Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности
юношескому возрату последовательность предшевствующих детских идентификаций
представляет собой психологическое прошлое. Собственно формирующаяся
идентичность охватывает психологическое настоящее (включающее в себя
психологическое прошлое в снятом виде) и психологическое будущее. Поэтому
при рассмотрении личностного самоопределения в ранней юности М.Р.Гинзбург
считает обоснованным рассматривать психологическое настоящее и
психологическое будущее, исключив из рассмотрения психологическое прошлое,
т.к. для этого возраста прошлое (ребенок ) снято в настоящем, т.е.
фактически в настоящем присутствует и настоящее прошлое [22; 48-49].
Учитывая вышеперечисленные факты, мы считаем обоснованным исключить
утверждения шкалы ”Удовлетворенность самореализацией” ( см. Приложение )
из характеристик личностного самоопределения в ранней юности.
Второе. Встает вопрос о применимости оставшихся утверждений теста СЖО
к испытуемым в возрасте 15-16 лет, ведь на первый взгляд, этот тест
расчитан на более поздний возраст. Авторы теста СЖО специально не
оговаривают нижнюю границу его применимости. Проанализировав содержание
утверждений теста, мы пришли к выводу об адекватности их применимости в
оставшемся варианте к ранней юности. Косвенно, допустимость проведения
теста СЖО на выборке испытуемых в возрасте 15-16 лет подтверждается
следующими фактами: а) В.Франкл утверждал, что смысл жизни в принципе
доступен любому человеку, ”независимо от пола, возраста, интеллекта ,
образования, характера и религиозных убеждений “ 55; 11. б)
самоактуализационный тест (САТ) (Гозман, Кроз,1987) можно применять к
испытуемым с 14 лет; в) юность - это время озабоченности “последними
вопросами”; г) при выполнении оставшихся тестовых заданий вопросов и
трудностей у юношей и девушек не возникало.
Таким образом, в тест СЖО позволяет нам оценить следующие
характеристики личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте:
1) Цели в жизни.
2) Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.
3) Локус контроля-Я ( Я-хозяин жизни).
4) Локус контроля-жизнь или управляемость жизни.
На наш взгляд именно эти показатели характеризуют успешность
процесса личностного самоопределения в ранней юности, оказывают важнейшее
влияние на личностное развитие молодого человека.
Предлагаемый нами подход к изучению движущих сил самоопределения и
развития личности в раннем юношеском возрасте не является на сегодняшний
день распрастраненным в психологической литературе. Тест смысложизненных
ориентаций и теория о стремлении к смыслу жизни В.Франкла применяется в
большинстве случаев начиная со старшего юношеского возраста (студенчество)
[40]. По-видимому, применение показателей осмысленности жизни в нашем
исследовании к раннему юношескому возрасту является одной из первых
опробаций теста СЖО на более раннем возрасте.
Поэтому, естественно, что встает вопрос об соотношении выделенных
нами показателей успешности личностного развития и тех показателей,
которые на сегодняшний день наиболее распрастранены и являются предметом
исследования в психологической литературе по подростковому и раннему
юношескому возрасту.
Многие исследователии отмечают, что наибольшим достижением этого
периода является бурное развитие рефлексии - осознания себя и возможных
преобразований в окружении и самом себе. Благодаря развивающейся рефлексии
закрепляются и совершенствуются осознаваемые установки личности, обретающие
мотивирующую силу в организации и самоорганизации поведения подростка и
юноши [50]. По мере все большей представленности установок личности и
исповедуемых ею ценностей в рефлексивном опыте, растет значение влияния
собственно личностных сил развития таких как самооценивание, самоприятие,
приятие других, социальная направленность личности, стремление к
доминированию, выраженность интернальности в решениях и действиях и др.
Перечисленные факторы личностного развития нашли свое отражение в
понятии социально-психологической адаптации , которое все более
распрастраняется в современной психологической и педагогической литературе.
Для выявления характеристик социально-психологической адаптации наиболее
часто применяют опросник социально-психологической адаптированности
(шкала СПА), разработанный в 1954 году К.Роджерсом и Р.Даймондом.
Русифицированный вариант этого опросника опробован на разных выборках
учащихся в отечественных школах и студентах вузов. Использовался он
неоднакратно при обследовании учащихся средних школ и старших классов,
учащихся СПТУ, гимназий, колледжей и т.п. “Как измерительный инструмент
шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не
только состояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей
представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды
развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя
и своих возможностей [73a ;91].
Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степень адаптированности-
дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве
оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств:
низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть
конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма
различным по природе, сильную зависимость от других, то есть
экстернальность, стремление к доминированию.
Как показывает практика, причины трудностей подростка и юноши,
которые, по мнению авторов можно связать с трудностями освоения новых
отношений, нового периода в жизни человека, множественны и могут быть
представлены комплексами в самых различных сочетаниях. Многие
исследователи, в первую очередь, выделяют трудно складывающиеся отношения с
родителями и сверстниками, трудно осваиваемый процесс учения в школе,
который трудно отдифференцировать от межличностных отношений со
сверстниками, родителями и учителями, трудности , обусловленные развитием
самосознания. Переживаемые трудности и проблемы подростка связаны с
наиболее важными изменениями и психологическими новоприобретениями этого
возраста. В то же время обнаруживаемые у подростка трудности не отражают
целиком и полностью позиций и поступков юноши, к ним не могут быть сведены
все устремления и проявления его активности. Психологическое
новообразование ранней юности - личностное самоопределение - связано в
первую очередь с трудностями формирования жизненных планов и личностных
позиций.
Чтобы определить ведущие показатели личностного самоопределения в
ранней юности мы выявляли значимость показателей осмысленности жизни
(тест СЖО) и показателей адаптированности-дезадаптированности в
межличностных отношениях (опросник СПА) как движущих сил развития личности
в этот период.
Перейдем к описанию этих методик и интерпетации их показателей.
Тест смысложизненных ориентаций
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией
теста “Цель в жизни” ( Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и
Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к
смыслу и логотерапии Виктора Франкла (см. [87] ) и преследовала цель
эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.
На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым верссии
этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников,
Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем
осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных
смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и
удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус
контроля-Я и локус контроля-жизнь).
Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих
представление об факторах осмысленности жизни личности . Проведенный в
нашей работе анализ содержания утверждений показал неадекватность
утверждений по субшкале “Удовлетворенность самореализацией или
результативность жизни” применительно к раннему юношескому возрасту.
Поэтому пары утверждений по этой шкале были исключены из теста при
обработке и анализе данных ( п.п. 8,9,12,20, см. приложение ).
Инструкция: “Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша
задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше
соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1 , 2, 3 в
зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба
утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)”.
Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале в соответствии с
бланком-ключом к тесту. Минимальные и максимальные значения субшкал
приведены в таблице .
Интерпретация субшкал:
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или
остутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни
осмысленность, направленность и временную перспективу.
2. Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни. Содержание
этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл
жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том,
воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный,
эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Низкие баллы по этой шкале
- признак неудовлетвлренности своей жизнью в настоящем.
3. Локус контроля-Я ( Я - хозяин жизни ). Высокие баллы
соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей
достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со
своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - человек не
верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни.
4. Локус контроля-жизнь или управляемость жизни. при высоких
баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь,
свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы -
фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному
контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо
на будущее.
Общий показатель осмысленности жизни считается суммированием баллов по
всем 15 субшкалам теста СЖО.
После первичной обработки данных и сравнения средних величин по t-
критерию Стьюдента значимых различий между характеристиками процесса
личностного самоопределения юношей и девушек выявлено не было (см.
приложение, табл. ).
Опросник социально-психологической адаптированности
Опросник СПА был разработан К.Роджерсом и Р.Даймондом в 1954 году
для выявления степени адаптированности-дезадаптированности в системе
межличностных отношений. В качестве оснований для дезадаптации он
предполагает ряд разнообразных обстоятельств : низкий уровень принятия
себя, низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними,
эмоциональный дискомфорт,который может быть весьма различным по природе,
сильную зависимость от других, то есть кстернальность, стремление к
доминированию.
В нашем исследовании мы использовали русифицированный вариант
опросника СПА , адаптированный А.К.Осницким [49] .
Инструкция: “ В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его
образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда
можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прослушав очередное
высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу
жизни. Чтобы указать в какой мере то высказывание Вы можете отнести к
себе, в бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по Вашему
мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от “0” до “6”:
“0” - это ко мне совершенно не относится;
“1” - это на меня не похоже;
“2” - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
“3” - не решаюсь отнести это к себе;
“4” - это похоже на меня, но нет полной уверенности;
“5” - это на меня похоже;
“6” - это точно про меня.
Выбранный Вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов напротив
порядкового номера высказывания”.
Опросник СПА содержит 101 высказывание, В нашем исследовании мы
сократили количество высказываний до 86 , выбрав лишь те, которые относятся
к интересующим нас шкалам ( убрали шкалы “Лживость” и “Эскапизм (уход от
проблем) “).
Обработка данных проходит в два этапа. На первом этапе подсчет
производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в
бланке для ответов по субшкалам бланка ключа.
Субшкалы опрoсника СПА
№ Название Кол-во
высказываний
1. а) Принятие себя 11
б) Непринятие себя 7
2. а) Принятие других 6
б) Непринятие других 7
3. а) Эмоциональный комфорт 7
б) Эмоциональный дискомфорт 7
4. а) Внутренний контроль 13
б) Внешний контроль 8
5. а) Доминирование 3
б) Ведомость
6
На вторoм этапе соотношение баллов парных шкал по специальным
формулам позволяет вычислить интегральные показатели в процентах.
Шкалы опросника СПА ( интегральные показатели
)
1. “Самоприятие” S = a / a + 1.6 * 100 %
2. “Приятие других” L = 1.2 a / 1.2 a + b * 100%
3. “Эмоциональная комфортность” Е = а / а + b * 100 %
4. “Интернальность” I = а / а + 1,4 b * 100%
5. Стремление к доминированию D = 2а / 2а + b * 100
Опросник СПА был выбран нами, т.к. позволяет получить на наш взгляд,
более точные данные по изучаемым явлениям за счет большей
дифференцированности возможных вариантов ответа и подсчета интегральных
показателей.
Интерпретация шкал.
1. Шкала “Самоприятие”. отражает степень дружественности-
враждебности по отношению к собственному “Я”. В содержательном плане шкала
на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных
частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. На негативном полюсе
- видение в себе по преимуществу недостатков, низку. самооценку,
готовность к самообвинению.
2. Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-
враждебности к окружающим людям, к миру. На позитивном полюсе - это
принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание
позитивного отношения к себе окружающих; на негативном полюсе -
критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним,
ожидания негативного отношения к себе.
3. Шкала “Эмоциональная комфортность”. Отражает характер
преобладающих эмоций в жизни испытуемого. На позитивном плане - это
преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на
негативном - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.
4. Шкала “ Интернальность”. Отражает в какой степени человек
ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой -
пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие
значения говорят о том, что человек полагает, что происходящие с ним
события являются результатом его деятельности. Низкие баллы - человек
полагает, что происходящие ним события являются результатом действия
внешних сил (случая, других людей и т.д.).
5. Шкала Стремление к доминированию. Отражает степень
стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие
показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать
превосходство над другими. Низкие показатели - склонность к подчинению,
мягкость, покорность.
После двухэтапной обработки данных мы получили следующие результаты.
(см. приложение, табл. ).
После применения метода сравнения по средним показателям Стьюдента (t-
критерий) значимых отличий в по показателям опросника СПА между юношами и
девушками нами выявлено не было.
Итак, теперь мы переходим к рассмотрению связи выделенных нами
показателей личностного самоопределения (тест СЖО) и показателей
адаптированности-дезадаптированности (опросник СПА) и степени их
значимости для развития личности в ранней юности.
На первом этапе мы определяли корреляционные зависимости между
показателями теста СЖО и опросника СПА при помощи метода линейного
корреляционного анализа.
Метод корреляций показывает, каким образом одно явление влияет на
другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|