МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Vnimanie

    среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения

    активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое

    проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть

    лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы

    отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой

    природе (исключая некоторые технические средства) не становится для

    отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной

    активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения,

    несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров,

    определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на

    внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием

    результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под

    информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать

    активной ориентации в окружающем мире.

    Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные

    особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность

    отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно

    важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как

    важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает

    целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В

    этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве

    источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно

    поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей

    среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых

    организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на

    уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.

    Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е.

    способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего

    возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта

    форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения

    нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой

    ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если

    раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для

    живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся

    материалом для внутренней работы организма с целью выработки

    соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются

    специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а

    затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую

    ступень - нейрофизиологического отражения, присущего только высшим

    животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а

    в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий,

    лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной

    реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы,

    «видового опыта» организма.

    Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде

    диалектического единства воздействия внешней среды и реализации внутренних

    целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы

    поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и

    потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия

    находит свое более полное выражение на стадии психического отражения,

    свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной

    нервной системой.

    Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и

    механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него

    автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того,

    что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима

    ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь

    становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе

    реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое

    существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями

    внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи.

    Психический образ выступает как отражение объективной реальности,

    сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее

    схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах.

    Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный

    сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы

    подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь

    некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания.

    Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер

    абстрактно - понятийного. В итоге в громадной степени расширяется

    информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один

    предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря

    образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными

    формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями,

    возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и

    неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с

    возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть

    привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность

    отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать

    действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую

    действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция

    сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается

    на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного

    мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения

    относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности,

    формируются религия, а затем и идеализм.

    Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер.

    Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания,

    что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его

    единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания

    обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что

    сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о

    чем мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением

    общественного бытия.

    Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции его форм в процессе

    развития материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно связано с

    уровнем организации материи, особенно с усложнением нервно-физиологических

    систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не

    всей материи, а лишь особым образом организованной материи, человеку

    разумному. Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит

    рассмотреть дальше.

    2.3. Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь

    сознательного и бессознательного в психики человека.

    Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее

    развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией

    сложности их поведения, а главное - сложности организации органов отражения

    внешнего мира, центральной нервной системы.

    Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы

    отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С

    усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной

    системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более

    высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается

    чувствительность, затем – нервно - физиологическое отражение и далее -

    психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает

    структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и

    соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде

    человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой

    сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 1400 куб.см (у

    приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд.

    нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами.

    Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное

    «разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и

    синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими

    отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и

    промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего

    большими полушариями головного мозга, особенно их корой.

    Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со

    сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само

    по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга.

    Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей

    нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто

    связаны с повреждением определенных участков мозга.

    Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как

    соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в

    мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект,

    тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.

    Остановимся последовательно на каждой из этих проблем.

    Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-

    разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия

    в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители

    дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические

    и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга

    и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.

    Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического

    взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное,

    психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции

    оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея

    психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому,

    идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал

    всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель

    или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не

    физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме

    психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители

    вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность,

    отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер,

    Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет

    мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив

    подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные

    физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным

    колебаниям.

    Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи.

    Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники

    смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного

    отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и

    идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность

    самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.

    Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения

    психического и физиологического состоит в признании психофизиологического

    единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а

    психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону

    отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо

    известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как

    материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К.,

    Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).

    Древняя Индия– мнение:

    “В философской системе «Йога Патанджали» бессознательное трактовалось

    как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось

    не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как

    сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая степень

    проникновения в сущность вещей.

    Однако у «Йога Патанджали» понятие бессознательного употребляется и

    для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития

    «пракрити» - великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум

    («читта»). «Он («читта») в сущности бессознателен, хотя становится

    сознающим, благодаря отражению «Я», которое в нем находится»”[3].

    Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между идеальным и

    реальным мирами является результатом как сознательной, так и

    бессознательной деятельности. При этом имеется в виду, «что деятельность,

    которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем порождении мира

    продуктивна бессознательно». Этим постулируется наличие сознательной и

    бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом сознании, а

    объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной

    бессознательной «поэзией абсолютного духа»“[4].

    Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга

    бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к

    развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место

    бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает

    природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные

    формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом происходит развитие

    путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.

    Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная,

    поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание

    вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-

    психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере

    бессознательного.

    Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал

    бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и

    сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал

    врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.

    Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни

    человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать

    его роль в познании и поведении людей.

    Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится

    не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела,

    координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.

    Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния,

    которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в

    сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец,

    третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной,

    научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.

    Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой

    энергией чувств и разума человека.

    Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она

    существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе

    осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя

    вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных,

    творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без

    контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения

    этих задач, может быть направлено на иные предметы.

    2.4. Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание

    Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились

    существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.

    Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде

    всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

    человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

    общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.

    Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и

    периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования

    речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,

    сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и

    действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения

    эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и

    отношений.

    В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа

    сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют

    собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между

    ними.

    Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.