Высшие чувства личности и формирования их в современных условиях
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который
берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни.
Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно
продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы,
пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями
искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными
произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными
произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей
дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство.
Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров:
дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым
прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность
дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.
Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено
также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют
такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с
художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические
чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно
если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые
орнаменты, узоры и т.д.
Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она
должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды
деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей
бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.
Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного
творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического
воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать
красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует
формированию музыкально-эстетического вкуса.
Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к
самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских
инструментах.
Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является
природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая
природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик.
Поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на
своеобразие красок природы, учить слышать “живой” голос леса, поля.
Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать
воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе:
прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми
понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение
взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего
солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и
постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему,
понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем
наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое
место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают
разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но
особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с
животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и
видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются
самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит
к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям
систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное
отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное,
но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми
обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение,
умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого
человека.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание
художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние
художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат
народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или
грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой
игрушке.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно
необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса.
При условии хорошо организованного детского коллектива возникают
начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. Ребенок скучает
без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается
за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в
помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь,
формирует у детей чуткость и заботливость как черту характера.
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном
возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство
детей с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, писателями
формирует у ребенка чувство гордости и любви к своей стране.
Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение поручений
формирует у ребенка новое чувство – чувство долга, ответственности перед
другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство
собой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих
достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.
Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с
аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним
воспитателей, дети получают основу для переживания новых чувств: гордости,
неуверенности в себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости и
стыда.
Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые
читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное
отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое
существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное
проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких
дел, доступных детям, полезных обществу и радостных для самих ребят,
воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборке территории
детского сада, и уход за цветами, животными в живом уголке, и украшение
помещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по
дому.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные
изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше
опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об
окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным
опытом нравственного поведения.
Поступая в школу, ребенок приобретает не только новые обязанности, но и
новые права. Ему покупают книги, тетради. Он, как и взрослые члены семьи,
имеет свое настоящее, ответственное дело, с которым считаются все, в том
числе и родители. Ему надо готовить уроки, надо иметь свой стол, разрезную
азбуку и т.д.
Изменение общественного положения маленького ученика наполняет его
чувством гордости, радости и удовлетворения. Однако возникает у ребенка и
много тревожных чувств: “Что будет в школе? Какая будет учительница?”
В школе происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и
вкусов. В период младшего школьного возраста создаются благоприятные
условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание
эстетического вкуса.
Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том , что у
младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с
удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к
окружающим.
Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так же
в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя
последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому
видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только
воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными.
Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании
эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни,
огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая
небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны
достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его
охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с
теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное
произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства
выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детей
не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко
различать произведения разных жанров.
В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в
основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним
из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно
переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие
учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими
глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду
творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-
художественных промыслов: Гжели (художественная роспись по керамике),
Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные
жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при
выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки
детского творчества, где можно увидеть множество удивительного,
неожиданного и красивого в поделках детей.
Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность
театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные
возможности для развития разнообразных эстетических чувств.
Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств.
Как показывают исследования психологов, отношение, складывающиеся у
младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением.
Если для первоклассника решающую роль в оценке того или другого ученика
играют отметки и оценка учителя, то у учащихся 3 класса особого признания
заслуживает не отличник, а тот, кто много знает, кто легко решает трудные
задачи, может правильно ответить на любой вопрос, тот, кто показал себя как
хороший спортсмен. При этом у класса складывается определенное отношение к
каждому ученику. Характерно, что это отношение становится все более
независимым от оценки учителя.
Чувство товарищества рождает чувство ответственности за себя и за
других, заботу о выполнении данного классу поручения. Младшие школьники с
большой ответственностью и трогательной заботливостью готовят малышам
игрушки к празднику и другое.
Дети уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и
чуткость к матери, к учительнице и даже к чужим людям, проявившим
храбрость, благородство, преданность друг другу. А беседы с учащимися и
обсуждение вместе с ними поступков реальных людей или литературных
персонажей развивают у них умение правильно оценивать факты.
Возникновение, сила и особенности протекания интеллектуальных чувств
зависят не столько от возраста детей, сколько от содержания и организации
их деятельности, в первую очередь учебной.
Обучение, построенное на активной, разнообразной мыслительной
деятельности детей, быстро воспитывает у маленьких школьников любовь к
умственному труду, радость исканий и большое удовлетворение от найденных
решений.
Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста выражаются и в
нарастающей его любознательности, в ненасытной жажде знаний. Они
усиливаются чтением книг, журналов. При этом младших школьников привлекают
уже не отдельные яркие и удивительные факты, как это имело место у
дошкольников. Учащиеся 1-3 классов интересуются более глубокими причинами
изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детям нравиться читать,
они стремятся приобретать все новые и новые знания.
Так рождаются у младших школьников учебные, а затем и познавательные
интересы.
Рассматривая подростковый возраст, как следующую ступень в жизни
человека, можно выделить существенные черты, присущие этому возрасту
относительно нравственного воспитания. Подростковый возраст называют
переходным возрастом, так как происходит своеобразный переход от детского к
взрослому состоянию.
Э. Штерн: “Подростковый возраст – один из этапов формирования личности.
Центральной проблемой всякой психологии должна быть проблема человеческой
личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая
ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Скажи
мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей
жизни, и я скажу кто ты.”1
Для подростка характерно эмоционально окрашенное стремление активно
участвовать в жизни коллектива. Дети общаются: их отношения строятся на
кодексе полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. Центр
жизни переносится из учебной деятельности в деятельность общения. Мнение
коллектива сверстников становится даже важнее оценки учителя и родителей.
В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как
раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных
ценностей.
Одной из важных особенностей подросткового возраста – развитие
нравственного сознания : нравственных представлений, понятий, система
одиночных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в
поведении. Если младший школьник действует по указанию старших, то теперь
для него основное значение приобретают собственные принципы поведения,
собственные взгляды и убеждения.
Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном
возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше.
Убеждения – это и мысль, и чувство, и воля, это такие знания, положения,
суждения, мнения, которые связаны с глубоким переживанием их истинности.
Убеждения – это своеобразный сплав нравственных знаний, оценок,
переживаний и побуждений к действиям и поступкам. Убеждения определяют
требования развивающейся личности к себе и всю систему поведения и
взаимоотношений с окружающими.
“В убеждении находит свое возражение более широкий жизненный опыт
школьника, проанализированный и обобщенный, с точки зрения нравственных
норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности
школьников”. 1
Таким образом, отношения к действительности, то есть чувства
положительные и отрицательные, возникают с первых дней жизни ребенка.
Чувства развиваются в процессе усложнения образа жизни ребенка,
разнообразных видов его деятельности и обогащения содержания и форм его
общения с окружающим миром: природой, людьми, предметами.
С изменением положения ребенка среди сверстников и взрослых, которое
связано с его приходом в школу, перестраиваются его чувства и отношения как
к другим, так и к себе. Появляются новые переживания, углубляются и
приобретают большую системность прежде испытанные чувства..
Формирование высших чувств – познавательных, нравственных эстетических –
требуют усвоения ребенком некоторой системы соответсвующих знаний. На их
основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства.
Воспитание, направленное только на совершенствование одного из этих
звеньев, обособленное от двух остальных, ведет либо к формализму, либо к
переживаниям, за которыми скрывается равнодушие и черствость.
Заключение.
Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески
активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в
природе, труде, быту и так далее.
Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном
просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные
ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке
нравственного творчества, а так же стремления к нравственному
совершенствованию. Трудно установить какие–либо пределы этому
совершенствованию. Это дело каждой отдельной личности, в какой мере она
будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство и
каждая отдельная личность обязаны определить тот минимум нравственности,
без которого не может существовать полноценная личность и полноценное
общество.
Становление морального мира личности зависит от очень многих факторов.
Исключительная роль семьи в формировании высших чувств заключается в
том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о
красоте, аккуратности и чистоте. Именно в ней будущие граждане получают
первые уроки жизни, приобретаются навыки общественного поведения, здесь
закладываются основы мировоззрения.
Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа – второй
и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические
чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые
проводятся в детском саду и школе. Через школу проходит все подрастающее
поколение. Притом в таком возрасте, когда у него формируются мировоззрение,
нравственное сознание, трудовые навыки, эстетические вкусы. Школа должна
закладывать основы самовоспитания, пробуждать интерес к постоянному
совершенствованию. Именно в школьном возрасте возникает стремление к
самооценке, самоопределению, появляются возвышенные и конкретные идеалы.
“Воспитание – дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать
за ненужность воспитания” говорил Соловьев.
Список литературы.
1. Богословский В.В. Общая психология. М., 1981
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1999 .
3. Годфруа Ж.А. Что такое психология М., 1992 .
4. Ковалев А.Г. Общая психология, М., 1981 .
5. Крутецкий В.А. Психология, М., 1980 .
6. Крылов А.А. Психология, М ., 1998.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, М., 1999.
8. Люблинская А.А. Детская психология, М., 1971
9. Немов Р.С. Психология, М., 1990 .
10. Обухова Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы , М. , 1995 .
-----------------------
1 .Ковалева А.Г. Общая психология : М; Просвещение 1981 С. – 293
2 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: М; 1974 С. -
117
1 Немов Р.С. Психология М,1985. Просвещение, С - 209
[1] Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника М
,Просвещение1985 , С. 16..
1 Обухова Л.Г. Психология детства; Просвещение , М , 1992 . С. 45
1 Обухова Л.Г. Психология детства ; Просвещение, М 1992 , С . 56.
Страницы: 1, 2
|