МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Зигмунд Фрейд - Введение в психоанализ (лекции)

    Зигмунд Фрейд - Введение в психоанализ (лекции)

    З. Фрейд

    ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗ

    Лекции 1-15

    Перевод Г.В.Барышниковой.

    Литературная редакция Е.Е.Соколовой и Т.В.Родионовой

    З.Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции 1-15.

    СПб., Алетейя СПб, 1999

    СОДЕРЖАНИЕ

    Часть первая. Ошибочные действия

    Предисловие

    Первая лекция. Введение

    Вторая лекция. Ошибочные действия

    Третья лекция. Ошибочные действия (продолжение)

    Четвертая лекция. Ошибочные действия (окончание)

    Часть вторая. Сновидения

    Пятая лекция. Трудности и первые попытки понимания

    Шестая лекция. Предположения и техника толкования

    Седьмая лекция. Явное содержание сновидения и скрытые его мысли

    Восьмая лекция. Детские сновидения

    Девятая лекция. Цензура сновидения

    Десятая лекция. Символика сновидения

    Одиннадцатая лекция. Работа сновидения

    Двенадцатая лекция. Анализ отдельных сновидений

    Тринадцатая лекция. Архаические черты и инфантилизм сновидения

    Четырнадцатая лекция. Исполнение желания

    Пятнадцатая лекция. Сомнения и критика

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (1916 [1915])

    Предисловие

    Предлагаемое вниманию читателя “Введение в психоанализ” ни в коей мере не

    претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области

    науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die

    psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundzьge der Psychoanalyse,

    1914; Regis et Hesnard. La psychoanalyse des nevroses et des psychoses,

    Paris, 1914; Adolf F. Meijer. De Behandeling van Zenuwzieken door Psycho-

    Analyse. Amsterdam, 1915). Это точное изложение лекций, которые я читал в

    течение двух зимних семестров 1915/16 г. и 1916/17 г. врачам и

    неспециалистам обоего пола.

    Все своеобразие этого труда, на которое обратит внимание читатель,

    объясняется условиями его возникновения. В лекции нет возможности сохранить

    бесстрастность научного трактата. Более того, перед лектором стоит задача

    удержать внимание слушате-

    [6]

    лей в течение почти двух часов. Необходимость вызвать немедленную реакцию

    привела к тому, что один и тот же предмет обсуждался неоднократно, например

    в первый раз в связи с толкованием сновидений, а затем в связи с проблемами

    неврозов. Вследствие такой подачи материала некоторые важные темы, как,

    например, бессознательное, нельзя было исчерпывающе представить в каком-то

    одном месте, к ним приходилось неоднократно возвращаться и снова их

    оставлять, пока не представлялась новая возможность что-то прибавить к уже

    имеющимся знаниям о них.

    Тот, кто знаком с психоаналитической литературой, найдет в этом

    “Введении” немногое из того, что было бы ему неизвестно из других, более

    подробных публикаций. Однако потребность дать материал в целостном,

    завершенном виде вынудила автора привлечь в отдельных разделах (об

    этиологии страха, истерических фантазиях) ранее не использованные данные.

    Вена, весна 1917 г.

    З. Фрейд

    [7]

    ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

    Введение

    Уважаемые дамы и господа! Мне неизвестно, насколько каждый из вас из

    литературы или понаслышке знаком с психоанализом. Однако само название моих

    лекций — “Элементарное введение в психоанализ” — предполагает, что вы

    ничего не знаете об этом и готовы получить от меня первые сведения. Смею

    все же предположить, что вам известно следующее: психоанализ является одним

    из методов лечения нервнобольных; и тут я сразу могу привести вам пример,

    показывающий, что в этой области кое-что делается по-иному или даже

    наоборот, чем принято в медицине. Обычно, когда больного начинают лечить

    новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика,

    и уверить его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как

    тем самым мы повышаем шансы на успех. Когда же мы начинаем лечить невротика

    методом психоанализа, мы действуем иначе. Мы говорим ему о трудностях

    лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же

    касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку

    он зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и

    выдержки. Естественно, у нас есть вес-

    [8]

    кие основания для такого как будто бы неправильного подхода к больному, в

    чем вы, видимо, позднее сможете убедиться сами.

    Не сердитесь, если я на первых порах буду обращаться с вами так же, как с

    этими нервнобольными. Собственно говоря, я советую вам отказаться от мысли

    прийти сюда во второй раз. Для этого сразу же хочу показать вам, какие

    несовершенства неизбежно присущи обучению психоанализу и какие трудности

    возникают в процессе выработки собственного суждения о нем. Я покажу вам,

    как вся направленность вашего предыдущего образования и все привычное ваше

    мышление будут неизбежно делать вас противниками психоанализа и сколько

    нужно будет вам преодолеть, чтобы совладать с этим инстинктивным

    сопротивлением. Что вы поймете в психоанализе из моих лекций, заранее

    сказать, естественно, трудно, однако могу твердо обещать, что, прослушав

    их, вы не научитесь проводить психоаналитическое исследование и лечение.

    Если же среди вас найдется кто-то, кто не удовлетворится беглым знакомством

    с психоанализом, а захочет прочно связать себя с ним, я не только не

    посоветую это сделать, но всячески стану его предостерегать от этого шага.

    Обстоятельства таковы, что подобный выбор профессии исключает для него

    всякую возможность продвижения в университете. Если же такой врач займется

    практикой, то окажется в обществе, не понимающем его устремлений,

    относящемся к нему с недоверием и враждебностью и ополчившем против него

    все скрытые темные силы. Возможно, кое-какие моменты, сопутствующие войне,

    свирепствующей ныне в Европе, дадут вам некоторое представление о том, что

    сил этих — легионы.

    Правда, всегда найдутся люди, для которых новое в познании имеет свою

    привлекательность, несмотря на все связанные с этим неудобства. И если кто-

    то из

    [9]

    вас из их числа и, несмотря на мои предостережения, придет сюда снова, я

    буду рад приветствовать его. Однако вы все вправе знать, какие трудности

    связаны с психоанализом.

    Во-первых, следует указать на сложность преподавания психоанализа и

    обучения ему. На занятиях по медицине вы привыкли к наглядности. Вы видите

    анатомический препарат, осадок при химической реакции, сокращение мышцы при

    раздражении нервов. Позднее вам показывают больного, симптомы его недуга,

    последствия болезненного процесса, а во многих случаях и возбудителей

    болезни в чистом виде. Изучая хирургию, вы присутствуете при хирургических

    вмешательствах для оказания помощи больному и можете сами провести

    операцию. В той же психиатрии осмотр больного дает вам множество фактов,

    свидетельствующих об изменениях в мимике, о характере речи и поведении,

    которые весьма впечатляют. Таким образом, преподаватель в медицине играет

    роль гида-экскурсовода, сопровождающего вас по музею, в то время как вы

    сами вступаете в непосредственный контакт с объектами и благодаря

    собственному восприятию убеждаетесь в существовании новых для нас явлений.

    В психоанализе, к сожалению, все обстоит совсем по-другому. При

    аналитическом лечении не происходит ничего, кроме обмена словами между

    пациентом и врачом. Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и

    нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах.

    Врач же слушает, стараясь управлять ходом мыслей больного, кое о чем

    напоминает ему, удерживает его внимание в определенном направлении, дает

    объяснения и наблюдает за реакциями приятия или неприятия, которые он таким

    образом вызывает у больного. Необразованные родственники наших больных,

    которым импони-

    [10]

    рует лишь явное и ощутимое, а больше всего действия, какие можно увидеть

    разве что в кинематографе, никогда не упустят случая усомниться: “Как это

    можно вылечить болезнь одними разговорами?” Это, конечно, столь же

    недальновидно, сколь и непоследовательно. Ведь те же самые люди убеждены,

    что больные “только выдумывают” свои симптомы. Когда-то слова были

    колдовством, слово и теперь во многом сохранило свою прежнюю

    чудодейственную силу. Словами один человек может осчастливить другого или

    повергнуть его в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам,

    словами оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений и

    решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством

    воздействия людей друг на друга. Не будем же недооценивать использование

    слова в психотерапии и будем довольны, если сможем услышать слова, которыми

    обмениваются аналитик и его пациент.

    Но даже и этого нам не дано. Беседа, в которой и заключается

    психоаналитическое лечение, не допускает присутствия посторонних; ее нельзя

    продемонстрировать. Можно, конечно, на лекции по психиатрии показать

    учащимся неврастеника или истерика. Тот, пожалуй, расскажет о своих жалобах

    и симптомах, но не больше того. Сведения, нужные психоаналитику, он может

    дать лишь при условии особого расположения к врачу; однако он тут же

    замолчит, как только заметит хоть одного свидетеля, индифферентного к нему.

    Ведь эти сведения имеют отношение к самому интимному в его душевной жизни,

    ко всему тому, что он, как лицо социально самостоятельное, вынужден

    скрывать от других, а также к тому, в чем он как цельная личность не хочет

    признаться даже самому себе.

    Таким образом, беседу врача, лечащего методом психоанализа, нельзя

    услышать непосредственно. Вы можете только узнать о ней и познакомитесь с

    психо-

    [11]

    анализом в буквальном смысле слова лишь понаслышке. К собственному взгляду

    на психоанализ вам придется прийти в необычных условиях, поскольку сведения

    о нем вы получаете как бы из вторых рук. Во многом это зависит от того

    доверия, с которым вы относитесь к посреднику.

    Представьте себе теперь, что вы присутствуете на лекции не по психиатрии,

    а по истории, и лектор рассказывает вам о жизни и военных подвигах

    Александра Македонского. На каком основании вы верите в достоверность его

    сообщений? Сначала кажется, что здесь еще сложнее, чем в психоанализе, ведь

    профессор истории не был участником походов Александра так же, как и вы;

    психоаналитик, по крайней мере, сообщает вам о том, в чем он сам играл

    какую-то роль. Но тут наступает черед тому, что заставляет нас поверить

    историку. Он может сослаться на свидетельства древних писателей, которые

    или сами были современниками Александра, или по времени жили ближе к этим

    событиям, т. е. на книги Диодора, Плутарха, Арриана и др.; он покажет вам

    изображения сохранившихся монет и статуй царя, фотографию помпейской

    мозаики битвы при Иссе. Однако, строго говоря, все эти документы доказывают

    только то, что уже более ранние поколения верили в существование Александра

    и в реальность его подвигов, и вот с этого и могла бы начаться ваша

    критика. Тогда вы обнаружите, что не все сведения об Александре достоверны

    и не все подробности можно проверить, но я не могу предположить, чтобы вы

    покинули лекционный зал, сомневаясь в реальности личности Александра

    Македонского. Ваша позиция определится главным образом двумя соображениями:

    во-первых, вряд ли у лектора есть какие-то мыслимые мотивы, побудившие

    выдавать за реальное то, что он сам не считает таковым, и, во-вторых, все

    доступные исторические книги ри-

    [12]

    суют события примерно одинаково. Если вы затем обратитесь к изучению

    древних источников, вы обратите внимание на те же обстоятельства, на

    возможные побудительные мотивы посредников и на сходство различных

    свидетельств. Результаты вашего исследования наверняка успокоят вас насчет

    Александра, однако они, вероятно, будут другими, если речь зайдет о таких

    личностях, как Моисей или Нимрод.* О том, какие сомнения могут возникнуть у

    вас относительно доверия к лектору-психоаналитику, вы узнаете позже.

    Теперь вы вправе задать вопрос: если у психоанализа нет никаких

    объективных подтверждений и нет возможности его продемонстрировать, то как

    же его вообще можно изучить и убедиться в правоте его положений?

    Действительно, изучение психоанализа дело нелегкое, и лишь немногие по-

    настоящему овладевают им, однако приемлемый путь, естественно, существует.

    Психоанализом овладевают прежде всего на самом себе, при изучении своей

    личности. Это не совсем то, что называется самонаблюдением, но в крайнем

    случае психоанализ можно рассматривать как один из его видов. Есть целый

    ряд распространенных и общеизвестных психических явлений, которые при

    некотором овладении техникой изучения самого себя могут стать предметами

    анализа. Это дает возможность убедиться в реальности процессов, описываемых

    в психоанализе, и в правильности их понимания. Правда, успешность

    продвижения по этому пути имеет свои пределы. Гораздо большего можно

    достичь, если тебя обследует опытный психоаналитик, если на собственном Я

    испытываешь действие анализа и можешь от другого перенять тончайшую технику

    этого метода. Конечно, этот прекрасный путь доступен лишь каждому отдельно,

    а не всем сразу.

    ----------------------------------------

    * Нимрод (или Немврод) по библейской легенде — основатель Вавилонского

    царства. — Прим. ред. перевода.

    [13]

    Другое затруднение в понимании психоанализа лежит не в нем, а в вас

    самих, поскольку вы до сих пор занимались изучением медицины. Стиль вашего

    мышления, сформированный предшествующим образованием, далек от

    психоаналитического. Вы привыкли обосновывать функции организма и их

    нарушения анатомически, объяснять их химически и физически и понимать

    биологически, но никогда ваши интересы не обращались к психической жизни,

    которая как раз и является венцом нашего удивительно сложного организма. А

    посему психологический подход вам чужд, и вы привыкли относиться к нему с

    недоверием, отказывая ему в научности и отдавая его на откуп

    непрофессионалам, писателям, натурфилософам и мистикам. Такая

    ограниченность, безусловно, только вредит вашей врачебной деятельности, так

    как больной предстает перед вами прежде всего своей душевной стороной, как

    это и происходит во всех человеческих отношениях, и я боюсь, что в

    наказание за то вам придется поделиться терапевтической помощью, которую вы

    стремитесь оказать, с самоучками, знахарями и мистиками, столь презираемыми

    вами.

    Мне ясно, чем оправдывается этот недостаток в вашем образовании. Вам не

    хватает философских знаний, которыми вы могли бы пользоваться в вашей

    врачебной практике. Ни спекулятивная философия, ни описательная психология,

    ни так называемая экспериментальная психология, смежная с физиологией

    чувств, как они преподносятся в учебных заведениях, не в состоянии сказать

    вам что-нибудь вразумительное об отношении между телом и душой, дать ключ к

    пониманию возможного нарушения психических функций1. Правда, в рамках

    медицины описанием наблю-

    ----------------------------------------

    1 Скептическое отношение Фрейда к экспериментальной психологии могло быть

    обусловлено тем, что центральная для него проблема мотивации первоначально

    не подвергалась серьезному экспериментальному изучению. Лишь впоследствии в

    ряде исследований (в частности, у К. Левина и его школы) эта проблема

    становится областью применения экспериментальных методов.

    [14]

    даемых психических расстройств и составлением клинической картины болезней

    занимается психиатрия, но ведь в часы откровенности психиатры сами

    высказывают сомнения в том, заслуживают ли их описания названия науки.

    Симптомы, составляющие эти картины болезней, не распознаны по своему

    происхождению, механизму и взаимной связи; им соответствуют либо

    неопределенные изменения анатомического органа души, либо такие изменения,

    которые ничего не объясняют. Терапевтическому воздействию эти психические

    расстройства доступны только тогда, когда их можно обнаружить по побочным

    проявлениям какого-то иного органического изменения.

    Психоанализ как раз и стремится восполнить этот пробел. Он предлагает

    психиатрии недостающую ей психологическую основу, надеясь найти ту общую

    базу, благодаря которой становится понятным сочетание соматического

    нарушения с психическим. Для этого психоанализ должен избегать любой чуждой

    ему посылки анатомического, химического или физиологического характера и

    пользоваться чисто психологическими вспомогательными понятиями — вот почему

    я опасаюсь, что он покажется вам сначала столь необычным.

    В следующем затруднении я не хочу обвинять ни вас, ни ваше образование,

    ни вашу установку. Двумя своими положениями анализ оскорбляет весь мир и

    вызывает к себе его неприязнь; одно из них наталкивается на

    интеллектуальные, другое — на морально-эстетические предрассудки.

    [15]

    Не следует, однако, недооценивать эти предрассудки; это властные силы,

    побочный продукт полезных и даже необходимых изменений в ходе развития

    человечества. Они поддерживаются нашими аффективными силами, и бороться с

    ними трудно.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.