Vnimanie
среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения
активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое
проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть
лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы
отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой
природе (исключая некоторые технические средства) не становится для
отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной
активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения,
несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров,
определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на
внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием
результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под
информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать
активной ориентации в окружающем мире.
Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные
особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность
отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно
важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как
важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает
целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В
этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве
источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно
поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей
среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых
организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на
уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.
Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е.
способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего
возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта
форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения
нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой
ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если
раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для
живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся
материалом для внутренней работы организма с целью выработки
соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются
специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а
затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую
ступень - нейрофизиологического отражения, присущего только высшим
животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а
в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий,
лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной
реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы,
«видового опыта» организма.
Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде
диалектического единства воздействия внешней среды и реализации внутренних
целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы
поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и
потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия
находит свое более полное выражение на стадии психического отражения,
свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной
нервной системой.
Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и
механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него
автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того,
что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима
ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь
становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе
реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое
существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями
внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи.
Психический образ выступает как отражение объективной реальности,
сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее
схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах.
Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный
сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы
подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь
некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания.
Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер
абстрактно - понятийного. В итоге в громадной степени расширяется
информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один
предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря
образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными
формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями,
возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и
неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с
возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть
привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность
отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать
действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую
действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция
сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается
на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного
мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения
относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности,
формируются религия, а затем и идеализм.
Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер.
Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания,
что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его
единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания
обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что
сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о
чем мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением
общественного бытия.
Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции его форм в процессе
развития материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно связано с
уровнем организации материи, особенно с усложнением нервно-физиологических
систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не
всей материи, а лишь особым образом организованной материи, человеку
разумному. Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит
рассмотреть дальше.
2.3. Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь
сознательного и бессознательного в психики человека.
Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее
развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией
сложности их поведения, а главное - сложности организации органов отражения
внешнего мира, центральной нервной системы.
Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы
отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С
усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной
системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более
высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается
чувствительность, затем – нервно - физиологическое отражение и далее -
психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает
структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и
соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде
человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой
сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 1400 куб.см (у
приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд.
нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами.
Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное
«разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и
синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими
отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и
промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего
большими полушариями головного мозга, особенно их корой.
Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со
сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само
по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга.
Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей
нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто
связаны с повреждением определенных участков мозга.
Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как
соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в
мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект,
тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.
Остановимся последовательно на каждой из этих проблем.
Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-
разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия
в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители
дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические
и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга
и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.
Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического
взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное,
психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции
оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея
психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому,
идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал
всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель
или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не
физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме
психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители
вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность,
отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер,
Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет
мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив
подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные
физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным
колебаниям.
Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи.
Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники
смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного
отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и
идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность
самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.
Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения
психического и физиологического состоит в признании психофизиологического
единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а
психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону
отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо
известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как
материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).
Древняя Индия– мнение:
“В философской системе «Йога Патанджали» бессознательное трактовалось
как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось
не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как
сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая степень
проникновения в сущность вещей.
Однако у «Йога Патанджали» понятие бессознательного употребляется и
для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития
«пракрити» - великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум
(«читта»). «Он («читта») в сущности бессознателен, хотя становится
сознающим, благодаря отражению «Я», которое в нем находится»”[3].
Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между идеальным и
реальным мирами является результатом как сознательной, так и
бессознательной деятельности. При этом имеется в виду, «что деятельность,
которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем порождении мира
продуктивна бессознательно». Этим постулируется наличие сознательной и
бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом сознании, а
объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной
бессознательной «поэзией абсолютного духа»“[4].
Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга
бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к
развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место
бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает
природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные
формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом происходит развитие
путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.
Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная,
поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание
вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-
психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере
бессознательного.
Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал
бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и
сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал
врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.
Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни
человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать
его роль в познании и поведении людей.
Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится
не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела,
координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.
Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния,
которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в
сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец,
третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной,
научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.
Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой
энергией чувств и разума человека.
Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она
существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе
осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя
вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных,
творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без
контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения
этих задач, может быть направлено на иные предметы.
2.4. Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание
Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились
существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде
всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования
человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов
общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и
периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования
речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и
действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения
эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и
отношений.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа
сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют
собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между
ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|