МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Возраст ребёнка и тип воспитания отца

    сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами

    дети с трудом поддавались внешнему контролю.

    Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны,

    внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей,

    неагрессивны.

    При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание,

    эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие

    любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

    Дж. Болдуин выделил также четыре параметра измерения родительского

    поведения:

    — родительский контроль, то есть предпочитают ли родители оказывать большое

    влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих требований,

    последовательны ли в них;

    — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости,

    способностей в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферах;

    — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий;

    — эмоциональная поддержка — способность родителей выражать сочувствие,

    любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордость

    от успехов детей.

    При анализе данных оказалось, что комплекс черт компетентных детей

    соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений:

    контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной

    поддержки — то есть оптимальным условием воспитания является сочетание

    высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

    Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех

    параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей

    избегающих детей характерны более контролирующее и требовательное

    отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители

    последних оказались абсолютно неспособны к контролю детского поведения в

    силу собственной эмоциональной незрелости.

    Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность,

    так и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В первом

    случае они вряд ли смогут воспитать в ребенке потребность к

    самостоятельному поиску, к познанию нового. Чем более «свободно» родители

    воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под

    «свободой воспитания» Масару Ибука понимает не регулярный уход за ребенком,

    обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания. Таким детям не хватает

    любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок,

    выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и

    добр.

    Рассмотрим связь между стилем родительского воспитания и особенностями

    ребенка.

    Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили

    семейного воспитания — авторитарный, демократический, либеральный. Еще в

    работах А. С. Макаренко было выделено несколько типов так называемого

    ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния,

    педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны

    авторитет любви, доброты, уважения.

    Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского

    воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров:

    родительского контроля и теплоты. Авторитетный стиль предполагает высокий

    уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию

    своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения,

    допускают изменения своих требований). Как результат — дети социально

    адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой

    самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители

    ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные,

    отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и

    раздражительны. Девочки в большинстве своем — пассивны и зависимы, мальчики

    — неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень

    контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не

    регламентируются поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с

    детьми, доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям,

    детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо

    ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя

    неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети

    становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный

    стиль — с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не

    устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты

    для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил

    на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок

    проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

    Т. М. Мишина и А. Б. Добрович описывают наиболее часто встречающиеся

    неблагополучные формы родительско-детских отношений. Соперничество

    предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе

    главенствующее положение в доме. Мнимое сотрудничество: конфликты между

    членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует

    образ хороших, правильных отношений. Изоляция в наиболее явном виде

    проявляется в отчуждении одного из членов семьи от воспитания ребенка.

    Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные

    конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.

    Три типа неправильного воспитания выделены В. И. Гарбузовым, А. И.

    Захаровым и Д. Н. Исаевым:

    — отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль

    либо недостаток контроля на почве попустительства);

    — гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей

    будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами);

    — эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности,

    когда ребенку навязывается представление «Я — большой» в качестве

    самодовлеющей ценности).

    По нашим исследованиям, характер отношения родителей и детей может быть

    проанализирован по следующим трем параметрам:

    - поддержка автономности — контроль;

    - вовлечённость родителей в жизнь ребенка — равнодушие;

    - структурированность – аморфность отношений.

    Чем более ориентированы родители на предоставление возможности выбора

    ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок (поддержка автономности),

    чем больше они уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их

    жизни (вовлеченность), а также, чем более четко описывают свои требования,

    сдерживают обещания (структурированность отношений), тем более

    психологически благополучен ребенок (Клюева Н. В., 1998).

    Подводя итоги описанию стилевых особенностей семейного воспитания,

    обратим внимание на то, что в работе с семьей психолог должен быть открытым

    (то есть способным к обсуждению различных, даже интимных проблем, к

    доверию), эмпатичным, конструктивным (уметь находить взаимоприемлемые

    решения, оставаясь защитником прав ребенка) и рефлексивным (умеющим

    проанализировать ситуацию с различных точек зрения, избегая оценочных

    суждений).

    2.2. ТИП ВОСПИТАНИЯ ОТЦА

    Учёные, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное

    внимание отношениям ребёнка и матери, сплошь и рядом забывая о

    существовании отца. Недоверие к мужчине-воспитателю проявляется не только

    на уровне семье. Показатель этого недоверия – обилие женщин педагогов всюду

    от детского сада до университета.

    Стоит обратить внимание на то, что как ни странно более мягкие,

    чувствительные мужчины воспитываются в культурах, где важную роль в

    воспитании играет отец. И наоборот, у народов, где сыновья растут в

    условиях преобладающего или даже исключительного женского воздействия

    мужчины воинственны и агрессивны. Дальше мы увидим, что эта парадоксальная

    на первый взгляд закономерность имеет место отнюдь не только среди

    примитивных народов. Её действие мы каждый день видим вокруг себя.

    2.2.1. ПАТРИАРХАТ

    Патриарх — глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству

    функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) —

    характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном

    обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может

    и не быть) главой семьи — не более. Государство, будь то монархия или

    тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье сколок

    общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху

    или диктатору и, далее, как все люди — единому Богу, Отцу небесному. Триада

    Отец — Правитель — Бог — основа патриархальной идеологии. Отношения их

    взаимны. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются

    функции монарха в миниатюре, с другой — правителю, а далее и Богу

    приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости,

    умение разрешить все конфликты «по-семейному».

    До сих пор даже в такой «непатриархальной» стране, как США, дети склонны

    описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента

    страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца,

    он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и

    детям. Подобно тому как маленький обрывок голографического снимка содержит

    в себе все изображение, так и патриархальная семья несет свойства

    патриархального государства и космоса. Общество, семья и Вселенная взаимно

    моделируют друг друга.

    В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на

    сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется

    большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может

    служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине.

    В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как

    пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через

    отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем

    божественной сущности.

    Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и

    поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой

    доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом

    культе мужественной силы (machismo) Отец с презрением относится к «возне с

    детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины

    Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с

    сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о

    них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в

    середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье

    можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих

    отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем

    дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье

    характеризуется словом Ehrfurcht — «честь и страх». Отец не может быть не

    прав, и его слово является законом («непогрешимость папы»). Мать также

    подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его

    дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

    По-разному относятся отцы к своим детям в этих семьях. Роль наказания,

    особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях,

    чем в восточных. Связь с детьми — от почти полного пренебрежения ими, как в

    традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы — в

    германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на

    недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец —

    прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой

    ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет

    отцом.

    Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой

    первый удар по традиционной семье. Юридическое выражение это получило, в

    частности, в законодательстве Великой французской революции, которое

    освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи (в этот

    период, между прочим, резко повысилась детская преступность). На

    раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались

    изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и

    детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую

    формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу. Однако это

    своеобразное равенство положения мужа и жены в пролетарской семье было

    равенством в горе и нищете и вело в конечном счете к распаду семьи.

    Разложение родительско-детских отношений в условиях развивающегося

    буржуазного общества лучше всего, пожалуй, было показано великим Золя в его

    романах «Жерминаль», «Западня».

    По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных

    стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего

    женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало

    асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как

    главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и

    воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в

    первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть

    восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться

    с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью — тогда как

    раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента,

    когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.

    С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция,

    выражающаяся словами «делай, как я» (вспомним единство ролей Отца и Учителя

    в патриархальной культуре), — эта функция в развитых обществах XX века явно

    утеряна.

    Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще

    нетвердые шаги по пути своего ремесла — будь то охота (в примитивном

    обществе), крестьянское дело (в «классической» патриархальной культуре) или

    рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии). Сейчас отец

    (рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит «где-то

    там», на работе, причем эта работа — какая-то мистика, что-то для ребенка

    совершенно непонятное, не имеющее ни цвета, ни запаха. В школе ребенок

    учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая

    преемственность «сын — наследник моего дела» ушла в прошлое; разрыв между

    ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью

    утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных

    культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных

    отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье,

    уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания.

    Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор переведенной у нас

    недавно книги «Быть или иметь», анализируя традиционную семью, выделил

    отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа

    любви. Отцовская любовь требовательна. она стремится к справедливости, к

    тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами — не больше, но и

    не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит

    ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок. Она не

    требует никаких заслуг; красивый и урод. умный и бестолковый, трудяга и

    лентяй — все в равной мере достойны материнской любви.

    (Разумеется, это описание относится к идеальным типам отцовской и

    материнской любви. Отношения конкретных матерей и отцов к своим детям могут

    лишь в той или иной степени приближаться к этим типам Отцовская и

    материнская любовь, по Э. Фромму, — это скорее два полюса, между которыми

    располагаются реальные чувства реальных людей.)

    По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в

    отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка

    его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он

    нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону

    преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской — ведет к

    нарушению поведения. Современное западное общество, считает Э. Фромм, все в

    большей степени становится «безотцовым». Падение авторитета отца связано с

    крушением прочих авторитетов. Вспомним триаду Отец — Монарх — Бог:

    оказывается, стоит задеть один из ее столпов, как закачаются все остальные,

    и для современного «безотцового» молодого человека нет уже ни государства,

    ни церкви, нет авторитета ни на земле, ни на небесах. Преобладает

    «материнский» принцип абстрактного гуманизма: все люди по-своему хороши,

    заслуги и достоинства не имеют значения. С наибольшей полнотой этот взгляд

    выражен в идеологии хиппи. Отсюда, по Э. Фромму, характерная для

    современного Запада тяга к анархии, к утрате социальной организации, к

    распаду рациональной культуры и высокого искусства.

    В настоящее время во многих зарубежных странах пытаются преодолеть

    «безотцовое» общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным

    отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье.

    Патриархальная семья в нашей стране обладала всеми достоинствами и

    недостатками патриархальной семьи.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.