МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характер. Типология характера по Фромму

    Характер. Типология характера по Фромму

    Характер. Типология характеров по Э. Фромму.

    В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка,

    отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-

    своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных

    условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных

    условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с

    темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека

    проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на

    действия и поступки людей.

    Общие понятия о характере

    Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности,

    выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его

    поведении, в его поступках.

    Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и

    малоизменяемым. Темперамент на форме проявления характера, своеобразно

    окрашивает те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается

    в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.

    Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С

    другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера:

    человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны

    своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно

    связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами

    характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом,

    желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная

    с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой

    требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.

    Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не

    падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять

    инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что

    формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,

    решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же

    деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в

    процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с

    одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта

    характера.

    Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами

    нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

    Существует разделение черт личности человека на мотивационные и

    инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность,

    поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер

    можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше

    зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было

    сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда

    цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли,

    т.е. как средство достижения поставленной цели.

    Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера

    человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки

    человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как

    определенные характерологические черты могут проявиться рациональность,

    расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры

    характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на

    достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность,

    последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство

    отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с

    темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят

    чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом:

    экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность –

    импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание

    всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к

    определенному типу.

    Типология характеров по Э. Фромму.

    Э. Фромм определяет характер как "относительно устойчивую форму

    канализации энергии человека в процессе ассимиляции и социализации". В

    детстве характер формируется в семье, которая служит "психическим

    агентством" общества. Приспособление ребенка в семейной обстановке

    вырабатывает у него характер с общей для большинства членов его класса и

    культуры сердцевиной. На сердцевину, или "социальный характер",

    накладываются варианты индивидуального характера, обусловленного спецификой

    влияния родителей.

    По мнению Э. Фромма, следовательно, типы характера являются продуктом

    взаимодействия ребенка и родителей, которое начинается с момента рождения.

    Он 'дискутирует с ортодоксальным представлением о типах как результате

    чередований стадий развития либидо. Анальный характер, например, не имеет

    никакого отношения к либидо. Запоры – это не причина формирования

    характера, а скорее его выражение. Важнейшим фактором является домашняя

    атмосфера, проникнутая духом стяжательства, тревожности, подозрительности.

    У ребенка поэтому развивается "чувство дефицита", и он цепляется за все,

    что имеет. Скупой человек – не потому скуп, что удерживает фекалии; он

    крепко держится за любую вещь, включая фекалии.

    Его родители из категории людей, проявляющих щепетильность в

    требованиях туалета.

    Рецептивная ориентация

    Человек с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждается

    должно быть доставлено извне. Он пассивно опирается на авторитеты в

    получении знаний и помощи и вообще ищет в людях поддержки. Любовь для него

    означает – быть любимым, но не активный процесс любви; он крайне

    чувствителен к любому недостатку любви или внимания. Пассивность связана с

    неспособностью отказать другим и бесконечным поиском "магического

    помощника". Страх утраты любви препятствует выбору из двух друзей, когда

    того требует ситуация, ввиду возможности лишиться расположения одного из

    них. Этот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодоления

    беспокойства и депрессии. Его рот особенно заметная, часто наиболее

    выраженная черта. На жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и

    дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучия. Отзывчив и

    оказывает помощь другим, но за этим лежит потребность заручиться их

    благосклонностью.

    Эксплуататорская ориентация

    Человек с эксплуататорской ориентацией пытается все получить от людей

    посредством силы и хитрости. Что касается любви и привязанности, он

    испытывает эти чувства только к тем, кто еще что-то может дать. Подобным

    образом он ворует идеи и выдает их за свои. Недостаток оригинальности у

    многих одаренных людей, утверждает Фромм, объясняется ориентацией

    характера. Установка распространяется на материальные вещи, крайним

    примером служит клептомания. Вещь доставляет удовольствие, только если она

    украдена, даже при наличии большого количества денег. Отличительной чертой

    является "кусающийся" рот, обычно дающий о себе знать саркастическими,

    язвительными замечаниями о людях. Этому человеку свойственны

    подозрительность, цинизм, зависть, ревность. В общем, он предпочитает

    имеющееся у других и предпринимает максимум возможного в целях присвоения.

    Накопительская ориентация

    Скряга основывает безопасность на бережливости и сохранении имущества.

    Расходы вызывают чувство опасности и тревожность. Он окружает себя стеной,

    за которую вносит, сколько возможно, и старается, чтобы ничего не попало

    наружу. Скупость распространяется равным образом как на чувства и мысли,

    так на деньги и вещи. Даже любовь рассматривается в качестве средства

    присвоения любимого. Поведение характеризуется педантичной

    упорядоченностью, компульсивной чистоплотностью, навязчивой

    пунктуальностью, упрямством. Подозрительность и боязнь интимности обычно

    являются сопутствующими чертами.

    Рыночная ориентация

    Люди этой категории относятся к своей личности, как к товару, который

    можно купить и продать. Они формируют у себя качества, пользующиеся спросом

    у других. У них отсутствует истинный стабильный характер, и на самом деле

    они не умеют распоряжаться своей судьбой. Основными являются чувства

    опустошенности и беспокойства. Рыночная ориентация в равной мере относится

    к мышлению. Предназначение мышления сводится к быстрому схватыванию явлений

    в целях успешного манипулирования. Это приводит к поверхностности вместо

    проникновения в сущность феноменов. У таких людей, чтобы выполнять

    социальную роль и пользоваться спросом на рынке, не должно сохраниться

    индивидуальности.

    Продуктивная ориентация

    Четыре предыдущих ориентации, согласно Фромму, являются

    непродуктивными. Продуктивность определяется как "способность человека

    использовать свои силы и реализовать присущий ему потенциал".

    Подразумевается развитие возможностей творчества и любви, полное их

    раскрытие. Такой человек не обязательно должен стать великим ученым или

    художником. Он просто может независимо мыслить, уважать себя и других,

    получать чувственное наслаждение, не испытывая тревоги, восхищаться

    творениями природы и искусства. Короче говоря, он наслаждается жизнью.

    Непродуктивные элементы все еще сохраняются, но они трансформируются.

    Упрямство, например, становится настойчивостью, стремление к эксплуатации

    превращается в способность взять инициативу на себя.

    Внешняя и внутренняя речь.

    Средства коммуникации. Речь

    Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее —

    знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию,

    но последнюю делят еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика,

    проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную

    знаковую систему.

    Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь.

    Действительно с мышлением речь связана особенно тесно. Генетически речь

    возникла вместе с мышлением в общественно-трудовой практике и развивалась в

    единстве с ним в процессе общественно-исторического развития человечества.

    Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь коррелируется

    сознанием в целом. Сознание человека формируется в общении между людьми.

    Основная функция сознания — осознание бытия, его отражение, и язык и речь

    выполняют ее специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его.

    Речь, как и язык, если брать их в единстве, обозначает отражения бытия. Но

    они в то же время различны и обозначают два аспекта единого целого. Речь —

    это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством

    языка; речь — это язык в действии, это форма существования сознания для

    другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения

    действительности, или форма существования мышления.

    Таким образом, речь — особая и наиболее совершенная форма общения,

    свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны —

    говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения

    мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря

    артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе

    понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих — говорящего и

    слушающего — должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и

    правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является

    тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения

    на протяжении многих поколений.

    Язык — строго нормализованная система средств общения, а речь ч- его

    применение в процессе общения для передачи мысли и чувства. В языке нет

    мыслей — это набор разных средств для выражения мысли. Когда же из этого

    набора отобрана в речи некоторая определенная система языковых средств, — в

    ней будет высказана определенная мысль.

    Функции речи

    Речь выполняет две основные функции — коммуникативную и

    сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой

    существования мысли, сознания.

    Мы знаем, что основным в слове является его значение, его

    семантическое содержание. Наше внимание обычно сосредоточено на смысловом

    содержании речи. Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо

    предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета;

    говоря какие-то слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет, то

    или иное явление. Этим язык человека отличается от «языка» животных,

    который выражает в звуках лишь аффективное состояние, но никогда не

    обозначает звуками определенных предметов. Это основная функция слова,

    которая называется сигнификативной. Обозначающая функция является важнейшей

    функцией слов, составляющих язык. Она позволяет человеку произвольно

    вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в

    их отсутствие. Как говорят некоторые психологи, слово позволяет «удваивать»

    мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми образами предметов, но

    и с образами предметов, вызванными во внутреннем представлении с помощью

    слов.

    Слово имеет и другую, более сложную функцию, оно дает возможность

    анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить

    предметы к определенной категории. Таким образом, слово является средством

    абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят

    за предметами внешнего мира. Эта вторая его функция обычно обозначается

    термином значение слова. Овладевая словом, человек автоматически усваивает

    сложную систему связей и отношений, в которых состоит данный предмет,

    сложившихся в многовековой истории человечества. Эта способность

    анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его

    к определенным категориям и называется значением слова.

    Еще одна функция речи — коммуникативная — включает в себя средства

    выражения и средства воздействия. Выразительная функция сама по себе не

    определяет речи; речь не отождестви-ма с любой выразительной реакцией, речь

    есть только там, где есть значение, имеющее материальный носитель. Всякая

    речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-то предмет; всякая речь вместе с

    тем обращена к кому-то. Стержнем смыслового содержания речи является то,,

    что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем

    она собственно обозначает. Благодаря заключенным в речи выразительным

    моментам, она сплошь и рядом далеко выходит за пределы абстрактной системы

    значений.

    Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных

    движений — наряду с жестом, мимикой и пр. Звук, как выразительное движение,

    имеется и у животных. Но речью, словом этот звук становится' лишь тогда,

    когда он перестает только сопровождать соответствующее аффективное

    состояние субъекта и начинает его обозначать. Выразительная функция,

    включаясь в человеческую речь, перестраивается, входя в ее семантическое

    содержание. В таком виде эмоциональность играет в речи человека

    значительную роль. Неверно было бы целиком интеллектуализировать речь,

    превращая ее только в орудие мышления. В ней есть эмоционально-

    выразительные компоненты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в

    модуляциях голоса и других выразительных экспрессивных моментах, Которые в

    большей или меньшей степени всегда имеются в речи — особенно устной,

    сказываясь, впрочем, и в письменной — в ритме и в расстановке слов.

    Человеческая речь не сводится лишь к совокупности знаний, она обычно

    выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и

    часто к тому, к кому он обращается. Можно даже сказать, что чем она

    выразительнее, тем более она — речь, а не только язык, потому что, чем

    выразительнее речь, тем больше в ней проявляется говорящий, его лицо, он

    сам.

    Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством

    воздействия. Функция воздействия в человеческой речи — одна из наиболее

    основных ее функций. Человек говорит не для того, чтобы воздействовать,

    если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание

    других людей. Речь имеет социальное предназначение, она — средство общения,

    и эту функцию выполняет в первую очередь, поскольку служит средством

    воздействия.

    Сигнальная мимика животных может иметь своим следствием ту или иную

    реакцию других животных, но средством сознательного воздействия, при помощи

    которого субъект в состоянии оказать воздействие, соответствующее

    поставленной им цели, может быть только речь, которая что-то обозначает,

    имеет определенное значение. Речь в подлинном смысле слова является

    средством сознательного воздействия и сообщения на основе ее семантического

    содержания, — в этом специфика речи в подлинном смысле слова, т.е. речи

    человека.

    Итак, в речи человека можно психологическим анализом выделить

    различные функции, но они не внешние друг другу аспекты, они включены в

    единство, внутри которого определяют и опосредуют друг друга. Понимание

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.