МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Возраст ребёнка и тип воспитания отца

    Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-х — 30-е годы,

    имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной

    индустриализации требовались миллионы женских рабочих рук; женщина была

    оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях

    стало (по сути, остается и до сих пор) массовым явлением. Колоссальные

    репрессии, затем неслыханная по числу жертв война, вновь вихрь репрессий —

    все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения. Женщин,

    конечно, тоже арестовывали, но значительно меньше. Очевидно, что в этих

    условиях семья без мужчины стала нормой. Женщина поняла, что со всеми

    функциями в семье (кроме зачатия) она может справиться одна. Впрочем,

    другого выхода у нее просто не было.

    Государство не только взломало крепость семьи, не дав ничего взамен, —

    оно еще и узурпировало ее функции. Отец народов занял место родного отца.

    Думается, что мгновенное уничтожение вековых семейных традиций потому и

    удалось с такой неожиданной легкостью, что новые отношения основывались на

    тех же патриархальных чувствах благоговения, преклонения, безусловного

    послушания, готовности в любой миг принять наказание (даже незаслуженное),

    — только эти чувства были перенесены с главы семьи на Государство,

    Общество, Партию. Вождя. Этот разрушительный процесс получил свое идеальное

    воплощение в знаменитом образе Павлика Морозова.

    История 20—40-х годов представляет широкий спектр разнообразных

    преступлений против отцов. На одном краю спектра — некто Успенский, сын

    священника, убивший своего отца, чтобы доказать верность атеистическим

    принципам новой власти; по данным А. Солженицына, отцеубийца стал...

    заведующим культурно-воспитательной частью (!) Соловецкого концлагеря (и по

    совместительству исполнителем смертных приговоров). На другом краю —

    десятки тысяч людей, отрекшихся от отцов-кулаков», отцов — «врагов народа»,

    отцов-интеллигентов, «забывших» упомянуть о них в анкете, сменивших — во

    избежание неприятностей — отцовскую фамилию. Уместно вспомнить, что

    библейский персонаж, надругавшийся над своим отцом, носил имя Хам.

    Авторитарная государственная власть опиралась на фигуру сильного отца.

    Сталинский режим, напротив, все свойства этой фигуры стремился как бы

    «вобрать в себя», предоставив настоящим родителям в лучшем случае светиться

    отраженным светом. «Советские родители не лишены авторитета, — пишет

    американский исследователь Д. Линн, автор единственной в мире монографии,

    посвященной роли отца в семье, — но этот авторитет — лишь отражение мощи

    государства».

    В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю,

    то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой —

    лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал

    ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец — просто «чужой среди своих».

    Психолог Т. Юферева решила узнать, как воспринимают московские подростки

    13—14 лет положение мужчины и женщины в семье. Женщина рассматривалась ими

    (особенно девочками) как мать и глава семьи, мужчину же и девочки и

    мальчики воспринимали в первую очередь и в лучшем случае как помощника жены

    по хозяйству. «Приятно видеть мужчину в очереди в магазине, в прачечной», —

    сказала одна из девочек. Другие были более резкими в своих отзывах:

    «Мужчина — это три Т: тапки, тахта, телевизор»; «Мужчина — это не то, что

    женщина, он гораздо меньше работает, но гораздо больше ест».

    Мальчики 8—9 лет на вопрос «На кого ты хочешь быть похожим, когда

    вырастешь?» чаще отвечают «На маму». Отец не является ни примером для

    подражания, ни старшим другом, передающим свои знания и опыт.

    С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их

    мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой

    авангард поощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо

    относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка,

    активность. В школах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем

    мальчиков. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим

    авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами (старостами,

    звеньевыми). Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего

    доминирования женщины в семье.

    По мнению американского социолога П. Ларссон, ситуация жесткого

    авторитарного доминирования властной жены и матери чрезвычайно специфична

    для современной России (в связи с ее особыми историческими условиями) и

    редко встречается в других культурах. Особенно часто такие отношения можно

    видеть в неблагополучных семьях. По данным ленинградского детского

    психиатра А. И. Захарова, в семьях детей с неврозами матери играют ведущую

    роль чаще, а отцы — значительно реже, чем в семьях здоровых детей. При этом

    доминирование матери часто носит жесткий характер, проявляясь в физических

    наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке. Нередко значительную

    роль в жизни современной городской семьи играет бабушка со стороны матери.

    При этом положение отца становится еще более тяжелым. Вялый и безвольный,

    он оттесняется двумя энергичными женщинами на периферию семьи, теряя

    уважение и привязанность детей.

    Таким образом, процесс отчуждения отца от детей в значительной мере

    представляется общим и для нашего, и для западного общества. И в том и в

    другом случае в основе лежит распад патриархальной семьи с отцом-

    господином, послушной женой и беспрекословным подчинением младших старшим.

    И на Западе, и на Востоке действуют многочисленные факторы, ведущие к

    увеличению числа неполных семей, матерей-одиночек.

    Вряд ли нужно говорить, что описанная мрачная картина, конечно же,

    характеризует далеко не все наши семьи. Есть много прекрасных отцов и

    глубоко уважающих и любящих их жен. Здесь лишь хотелось бы подчеркнуть

    реальность существования у нас такого «безотцового» общества, где не только

    сын за отца — отец за сына не отвечает тоже.

    2.2.2. ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВСТВА

    Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка —

    крупная веха. Важность этого события часто недооценивается. Разумеется,

    существует много мужчин, которым все равно, есть у них ребенок или нет. Но

    для большинства это важнейший факт, символизирующий переход от одной стадии

    жизненного цикла к другой. Действительно, именно рождение ребенка, а не

    вступление в брак можно считать началом взрослости. Свадьба сейчас мало

    влияет на жизнь мужчины и женщины, которые продолжают вести тот же образ

    жизни, работать там же, гулять в тех же компаниях. А вот появление ребенка

    — это действительно переломный момент, причем не только для женщины, как

    принято думать, но и для мужчины.

    Это хорошо понимали столь полюбившиеся нам в первой главе первобытные

    народы. У многих из них существовал обычай кувады, когда будущий отец

    переживает в символической форме наряду с женой все тяготы беременности и

    родов: и тошноту, и отвращение к пище, и тяжесть в животе, и

    схваткообразные боли. Мудрый шаман внушает мужчине, что все это — и у него

    тоже, что и он страдает так же, как и его жена, и платит за счастье

    обретения ребенка ту же цену.

    «Синдром кувады» — такой термин появился и в современной медицинской

    науке. Этими словами обозначают заболевания, появляющиеся или обостряющиеся

    у мужчин в период беременности жены или вскоре после рождения ребенка.

    Оказывается, ожидание ребенка и рождение его могут быть для отца настоящим

    кризисом. Можно выделить по крайней мере четыре стороны такого кризиса:

    материальную, временную, психологическую и сексуальную.

    Появление дополнительных расходов требует перераспределения бюджета

    семьи, причем при отсутствии помощи со стороны предыдущего поколения

    проблема <где взять деньги?» может встать во весь свой грозный рост, и

    именно мужчина считает себя обязанным ее решать (материальный кризис).

    Между тем для того чтобы искать приработок, нужно время, а неизбежное

    появление дополнительных домашних работ и без того спрессовывает сутки

    молодого человека (временной Кризис).

    Беременность часто бывает связана с хотя бы частичной потерей

    привлекательности, и это обстоятельство, как и медицинские ограничения в

    связи с беременностью, послеродовым периодом и кормлением грудью, нарушает

    столь важную для молодого мужчины регулярность половой жизни с любимой

    женой (сексуальный кризис). В этих условиях ему хочется хотя бы простого

    участия со стороны супруги, но ей зачастую не до него: ей тоже не хватает

    времени, она плохо себя чувствует, к тому же она эмоционально погружена в

    новые, захватывающие ее своей необычностью переживания материнства

    (психологический кризис).

    Результаты кризиса не заставляют себя ждать. У молодых отцов нередко

    отмечают проявления эмоций страха, тревоги и депрессии, чувство

    неуверенности в себе. Особенно часто это возникает при рождении «трудных»

    детей — беспокойных малышей, которые мало спят, много кричат, которым

    невозможно навязать ритмичный режим сна и кормления. И надо сказать, что

    изменения, происходящие в настроении, характере и личности мужчины в связи

    с рождением ребенка и особенностями его темперамента, значительно больше,

    чем подобные изменения у молодой матери. Это противоречит общепринятому

    мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины — менее важное

    событие, чем для женщины.

    По имеющимся данным, в период от начала беременности жены и до достижения

    ребенком годовалого возраста у мужчин увеличивается частота простудных и

    аллергических заболеваний, наблюдаются обострения хронического гастрита,

    язвенной болезни, пояснично-крестцового радикулита. В этот период мужчины

    совершают больше уголовных преступлений, больше супружеских измен, среди

    которых встречаются и гомосексуальные связи. На этот переломный момент

    нередко приходится начало алкогольных «увлечений», чреватых серьезной

    болезнью.

    Не стоит пытаться облегчить положение мужчины, отстраняя его от семьи,

    освобождая от ухода за ребенком и других домашних дел, лишая его счастья

    видеть, как на его глазах маленький кричащий комочек превращается в

    осмысленно улыбающегося, лепечущего, громко выражающего свою радость

    человечка. Однако нужно понимать, что положение мужчины в период

    становления его отцовства — такой же кризисный момент, как и подростковые

    годы.

    Исследования неопровержимо показывают, что рождение ребенка — не только

    трудный и ответственный, но и очень важный этап в жизни мужчины, что

    преодоление этого кризиса выводит его на новый, более высокий уровень

    личностного развития.

    Большинство мужчин, длительное время не имеющих детей в браке, испытывает

    депрессию и чувство вины независимо от того, каковы истинные причины

    бесплодия. Очень многие мужчины воспринимают бесплодие как показатель

    неполноценности их мужских качеств, нарушающий целостность их представлений

    о себе. В подавляющем большинстве случаев бездетные браки менее стабильны,

    чем браки, в которых родился хотя бы один ребенок. (Существуют, однако, и

    исключения: если оба супруга воспринимают бесплодие как свою общую проблему

    независимо от того, кто действительно виноват, брак приобретает большую

    прочность. Здесь устойчивость семье придает чувство общего для мужа и жены

    кризиса, который они должны преодолевать сообща.)

    Обследование мужчин, состоящих в браке, но не имеющих детей, показывает,

    что очень многие из них активно ищут какую-то замещающую деятельность,

    которая могла бы заполнить пустоту в их жизни. Иногда такая замещающая

    деятельность проявляется в виде фанатичных хобби, часто она направлена на

    неодушевленный предмет (например, автомобиль) или на самих себя. В

    последнем случае (вероятно, наиболее тяжелом для окружающих) бездетный

    мужчина начинает относиться к самому себе как к ребенку, стремясь к

    максимальному удовлетворению своих разнообразных капризов. В других случаях

    активность проявляется в исключительном стремлении ухаживать за чужими

    детьми, нянчить их и баловать.

    Интересно, что выбор замещающей деятельности существенно влияет на

    последующую семейную жизнь бездетного мужчины. Эгоцентрическое,

    направленное на себя замещение, как правило, ведет к распаду семьи. Один

    исследователь наблюдал бездетных мужчин в течение семи лет. За это время

    развелись две трети тех, чьи интересы были сосредоточены исключительно на

    себе. Из оставшейся трети никто не стал отцом, никто не взял на воспитание

    приемного ребенка. Самым продуктивным является замещение, направленное на

    других детей. Бездетные мужчины, которые любят чужих детей и с

    удовольствием занимаются ими, склонны сохранять семью, даже если они знают,

    что их жена по состоянию здоровья не может иметь ребенка. Они предпочитают

    искать выход не в разводе и смене половых партнеров, а в поисках лечения, а

    если лечение не помогает — в усыновлении. Такие мужчины очень часто

    оценивают свой брак как удачный.

    Как уже говорилось, одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние

    отца на ребенка, на их будущую взаимную привязанность, является как можно

    более раннее начало их общения. Решающими могут быть первые же два-три дня

    (или даже первые часы) после рождения, когда в мозгу новорожденного

    запечатлеваются первые следы внешних событий, звуков.

    Участие отца в воспитании связано не только с его ранним контактом с

    ребенком, но и с предварительным обучением. Исследователи анкетировали

    молодоженов— будущих отцов и матерей — с целью выяснить их отношение к

    детям и уходу за ними. Позже, когда супруги становились родителями,

    психолог изучал их игры и повседневное общение с ребенком. Оказалось, что

    чем увереннее чувствовал себя мужчина еще задолго до рождения ребенка, чем

    выше он оценивал свои навыки и умения, тем раньше и активнее он включался в

    воспитание, когда младенец появлялся на свет. У женщин такой закономерности

    обнаружено не было. Их заниматься ребенком заставляет сама жизнь —

    независимо от того; считают ли они себя подготовленными. В частности, об

    этом говорит и тот факт, что отношение женщины к своему маленькому ребенку

    не зависит от степени ее женственности.

    Мужчина же подключается к воспитательному процессу лишь постольку,

    поскольку сам считает себя готовым и умеющим заниматься детьми.

    Это не единственный вариант, когда отношение отца к ребенку является

    функцией его отношения к самому себе как к ребенку, как к человеку, чье

    детство еще не закончилось, а планы еще надлежит реализовать. В частности,

    нередко мужчины, смирившиеся со своим второстепенным положением в семье,

    уступающие все права авторитарной супруге, росли без отца. В детстве они

    были чрезвычайно привязаны к матери, с удовольствием подчинялись ей, и от

    своей семейной жизни ждут только повторения отношений с матерью.

    2.2.3. РЕБЁНОК РАСТЁТ БЕЗ ОТЦА

    Воспитание в неполной семье представляет собой совершенно особый процесс.

    Его особенности лишь в незначительной мере связаны просто с отсутствием

    отца. Гораздо важнее отсутствие мужчины в окружении ребенка, но и это не

    является решающим фактором. Чаще всего источником отклонений в развитии

    ребенка является ошибочное поведение матери, поставленной в трудные условия

    и не сумевшей самостоятельно выбрать нужный курс. Отсутствие отца, таким

    образом, является не причиной, а лишь предпосылкой нарушений развития.

    Мать, оставшуюся с ребенком без мужа, подстерегает немало соблазнов.

    Соблазн первый: жизнь для ребенка. Потеряв мужа, женщина возлагает на

    ребенка все свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель

    сноси жизни.

    Весь спектр отношений матери к ребенку окрашивается в тревожные тона.

    Любая его неудача, любой проступок становятся трагедией: ведь это угроза

    краха всей родительской карьеры, а следовательно, и всей жизни матери.

    Чтобы избежать ошибок, ребенок не должен ничем рисковать, ни в чем не

    должен быть слишком самостоятельным, прежде всего в выборе друзей: ведь

    можно попасть в дурную компанию. Стремясь во всем угодить ребенку, мать

    резко сужает как круг своего общения, так и — постепенно — круг его

    общения. Ее жизнь лишена радостей и наполнена тревогами. В, результате пара

    мать — ребенок все больше замыкается сама на себя, и привязанность их друг

    к другу, вместо того чтобы с годами ослабевать, усиливается.

    До поры до времени такие отношения могут нравиться ребенку, но затем

    (чаще всего это происходит в раннем подростковом возрасте) он начинает

    чувствовать себя неуютно.

    В плане интересующей нас «отцовской» темы такая ситуация чревата

    серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Первые

    вырастают в чисто женском окружении, что зачастую ведет, как мы уже видели,

    к нарушению процессов осознания себя как мужчины, развития мужских качеств.

    Часто молодой человек всю жизнь ищет для себя подругу, созданную «по образу

    и подобию» мамы — такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его

    понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится

    самостоятельности, к которой не приучен в своей семье.

    Второй соблазн — борьба с образом мужа. Хотя сама возможность развода, то

    есть возможность прекратить совместное существование, ставшее бессмысленной

    мукой для обоих супругов, есть безусловно благо, — тем не менее факт

    развода для подавляющего большинства женщин (как и мужчин) представляет

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.