МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Заикание

    обучения и развития представлений об окружающей ребенка

    действительности, игровой ситуации, руководства играми, движениями и

    готовности к действиям руками;

    o Обеспечение речевого развития путем систематического обращения к

    ребенку с ласковой речью, начиная с самых первых дней его

    жизни.[12]

    Тщательное наблюдение за речевым развитием, планомерное проведение

    мероприятий, воспитывающих речь, путем доступных ребенку разнообразных

    игр – это путь к стимулированию развития у ребенка процессов

    абстрагирования и обобщения и тем самым к осознанному процессу мышления

    и к развитию полноценной речи.

    Период наиболее интенсивного развития речи представляет особую

    опасность в отношении заикания. Речь идет о так называемом периоде

    бурного развития речи на 3-м и 4-м году жизни ребенка, когда

    коммуникативная, познавательная и регулирующая функции речи быстро

    развиваются под влиянием речевого общения со взрослыми (А.Р. Лурия, 1955).

    У многих детей в это время наблюдается повторение слогов и слов,

    которое при поверхностном рассмотрении сходно с заиканием. Но это –

    физиологическое явление (физиологические итерации), которое связано с

    недостаточной автоматизацией речевой моторики. Атактическое заикание

    относят за счет несоответствия между относительно большим объемом

    понимания речи и еще неполноценной способностью ее воспроизведения. Это

    состояние также можно охарактеризовать как простую речевую неготовность.

    Если несколько глубже вникнуть во взаимосвязь между возникновением

    заикания и быстрым развитием речи, то можно увидеть некоторые важные

    моменты: в период бурного развития речи наблюдается значительное

    накопление словарного запаса, причем, наиболее интенсивное обогащение

    словаря наблюдается в период от 2,5 до 4,5 лет. Это является следствием

    активно задаваемых детьми вопросов: «А что это?» Одновременно с развитием

    речевой активности совершенствуются и общие двигательные возможности

    ребенка, особенно функция рук.[13] На последующих этапах речевого развития

    дети начинают пользоваться спряжениями и склонениями (флексиями).

    С.Л. Рубинштейн (1958) придает этому явлению большое значение, так

    как благодаря ему ребенок впервые может выразить свое отношение к

    предметам. Это и образует основу и содержание мышления.

    Дети оперируют не просто приобретенными словами, их возможными

    грамматическими изменениями, а начинают обращаться с ними и пользоваться

    ими самостоятельно и творчески. К этому периоду относится активное

    детское словотворчество.

    М.М. Кольцова объясняет эти явления тем, что значение слова начинает

    выделяться из непосредственно предметного комплекса раздражителей.

    Ребенок проявляет способность переносить значение слова на другую

    ситуацию и связывать его с ней, а это означает, что аналитико-

    синтетический процесс мыслительной деятельности значительно усложнился

    (под анализом понимается абстрагирование от несущественных признаков, а

    под синтезом – обобщение существенных признаков).

    В целом к концу периода раннего детства и к началу дошкольного

    возраста мышление еще в основном образное и основано на конкретном,

    эмоциональном восприятии. Эти особенности мышления проявляются во всех

    видах деятельности ребенка дошкольного возраста. Цель, к которой

    стремится ребенок, часто превышает его возможности, а с другой стороны,

    его интеллектуальное развитие еще недостаточно для определения границ

    своих возможностей. Когда эти обстоятельства не принимают во внимание

    родители или воспитатели в их требованиях к ребенку, у последнего могут

    возникнуть сильные аффективные реакции. В такой ситуации возможен

    аффективный срыв, проявляющийся в какой-либо ситуации и сильно действующий

    на ребенка.

    Аналогичные явления обнаруживаются и в речи, поскольку дети часто

    подкрепляют речью свои действия. Несмотря на полное усвоение смысловых

    связей, значительное увеличение словарного запаса и все учащающееся

    использование флексий, у детей в этом возрасте еще не всегда бывает

    достаточный речевой запас, чтобы придать содержанию своего мышления

    соответствующую форму. Словесные обозначения понятий более высоких ступеней

    интеграции не всегда правильны. Иногда понятия выражаются слишком узко,

    а иногда они недопустимо обобщаются. Многие дети с помощью все

    увеличивающейся способности к критике сами понимают по реакции своего

    партнера, по разговору свои, кажущиеся им недопустимыми, ошибки и уже

    сознательно воспринимают свой недостаток в подборе слов.

    Ситуация усугубляется тем, что взрослые часто обращают внимание детей

    на такие ситуации и травмируют их, вместо того, чтобы незаметно помочь

    исправить ошибки. Дети реагируют на такие недостатки своей речи

    преимущественно аффективно, поэтому возникшее повторение слогов и слов

    можно рассматривать как выражение несовершенства, неуверенности речи и как

    стремление преодолеть свои дефекты. Понимание речи всегда предшествует

    овладению речью (и взрослые обладают большим пассивным запасом слов, чем

    активным), но влияние этой закономерности весьма различно в зависимости от

    возраста и развития человека.

    Описанные итерации (повторения) возникают не так часто, больше

    проявляются в период интенсивного развития речи и имеют физиологический

    характер. Объяснение физиологических итераций в период интенсивного

    развития речи может быть следующим.

    Использование речевого материала в качестве средства абстрактного

    мышления и обмена мыслями требует образования речевых условных связей

    высшего порядка. Речь предъявляет высокие требования к тонко

    дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит

    как от степени зрелости центральной нервной системы, так и от упражнений

    и связанных с этим развитием автоматизмов движений, что у детей в фазе

    быстрого развития речи оказывается еще недостаточным. Это приводит к

    тому, что у детей аффективно окрашенное стремление к речи может быть

    реализовано не всегда правильно.

    Такая речевая неполноценность нормальна, она обусловлена фазой

    развития и более или менее проявляется у всех детей. Следует иметь в виду,

    что эта фаза может способствовать проявлению речевой недостаточности и

    переходу ее в патологическое явление. Управление развитием речи является

    сложной педагогической задачей, при решении которой, к сожалению, слишком

    часто взрослые допускают ошибки.

    Социальные условия, в которых вырастает ребенок, имеют также большое

    значение для овладения речью.

    Симптом заикания как норма у подростков и взрослых.

    В период активного развития эндокринной системы (пубертат) в

    организме происходит ряд изменений. В частности в области моторики у них

    отмечается временная дисгармоничность, движения их делаются угловатыми,

    меняется голос. Со стороны эмоционально-волевой сферы появляется

    повышенная возбудимость, ранимость, неустойчивость. Понижается нервно-

    психический тонус. Резко изменяется характер. В возникновении горьких

    переживаний у подростков приобретает значение главным образом

    социальный фактор – следовательно, очень значимой становится функция

    коммуникации. И здесь снова может произойти аффективный срыв, и, как

    следствие, может возникнуть симптом заикания. Сила, подвижность и

    равновесие тормозных и раздражительных процессов рассогласуются между

    собой и происходит сбой в функциональной речевой системе.

    У взрослых людей в период каких-либо аффективных переживаний также

    может появиться симптом заикания.

    Однако, также как и в случае с подростками, если патологический

    стереотип, на модели которого строится программа действия, не

    закрепляется, то можно рассматривать этот симптом не как патологию, а

    как внешнее проявление аффекта, проходящее постепенно с понижением

    аффективной реакции.

    Возможные причины возникновения патологического заикания.

    К причинам заикания еще в XIX веке относили аффекты, стыд, испуг, гнев,

    страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи

    отца и матери (Хр. Лагузен,1838).

    И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно

    детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль И.А.

    Сикорский отводил наследственности, считая иные психологические и

    биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь

    толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.

    Зарубежные исследователи середины ХХ века, в частности, Э. Фрешельс,

    в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание

    детей, астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний,

    косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при

    переучивании.

    Заикание как следствие минимальной мозговой дисфункции.

    Современное комплексное исследование больных с заиканием разного

    возраста и с различными сроками заболевания, проведенное в Центре

    патологии речи и нейрореабилитации(по данным И.П. Лукашевич, Р.И.

    Мачинской, Т.В. Фридман и В.М. Шкловского[14]), позволило прийти к

    заключению, что существенными предпосылками возникновения заикания являются

    наследственная дефицитарность вегетативной нервной системы и дисфункция

    гипоталамо-стволовых отделов мозга, развивающиеся как следствие родовых

    осложнений. Показано, что ведущей причиной возникновения заикания является

    действие стрессогенных факторов, которые из-за особенностей развития

    симпатоадреналовой и гормональной систем наиболее опасно для мальчиков в

    возрасте от 2 до 5 лет. Неврологическая симптоматика, характеризующая

    состояние нижележащих (стволовых) отделов нервной системы, была выявлена на

    ранних стадиях развития заикания и сохранялась на протяжении всего периода

    наблюдения. Симптомы, связанные с дисфункцией высших центров вегетативной

    регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливались с возрастом и

    наиболее отчетливо проявлялись у взрослых.

    Комплексное (неврологическое, психологическое и ЭЭГ) исследование было

    выполнено на пациентах с синдромом заикания различного возраста и с

    различным сроком действия болезни. Это позволило авторам данного

    исследования заключить, что унаследованный дефицит автономной возбужденной

    системы, и дисфункция мозговой основы и гипоталамических структур из-за

    родовой травмы – необходимые предварительные условия заикания, а также то,

    что эмоциональное напряжение – основная причина заикания, и это особенно

    опасно для мальчиков возраста от 2 до 5 лет из-за особенностей ряда свойств

    регулирующей доводки нервно-гуморальной системы. Мозговые признаки

    дисфункции основы наблюдались у всех пациентов независимо от возраста.

    Признаки промежуточного мозга структурируют дисфункцию, расширяющуюся с

    возрастом и в связи со сроком действия заикания.

    Изменение функционального состояния этой системы у обследованных

    больных заиканием подтвердилось также данными неврологических и

    психологических наблюдений. Так, основными симптомами, отмеченными у всех

    больных, были множественные вегетативные нарушения, а также недостаточность

    тех черепно-мозговых нервов, в состав которых входят вегетативные волокна

    (III, IV, VI, VII, IX, Х пар). Согласно данным психологического

    обследования эмоционально-аффективной сферы, в 80 % случаев отмечались

    снижение эмоционального фона, неадекватное реагирование или эмоциональные

    пароксизмы.

    Результаты нейропсихологического обследования свидетельствуют о

    преимущественной дефицитарности правополушарных высших психических функций.

    Эти результаты косвенно подтверждают возможное участие диэнцефальных (в том

    числе гипоталамических) отделов мозга в формировании синдрома заикания, так

    как имеются данные о большей подверженности структур правого полушария

    влиянию со стороны диэнцефальных регуляторных систем.

    Возникновение заикания, как следствие особенностей развития

    симпатоадреналовой и гормональной систем.

    Согласно данным анамнеза, у всех обследованных нами больных с заиканием

    в истории развития были отмечены стрессогенные факторы — сильный испуг (33

    %), длительная психическая травма (55 %) и в меньшем проценте случаев —

    высокая температура (физиологический стресс). Этот факт при сопоставлении с

    представленными выше данными комплексного исследования позволил

    сформулировать гипотезу, согласно которой основной причиной заикания

    является дисфункция гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса под

    влиянием пережитого стресса. Известно, что именно гипоталамо-гипофизарно

    надпочечниковый комплекс является основной регуляторной системой,

    обеспечивающей адаптацию организма к условиям стресса.

    Предложенная гипотеза позволяет объяснить возрастную и половую

    специфичность синдрома заикания. Можно предположить, что возникновение

    заикания преимущественно в детском возрасте, и значительно больший процент

    мальчиков, чем девочек, среди заболевших, объясняется особенностями

    развития симпатоадреналовой и гормональной систем.

    Наиболее уязвимыми для стресса являются те функциональные системы и

    органы, которые имеют генетическую или приобретенную предрасположенность к

    повреждению, а также интенсивно развивающиеся в данный момент структуры.

    Именно на период с 2 до 5 лет — наиболее часто встречающийся возраст

    возникновения заикания — приходится скачок в развитии симпатоадреналовой

    системы, а гипоталамус окончательно созревает к 13 — 14 годам, когда

    заканчивается формирование гипоталамо-гипофизарных нейросекреторных связей.

    Кроме того, в этом возрасте происходит интенсивное структурно-

    функциональное созревание коры больших полушарий, в том числе и в

    ассоциативных речевых зонах, что влечет за собой формирование фразовой

    речи, в свою очередь требующей развития артикуляционного аппарата. В связи

    с этим неслучайным представляется совпадение сроков появления симптомов

    заикания и фразовой речи.

    Как уже отмечалось, другим отличительным признаком синдрома заикания

    является преимущественная предрасположенность к нему мальчиков, что

    указывает на роль половых гормонов в развитии этого заболевания.

    Действительно, важную роль в реакции организма на стрессовую ситуацию

    играют надпочечники, и те же структуры в детском возрасте до полового

    созревания секретируют половые гормоны. В то же время под контролем мужских

    гормонов андрогенов активируется рост гортани, удлинение голосовых складок,

    меняется голос. Поскольку все эти процессы происходят при участии

    языкоглоточного ЧМН (IX—Х пары), то можно ожидать, что в условиях стресса,

    влияющего на состояние гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса,

    гормональные нарушения приводят к дисфункции гортанно-глоточного аппарата в

    первую очередь у мальчиков.

    Теоретические представления о механизме нарушения центральной

    регуляции речевой функции при заикании.

    Судорожные проявления (заикание) в двигательном компоненте

    экспрессивной речи возникающие, как правило, в детском возрасте,

    свидетельствуют о том, что в период становления функциональной структуры

    речи ее связи избирательно непрочны по сравнению с другими функциональными

    системами, которые уже оформились функционально и структурно.

    При возникновении заикания у ребенка до появления запинок в речи

    уже формируются, но еще не автоматизируются артикуляторно-дыхательные

    механизмы речеобразования. Вероятно, вследствие различных вредностей

    (наиболее частая причина – эмоциональный стресс) происходит изменение

    взаимоотношений различных уровней функциональной системы речи, ведущей к

    рассогласованию их деятельности и к подаче извращенного сигнала к действию

    на артикуляторные мышцы, внешним проявлением чего является заикание.

    Согласно этому представлению, запинки в речи, благодаря обратной

    афферентации (кинестетической и слуховой), сообщающей действительные

    параметры результата действия, с возрастом перестраивают всю

    функциональную систему экспрессивной речи: возбуждается система

    ориентировочного рефлекса, посылаются дополнительные импульсы к моторным

    центрам речи, непосредственно не связанные с речевой деятельностью.

    Клиническим выражением этих процессов являются сопутствующие речи движения

    мимической и скелетной мускулатуры. Постепенно формируются патологически

    усиленные обстановочные афферентации.

    В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные

    взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в

    коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий

    может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее

    предрасположенностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв

    может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением

    нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка

    области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении

    координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение

    корковой деятельности в данном случае является первичным и приводит к

    извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех

    условно рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность

    подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная

    регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности

    стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна,

    поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус

    артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях

    стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды

    отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного

    нарушения корково-подкорковых отношений.

    Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи,

    переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с

    недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную

    мысль и пр.

    У взрослых заикающихся появляются отрицательные эмоции под влиянием

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.