МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Высшие психические функции

    Высшие психические функции

    Введение.

    Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли,

    чувства, стремления, потребности и т. п.. вся совокупность психического

    отражения человеком действительности, окружающего мира.

    Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла на самой

    высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений

    и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность,

    благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или

    иначе виз действует на окружающий мир.

    Психика—это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое

    заключается в отражении объективного мира.

    Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления,

    изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания

    природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.

    Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство

    высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания

    (рефлексия) [1].

    Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности

    выражается в:

    1. индивидуальных различиях;

    2. зависимости от общего развития личности;

    3. превращении в сознательно регулируемые действия или

    операции.

    Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические

    функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации

    и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как

    высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В

    целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и

    высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и

    реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ)

    могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном

    взаимодействии.

    1. Высшие психические функции.

    1.1. Теория ВПФ.

    Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и

    др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема

    культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

    Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский

    совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как

    "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует

    как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного

    созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и

    мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления,

    которые человечество создало в процессе своего исторического развития,

    являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления

    и др.).

    Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи

    в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией,

    систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые

    принципиально отличают поведение человека от поведения животного.

    Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями"

    характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в

    начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда

    имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в

    интрапсихическую.

    Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что

    человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением

    ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной

    функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя

    данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его

    объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе

    (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к

    нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая

    функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная

    деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими

    двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции

    вовнутрь.

    Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и

    "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и

    произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних

    преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс –

    процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной

    деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

    Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в Культурно

    -исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных

    видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс

    обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних

    индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его

    сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная

    догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка

    позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то

    обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

    В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность

    является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние

    психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную

    природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно

    Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая

    клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм

    человеческого сознания".

    В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем

    представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все

    признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным

    ребенка и его культурным, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в

    результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет

    отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает

    собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса

    является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда

    производно от развития личности в целом и обусловлено им".

    В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих

    стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития

    вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной

    социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критичными

    периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование

    психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством

    негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют

    роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития

    ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом

    возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство

    неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой

    педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности

    ребенка.

    Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют

    психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у

    подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это

    новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с

    первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и

    вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные

    признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия

    (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу

    самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в

    личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми.

    Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и

    состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в

    обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

    2. Сущность и составляющие ВПФ.

    Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке

    зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря

    усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как

    средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому

    использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями

    организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и

    высшие.

    Память.

    Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия

    оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое

    время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание,

    сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в

    нашем прошлом опыте, называется памятью.

    В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или

    явления с другими предметами или явлениями.

    Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и

    процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и

    устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность

    существования человеческого "я" и выступает, таким образом, в качестве

    одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

    Речь.

    Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не

    имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в

    частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует о

    себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные

    понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.

    п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили,

    что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы

    возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как

    средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным

    опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени,

    чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого,

    непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств:

    восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология

    и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их,

    способствуют их развитию.

    По своему жизненному значению речь имеет гтолифункшюнальный характер. Она

    является не только средством общения, но и средством мышления, носителем

    сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления

    поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

    Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной

    деятельностью, т. е. в своих различных функциональных назначениях

    представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога,

    письменной, устной и т. д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их

    жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном

    роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще

    всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает

    процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

    Мышление.

    Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно

    представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого

    отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает

    такой результат, какого ни в одной действительности, ни у субъекта на

    данный момент времени существует. Мышление (в элементарных формах оно

    имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний,

    творческое преобразование имеющихся представлений.

    Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том,

    что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи,

    которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача

    задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно

    данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной

    информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно

    отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и

    определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего

    непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и

    явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде

    законов, сущностей.

    На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно

    незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии,

    внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов

    обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих

    познавательных процессах определяет и уровень развития.

    Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является

    не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может

    выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее

    общих и существенных особенностях.

    Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность,

    предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно

    - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

    Внимание.

    Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

    Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические

    и физиологические процессы, способствует организованному и

    целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с

    его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную

    сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или

    деятельности.

    С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных

    процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный

    момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации

    интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация

    восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и

    продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты

    функционирования всей познавательной активности.

    Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,

    позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание

    выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в

    кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода

    запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления

    внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения

    задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему

    взаимопониманию, адаптации людей друг к другу.

    Восприятие.

    Восприятие является чувственным отображением предмета или явления

    объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств.

    Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание

    выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание

    чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную

    отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у

    субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но

    и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного

    предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый

    источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект

    направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает

    поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной

    действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко

    развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей

    двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого

    для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает

    довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного

    аппарата.

    Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним

    практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов

    и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий, в которых протекает

    его деятельность, составляют необходимую предпосылку осмысленного

    человеческого действия. Жизненная практика заставляет человека перейти от

    непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на

    этой стадии восприятие уже превращается в специфическую «теоретическую»

    деятельность. Теоретическая деятельность наблюдения включает анализ и

    синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Таким образом, связанное

    первично в качестве компонента или условия с какой-либо конкретной

    практической деятельностью, восприятие в конце концов в форме наблюдения

    переходит в более или менее сложную деятельность мышления, в системе

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.