МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Высшие чувства личности и формирования их в современных условиях

    Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который

    берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни.

    Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно

    продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы,

    пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.

    Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями

    искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными

    произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными

    произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей

    дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство.

    Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров:

    дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым

    прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

    Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность

    дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

    Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено

    также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют

    такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с

    художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические

    чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно

    если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые

    орнаменты, узоры и т.д.

    Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она

    должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды

    деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей

    бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.

    Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного

    творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического

    воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать

    красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует

    формированию музыкально-эстетического вкуса.

    Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к

    самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских

    инструментах.

    Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является

    природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая

    природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик.

    Поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на

    своеобразие красок природы, учить слышать “живой” голос леса, поля.

    Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать

    воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе:

    прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми

    понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение

    взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего

    солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и

    постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему,

    понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем

    наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”

    Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое

    место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают

    разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но

    особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с

    животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы.

    Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и

    видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются

    самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит

    к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям

    систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное

    отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное,

    но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми

    обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение,

    умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого

    человека.

    Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание

    художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние

    художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат

    народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.

    Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или

    грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой

    игрушке.

    Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно

    необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса.

    При условии хорошо организованного детского коллектива возникают

    начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. Ребенок скучает

    без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается

    за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в

    помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь,

    формирует у детей чуткость и заботливость как черту характера.

    Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном

    возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство

    детей с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, писателями

    формирует у ребенка чувство гордости и любви к своей стране.

    Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение поручений

    формирует у ребенка новое чувство – чувство долга, ответственности перед

    другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство

    собой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих

    достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.

    Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с

    аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним

    воспитателей, дети получают основу для переживания новых чувств: гордости,

    неуверенности в себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости и

    стыда.

    Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые

    читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное

    отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое

    существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное

    проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких

    дел, доступных детям, полезных обществу и радостных для самих ребят,

    воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборке территории

    детского сада, и уход за цветами, животными в живом уголке, и украшение

    помещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по

    дому.

    Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные

    изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше

    опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об

    окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным

    опытом нравственного поведения.

    Поступая в школу, ребенок приобретает не только новые обязанности, но и

    новые права. Ему покупают книги, тетради. Он, как и взрослые члены семьи,

    имеет свое настоящее, ответственное дело, с которым считаются все, в том

    числе и родители. Ему надо готовить уроки, надо иметь свой стол, разрезную

    азбуку и т.д.

    Изменение общественного положения маленького ученика наполняет его

    чувством гордости, радости и удовлетворения. Однако возникает у ребенка и

    много тревожных чувств: “Что будет в школе? Какая будет учительница?”

    В школе происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и

    вкусов. В период младшего школьного возраста создаются благоприятные

    условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание

    эстетического вкуса.

    Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том , что у

    младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с

    удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к

    окружающим.

    Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так же

    в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя

    последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому

    видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только

    воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

    Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными.

    Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании

    эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни,

    огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая

    небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны

    достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его

    охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с

    теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное

    произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства

    выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детей

    не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко

    различать произведения разных жанров.

    В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в

    основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним

    из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно

    переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие

    учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими

    глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду

    творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-

    художественных промыслов: Гжели (художественная роспись по керамике),

    Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные

    жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при

    выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки

    детского творчества, где можно увидеть множество удивительного,

    неожиданного и красивого в поделках детей.

    Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность

    театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные

    возможности для развития разнообразных эстетических чувств.

    Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств.

    Как показывают исследования психологов, отношение, складывающиеся у

    младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением.

    Если для первоклассника решающую роль в оценке того или другого ученика

    играют отметки и оценка учителя, то у учащихся 3 класса особого признания

    заслуживает не отличник, а тот, кто много знает, кто легко решает трудные

    задачи, может правильно ответить на любой вопрос, тот, кто показал себя как

    хороший спортсмен. При этом у класса складывается определенное отношение к

    каждому ученику. Характерно, что это отношение становится все более

    независимым от оценки учителя.

    Чувство товарищества рождает чувство ответственности за себя и за

    других, заботу о выполнении данного классу поручения. Младшие школьники с

    большой ответственностью и трогательной заботливостью готовят малышам

    игрушки к празднику и другое.

    Дети уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и

    чуткость к матери, к учительнице и даже к чужим людям, проявившим

    храбрость, благородство, преданность друг другу. А беседы с учащимися и

    обсуждение вместе с ними поступков реальных людей или литературных

    персонажей развивают у них умение правильно оценивать факты.

    Возникновение, сила и особенности протекания интеллектуальных чувств

    зависят не столько от возраста детей, сколько от содержания и организации

    их деятельности, в первую очередь учебной.

    Обучение, построенное на активной, разнообразной мыслительной

    деятельности детей, быстро воспитывает у маленьких школьников любовь к

    умственному труду, радость исканий и большое удовлетворение от найденных

    решений.

    Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста выражаются и в

    нарастающей его любознательности, в ненасытной жажде знаний. Они

    усиливаются чтением книг, журналов. При этом младших школьников привлекают

    уже не отдельные яркие и удивительные факты, как это имело место у

    дошкольников. Учащиеся 1-3 классов интересуются более глубокими причинами

    изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детям нравиться читать,

    они стремятся приобретать все новые и новые знания.

    Так рождаются у младших школьников учебные, а затем и познавательные

    интересы.

    Рассматривая подростковый возраст, как следующую ступень в жизни

    человека, можно выделить существенные черты, присущие этому возрасту

    относительно нравственного воспитания. Подростковый возраст называют

    переходным возрастом, так как происходит своеобразный переход от детского к

    взрослому состоянию.

    Э. Штерн: “Подростковый возраст – один из этапов формирования личности.

    Центральной проблемой всякой психологии должна быть проблема человеческой

    личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая

    ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Скажи

    мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей

    жизни, и я скажу кто ты.”1

    Для подростка характерно эмоционально окрашенное стремление активно

    участвовать в жизни коллектива. Дети общаются: их отношения строятся на

    кодексе полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. Центр

    жизни переносится из учебной деятельности в деятельность общения. Мнение

    коллектива сверстников становится даже важнее оценки учителя и родителей.

    В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как

    раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных

    ценностей.

    Одной из важных особенностей подросткового возраста – развитие

    нравственного сознания : нравственных представлений, понятий, система

    одиночных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в

    поведении. Если младший школьник действует по указанию старших, то теперь

    для него основное значение приобретают собственные принципы поведения,

    собственные взгляды и убеждения.

    Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном

    возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше.

    Убеждения – это и мысль, и чувство, и воля, это такие знания, положения,

    суждения, мнения, которые связаны с глубоким переживанием их истинности.

    Убеждения – это своеобразный сплав нравственных знаний, оценок,

    переживаний и побуждений к действиям и поступкам. Убеждения определяют

    требования развивающейся личности к себе и всю систему поведения и

    взаимоотношений с окружающими.

    “В убеждении находит свое возражение более широкий жизненный опыт

    школьника, проанализированный и обобщенный, с точки зрения нравственных

    норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности

    школьников”. 1

    Таким образом, отношения к действительности, то есть чувства

    положительные и отрицательные, возникают с первых дней жизни ребенка.

    Чувства развиваются в процессе усложнения образа жизни ребенка,

    разнообразных видов его деятельности и обогащения содержания и форм его

    общения с окружающим миром: природой, людьми, предметами.

    С изменением положения ребенка среди сверстников и взрослых, которое

    связано с его приходом в школу, перестраиваются его чувства и отношения как

    к другим, так и к себе. Появляются новые переживания, углубляются и

    приобретают большую системность прежде испытанные чувства..

    Формирование высших чувств – познавательных, нравственных эстетических –

    требуют усвоения ребенком некоторой системы соответсвующих знаний. На их

    основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства.

    Воспитание, направленное только на совершенствование одного из этих

    звеньев, обособленное от двух остальных, ведет либо к формализму, либо к

    переживаниям, за которыми скрывается равнодушие и черствость.

    Заключение.

    Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески

    активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в

    природе, труде, быту и так далее.

    Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном

    просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные

    ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке

    нравственного творчества, а так же стремления к нравственному

    совершенствованию. Трудно установить какие–либо пределы этому

    совершенствованию. Это дело каждой отдельной личности, в какой мере она

    будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство и

    каждая отдельная личность обязаны определить тот минимум нравственности,

    без которого не может существовать полноценная личность и полноценное

    общество.

    Становление морального мира личности зависит от очень многих факторов.

    Исключительная роль семьи в формировании высших чувств заключается в

    том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о

    красоте, аккуратности и чистоте. Именно в ней будущие граждане получают

    первые уроки жизни, приобретаются навыки общественного поведения, здесь

    закладываются основы мировоззрения.

    Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа – второй

    и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические

    чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые

    проводятся в детском саду и школе. Через школу проходит все подрастающее

    поколение. Притом в таком возрасте, когда у него формируются мировоззрение,

    нравственное сознание, трудовые навыки, эстетические вкусы. Школа должна

    закладывать основы самовоспитания, пробуждать интерес к постоянному

    совершенствованию. Именно в школьном возрасте возникает стремление к

    самооценке, самоопределению, появляются возвышенные и конкретные идеалы.

    “Воспитание – дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать

    за ненужность воспитания” говорил Соловьев.

    Список литературы.

    1. Богословский В.В. Общая психология. М., 1981

    2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1999 .

    3. Годфруа Ж.А. Что такое психология М., 1992 .

    4. Ковалев А.Г. Общая психология, М., 1981 .

    5. Крутецкий В.А. Психология, М., 1980 .

    6. Крылов А.А. Психология, М ., 1998.

    7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, М., 1999.

    8. Люблинская А.А. Детская психология, М., 1971

    9. Немов Р.С. Психология, М., 1990 .

    10. Обухова Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы , М. , 1995 .

    -----------------------

    1 .Ковалева А.Г. Общая психология : М; Просвещение 1981 С. – 293

    2 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: М; 1974 С. -

    117

    1 Немов Р.С. Психология М,1985. Просвещение, С - 209

    [1] Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника М

    ,Просвещение1985 , С. 16..

    1 Обухова Л.Г. Психология детства; Просвещение , М , 1992 . С. 45

    1 Обухова Л.Г. Психология детства ; Просвещение, М 1992 , С . 56.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.