением которого

    являются те критические возражения. Это сопротивление независимо от

    теоретических убеждений видевшего сон. Больше того. Опыт показывает, что

    такое критическое возражение никогда не бывает правильным. Напротив, мысли,

    которые хотелось бы подавить таким образом, оказываются все без исключения

    самыми важными, решающими для раскрытия бессознательного. Если мысль

    сопровождается таким возражением, то это как раз очень показательно.

    [129]

    Это сопротивление является каким-то совершенно новым феноменом, который

    мы нашли исходя из наших предположений, хотя он как будто и не содержится в

    них. Этому новому фактору мы не так уж приятно удивлены. Мы уже

    предчувствуем, что он не облегчит нашей работы. Он мог бы нас привести к

    тому, чтобы вовсе оставить наши старания понять сновидение. Такое

    незначительное явление, как сновидение, и такие трудности вместо

    безукоризненной техники! Но с другой стороны, именно эти трудности

    заставляют нас предполагать, что работа стоит усилий. Мы постоянно

    наталкиваемся на сопротивление, когда хотим от заместителя, являющегося

    элементом сновидения, проникнуть в его скрытое бессознательное. Таким

    образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то

    значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить

    скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней,

    значит, там что-то, чего ему не разрешается иметь.

    Сейчас, когда мы вводим в ход наших рассуждений динамическое

    представление сопротивления, мы должны подумать о том, что это

    сопротивление может количественно изменяться. Оно может быть большим и

    меньшим, и мы готовы к тому, что данные различия и обнаружатся во время

    нашей работы. Может быть, благодаря этому мы приобретем другой опыт,

    который тоже пригодится в работе по толкованию сновидений. Иногда

    необходима одна-единственная или всего несколько мыслей, чтобы перейти от

    элемента сновидения к его бессознательному, в то время как в других случаях

    для этого требуется длинная цепь ассоциаций и преодоление многих

    критических возражений.

    Мы скажем себе, что эти различия связаны с изменением величины

    сопротивления, и будем, вероят-

    [130]

    но, правы. Если сопротивление незначительно, то и заместитель не столь

    отличен от бессознательного; но большое сопротивление приводит к большим

    искажениям бессознательного, а с ними удлиняется обратный путь от

    заместителя к бессознательному.

    Теперь, может быть, настало время взять какое-нибудь сновидение и

    попробовать применить к нему нашу технику, чтобы оправдать связываемые с

    ней надежды. Да, но какое для этого выбрать сновидение? Вы не представляете

    себе, как мне трудно сделать выбор, и я даже не могу вам еще разъяснить, в

    чем трудность. Очевидно, имеются сновидения, которые в общем мало искажены,

    и самое лучшее было бы начать с них. Но какие сновидения меньше всего

    искажены? Понятные и не спутанные, два примера которых я уже приводил? Но

    тут-то вы глубоко ошибаетесь. Исследование показывает, что эти сновидения

    претерпели чрезвычайно высокую степень искажения. Но если я, отказавшись от

    каких-либо ограничений, возьму первое попавшееся сновидение, вы, вероятно,

    будете очень разочарованы. Может случиться, что нам нужно будет выделить и

    записать такое обилие мыслей к отдельным элементам сновидения, что работа

    станет совершенно необозримой. Если мы запишем сновидение, а напротив

    составим список всех пришедших по его поводу мыслей, то он может быть

    больше текста сновидения. Самым целесообразным кажется, таким образом,

    выбрать для анализа несколько коротких сновидений, из которых каждое сможет

    нам что-нибудь сказать или что-либо подтвердить. На это мы и решимся, если

    опыт нам не подскажет, где действительно можно найти мало искаженные

    сновидения.

    Кроме того, я знаю еще другой путь для облегчения нашей задачи. Вместо

    толкования целых сновидений давайте ограничимся отдельными элементами

    [131]

    и на ряде примеров проследим, как их можно объяснить, используя нашу

    технику.

    а) Одна дама рассказывает, что ребенком очень часто видела сон, будто у

    Бога на голове остроконечный бумажный колпак. Как вы это поймете, не

    прибегнув к помощи видевшей сон? Ведь это совершенно бессмысленно. Но это

    перестает быть бессмыслицей, когда дама сообщает, что ей ребенком за столом

    имели обыкновение надевать такой колпак, потому что она не могла отвыкнуть

    от того, чтобы не коситься в тарелки братьев и сестер и не смотреть, не

    получил ли кто-нибудь из них больше ее. Таким образом, колпак должен был

    действовать как шоры. Кстати, историческое сообщение было дано без всякой

    задержки. Толкование этого элемента, а с ним и всего короткого сновидения

    легко осуществляется благодаря следующей мысли видевшей сон. “Так как я

    слышала, что Бог всеведущ и все видит, — говорит она, — то сновидение

    означает только, что я все знаю и все вижу, как Бог, даже если мне хотят

    помешать”. Этот пример, возможно, слишком прост.

    б) Одна скептически настроенная пациентка видит длинный сон, в котором

    известные лица рассказывают ей о моей книге “Остроумие” (1905с) и очень её

    хвалят. Затем что-то упоминается о “Канале”, возможно, о другой книге, в

    которой фигурирует канал, или еще что-то, связанное с каналом. она не

    знает. это совершенно не ясно.

    Вы склонны будете предположить, что элемент “канал” не поддается

    толкованию, потому что он сам так неопределенен. Вы правы относительно

    предполагаемого затруднения, но толкование трудно не потому, что этот

    элемент неясен, наоборот, он неясен по той же причине, по которой

    затруднено толкование: видевшей сон не приходит по поводу канала никаких

    мыслей; я, конечно, тоже ничего не могу сказать.

    [132]

    Некоторое время спустя, вернее, на следующий день она говорит, что ей

    пришло в голову, что, может быть, относится к делу. А именно острота,

    которую она слышала. На пароходе между Дувром и Кале известный писатель

    беседует с одним англичанином, который в определенной связи цитирует: Du

    sublime au ridicule il n'у a qu'un pas [От великого до смешного только один

    [шаг]. Писатель отвечает: Qui, le pas de Calais [Да, Па-де-Кале]; [шаг по-

    французски “па”. — Прим. пер.] — этим он хочет сказать, что Франция великая

    страна, а Англия — смешная. Но Pas de Calais ведь канал, именно рукав

    канала, Canal la manche. Не думаю ли я, что эта мысль имеет отношение к

    сновидению? Конечно, говорю я, она действительно объясняет загадочный

    элемент сновидения. Или вы сомневаетесь, что эта шутка уже до сновидения

    была бессознательным для элемента “канал”, и предполагаете, что она

    появилась позднее? Пришедшая ей в голову мысль свидетельствует о скепсисе,

    который скрывается у нее за искусственным восхищением, а сопротивление

    является общей причиной как задержки мысли, так и того, что соответствующий

    элемент сновидения был таким неопределенным. Вдумайтесь в этом случае в

    отношение элемента сновидения к его бессознательному. Он как бы кусочек

    бессознательного, как бы намек на него; изолировав его, мы бы его

    совершенно не поняли.

    в) Один пациент видит длинный сон: вокруг стола особой формы сидит

    несколько членов его семьи и т. д. По поводу стола ему приходит в голову

    мысль, что он видел такой стол при посещении определенной семьи. Затем его

    мысль развивается: в этой семье были особые отношения между отцом и сыном,

    и он тут же добавляет, что такие же отношения существуют между ним и его

    отцом. Таким образом, стол взят в сновидение, чтобы показать эту параллель.

    [133]

    Этот пациент был давно знаком с требованиями толкования сновидения.

    Другой, может быть, был бы поражен, что такая незначительная деталь, как

    форма стола, является объектом исследования. Мы считаем, что в сновидении

    нет ничего случайного или безразличного, и ждем разгадки именно от

    объяснения таких незначительных, немотивированных деталей. Вы, может быть,

    еще удивитесь, что работа сновидения выразила мысль “у нас все происходит

    так, как у них” именно выбором стола. Но все легко объяснится, если вы

    узнаете, что эта семья носит фамилию Тишлер [Tisch — стол. — Прим. пер.].

    Усаживая своих родных за этот стол, он как бы говорит, что они тоже

    Тишлеры. Заметьте, впрочем, как в сообщениях о таких толкованиях сновидений

    поневоле становишься нескромным. Теперь и вы увидели упомянутые выше

    трудности в выборе примеров. Этот пример я мог бы легко заменить другим, но

    тогда, вероятно, избежал бы этой нескромности за счет какой-то другой.

    Мне кажется, что теперь самое время ввести два термина, которыми мы могли

    бы уже давно пользоваться. Мы хотим назвать то, что рассказывается в

    сновидении, явным содержанием сновидения (manifester Trauminhalt), а

    скрытое, к которому мы приходим, следуя за возникающими мыслями, скрытыми

    мыслями сновидения (latente Traumgedanken). Обратим внимание на отношения

    между явным содержанием сновидения и скрытыми его мыслями в наших примерах.

    Эти отношения могут быть весьма различными. В примерах а) и б) явный

    элемент является составной частью скрытых мыслей, но только незначительной

    их частью. Из всей большой и сложной психической структуры бессознательных

    мыслей в явное сновидение проникает лишь частица как их фрагмент или в

    других случаях как намек на них, как лозунг или сокращение в телеграфном

    стиле. Тол-

    [134]

    кование должно восстановить целое по этой части или намеку, как это

    прекрасно удалось в примере б). Один из видов искажения, в котором

    заключается работа сновидения, есть, таким образом, замещение обрывком или

    намеком. В примере в), кроме того, можно предположить другое отношение,

    более ясно выраженное в следующих примерах.

    г) Видевший сон извлекает (hervorzieht) (определенную, знакомую ему) даму

    из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первой

    пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме

    предпочтение (Vorzug).

    д) Другому снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяет

    слово ящик шкафом (Schrank), а вторая дает этому толкование: брат

    ограничивает себя (schrдnkt sich ein).

    е) Видевший сон поднимается на гору, откуда открывается необыкновенно

    далекий вид. Это звучит совершенно рационально, и, может быть, тут нечего

    толковать, а следует только узнать, какие воспоминания затронуты

    сновидением и чем оно мотивировано. Но вы ошибаетесь — оказывается, именно

    это сновидение нуждается в толковании, как никакое другое спутанное.

    Видевшему сон вовсе не приходят в голову собственные восхождения на горы,

    а он вспоминает, что один его знакомый издает “Обозрение” (Rundschau), в

    котором обсуждаются наши отношения к дальним странам. Таким образом,

    скрытая мысль сновидения здесь: отождествление видевшего сон с издателем

    “Обозрения”.

    Здесь вы видите новый тип отношения между явным и скрытым элементами

    сновидения. Первый является не столько искажением последнего, сколько его

    изображением, наглядным, конкретным выражением в образе, которое имеет

    своим источником созвучие

    [135]

    слов. Однако благодаря этому получается опять искажение, потому что мы

    давно забыли, из какого конкретного образа выходит слово, и не узнаем его в

    замещении образом. Если вы подумаете о том, что явное сновидение состоит

    преимущественно из зрительных образов, реже из мыслей и слов, то можете

    догадаться, что этому виду отношения принадлежит особое значение в

    образовании сновидения. Вы видите также, что этим путем можно создать в

    явном сновидении для целого ряда абстрактных мыслей замещающие образы,

    которые служат намерению скрыть их. Это та же техника ребуса. Откуда такие

    изображения приобретают остроумный характер, это особый вопрос, которого мы

    здесь можем не касаться.

    О четвертом виде отношения между явным и скрытым элементами сновидения я

    умолчу, пока наша техника не откроет нам его особенность. Но и тогда я не

    дал бы полного перечисления этих отношений, для наших же целей достаточно и

    этого.

    Есть у вас теперь мужество решиться на толкование целого сновидения?

    Сделаем попытку и посмотрим, достаточно ли мы подготовлены для решения этой

    задачи. Разумеется, я выберу не самое непонятное сновидение, а остановлюсь

    на таком, которое хорошо отражает его свойства.

    Итак, молодая, но уже давно вышедшая замуж дама видит сон: она сидит с

    мужем в театре, одна половина партера совершенно пуста. Ее муж рассказывает

    ей, что Элиза Л. и ее жених тоже хотели пойти, но смогли достать только

    плохие места, три за 1 фл. 50 кр.,* а ведь такие места они не могли взять.

    Она считает, что это не беда.

    Первое, что сообщает нам видевшая сон, — это то, что повод к сновидению

    указан в явном сновидении.

    ----------------------------------------

    * 1 флорин 50 крейцеров. — Прим. ред. перевода.

    [136]

    Муж действительно рассказал ей, что Элиза Л., знакомая, примерно тех же

    лет, обручилась. Сновидение является реакцией на это сообщение. Мы уже

    знаем, что подобный повод в переживаниях дня накануне сновидения нетрудно

    доказать во многих сновидениях, и видевшие сон часто без затруднений дают

    такие указания. Такие же сведения видевшая сон дает и по поводу других

    элементов явного сновидения. Откуда взялась деталь, что половина партера не

    занята? Это намек на реальное событие прошлой недели. Она решила пойти на

    известное театральное представление и заблаговременно купила билеты, но так

    рано, что должна была доплатить за это, когда же они пришли в театр,

    оказалось, что ее заботы были напрасны, потому что одна половина партера

    была почти пуста. Она бы не опоздала, если бы купила билеты даже в день

    представления. Ее муж не преминул подразнить ее за эту поспешность. Откуда

    1 фл. 50 кр.? Это относится к совсем другому и не имеет ничего общего с

    предыдущим, но и тут есть намек на известие последнего дня. Ее невестка

    получила от своего мужа в подарок 150 фл., и эта дура не нашла ничего

    лучшего, как побежать к ювелиру и истратить деньги на украшения. А откуда

    три? Об этом она ничего не знает, если только не считать той мысли, что

    невеста Элиза Л. всего лишь на три месяца моложе ее, а она почти десять лет

    замужем. А что это за нелепость брать три билета, когда идешь в театр

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.