МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Введение в профессию

    получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать

    известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки

    отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими

    возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и

    накапливать заново.

    Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как

    житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и

    достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания

    упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных,

    логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения

    новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный

    опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

    Четвертое различие состоит в методах, получения знаний в сферах

    житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены

    ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к

    этим методам добавляется эксперимент.

    Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не

    ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает

    интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая

    соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти

    условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление

    подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода

    (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории)

    психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

    Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной

    психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и

    подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем

    объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот

    накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях

    психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая

    психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная

    психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях,

    имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития

    животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными

    условиями труда – условиями стресса, информационных перегрузок или,

    наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., – психолог не

    только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается

    с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо

    механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с

    разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

    Приведу короткий пример. У нас в г. Загорске существует специальный

    интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет

    зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный "канал", через

    который они могут вступать в контакт с внешним миром, – это осязание.

    И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального

    обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот,

    особенно вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во

    многих деталях может быть увиден как бы через "временную лупу" (термин,

    который использовали для описания этого феномена известные советские –

    ученые А.И.Мещеряков и Э.В.Ильенков). Очевидно, что в случае развития

    нормального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно

    и незамечено. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого

    эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая

    психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается

    одновременно в важнейшее средство познания общих психологических

    закономерностей – развития восприятия, мышления, личности.

    Итак, научная психология является системой теоретических

    (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и

    исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой

    переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их

    точному предметному определению, к возможности методической

    регистрации, экспериментального установления причинных связей и

    закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

    "Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – пишет один из

    основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – она

    имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в

    будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины

    исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее

    философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам

    экспериментального исследования предшествовали столетия философских

    размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания

    людей – с другой" (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за

    Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно

    представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного

    движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских

    размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

    Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной

    психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию

    научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской

    психологии?

    Представим себе рядом с образованным специалистом - психологом

    какого-нибудь мудреца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь

    древнегреческого философа, например. Этот мудрец – носитель

    многовековых размышлений людей о судьбах человечества, о природе

    человека, его проблемах, его счастье. Специалист – психолог – носитель

    научного опыта, качественно другого, как мы только что видели. Так

    какую же позицию он должны занять по отношению к знаниям и опыту

    мудреца? Вопрос этот не праздный, он неизбежно рано или поздно встанет

    перед каждым из вас: как должны соотноситься в вашей голове, в вашей

    душе, в вашей деятельности эти два рода опыта?

    Существует ошибочная позиция, которую, впрочем, нередко занимают

    психологи с большим научным стажем. "Проблемы человеческой жизни, –

    говорят они, – нет, я ими не занимаюсь. Я занимаюсь научной

    психологией. Я разбираюсь в нейронах, рефлексах, психических процессах,

    а не в "муках творчества".

    Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем

    ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые основания состоят в

    том, что упомянутый научный психолог вынужден был в процессе своего

    образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден

    был вместе с научной психологией, образно говоря, загнать жизнь in

    vitro, "разъять" душевную жизнь "на части". Но эти необходимые действия

    произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью

    делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он

    забыл или не дал себе труда осознать, что великие ученые – его

    предшественники вводили новые понятия и теории, выделяя существенные

    стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к ее анализу с

    новыми средствами.

    История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того,

    как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда

    И. П. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение

    слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы, в конце концов,

    проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С.

    Выготский увидел в "курьезных" действиях типа завязывания узелка на

    память способы овладения человеком своим поведением.

    О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как

    переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, нигде не

    прочитать. Человек может развить в себе эти способности, впитывая

    лучшие образцы, заключенные в научной литературе. Только постоянное

    внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может

    сформировать чувство "биения жизни" в научных занятиях. Ну а для этого,

    конечно, совершенно необходимо обладать житейскими психологическими

    знаниями, возможно более обширными и глубокими.

    Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание предостерегут

    еще от одной опасности. Дело в том, что, как известно, в науке нельзя

    ответить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых. Но

    новые вопросы бывают разные: "дурные" и правильные. И это не просто

    слова. В науке существовали и существуют, конечно, целые направления,

    которые заходили в тупик. Однако прежде чем окончательно прекратить

    свое существование, они некоторое время работали вхолостую, отвечая на

    "дурные" вопросы, которые порождали десятки других дурных вопросов.

    Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими

    тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как

    часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном

    контакте с жизнью.

    В конечном счете, мысль простая: научный психолог должен быть

    одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет

    малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту

    говоря, будет несчастен.

    Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят

    одну-две основные мысли, он сочтет свою задачу выполненной. В данном

    реферате мысль эта следующая: отношения научной и житейской психологии

    подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает

    из нее свою силу.

    Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский

    психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи;

    наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

    3. Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейском

    психологии.

    Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью

    постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие

    задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических

    областях, а их устранение выходило за пределы компетенции

    соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли

    могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления

    общепсихологической науки.

    Возможные примеры. 1. В 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник

    обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении

    местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой

    задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регулировать

    моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая

    при этом секунды и отмечая (высчитывая) положение звезды секундой

    раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель

    пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности.

    В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за

    временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции

    является весьма изменчивой характеристикой, и различия между людьми

    равны примерно 1 секунде. Так, из разъяснений досадной "ошибки",

    связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла

    дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные

    различия людей. 2. Интересно, что именно ошибкам человек при выполнении

    той или иной деятельности, проблемам "человеческого фактора" обязаны

    своим появлением многие отрасли психологии. В ответ на трудности

    управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором

    возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и

    воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни

    положило начало психологии педагогической и возрастной.

    Отрасли психологии можно различить по нескольким критериям. Во-

    первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды

    которых обслуживают, т. е. по тому, что делает человек: психология

    труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому, кто именно

    эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем

    объектом психологического анализа: человек определенного возраста

    (детская и возрастная психология, группы людей (социальная психология),

    представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент

    психиатра (патопсихология) и т. д. Наконец, отрасли психологии могут

    определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений

    психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и

    физиологических процессов (психофизиология).

    В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют.

    Например, психолог на производстве обладает знаниями как инженерной

    психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологическая

    стороны школьной работы относится одновременно к сферам возрастной,

    педагогической психологии. Разработка практических приложений

    нейропсихологии – прежде всего, проблемы реабилитации больных с

    мозговыми поражениями той или иной профессиональной деятельности –

    требует знания психологии труда.

    Понятно, что, как говорилось выше, психолог-практик – это просто

    житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы

    решения задач и должен изучать, изобретательно использовать

    повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально,

    а задачи довольно четко разделены на решаемые и нерешаемые. Следует

    подчеркнуть, что относительная автономия прикладных отраслей от их

    общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные

    практические связи с другими науками – социологией, биологией,

    физиологией, медициной.

    Многообразные формы сотрудничества научной и житейской психологией,

    типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может

    создать и передать пациенту новые способы освоения своего эффективного

    прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы

    только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие и

    присутствует при нем, как врач при рождении ребенка. Он уточняет

    условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого

    сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового

    человека, с другой, – развитие центрального раздела психологической

    науки – изучение личности.

    Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и

    преодоления тяжелых душевных недуг, когда научный и житейский психологи

    как бы совмещаются в одном человеке.

    Типичный пример. М.М.Зощенко в "Повести о разуме" проводит

    психологический анализ источников собственного личностного кризиса. Он

    подробно исследует варианты скрытого содержания аффектогенных символов,

    сновидений и состояний (протянутая рука нищего, рев тигра, отвращение к

    еде и т. д.), затем постепенно определяет (не "вспоминает", а именно,

    определяет) перенесенную в раннем детстве травму, и, благодаря ее

    сознательному освоению, достигается самоизлечения. Найденные им и

    проведенные на себе приемы обогащают персонал психотерапии.

    Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе

    житейские эмпирические правила управления поведением и лишь затем

    получают выражение в теоретических понятиях.

    Возможный пример. Широко известная закономерность: чрезмерное

    желание, стремление к какой-либо цели препятствует ее достижению. Так,

    австрийский психолог В.Франкл считает многие невротические расстройства

    – случаи заикания, нарушения моторики и т. п. (при объективной

    сохранности двигательной сферы) следствием именно гипернаправленности

    человека, мешающей преодолеть недуг. Предложенный им терапевтический

    прием основан на житейском правиле – "бороться с врагом его же

    оружием": следует пожелать как раз того, от чего на самом деле человек

    хочет отказаться и чем, к несчастью обладает. Один из пациентов

    Франкла, по профессии бухгалтер, страдал судорогами мышц руки и очень

    плохо писал. Профессиональная непригодность привела его к крайне

    тяжелому общему состоянию. Выход же оказался неожиданным: пациента

    попросили написать что-нибудь как можно хуже, т. е. показать, что он

    может нацарапать такие каракули, которые никто не сможет разобрать, – и

    человек излечился от недуга. Затем этот прием был обобщен в

    теоретическом понятии "парадоксальной интенции (стремления)".

    Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские

    представления людей о своей психической жизни. Средствами такого

    представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа

    (аффективный "комплекс", "архетип", "внутренняя цензура" и др.),

    термины, предложенные для описания эмоциональной сферы ("стресс")

    защитных механизмов личности ("компенсация", "замещение",

    "рационализация", "вытеснение"). Попадая в разговорную речь, эти

    термины получают содержания, не всегда относящиеся к их первоначальному

    смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже

    открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств.

    Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально

    должен становится психологом житейским, подготовка к работе с

    некоторыми методами диагностики личности, обучения правильной и полной

    интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика

    проведения психологических экспериментов является подчас тонким

    искусством, требующим мастерства и интуиции.

    Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между

    научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах

    по деловому общению даются конкретные практические советы по

    адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми,

    которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода

    "учебники" житейской психологии, с другой – систематический перечень

    результатов, дающий материал для научного исследования.

    Таким образом, положение психологической науки определяется ее

    двумя разнонаправленными традициями. Первая из них – стремление стать

    естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской

    психологии. Обе эти цели непостижимы, но каждая из них порождает свои

    конкретные задачи.

    С одной стороны, по сравнению с житейской психологией, научная

    представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и

    методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов

    ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого

    опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства

    сближают ее с естественными науками.

    С другой стороны, психологическая наука имеет особенности,

    связанные со спецификой объекта изучения – его способностью к

    внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека

    о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных

    задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных

    объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в

    изучении, но и в практике создания этих представлений как способов

    преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития

    жизненного опыта.

    Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия,

    вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие

    которой можно, вслед за Л.С.Рубинштейном, представить в виде пирамиды,

    сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной

    психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки,

    и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности.

    Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь,

    предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов,

    воспитания и развития личности.

    Научная психология в целом – это попытка осознать, регулярно

    осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно

    развивающий опыт психической жизни современного человека.

    Литература:

    1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ,

    1988. С . 7-19.

    2. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во

    МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.