Возраст ребёнка и тип воспитания отца
привыкать к тому, что некоторые молодые люди осмеливаются относиться к ней
без восхищения. Но вероятно, хуже всего той, которая вообще лишена в
детстве какого-либо мужского образца и, повзрослев, недоумевает, глядя на
инопланетян в пиджаках, с которыми разговаривать нужно как-то не так, как с
подругами, но как — непонятно.
В самом лучшем положении находится девушка, чей любящий отец (а может
быть, дядя, старший брат, друг семьи) мягко я ненавязчиво напоминал ей о ее
красоте, ее девичьем достоинстве, формируя прочное, устойчивое
положительное отношение к себе. И быть может, совсем неплохие шансы у той,
чей опыт отношений с отцом (пьяницей, забулдыгой, мерзавцем) однозначно
отрицательный: ей по крайней мере ясно, чего она в жизни не любит и не
примет никогда.
По зарубежным данным, сексуальные отношения женщин, выросших в полных
семьях, более устойчивы, чем у женщин, выросших без отца. Женщины, которые
вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, чаще оценивают свой брак
как удачный в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем женщины,
в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. У фригидных
женщин, как правило, были крайне невнимательные отцы, не проявлявшие
никакой заботы о дочери. Женщины, страдающие половыми извращениями, часто
вспоминают, что их отцы не играли в семье никакой роли. Анализ их
переживаний позволил психиатрам утверждать, что такие женщины испытывают
«тоску по сильному отцу»
Особенно интересно, что ученым не удалось найти связи между особенностями
личной жизни женщины и поведением ее матери; по-видимому, влияние отца в
этом отношении является преобладающим.
Если для девочки мужчина в семье представляет собой первый образец
поведения человека противоположного пола, то для мальчика он является
примером, на который можно ориентироваться в жизни. Трехлетний малыш,
наблюдая за отцом, пытается бриться, повязать галстук, поднять папин
портфель.
Колоссальное значение для развития как мальчика, так и девочки имеют
отношения между отцом и матерью. Взрослея, ребенок наблюдает панораму этих
отношений, которые, как и поведение каждого из родителей в отдельности,
становятся для него моделью, положительным или отрицательным образцом
отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит. какими способами
и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость,
нежность, забота) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую
роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в
дальнейшем, и понадобятся большие усилия, большой опыт и многочисленные
разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно
и по-другому. Как-то, приведя своего ребенка в детсад, я услышал, как
мальчик с ясной улыбкой говорил своему товарищу: «А у меня папка вчера
пьяный был, мамку бил». Поражало не содержание этих слов, а спокойствие, с
которым они были произнесены.
Грубо говоря, можно выделить три варианта развития мужских качеств у
мальчиков: недостаток этих качеств, избыток и норма.
В первом случае ребенок растет пассивным, вяловатым, послушным,
аккуратным, мало интересуется спортом, активными играми, никогда не бывает
заводилой каких-либо дел. Такой мальчик часто очень нравится родителям
(особенно матери и бабушке) и учителям — он не доставляет хлопот. Когда
учительница в классе поощряет мальчиков быть послушными тихонями, а дома
громко вопрошает, куда подевались в современном мире мужество и
рыцарственность, она не понимает, что сама готовит поколение мужчин,
которые ей так не нравятся.
Во втором случае на наших глазах растет нагловатый и самоуверенный
молодой человек, который больше всего на свете ценит смелость и грубую
силу, ищет удовольствия в драках, а девочек (да и взрослых женщин) вообще
не считает за людей, предпочитая называть их «бабами», с юных лет слушает и
рассказывает про них скабрезные истории. Такой типаж нам всем активно не
нравится. Но ведь очень часто второй вариант оказывается продолжением и
развитием первого: мальчик (особеино подросток) компенсирует исходный
недостаток мужских качеств показной «мужественностью», воспринимая хамство
и культ силы как единственное средство утверждения своего мужского «я».
Наконец, в третьем варианте мальчик уверен в себе, обладает чувством
собственного достоинства, в меру агрессивен, способен постоять за себя в
драке. Он инициативен, интересуется такими специфически мужскими
предметами, как спорт (особенно футбол, бокс, борьба), охота, рыбная ловля,
техническое творчество. Он четко осознает себя мальчиком, будущим мужчиной,
защитником слабых и помощником матери. У таких ребят иногда бывают
неизбежные «выбросы» агрессии, но, борясь с ней (путем тщательного
искоренения драк, пресловутых рогаток), взрослые могут существенно
препятствовать их развитию.
Нормальное развитие мужских интересов, мужского самосознания у ребят
тесно связано с участием отца в их воспитании. Наиболее мужественные
сыновья вырастают отнюдь не у отцов — сторонников спартанской суровости, а
у нежных и заботливых. Сыновья добрых, мягких отцов очень рано начинают
предпочитать мужские (технические) игрушки и отвергать женские (куклы),
тогда как сыновья суровых отцов долго не могут выбрать игрушку «своего
пола». Норвежские педагоги, исследовав семьи моряков дальнего плавания (они
проводят в море девять месяцев в году), обнаружили, что при отсутствии в
семье близких родственников мужского пола мальчики вырастают грубыми и
жесткими, явно пытаясь таким образом компенсировать отсутствие подлинной
мужественности. Когда их просят нарисовать человека, они рисуют женскую
фигуру.
Здесь мы снова сталкиваемся с глубокими различиями между понятиями
лидерства отца в семье, с одной стороны, и жесткой авторитарности — с
другой. Авторитарность отца, его тяга к наказаниям, к строгому порядку в
семье мешают развитию мужского самосознания сына. А вот главенство мужчины
в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни является
важным положительным моментом. Отец. пассивный в принятии решений,
вытесняемый из воспитательного процесса энергичной матерью и(или) бабушкой
ребенка, создает ситуацию, в которой развитие подлинных мужских черт
характера у сына затруднено и искажено. Помнить об этом следует не только
мужчинам, но и женщинам, которые в борьбе за власть в семье не задумываются
о том, что приносят сына в жертву своим самолюбивым амбициям.
Хочется сделать несколько выводов, которые пригодятся нам дальше. Во-
первых, влияние отца зависит от пола ребенка. Одни и те же черты отца могут
прекрасно влиять на развитие мальчика, но в значительно меньшей степени
стимулировать формирование девочки, и наоборот. Во-вторых, это влияние
зависит от положения отца в семье, причем, как говорил один специалист по
управлению, «управлять — не значит властвовать». Сила и доминантность отца
могут играть положительную роль в развитии как интеллекта, так и личностных
особенностей и интересов ребенка, а авторитарность и склонность к
наказаниям — отрицательную. В-третьих, играет роль и положение отца в
обществе, его удовлетворенность своей работой и статусом. В-четвертых, как
мы уже говорили и еще не раз будем говорить, значение отца никак не связано
с его биологическим отцовством: оно определяется всей системой отношений в
семье и за ее пределами.
Вероятно, ни один элемент семьи не окружен таким мощным слоем
предрассудков, как отец. Особая роль отца в патриархальной семье — роль
главы рода, опоры государственной власти, хранителя традиций, передаваемых
«от отца к сыну» (почему-то я никогда не слышал, чтобы нравственные
традиция передавались «от матери к дочери»), — такая роль неизбежно требует
мифологизации. Не зря фигура отца в художественной литературе описана
гораздо ярче, чем в научной. Отец — это почти сказочный персонаж. Проходит
время, меняется общество, и один предрассудок сменяется другим.
К числу предрассудков, наиболее распространенных в настоящее время,
относятся:
1) точка зрения, согласно которой «безотцовщина» неизбежно влечет за
собой деформацию психического развития и поведения ребенка, грубые
отклонения в формировании его личности, нравственности;
2) позиция «ненужности отца», согласно которой женщина, при достаточной
материальной и бытовой обеспеченности, всегда может дать своему ребенку не
меньше, а то и больше, чем любой мужчина; роль отца в лучшем случае
вспомогательная: он может создать условия жене для воспитания ребенка;
3) мнение, согласно которому функция отца заключается в том, чтобы
держать детей в строгости и повиновений; отец накажет, мать приласкает —
вот формула воспитания, соответствующая этой точке зрения.
Неважно, как соотносятся между собой эти представления. Может показаться,
например, что первый предрассудок противоречит второму, но это не имеет
значения. Мифологическое сознание, в отличие от реалистического,
нечувствительно к противоречиям, и самые, казалось бы, несовместимые
положения прекрасно уживаются в нем.
Мы уже видели, что все эти представления очень плохо соотносятся с
фактами, касающимися влияния отца на ребенка. Понимание тех сложностей, с
которыми сталкивается мужчина в своем собственном развитии, должно пролить
дополнительный свет на эту проблему.
Помогает в решении существующих семейных проблем психолог.
III. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Экспериментальная часть
Работа психолога с родителями по выявлению и коррекции проблем подростка
начинается с обстоятельного тестового анкетирования матери и отца для
выявления анализа степени влияния каждого из родителей на ребёнка. В
проведённых диагностических мероприятиях мы делали акцент на тип воспитания
отца и сравнивали его с типом воспитания матери.
Нами выявлена большая значимость отцовской компоненты в воспитании, что
видно в диаграммах. (Прил….).
В экспериментальных исследованиях мы использовали три тестовых методики:
1-ая - И. М. Марковская «Опросник для изучения взаимодейсвтия родителей с
детьми». 2-ой – Н. В. Клюева «Тест родительской позиции». 3-ий Р. В.
Овчарова Опросник «Типовое состояние семьи».
Рассмотрим результаты первого опросника И. М. Морковской. Данный опросник
позволяет диагностировать родительско-детские отношения и взаимодействия
методом шкалирования 10-ти позиций (1 – нетребовательность –
требовательность родителя; 2 – мягкость-строгость родителя; 3 –
автономность-контроль по отношению к ребёнку; 4 – эмоциональная дистанция-
эмоциональная близость ребёнка к родителю; 5 – отвержение-принятие ребёнка
родителем; 6 – отсутствие сотрудничества-сотрудничества; 7 – несогласие-
согласие между ребёнком и родителем; 8 – непоследовательность-
последовательность родителя; 9 – авторитетность родителя; 10 –
удовлетворённость отношения ребёнка с родителем).
Мы предложили 20-ти семьям ответить на предложенные вопросы. По
результатам шкалирования мы построили диаграмму (Прил. 46), которая
представляет наглядно все 10 позиций.
Первая шкала, «нетребовательность-требовательность родителя» позволяет
сделать обобщённый вывод по 20-ти семьям, что требовательность матери по
отношению к ребёнку превышает таковую отца на 16%.
Вторая шкала, «мягкость-строгость родителя». По результатам этой шкалы
можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к подростку, о
жёсткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и
подростками, о степени принуждения детей к чему-либо. Строгость матери на
5% по отношению к ребёнку превышает таковую отца.
Третья шкала, «автономность-контроль родителя». Чем выше показатели по
этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к
подростку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке,
навязчивости, ограниченности. Результаты диаграммы указывают, что контроль
матери по отношению к ребёнку превышает таковую отца на 7,3%.
Четвёртая шкала, «эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребёнка
родителям». Эта шкала отражает представления родителя о близости к нему
ребёнка. Шкала отражает большую близость матери к ребёнку чем отца (разница
в 15,2%).
Пятая шкала, «отвержение -принятие ребёнка родителем». Эта шкала отражает
базовое отношение родителя к ребёнку, его принятие или отвержение
личностных качеств и поведенческих проявлений ребёнка. Принятие ребёнка как
личности является важным условием благоприятного развития ребёнка, его
самооценки. Результаты показали, принятие ребёнка отцом 71%, а матери –
74,5%, что на 3,5% у матери выше, чем у отца.
Шестая шкала, «отсутствие сотрудничества-сотрудничество». Наличие
сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер
взаимодействия. Сотрудничество является следствием включённости ребёнка во
взаимодействии, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и
партнёрство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть
результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или
попустительского стиля воспитания. Результаты диаграммы показывают низкий
процент матери 47% и соответственно отца – 39,5% по сотрудничеству с
ребёнком. Это на 7,5% ниже у отца, чем у матери.
Седьмая шкала, «несогласие-согласие между ребёнком и родителем». Эта
шкала описывает характер между родителем и ребёнком и отражает частоту и
степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Результаты
диаграммы позволяют судить о различиях во взглядах матери о отца на
воспитательную ситуацию в семье, разница составляет 20,5%.
Восьмая шкала, «непоследовательность-последовательность родителя». В
целом, оба родителя показывают достаточную последовательность по отношению
к ребёнку, разница составляет менее 1-го% в пользу матери.
По девятой шкале можно сделать вывод, что воспитательная конфронтация в
опрошенных 20-ти семьях не велика и составляет у отца и матери 45,8%.
Десятая шкала показывает, что отец приблизительно на 1% более
удовлетворён отношением ребёнка с родителями.
По данному опроснику можно в целом сделать вывод, что показатели матери
незначительны, но превышают показатели отца. Отрадно, что по шкалам 2, 5,
8, 9, 10 видна тенденция вовлечённости отца в воспитательный процесс в
семье.
II. Рассмотрим результаты второго теста. «Тип родительской позиции»
автора Н. В. Клюевой.
Предлагаемый тест адресован отцам и выявляет три типа отцовско-
родительской позиции – традиционный, современный и озабоченный семейным
благополучием. Данное тестирование 20-ти семей таковы: 45% опрошенных отцов
выказывают современный тип родительской позиции; 40% - традиционный тип;
10% - смешанный тип (традиционный тип и современный подход в воспитании) и
5% - отец, озабоченный семейным благополучием (Прил. 47).
Современный тип родительской позиции является преобладающим, для него
общение с детьми, забота о них – вещи самые нормальные и естественные. Хотя
у него и нет столько свободного времени сколько хотелось бы, он много
времени уделяет детям. Он умеет не только найти взаимопонимание со старшими
детьми, но и любит меленьких детей.
С разницей в пять процентов от современного типа – традиционный тип. Этот
тип несколько авторитарен, для которого характерно главенствование в семье,
последнее слово при решении любых вопросов остаётся за ним. Строгость,
требовательность требует от детей выполнение целого ряда обязанностей.
Между ним и детьми нет душевных отношений.
Тип отца, озабоченного семейным благополучием выявлен лишь в пяти
процентов от опрошенных. Такой отец отчуждён от детей и предоставляет
полную свободу жене в вопросах воспитания.
III. Результаты опросника «Типовое состояние семьи», автор Р. В.
Овчарова.
Данный опросник оценивает эмоциональную, психологическую атмосферу в
семье. Опрошено 20 семей по результатам построена диаграмма (Прил. 48).
Итак, проведя анализ данного опросника можно сделать вывод, что 29,2%
семей имеют общую неудовлетворённость, что на 3,2% выше нормы; 29,1% имеет
нервно-психичнское напряжение, что на 2,1% выше нормативных показателей и
29,6% показывают семейную тревожность, что на 2,6% выше нормы.
Данные показатели выявляют причины таких семейных отношений как:
возможная низкая зарплата (в некоторых семьях), жизненная нестабильность,
несамореализован в жизни, малый контакт в семье из-за перегрузки на работе
и т. п.
По результатам опрошенных 20-ти семей по трём методикам можно сделать
вывод, который представлен в виде таблицы (табл. 1, стр. 49). Налицо
вовлечённость отца в воспитательный процесс в семье, несмотря на результаты
последнего опросника, эмоционально-психическую атмосферу в семье.
Доминирующим типом отца в воспитании ребёнка является современный тип, для
которого характерно активное участие в педагогических воздействиях на детей
в семье. В целом, отец эмоционально близок к ребёнку, нацелен на
сотрудничество с ним, последователен в применении наказания и поощрений,
является авторитетом для детей, но при этом строг и выполняет
контролирующие функции к ребёнку.
Как мы видим из результатов таблицы, средний возраст мной опрошенных
респондентов составляет 39 лет. Из них среднее образование имеют 0,2%,
среднее-специальное (техническое) – 0,4% и высшее – 0,4%.
Заключение
Итак, мы убедились, что роль отца в воспитании уникальна. Напомню
поразительную цифру, то дети в 80-ти% случаях станут тоже верующими, если
мать – то лишь в 3-х случаях из ста.
Это арифметически показывает, что влияние отца в 16 раз сильнее, чем
матери. Ф. Махов автор одной из немногих книг по воспитанию, где
рассматривается и роль отца («Кого мы растим?»), что отец (а слово это
одного корня с отечеством, отчизной) – корень семьи, непререкаемый
авторитет. Самым действенным средством всегда было слово отца, его
укоряющий взгляд, а надо – и отцовский ремень. Но так было в старой
патриархальной семье. Сейчас отец совершенно новое лицо. На утрату
лидерского положения отец ответил снижением чувства ответственности за
семью и детей, что совершенно логично. Он не чувствует себя опорой семьи,
меньше работает дома, стал более раздражительным, импульсивным, говоря
научно у него повысился уровень невратизма (что всегда считалось
«привилегией» женщины); зато у него вырос интерес к своей внешности, также
к развлечениям какие может дать досуг (чаще всего в ущерб культурному
развитию и самообразованию). Такого человека трудно называть добрым, старым
словом «батя», он скорее папаша, а то и «папашка», который утратив
законодательную роль в семье решил вознаградить себя хоть какими-нибудь
удобствами.
К психологу родители обращаются с самыми разными вопросами.
Консультирование психолога родителей, обращающихся по поводу проблем
воспитания детей должно начинаться с выяснения родительской позиции по
отношению к ребёнку. Очень важна здесь не толь позиция матери, но и тип
отца в воспитании. С помощью индивидуальных бесед, а также тестов и
опросников, психолог может достаточно достоверно выявить позицию родителей
в отношении воспитания ребёнка.
Следующим этапом в работе психолога является обработка и анализ
полученных данных, который доводится до сведения родителей. Психолог
совместно с ними вырабатывает тактику необходимой коррекционной работы по
устранению имеющихся проблем. В процессе коррекционной работы важно
регулярно проводить мониторинг по вышеуказанным опросникам с целью
выявления положительной динамики. Важным фактором в семейной психотерапии
является всемерное вовлечение отца в сотрудничестве с психологом.
Точка зрения на положение отца в семье, по-видимому должна
соответствовать условиям меняющегося общества. Судя по тому, что мы сейчас
знаем, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но
отец, уверенный в себе и в своём положении, знающий и умелый, заботящийся о
ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и к детям, в то же
время способный в нужный момент взять на себя принятия ответственных
решений.
Проявив к отцу уважение мы знаем, что уважение – залог его влияния в
семье и подойдём к нему как к равноправному участнику педагогической
дискуссии, который обладает собственной точкой зрения и вносит свой
абсолютно незаменимый оттенок в игру взаимодействующих сил формирующих
растущего человека.
Литература
1) Али Акбар Фурутан Отцы, Матери, Дети. «Прогресс», М., 1992.
2) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - СПб., 2000.
3) Асеев А. Г. Психология личности. М. : Из-во Моск. Ун-та. 1990.
4) Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.
5) Егорова М. С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова - М.,
1997
6) Ежеквартальный научно-практический журнал «Семейная психология и
семейная терапия № 2». М.: 1999.
7) Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.
Ярославль 2002.
8) Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. Издательство «Знание», М., 1990.
9) Кон И. С. Ведение в сексологию / И.С. Кон - М., 1988.
10) Кон И. С. Пол и идентификация // Психология индивидуальных различий /
Под редакцией Ю.Б. Гиппенрей-тера и В.Я. Романова. - М., 2000.
11) Красовский А. С. Будущий муж и отец/ А.С. Красовский - Минск, 1986.
12) Л. Тархова Мальчик, Мужчина, Отец. Издательство «Знание», М., 1992.
13) Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. «Просвещение»,
«Учебная литература», М.: 1996.
14) Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. Изд-
во С-Петербург 2001.
15) Уральский Гуманитарный Институт. Дни Науки. Реализация гуманистических
идей в российской психологии. Материалы Российской научно-практической
конференции (Екатеринбург, 13 – 14 мая 2002 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|