МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характер

    тип по названию и клиническим проявлениям конгруэнтен эпилептическим

    изменениям характера, что дает основание некоторым ученым говорить об общих

    патогенетических корнях. Клинически Эпилептоидный характерологический

    радикал проявляется эмоциональной ригидностью, склонностью к.длительному

    застреванию на каких-либо эмоциях. Такие люди могут по несколько месяцев и

    лет помнить и переживать нанесенные им обиды, вновь и вновь возвращаться к

    ситуациям, вызвавшим негативные аффекты. Эмоциональная ригидность

    дополняется замедленностью и тугоподвижностью мышления^. Именно вследствие

    инертности всех психических процессов происходит формирование специфичных

    для эпилептоида черт характера: педантизма, повышенной аккуратности,

    организованности, склонности следовать нормам, ориентации на четкие

    правила. Такого человека может раздражать неаккуратно (несимметрично)

    висящая картина, не параллельно разложенные в столе ножи и вилки и пр. Он

    склонен к формальному следованию всем предписаниям. Принцип такого

    человека: «Каждая вещь должна знать свое место». Наряду с перечисленными,

    типичным для эпилептоида является склонность к дис-фориям — вспышкам гнева,

    эмоциональной разрядке после длительного переживания какого-либо события.

    Такой вариант эпилеп-тоидного типа характера носит название возбудимого.

    Психастенический тип характера имеет разные синонимы: анан-кастный.

    обсессивно-компулъсивный. которые отражают различные его варианты с

    преобладанием тех или иных качеств. Как правило, психастенический радикал

    формируется на основе холерического или меланхолического типов

    темперамента. Это роднит его с истерическим. Однако, на этом сходство этих

    типов характера заканчивается. Их принципиальное различие.в том, что

    повышенная эмоциональность у истерика сопровождается экстрапунитивной

    направленностью реагирования а у психастеника — интрапунитивной. Таким

    образом, основными характеристиками психастенических черт являются

    застенчивость, смущенность, робость, нерешительность. У человека с

    подобными чертами характера затрудняются контакты с окружающими в силу

    невозможности справиться с волнениями и тревогами по поводу повышенного

    чувства рефлексии и заниженной самооценки. Он сторониться людей, поскольку

    боится выглядеть смешным, неуклюжим, некрасивым и плохим собеседником.

    Робость приводит к тому, что он становится молчуном особенно в компании с

    незнакомыми людьми. В знакомой же обстановке робость может

    компенсироваться. Вследствие опасений предстать перед окружающими в

    «неприглядном» виде, такие люди вырабатывают поведенческие ритуалы на все

    случаи жизни. Они научаются формально общаться, но страшатся неожиданных

    поворотов и перемен в жизни. Немаловажной характеристикой психастеника

    является и его мнительность и осторожность. Мнительность охватывает как

    представление об отношении окружающих к нему («осуждают», «не доверяют и

    перепроверяют»), так и ипохондричность, т.е. повышенная, часто

    необоснованная тревожность по поводу собственного здоровья. Психастеник

    проявляет осмотрительность и осторожность даже там, где она оказывается

    излишней. Он склонен перепроверять многие собственные и чужие действия во

    избежании трагедии. В патологических случаях это приводит к развитию

    навязчивых идей. Пациент с психастеническими чертами характера страшится,

    что забыл выключить свет, газ, перекрыть воду и закрыть входную дверь при

    выходе их дома. Сомнения могут терзать его долгое время, приводя в еще

    более тягостное эмоциональное состояние. В силу этого психастеник часто

    бывает озабочен деталями, правилами, перечнями, порядком и графиками. Он

    также, как эпилептоид может быть педантом. Тревожность нередко выражается в

    стиле поведения. Так, психастеник во избежании опоздания может приходить на

    вокзал за несколько часов и ожидать прибытие поезда. Он склонен

    перестраховываться. Кроме того, типичной психастенической чертой считается

    перфекционизм — стремление к совершенству в любом деле. Нередко в связи с

    этим человек не может доделать важное дело, поскольку продолжает что-то

    дорабатывать, совершенствовать При этом утрачивается динамичность жизни,

    поскольку повышенная скрупулезность, чрезмерная добросовестность приводит к

    обратным результатам и разочарованиям.

    Вариантом психастенического типа характера является тревожный тип. Его

    особенностью является повышенная озабоченность критикой в свой адрес или

    неприятия в социальных ситуациях, нежелание вступать во взаимоотношения без

    гарантии понравиться. Астенический тип характера сходен с психастеническим,

    однако включает в себя набор специфических особенностей. Иногда он

    называется зависимым типом характера. Его сущностью является уклонение от

    любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в

    потребностях других, а также повышенная эмотивность. Такой человек, как

    правило боится иметь собственное мнение, страшится самостоятельности и

    ощущает беспомощность в одиночестве. Он склонен постоянно ориентироваться

    на мнение окружающих, жить их жизнью. Астеник пассивен, безынициативен,

    довольствуется тем, что оказывается доступным, не прилагает никаких усилий

    к тому, чтобы как-то изменить свою жизнь. Наряду с этим, в структуру

    астенического характера входит повышенная эмотивность, сентиментальность и

    жалостливость.

    Паранойяльный тип характера отличается от остальных, в первую очередь,

    чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказам со стороны окружения. Это

    связано с имеющейся тенденцией к завышенной самооценке и уровня требований

    к социальному окружению. Параноик считает, что все вокруг обязаны считаться

    с его мнением, его делами и склонен бурно реагировать в случае несовпадения

    реальности его ожиданиям. Он нередко ворчлив, постоянно чем-то недоволен,

    стремится подмечать промахи окружающих и делать им замечания. Также, как

    при эпилептоидных чертах характера проявляется аффективная ригидность.

    Специфичным для паранойяльных черт характера считается такая особенность

    как подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках

    окружающих. Параноик склонен к мистическому и иррациональному познанию

    действительности, он может быть суеверен, склонен искажать факты путем

    неверного их истолкования. У него отмечается повышенное чувство обиды —

    сознательно негативного отношения к нему даже случайных людей. К примеру,

    параноик может быть убежден, что ему в магазине специально подсунули кислое

    молоко, тогда, как он покупал его наравне с другими покупателями. Любые

    высказывания окружающих, их жесты или поступки расцениваются параноиком как

    имеющие непосредственное отношение к нему. Параноик прямолинеен в

    высказываниях и поступках, ревнив и склонен к правдолюбию и поиску

    справедливости даже в мелочах. Нередко, в рамках паранойяльных черт

    характера появляются доминирующие идеи, которым человек отдает всего себя.

    Доминирующие идеи — это идеи фикс, различные по тематике (изобретательства,

    политического переустройства, сутяжничества и кверу лянства), но сходные

    эмоциональной заряженностыо на их воплощение в жизнь.

    Приведенная выше типология черт характера является одной из

    многочисленных типологий. В мировой психологической литературе известна

    типология К.Леонгарда, который выделял десять разновидностей характера:

    гипертимный, дистимный, тревожный, эмо-тивный, демонстративный,

    экзальтированный, застревающий, педантичный, возбудимый, аффективно-

    лабильный типы акцентуированных личностей и их сочетания. Если попытаться

    соотнести типологию К.Леонгарда и традиционную для клинической психологии

    типологию, то гипертимную, демонстративную и экзальтированную акцентуации

    следует включить в истерический тип, тревожную — в психастенический,

    эмотивную и дистимную — в астенический, аффективно-лабильную — в

    эпилептоидный (возбудимый вариант) и истерический, застревающую и

    педантичную — в эпилептоидный и психастенический типы.

    Каждый из перечисленных типов характера может относится к условной норме,

    быть заостренным (акцентуированным) или становиться основой т.н.

    расстройств личности — психопатии в старом употреблении термина. Под

    акцентуациями характера понимается заострение черт характера, не доходящих

    до патологической степени. Акцентуации можно расположить на границе между

    характерологической нормой и патологией. По мнению А.Е.Личко, акцентуации

    отличаются от клинически выявляемой патологии характера тем, что: 1)

    проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные

    жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего

    сопротивления» в характере данного индивида; 2) не препятствуют

    удовлетворительной социальной адаптации личности или нарушения адаптации

    носят временный, преходящий характер; 3) в определенных жизненных ситуациях

    могут даже способствовать социальной адаптации.

    Особо обратим внимание на последний параметр, в соответствии с которым

    заостренные черты характера могут при определенных условиях способствовать

    адаптации. Так, человек с истерической акцентуацией характера будет

    компенсировать и адаптирован, если станет актером, а шизоид легко сможет

    адаптироваться с работе, в которой требуется находиться длительное время в

    одиночестве.

    Формирование характера происходит на базе свойств темперамента под влиянием

    определенных форм воспитания (целенаправленного или нецеленаправленного —

    стихийного). Воспитание включает как воспитание через указание, так и через

    пример. Нередко родители не могут четко сформулировать цели воспитания или

    эти цели изменяются в зависимости от обстоятельств, поэтому можно говорить,

    что целями воспитательного процесса на уровне черт характера будет являться

    формирование гармоничного характера, о параметрах которого мы писали выше.

    Н.Пезешкиан разделил воспитание в зависимости от поставленных

    воспитателем задач на три вида: воспитание для общества, воспитание для

    воспитателя, воспитание для воспитуемого. Предполагается, что воспитание

    той или иной характерологической черты нацелено на выполнении какой-то

    важной задачи, и должно преследовать какую-нибудь значимую для самого

    человека, его близкого или дальнего окружения цель (рисунок 7).

    | |

    |ВОСПИТАНИЕ |

    | | | |

    |Для общества |Для воспитателя |Для воспитуемого |

    При «воспитании для общества» такими задачами являются формирование

    социально значимых черт, становление обязательных или требуемых от членов

    общества качеств (например, законопослушания). В рамках «воспитания для

    воспитателя» задачи вытекают из особенностей педагогического процесса.

    Предполагается, что это должны быть черты характера, максимально

    облегчающие воспитание (к примеру, послушание). «Воспитание для

    воспитуемого» ставит задачу выработки таких качеств характера, которые

    способны гармонизировать самого человека, стать выгодными ему. Сравнивая

    три вида воспитания, отметим, что два первых не могут быть признаны

    полностью адекватными, целесообразными и эффективными, поскольку в целях

    воспитания учитывается лишь внешний аспект. Они нацелены на создание

    возможностей для более полноценной адаптации к микро- и макросоциуму.

    Гармоничность же характера человека, как указано выше, включает еще и

    самоактуализацию, которая при «воспитании для общества» и «воспитании для

    воспитателя» полностью игнорируется. Вследствие этого, два первых вида

    воспитания можно условно назвать дрессурой, поскольку выработка черт

    характера строится по принципу внешней целесообразности.

    4. АКЦЕПТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

    Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами

    психопатических расстройств, их типология базируется на детально

    разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем

    не менее н свойство характера психически здорового человека, в евши с тем,

    что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту

    и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем> целесообразно

    рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.

    1. Гипергимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью,

    общительностью, склонностью к озорству, В происходящие вокруг события они

    всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при

    хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную

    дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее,

    приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают

    конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти

    увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки

    гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком

    самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на

    окружающих впечатление.

    2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью н

    склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома

    одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело

    переживают даже незначительные неприятности, иа замечания реагируют крайне

    раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до

    подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три

    недели.

    3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно

    зачастую непредсказуемо: Поводы дня неожиданного изменения настроения могут

    быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово,

    чей-то неприветливый взгляд. Все они "способны погрузиться в уныние н

    мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей

    и неудач". От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их

    психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее

    для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие

    подростки, когда они находятся в подавленном настроении. крайне нуждаются в

    помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить,

    способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

    4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной

    мнительностью н капризностью, утомляемостью н раздражительностью. Особенно

    часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к

    ипохондрии является особо типичной чертой.

    5 Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко

    всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки

    не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр, Они

    обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят

    впечатление замкнутости. Открьты и общительны они бывают только с теми, кто

    им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и

    взрослыми. Они отличаются послушанием н обнаруживают большую привязанность

    к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать

    трудности адаптации к кругу сверстников, а также "комплекс

    неполноценности". Вместе с тем у этих же подростков довольно рано

    формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к

    себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто

    компенсируют выбором сложных видов деятельности н повышенным усердием. Эти

    подростки разборчивы в нахождении дня себя друзей н приятелей, обнаруживают

    большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по

    возрасту.

    6. Психастенический тип .Эти подростки характеризуются ранним

    интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к

    самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако,

    нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них

    сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений - со

    скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда

    требуется осторожность и осмотрительность.

    7. Шизоидньгй тип. Его наиболее существенной чертой является

    замкнутость» Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают

    быть одни, находиться в компании взрослых. "Душевное одиночество даже не

    тяготит шизоидного полростка, который живет в своем мире, своими необычными

    для детей этого возраста интересами". Такие подростки нередко демонстрируют

    внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса Они плохо

    понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их

    внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями,

    особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они

    достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих

    сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

    8. Эпилептоидный тип Эти подростки часто плачут, изводят окружающих,

    особенно в раннем детстве. " Такие дети, - любят мучить животных, избивать

    и дразнить младших н слабых, издеваться над беспомощными и неспособными

    дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на

    роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки

    устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их

    личная власть в таких группах держится в основном на добровольной

    покорности других детей нлн на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного

    режима они чувствуют себя нередко на высоте, 'умеют угодить начальству,

    добиться определенных преимуществ, завладеть.., постами, дающими в руки..,

    власть, установить диктат- над другим".

    9. Истероидный тип Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда

    постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена

    склонность к театральности, позерству, рисовке, Такие дети с трудом

    выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют

    больше внимания, чем им самим. "Желание привлекать к себе взоры, слушать

    восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью". Дня таких

    подростков характерны претензии на исключительное положение среди

    сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе

    внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков н заводил. Вместе

    с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры н организаторы

    дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часго н быстро терпят

    фиаско.

    10. Неустойчивый тип Его иногда неверно характеризуют как

    слабовольный, плывущий по течению, Подростки данного типа обнаруживают

    повышенную склонность н тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к

    безделью и праздности, У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе

    профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

    И Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а

    часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

    Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их

    главное жизненное кредо - "быть, как все", Это тип приспособленца, который

    ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в

    трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание

    своему поступку, причем нередко не одно.

    Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных

    условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям

    поведения личности, к психопатии.

    Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos = "болезнь") - патология

    характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая

    выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной

    среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер,

    проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида,

    Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с

    реакциями психопата теснее связаны с пнсихотравматичеекими факторами, при

    этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не

    существует.

    Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера» тем самым

    указывают на известную однобокость его психической организации, известную

    дисгармонию психики. . По сути дела, о нормальном "идеальном" человеке

    нельзя сказать, какой у него характер,, т.к.. все его поведение является

    простой реакцией на внешние воздействия, нужно отметить расплывчатость и

    неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы

    психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт

    схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же

    время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик

    может быть всеми признанным ученым, другой -душевнобольным и т.п. Исходя из

    того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи

    всем нормальным людям, понятно,, чем резче выражена индивидуальность, тем

    ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому

    среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко

    возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных

    психопатов.

    II. ХАРАКТЕР - ЭТО ЕГО СУДЬБА

    Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в

    практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

    Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в

    дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает

    складываться привычный образ поведения, определенные отношения к

    действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки,

    смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в

    коллективных сюжетных играх с правилами.

    Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой

    деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается

    уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под

    влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка

    постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это

    начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга»

    дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному

    поведению.

    С поступлением в школу начинается новый этап формирования

    характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных

    обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных

    местах.

    Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность,

    систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,

    дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании

    характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для

    него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с

    товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед

    коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

    Особенно интенсивно развиваются черты характерау подростков. Подросток в

    значительно большой мере, чем младший школьник, участвуетв жизни взрослых,

    к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и

    общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться

    мотивами общественного порядка * чувством долга и ответственности перед

    коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

    Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не

    существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым

    нельзя было бы привить определенные положительные качества,

    устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

    Каковы же пути воспитания характера?

    Необходимым условием воспитания характера является формирование

    мировоззрения, убеждений, н идеалов. Мировоззрением определяется

    направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения

    вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих

    поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в

    единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы

    воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для

    воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация

    игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог

    накопить опыт правильного поведения.

    В процессе формирования характера надо закреплять не только

    определенную форму поведения, но н соответствующий мотив этого поведения,

    но н соответствующий мотив этого поведения» ставить детей в такие условия,

    чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию,

    чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если

    условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него,

    например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты

    характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни

    прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не

    поставить его в такие условия, когда бы он мог н должен был проявить

    мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка,

    никогда не может создать сильного характера

    Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном

    н общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,

    воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,

    настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных

    мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с

    соответствующими влияниями семьи.

    На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы

    литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным

    образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

    На воспитание характера влияет н личный пример воспитателя, будь то

    родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше

    влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель

    относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет

    ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет

    огромное значение для воспитания характера детей.

    Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя,

    воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место

    занимают, в частности» этические, или моральные, беседы. Их цель -

    формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более

    старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание,

    Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить

    у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные

    привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании

    характера

    Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких

    воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям

    личности школьника н состоянию, в котором он в данное время находится.

    Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так

    как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях,

    которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок

    учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже

    есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к

    отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные

    черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться

    преодоления отрицательных черт характера у детей.

    Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его

    индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне н

    глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно

    длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить

    индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию

    и приведет к желаемым результатам.

    Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года

    обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с

    родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о

    проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо

    составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом

    его индивидуальных особенностей.

    Особенности характера накладывают неизгладимый след на всю

    последующую судьбу человека. С полной уверенностью можно сказать, что

    характер – это судьба человека.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.