МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

    юношескому возрату последовательность предшевствующих детских идентификаций

    представляет собой психологическое прошлое. Собственно формирующаяся

    идентичность охватывает психологическое настоящее (включающее в себя

    психологическое прошлое в снятом виде) и психологическое будущее. Поэтому

    при рассмотрении личностного самоопределения в ранней юности М.Р.Гинзбург

    считает обоснованным рассматривать психологическое настоящее и

    психологическое будущее, исключив из рассмотрения психологическое прошлое,

    т.к. для этого возраста прошлое (ребенок ) снято в настоящем, т.е.

    фактически в настоящем присутствует и настоящее прошлое [22; 48-49].

    Учитывая вышеперечисленные факты, мы считаем обоснованным исключить

    утверждения шкалы ”Удовлетворенность самореализацией” ( см. Приложение )

    из характеристик личностного самоопределения в ранней юности.

    Второе. Встает вопрос о применимости оставшихся утверждений теста СЖО

    к испытуемым в возрасте 15-16 лет, ведь на первый взгляд, этот тест

    расчитан на более поздний возраст. Авторы теста СЖО специально не

    оговаривают нижнюю границу его применимости. Проанализировав содержание

    утверждений теста, мы пришли к выводу об адекватности их применимости в

    оставшемся варианте к ранней юности. Косвенно, допустимость проведения

    теста СЖО на выборке испытуемых в возрасте 15-16 лет подтверждается

    следующими фактами: а) В.Франкл утверждал, что смысл жизни в принципе

    доступен любому человеку, ”независимо от пола, возраста, интеллекта ,

    образования, характера и религиозных убеждений “ 55; 11. б)

    самоактуализационный тест (САТ) (Гозман, Кроз,1987) можно применять к

    испытуемым с 14 лет; в) юность - это время озабоченности “последними

    вопросами”; г) при выполнении оставшихся тестовых заданий вопросов и

    трудностей у юношей и девушек не возникало.

    Таким образом, в тест СЖО позволяет нам оценить следующие

    характеристики личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте:

    1) Цели в жизни.

    2) Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

    3) Локус контроля-Я ( Я-хозяин жизни).

    4) Локус контроля-жизнь или управляемость жизни.

    На наш взгляд именно эти показатели характеризуют успешность

    процесса личностного самоопределения в ранней юности, оказывают важнейшее

    влияние на личностное развитие молодого человека.

    Предлагаемый нами подход к изучению движущих сил самоопределения и

    развития личности в раннем юношеском возрасте не является на сегодняшний

    день распрастраненным в психологической литературе. Тест смысложизненных

    ориентаций и теория о стремлении к смыслу жизни В.Франкла применяется в

    большинстве случаев начиная со старшего юношеского возраста (студенчество)

    [40]. По-видимому, применение показателей осмысленности жизни в нашем

    исследовании к раннему юношескому возрасту является одной из первых

    опробаций теста СЖО на более раннем возрасте.

    Поэтому, естественно, что встает вопрос об соотношении выделенных

    нами показателей успешности личностного развития и тех показателей,

    которые на сегодняшний день наиболее распрастранены и являются предметом

    исследования в психологической литературе по подростковому и раннему

    юношескому возрасту.

    Многие исследователии отмечают, что наибольшим достижением этого

    периода является бурное развитие рефлексии - осознания себя и возможных

    преобразований в окружении и самом себе. Благодаря развивающейся рефлексии

    закрепляются и совершенствуются осознаваемые установки личности, обретающие

    мотивирующую силу в организации и самоорганизации поведения подростка и

    юноши [50]. По мере все большей представленности установок личности и

    исповедуемых ею ценностей в рефлексивном опыте, растет значение влияния

    собственно личностных сил развития таких как самооценивание, самоприятие,

    приятие других, социальная направленность личности, стремление к

    доминированию, выраженность интернальности в решениях и действиях и др.

    Перечисленные факторы личностного развития нашли свое отражение в

    понятии социально-психологической адаптации , которое все более

    распрастраняется в современной психологической и педагогической литературе.

    Для выявления характеристик социально-психологической адаптации наиболее

    часто применяют опросник социально-психологической адаптированности

    (шкала СПА), разработанный в 1954 году К.Роджерсом и Р.Даймондом.

    Русифицированный вариант этого опросника опробован на разных выборках

    учащихся в отечественных школах и студентах вузов. Использовался он

    неоднакратно при обследовании учащихся средних школ и старших классов,

    учащихся СПТУ, гимназий, колледжей и т.п. “Как измерительный инструмент

    шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не

    только состояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей

    представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды

    развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя

    и своих возможностей [73a ;91].

    Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степень адаптированности-

    дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве

    оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств:

    низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть

    конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма

    различным по природе, сильную зависимость от других, то есть

    экстернальность, стремление к доминированию.

    Как показывает практика, причины трудностей подростка и юноши,

    которые, по мнению авторов можно связать с трудностями освоения новых

    отношений, нового периода в жизни человека, множественны и могут быть

    представлены комплексами в самых различных сочетаниях. Многие

    исследователи, в первую очередь, выделяют трудно складывающиеся отношения с

    родителями и сверстниками, трудно осваиваемый процесс учения в школе,

    который трудно отдифференцировать от межличностных отношений со

    сверстниками, родителями и учителями, трудности , обусловленные развитием

    самосознания. Переживаемые трудности и проблемы подростка связаны с

    наиболее важными изменениями и психологическими новоприобретениями этого

    возраста. В то же время обнаруживаемые у подростка трудности не отражают

    целиком и полностью позиций и поступков юноши, к ним не могут быть сведены

    все устремления и проявления его активности. Психологическое

    новообразование ранней юности - личностное самоопределение - связано в

    первую очередь с трудностями формирования жизненных планов и личностных

    позиций.

    Чтобы определить ведущие показатели личностного самоопределения в

    ранней юности мы выявляли значимость показателей осмысленности жизни

    (тест СЖО) и показателей адаптированности-дезадаптированности в

    межличностных отношениях (опросник СПА) как движущих сил развития личности

    в этот период.

    Перейдем к описанию этих методик и интерпетации их показателей.

    Тест смысложизненных ориентаций

    Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией

    теста “Цель в жизни” ( Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и

    Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к

    смыслу и логотерапии Виктора Франкла (см. [87] ) и преследовала цель

    эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

    На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым верссии

    этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников,

    Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем

    осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных

    смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и

    удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус

    контроля-Я и локус контроля-жизнь).

    Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих

    представление об факторах осмысленности жизни личности . Проведенный в

    нашей работе анализ содержания утверждений показал неадекватность

    утверждений по субшкале “Удовлетворенность самореализацией или

    результативность жизни” применительно к раннему юношескому возрасту.

    Поэтому пары утверждений по этой шкале были исключены из теста при

    обработке и анализе данных ( п.п. 8,9,12,20, см. приложение ).

    Инструкция: “Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша

    задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше

    соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1 , 2, 3 в

    зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба

    утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)”.

    Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале в соответствии с

    бланком-ключом к тесту. Минимальные и максимальные значения субшкал

    приведены в таблице .

    Интерпретация субшкал:

    1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или

    остутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни

    осмысленность, направленность и временную перспективу.

    2. Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни. Содержание

    этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл

    жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том,

    воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный,

    эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Низкие баллы по этой шкале

    - признак неудовлетвлренности своей жизнью в настоящем.

    3. Локус контроля-Я ( Я - хозяин жизни ). Высокие баллы

    соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей

    достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со

    своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - человек не

    верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни.

    4. Локус контроля-жизнь или управляемость жизни. при высоких

    баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь,

    свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы -

    фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному

    контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо

    на будущее.

    Общий показатель осмысленности жизни считается суммированием баллов по

    всем 15 субшкалам теста СЖО.

    После первичной обработки данных и сравнения средних величин по t-

    критерию Стьюдента значимых различий между характеристиками процесса

    личностного самоопределения юношей и девушек выявлено не было (см.

    приложение, табл. ).

    Опросник социально-психологической адаптированности

    Опросник СПА был разработан К.Роджерсом и Р.Даймондом в 1954 году

    для выявления степени адаптированности-дезадаптированности в системе

    межличностных отношений. В качестве оснований для дезадаптации он

    предполагает ряд разнообразных обстоятельств : низкий уровень принятия

    себя, низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними,

    эмоциональный дискомфорт,который может быть весьма различным по природе,

    сильную зависимость от других, то есть кстернальность, стремление к

    доминированию.

    В нашем исследовании мы использовали русифицированный вариант

    опросника СПА , адаптированный А.К.Осницким [49] .

    Инструкция: “ В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его

    образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда

    можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прослушав очередное

    высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу

    жизни. Чтобы указать в какой мере то высказывание Вы можете отнести к

    себе, в бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по Вашему

    мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от “0” до “6”:

    “0” - это ко мне совершенно не относится;

    “1” - это на меня не похоже;

    “2” - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

    “3” - не решаюсь отнести это к себе;

    “4” - это похоже на меня, но нет полной уверенности;

    “5” - это на меня похоже;

    “6” - это точно про меня.

    Выбранный Вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов напротив

    порядкового номера высказывания”.

    Опросник СПА содержит 101 высказывание, В нашем исследовании мы

    сократили количество высказываний до 86 , выбрав лишь те, которые относятся

    к интересующим нас шкалам ( убрали шкалы “Лживость” и “Эскапизм (уход от

    проблем) “).

    Обработка данных проходит в два этапа. На первом этапе подсчет

    производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в

    бланке для ответов по субшкалам бланка ключа.

    Субшкалы опрoсника СПА

    № Название Кол-во

    высказываний

    1. а) Принятие себя 11

    б) Непринятие себя 7

    2. а) Принятие других 6

    б) Непринятие других 7

    3. а) Эмоциональный комфорт 7

    б) Эмоциональный дискомфорт 7

    4. а) Внутренний контроль 13

    б) Внешний контроль 8

    5. а) Доминирование 3

    б) Ведомость

    6

    На вторoм этапе соотношение баллов парных шкал по специальным

    формулам позволяет вычислить интегральные показатели в процентах.

    Шкалы опросника СПА ( интегральные показатели

    )

    1. “Самоприятие” S = a / a + 1.6 * 100 %

    2. “Приятие других” L = 1.2 a / 1.2 a + b * 100%

    3. “Эмоциональная комфортность” Е = а / а + b * 100 %

    4. “Интернальность” I = а / а + 1,4 b * 100%

    5. Стремление к доминированию D = 2а / 2а + b * 100

    Опросник СПА был выбран нами, т.к. позволяет получить на наш взгляд,

    более точные данные по изучаемым явлениям за счет большей

    дифференцированности возможных вариантов ответа и подсчета интегральных

    показателей.

    Интерпретация шкал.

    1. Шкала “Самоприятие”. отражает степень дружественности-

    враждебности по отношению к собственному “Я”. В содержательном плане шкала

    на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных

    частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. На негативном полюсе

    - видение в себе по преимуществу недостатков, низку. самооценку,

    готовность к самообвинению.

    2. Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-

    враждебности к окружающим людям, к миру. На позитивном полюсе - это

    принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание

    позитивного отношения к себе окружающих; на негативном полюсе -

    критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним,

    ожидания негативного отношения к себе.

    3. Шкала “Эмоциональная комфортность”. Отражает характер

    преобладающих эмоций в жизни испытуемого. На позитивном плане - это

    преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на

    негативном - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

    4. Шкала “ Интернальность”. Отражает в какой степени человек

    ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой -

    пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие

    значения говорят о том, что человек полагает, что происходящие с ним

    события являются результатом его деятельности. Низкие баллы - человек

    полагает, что происходящие ним события являются результатом действия

    внешних сил (случая, других людей и т.д.).

    5. Шкала Стремление к доминированию. Отражает степень

    стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие

    показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать

    превосходство над другими. Низкие показатели - склонность к подчинению,

    мягкость, покорность.

    После двухэтапной обработки данных мы получили следующие результаты.

    (см. приложение, табл. ).

    После применения метода сравнения по средним показателям Стьюдента (t-

    критерий) значимых отличий в по показателям опросника СПА между юношами и

    девушками нами выявлено не было.

    Итак, теперь мы переходим к рассмотрению связи выделенных нами

    показателей личностного самоопределения (тест СЖО) и показателей

    адаптированности-дезадаптированности (опросник СПА) и степени их

    значимости для развития личности в ранней юности.

    На первом этапе мы определяли корреляционные зависимости между

    показателями теста СЖО и опросника СПА при помощи метода линейного

    корреляционного анализа.

    Метод корреляций показывает, каким образом одно явление влияет на

    другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.