МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Возраст ребёнка и тип воспитания отца

    привыкать к тому, что некоторые молодые люди осмеливаются относиться к ней

    без восхищения. Но вероятно, хуже всего той, которая вообще лишена в

    детстве какого-либо мужского образца и, повзрослев, недоумевает, глядя на

    инопланетян в пиджаках, с которыми разговаривать нужно как-то не так, как с

    подругами, но как — непонятно.

    В самом лучшем положении находится девушка, чей любящий отец (а может

    быть, дядя, старший брат, друг семьи) мягко я ненавязчиво напоминал ей о ее

    красоте, ее девичьем достоинстве, формируя прочное, устойчивое

    положительное отношение к себе. И быть может, совсем неплохие шансы у той,

    чей опыт отношений с отцом (пьяницей, забулдыгой, мерзавцем) однозначно

    отрицательный: ей по крайней мере ясно, чего она в жизни не любит и не

    примет никогда.

    По зарубежным данным, сексуальные отношения женщин, выросших в полных

    семьях, более устойчивы, чем у женщин, выросших без отца. Женщины, которые

    вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, чаще оценивают свой брак

    как удачный в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем женщины,

    в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. У фригидных

    женщин, как правило, были крайне невнимательные отцы, не проявлявшие

    никакой заботы о дочери. Женщины, страдающие половыми извращениями, часто

    вспоминают, что их отцы не играли в семье никакой роли. Анализ их

    переживаний позволил психиатрам утверждать, что такие женщины испытывают

    «тоску по сильному отцу»

    Особенно интересно, что ученым не удалось найти связи между особенностями

    личной жизни женщины и поведением ее матери; по-видимому, влияние отца в

    этом отношении является преобладающим.

    Если для девочки мужчина в семье представляет собой первый образец

    поведения человека противоположного пола, то для мальчика он является

    примером, на который можно ориентироваться в жизни. Трехлетний малыш,

    наблюдая за отцом, пытается бриться, повязать галстук, поднять папин

    портфель.

    Колоссальное значение для развития как мальчика, так и девочки имеют

    отношения между отцом и матерью. Взрослея, ребенок наблюдает панораму этих

    отношений, которые, как и поведение каждого из родителей в отдельности,

    становятся для него моделью, положительным или отрицательным образцом

    отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит. какими способами

    и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость,

    нежность, забота) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую

    роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в

    дальнейшем, и понадобятся большие усилия, большой опыт и многочисленные

    разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно

    и по-другому. Как-то, приведя своего ребенка в детсад, я услышал, как

    мальчик с ясной улыбкой говорил своему товарищу: «А у меня папка вчера

    пьяный был, мамку бил». Поражало не содержание этих слов, а спокойствие, с

    которым они были произнесены.

    Грубо говоря, можно выделить три варианта развития мужских качеств у

    мальчиков: недостаток этих качеств, избыток и норма.

    В первом случае ребенок растет пассивным, вяловатым, послушным,

    аккуратным, мало интересуется спортом, активными играми, никогда не бывает

    заводилой каких-либо дел. Такой мальчик часто очень нравится родителям

    (особенно матери и бабушке) и учителям — он не доставляет хлопот. Когда

    учительница в классе поощряет мальчиков быть послушными тихонями, а дома

    громко вопрошает, куда подевались в современном мире мужество и

    рыцарственность, она не понимает, что сама готовит поколение мужчин,

    которые ей так не нравятся.

    Во втором случае на наших глазах растет нагловатый и самоуверенный

    молодой человек, который больше всего на свете ценит смелость и грубую

    силу, ищет удовольствия в драках, а девочек (да и взрослых женщин) вообще

    не считает за людей, предпочитая называть их «бабами», с юных лет слушает и

    рассказывает про них скабрезные истории. Такой типаж нам всем активно не

    нравится. Но ведь очень часто второй вариант оказывается продолжением и

    развитием первого: мальчик (особеино подросток) компенсирует исходный

    недостаток мужских качеств показной «мужественностью», воспринимая хамство

    и культ силы как единственное средство утверждения своего мужского «я».

    Наконец, в третьем варианте мальчик уверен в себе, обладает чувством

    собственного достоинства, в меру агрессивен, способен постоять за себя в

    драке. Он инициативен, интересуется такими специфически мужскими

    предметами, как спорт (особенно футбол, бокс, борьба), охота, рыбная ловля,

    техническое творчество. Он четко осознает себя мальчиком, будущим мужчиной,

    защитником слабых и помощником матери. У таких ребят иногда бывают

    неизбежные «выбросы» агрессии, но, борясь с ней (путем тщательного

    искоренения драк, пресловутых рогаток), взрослые могут существенно

    препятствовать их развитию.

    Нормальное развитие мужских интересов, мужского самосознания у ребят

    тесно связано с участием отца в их воспитании. Наиболее мужественные

    сыновья вырастают отнюдь не у отцов — сторонников спартанской суровости, а

    у нежных и заботливых. Сыновья добрых, мягких отцов очень рано начинают

    предпочитать мужские (технические) игрушки и отвергать женские (куклы),

    тогда как сыновья суровых отцов долго не могут выбрать игрушку «своего

    пола». Норвежские педагоги, исследовав семьи моряков дальнего плавания (они

    проводят в море девять месяцев в году), обнаружили, что при отсутствии в

    семье близких родственников мужского пола мальчики вырастают грубыми и

    жесткими, явно пытаясь таким образом компенсировать отсутствие подлинной

    мужественности. Когда их просят нарисовать человека, они рисуют женскую

    фигуру.

    Здесь мы снова сталкиваемся с глубокими различиями между понятиями

    лидерства отца в семье, с одной стороны, и жесткой авторитарности — с

    другой. Авторитарность отца, его тяга к наказаниям, к строгому порядку в

    семье мешают развитию мужского самосознания сына. А вот главенство мужчины

    в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни является

    важным положительным моментом. Отец. пассивный в принятии решений,

    вытесняемый из воспитательного процесса энергичной матерью и(или) бабушкой

    ребенка, создает ситуацию, в которой развитие подлинных мужских черт

    характера у сына затруднено и искажено. Помнить об этом следует не только

    мужчинам, но и женщинам, которые в борьбе за власть в семье не задумываются

    о том, что приносят сына в жертву своим самолюбивым амбициям.

    Хочется сделать несколько выводов, которые пригодятся нам дальше. Во-

    первых, влияние отца зависит от пола ребенка. Одни и те же черты отца могут

    прекрасно влиять на развитие мальчика, но в значительно меньшей степени

    стимулировать формирование девочки, и наоборот. Во-вторых, это влияние

    зависит от положения отца в семье, причем, как говорил один специалист по

    управлению, «управлять — не значит властвовать». Сила и доминантность отца

    могут играть положительную роль в развитии как интеллекта, так и личностных

    особенностей и интересов ребенка, а авторитарность и склонность к

    наказаниям — отрицательную. В-третьих, играет роль и положение отца в

    обществе, его удовлетворенность своей работой и статусом. В-четвертых, как

    мы уже говорили и еще не раз будем говорить, значение отца никак не связано

    с его биологическим отцовством: оно определяется всей системой отношений в

    семье и за ее пределами.

    Вероятно, ни один элемент семьи не окружен таким мощным слоем

    предрассудков, как отец. Особая роль отца в патриархальной семье — роль

    главы рода, опоры государственной власти, хранителя традиций, передаваемых

    «от отца к сыну» (почему-то я никогда не слышал, чтобы нравственные

    традиция передавались «от матери к дочери»), — такая роль неизбежно требует

    мифологизации. Не зря фигура отца в художественной литературе описана

    гораздо ярче, чем в научной. Отец — это почти сказочный персонаж. Проходит

    время, меняется общество, и один предрассудок сменяется другим.

    К числу предрассудков, наиболее распространенных в настоящее время,

    относятся:

    1) точка зрения, согласно которой «безотцовщина» неизбежно влечет за

    собой деформацию психического развития и поведения ребенка, грубые

    отклонения в формировании его личности, нравственности;

    2) позиция «ненужности отца», согласно которой женщина, при достаточной

    материальной и бытовой обеспеченности, всегда может дать своему ребенку не

    меньше, а то и больше, чем любой мужчина; роль отца в лучшем случае

    вспомогательная: он может создать условия жене для воспитания ребенка;

    3) мнение, согласно которому функция отца заключается в том, чтобы

    держать детей в строгости и повиновений; отец накажет, мать приласкает —

    вот формула воспитания, соответствующая этой точке зрения.

    Неважно, как соотносятся между собой эти представления. Может показаться,

    например, что первый предрассудок противоречит второму, но это не имеет

    значения. Мифологическое сознание, в отличие от реалистического,

    нечувствительно к противоречиям, и самые, казалось бы, несовместимые

    положения прекрасно уживаются в нем.

    Мы уже видели, что все эти представления очень плохо соотносятся с

    фактами, касающимися влияния отца на ребенка. Понимание тех сложностей, с

    которыми сталкивается мужчина в своем собственном развитии, должно пролить

    дополнительный свет на эту проблему.

    Помогает в решении существующих семейных проблем психолог.

    III. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    3.1. Экспериментальная часть

    Работа психолога с родителями по выявлению и коррекции проблем подростка

    начинается с обстоятельного тестового анкетирования матери и отца для

    выявления анализа степени влияния каждого из родителей на ребёнка. В

    проведённых диагностических мероприятиях мы делали акцент на тип воспитания

    отца и сравнивали его с типом воспитания матери.

    Нами выявлена большая значимость отцовской компоненты в воспитании, что

    видно в диаграммах. (Прил….).

    В экспериментальных исследованиях мы использовали три тестовых методики:

    1-ая - И. М. Марковская «Опросник для изучения взаимодейсвтия родителей с

    детьми». 2-ой – Н. В. Клюева «Тест родительской позиции». 3-ий Р. В.

    Овчарова Опросник «Типовое состояние семьи».

    Рассмотрим результаты первого опросника И. М. Морковской. Данный опросник

    позволяет диагностировать родительско-детские отношения и взаимодействия

    методом шкалирования 10-ти позиций (1 – нетребовательность –

    требовательность родителя; 2 – мягкость-строгость родителя; 3 –

    автономность-контроль по отношению к ребёнку; 4 – эмоциональная дистанция-

    эмоциональная близость ребёнка к родителю; 5 – отвержение-принятие ребёнка

    родителем; 6 – отсутствие сотрудничества-сотрудничества; 7 – несогласие-

    согласие между ребёнком и родителем; 8 – непоследовательность-

    последовательность родителя; 9 – авторитетность родителя; 10 –

    удовлетворённость отношения ребёнка с родителем).

    Мы предложили 20-ти семьям ответить на предложенные вопросы. По

    результатам шкалирования мы построили диаграмму (Прил. 46), которая

    представляет наглядно все 10 позиций.

    Первая шкала, «нетребовательность-требовательность родителя» позволяет

    сделать обобщённый вывод по 20-ти семьям, что требовательность матери по

    отношению к ребёнку превышает таковую отца на 16%.

    Вторая шкала, «мягкость-строгость родителя». По результатам этой шкалы

    можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к подростку, о

    жёсткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и

    подростками, о степени принуждения детей к чему-либо. Строгость матери на

    5% по отношению к ребёнку превышает таковую отца.

    Третья шкала, «автономность-контроль родителя». Чем выше показатели по

    этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к

    подростку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке,

    навязчивости, ограниченности. Результаты диаграммы указывают, что контроль

    матери по отношению к ребёнку превышает таковую отца на 7,3%.

    Четвёртая шкала, «эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребёнка

    родителям». Эта шкала отражает представления родителя о близости к нему

    ребёнка. Шкала отражает большую близость матери к ребёнку чем отца (разница

    в 15,2%).

    Пятая шкала, «отвержение -принятие ребёнка родителем». Эта шкала отражает

    базовое отношение родителя к ребёнку, его принятие или отвержение

    личностных качеств и поведенческих проявлений ребёнка. Принятие ребёнка как

    личности является важным условием благоприятного развития ребёнка, его

    самооценки. Результаты показали, принятие ребёнка отцом 71%, а матери –

    74,5%, что на 3,5% у матери выше, чем у отца.

    Шестая шкала, «отсутствие сотрудничества-сотрудничество». Наличие

    сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер

    взаимодействия. Сотрудничество является следствием включённости ребёнка во

    взаимодействии, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и

    партнёрство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть

    результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или

    попустительского стиля воспитания. Результаты диаграммы показывают низкий

    процент матери 47% и соответственно отца – 39,5% по сотрудничеству с

    ребёнком. Это на 7,5% ниже у отца, чем у матери.

    Седьмая шкала, «несогласие-согласие между ребёнком и родителем». Эта

    шкала описывает характер между родителем и ребёнком и отражает частоту и

    степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Результаты

    диаграммы позволяют судить о различиях во взглядах матери о отца на

    воспитательную ситуацию в семье, разница составляет 20,5%.

    Восьмая шкала, «непоследовательность-последовательность родителя». В

    целом, оба родителя показывают достаточную последовательность по отношению

    к ребёнку, разница составляет менее 1-го% в пользу матери.

    По девятой шкале можно сделать вывод, что воспитательная конфронтация в

    опрошенных 20-ти семьях не велика и составляет у отца и матери 45,8%.

    Десятая шкала показывает, что отец приблизительно на 1% более

    удовлетворён отношением ребёнка с родителями.

    По данному опроснику можно в целом сделать вывод, что показатели матери

    незначительны, но превышают показатели отца. Отрадно, что по шкалам 2, 5,

    8, 9, 10 видна тенденция вовлечённости отца в воспитательный процесс в

    семье.

    II. Рассмотрим результаты второго теста. «Тип родительской позиции»

    автора Н. В. Клюевой.

    Предлагаемый тест адресован отцам и выявляет три типа отцовско-

    родительской позиции – традиционный, современный и озабоченный семейным

    благополучием. Данное тестирование 20-ти семей таковы: 45% опрошенных отцов

    выказывают современный тип родительской позиции; 40% - традиционный тип;

    10% - смешанный тип (традиционный тип и современный подход в воспитании) и

    5% - отец, озабоченный семейным благополучием (Прил. 47).

    Современный тип родительской позиции является преобладающим, для него

    общение с детьми, забота о них – вещи самые нормальные и естественные. Хотя

    у него и нет столько свободного времени сколько хотелось бы, он много

    времени уделяет детям. Он умеет не только найти взаимопонимание со старшими

    детьми, но и любит меленьких детей.

    С разницей в пять процентов от современного типа – традиционный тип. Этот

    тип несколько авторитарен, для которого характерно главенствование в семье,

    последнее слово при решении любых вопросов остаётся за ним. Строгость,

    требовательность требует от детей выполнение целого ряда обязанностей.

    Между ним и детьми нет душевных отношений.

    Тип отца, озабоченного семейным благополучием выявлен лишь в пяти

    процентов от опрошенных. Такой отец отчуждён от детей и предоставляет

    полную свободу жене в вопросах воспитания.

    III. Результаты опросника «Типовое состояние семьи», автор Р. В.

    Овчарова.

    Данный опросник оценивает эмоциональную, психологическую атмосферу в

    семье. Опрошено 20 семей по результатам построена диаграмма (Прил. 48).

    Итак, проведя анализ данного опросника можно сделать вывод, что 29,2%

    семей имеют общую неудовлетворённость, что на 3,2% выше нормы; 29,1% имеет

    нервно-психичнское напряжение, что на 2,1% выше нормативных показателей и

    29,6% показывают семейную тревожность, что на 2,6% выше нормы.

    Данные показатели выявляют причины таких семейных отношений как:

    возможная низкая зарплата (в некоторых семьях), жизненная нестабильность,

    несамореализован в жизни, малый контакт в семье из-за перегрузки на работе

    и т. п.

    По результатам опрошенных 20-ти семей по трём методикам можно сделать

    вывод, который представлен в виде таблицы (табл. 1, стр. 49). Налицо

    вовлечённость отца в воспитательный процесс в семье, несмотря на результаты

    последнего опросника, эмоционально-психическую атмосферу в семье.

    Доминирующим типом отца в воспитании ребёнка является современный тип, для

    которого характерно активное участие в педагогических воздействиях на детей

    в семье. В целом, отец эмоционально близок к ребёнку, нацелен на

    сотрудничество с ним, последователен в применении наказания и поощрений,

    является авторитетом для детей, но при этом строг и выполняет

    контролирующие функции к ребёнку.

    Как мы видим из результатов таблицы, средний возраст мной опрошенных

    респондентов составляет 39 лет. Из них среднее образование имеют 0,2%,

    среднее-специальное (техническое) – 0,4% и высшее – 0,4%.

    Заключение

    Итак, мы убедились, что роль отца в воспитании уникальна. Напомню

    поразительную цифру, то дети в 80-ти% случаях станут тоже верующими, если

    мать – то лишь в 3-х случаях из ста.

    Это арифметически показывает, что влияние отца в 16 раз сильнее, чем

    матери. Ф. Махов автор одной из немногих книг по воспитанию, где

    рассматривается и роль отца («Кого мы растим?»), что отец (а слово это

    одного корня с отечеством, отчизной) – корень семьи, непререкаемый

    авторитет. Самым действенным средством всегда было слово отца, его

    укоряющий взгляд, а надо – и отцовский ремень. Но так было в старой

    патриархальной семье. Сейчас отец совершенно новое лицо. На утрату

    лидерского положения отец ответил снижением чувства ответственности за

    семью и детей, что совершенно логично. Он не чувствует себя опорой семьи,

    меньше работает дома, стал более раздражительным, импульсивным, говоря

    научно у него повысился уровень невратизма (что всегда считалось

    «привилегией» женщины); зато у него вырос интерес к своей внешности, также

    к развлечениям какие может дать досуг (чаще всего в ущерб культурному

    развитию и самообразованию). Такого человека трудно называть добрым, старым

    словом «батя», он скорее папаша, а то и «папашка», который утратив

    законодательную роль в семье решил вознаградить себя хоть какими-нибудь

    удобствами.

    К психологу родители обращаются с самыми разными вопросами.

    Консультирование психолога родителей, обращающихся по поводу проблем

    воспитания детей должно начинаться с выяснения родительской позиции по

    отношению к ребёнку. Очень важна здесь не толь позиция матери, но и тип

    отца в воспитании. С помощью индивидуальных бесед, а также тестов и

    опросников, психолог может достаточно достоверно выявить позицию родителей

    в отношении воспитания ребёнка.

    Следующим этапом в работе психолога является обработка и анализ

    полученных данных, который доводится до сведения родителей. Психолог

    совместно с ними вырабатывает тактику необходимой коррекционной работы по

    устранению имеющихся проблем. В процессе коррекционной работы важно

    регулярно проводить мониторинг по вышеуказанным опросникам с целью

    выявления положительной динамики. Важным фактором в семейной психотерапии

    является всемерное вовлечение отца в сотрудничестве с психологом.

    Точка зрения на положение отца в семье, по-видимому должна

    соответствовать условиям меняющегося общества. Судя по тому, что мы сейчас

    знаем, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но

    отец, уверенный в себе и в своём положении, знающий и умелый, заботящийся о

    ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и к детям, в то же

    время способный в нужный момент взять на себя принятия ответственных

    решений.

    Проявив к отцу уважение мы знаем, что уважение – залог его влияния в

    семье и подойдём к нему как к равноправному участнику педагогической

    дискуссии, который обладает собственной точкой зрения и вносит свой

    абсолютно незаменимый оттенок в игру взаимодействующих сил формирующих

    растущего человека.

    Литература

    1) Али Акбар Фурутан Отцы, Матери, Дети. «Прогресс», М., 1992.

    2) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - СПб., 2000.

    3) Асеев А. Г. Психология личности. М. : Из-во Моск. Ун-та. 1990.

    4) Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.

    5) Егорова М. С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова - М.,

    1997

    6) Ежеквартальный научно-практический журнал «Семейная психология и

    семейная терапия № 2». М.: 1999.

    7) Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.

    Ярославль 2002.

    8) Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. Издательство «Знание», М., 1990.

    9) Кон И. С. Ведение в сексологию / И.С. Кон - М., 1988.

    10) Кон И. С. Пол и идентификация // Психология индивидуальных различий /

    Под редакцией Ю.Б. Гиппенрей-тера и В.Я. Романова. - М., 2000.

    11) Красовский А. С. Будущий муж и отец/ А.С. Красовский - Минск, 1986.

    12) Л. Тархова Мальчик, Мужчина, Отец. Издательство «Знание», М., 1992.

    13) Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. «Просвещение»,

    «Учебная литература», М.: 1996.

    14) Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. Изд-

    во С-Петербург 2001.

    15) Уральский Гуманитарный Институт. Дни Науки. Реализация гуманистических

    идей в российской психологии. Материалы Российской научно-практической

    конференции (Екатеринбург, 13 – 14 мая 2002 г.).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.