МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характер, темперамент, личность

    проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так,

    настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в

    сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно,

    флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент

    перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может

    подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента,

    контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и

    способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами

    характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом,

    желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная

    с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой

    требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.

    Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не

    падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять

    инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что

    формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,

    решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же

    деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в

    процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с

    одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта

    характера.

    Физиологические основы характера.

    Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей

    нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей,

    выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве

    системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной

    системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-

    первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов

    нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в

    зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у

    представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя

    слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-

    разному в зависимости от типа.

    Типичное и индивидуальное в характере.

    Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является

    прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и

    неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием

    окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти

    носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в

    условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и

    складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-

    своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его

    жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого

    человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и

    его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное

    разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности

    людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего,

    поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие

    общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет

    собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-

    историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и

    общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение

    людей, формируя черты характера.

    Черты характера.

    Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное

    целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных

    проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях

    личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.

    Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в

    отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие

    черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость,

    бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность,

    расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на

    формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер

    закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом

    насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и

    бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких

    чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п.

    Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность,

    недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три

    характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе

    приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях

    выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе

    коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей

    жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми,

    насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к

    самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка -

    это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать

    такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.

    Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение,

    высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно

    неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и

    конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:

    недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в

    отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться

    с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании

    действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в

    труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных

    качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты

    характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который

    вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля

    является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться

    поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как

    целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты

    характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и

    антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого

    поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении

    другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и

    храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему

    делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами".

    По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди

    сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают

    решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.

    Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них

    отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное

    проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые

    хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.

    Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво

    и решительно действовать.

    Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов

    подчеркивал, что человек – это единственная система, способная

    регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может

    самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической

    работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во

    внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент.

    Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у

    меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю,

    вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

    Формирование характера у детей и пути его воспитания.

    Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в

    практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

    Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном

    возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться

    привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

    Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном

    возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных

    играх с правилами.

    Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой

    деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается

    уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под

    влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка

    постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это

    начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,

    дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному

    поведению.

    С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера.

    Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных

    обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных

    местах.

    Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность,

    систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,

    дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании

    характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для

    него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с

    товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед

    коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

    Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в

    значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых,

    к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и

    общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться

    мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед

    коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

    Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не

    существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым

    нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже

    как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

    Каковы же пути воспитания характера?

    Необходимым условием воспитания характера является формирование

    мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется

    направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения

    вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих

    поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в

    единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы

    воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для

    воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация

    игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог

    накопить опыт правильного поведения.

    В процессе формирования характера надо закреплять не только

    определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения,

    но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия,

    чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию,

    чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если

    условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него,

    например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты

    характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни

    прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не

    поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить

    мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка,

    никогда не может создать сильного характера.

    Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и

    общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,

    воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,

    настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных

    мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с

    соответствующими влияниями семьи.

    На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы

    литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным

    образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

    На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то

    родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше

    влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится

    к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и

    своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение

    для воспитания характера детей.

    Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя,

    воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место

    занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель -

    формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более

    старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание.

    Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить

    у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные

    привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании

    характера

    Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких

    воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям

    личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

    Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как

    различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях,

    которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок

    учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже

    есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к

    отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные

    черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться

    преодоления отрицательных черт характера у детей.

    Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его

    индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и

    глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно

    длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить

    индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию

    и приведет к желаемым результатам.

    Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения,

    учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об

    условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его

    характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить

    определенную программу формирования характера ребенка с учетом его

    индивидуальных особенностей.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.