МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ

    уйдете от меня с тем, с чем пришли! П-32: (понимающе улыбается).

    Т-33: Вы способны думать. Пора прекратить отступать, отказываться

    думать — ведь это то, что вы делали на протяжении жизни, поэтому вы и

    больны. Давайте снова вернемся к этому: «Было бы лучше, если бы у меня была

    цель в жизни». Мы могли бы обосновать, почему это было бы лучше. Это

    слишком очевидно. А теперь, почему заявление «Я должна делать то, что было

    бы лучше» является магическим? П-33: Вы имеете в виду, почему я так

    чувствую? Т-34: Нет, нет. Это убеждение. Вы чувствуете так потому, что вы

    убеждены в этом. П-34: Да.

    Т-35: Если бы вы были убеждены в том, что вы — кенгуру, то вы прыгали

    бы и чувствовали как кенгуру. Чувства приходят от ваших убеждений. Теперь я

    временно забываю о ваших чувствах, потому что мы не можем изменить чувства,

    не изменив сначала ваши убеждения. Итак, я стараюсь показать вам: у вас два

    убеждения; одно — «было бы лучше, если бы у меня была цель в жизни». Вы

    согласны? (Пациентка кивает.) И это совершенно разумно. Мы можем доказать

    это. Второе — «следовательно, я должна делать то, что было бы лучше». Итак,

    мы имеем два различных заявления. Первое, как я сказал, — здоровое, потому

    что мы можем доказать это. Оно имеет отношение к действительности. Мы можем

    перечислить преимущества от обладания целью — для любого человека, не

    только для вас. Но второе утверждение — безумное. Почему оно безумно?

    П-36: Я не считаю его безумным. Т-37: Кто вам сказал, что вы должны? П-

    37: Я не знаю, откуда это пошло! Кто-то сказал. Т-38: Кто бы это ни сказал,

    он был пьян! П-38 (смеется): Отлично.

    Т-40: Я вам скажу сейчас, что такое эмоциональное нарушение: вера в

    «должен» вместо «было бы лучше». Представьте, вы говорите: «Я хотела бы,

    чтобы у меня сейчас в кармане лежал доллар», а у вас было бы только

    девяносто центов. Что бы вы чувствовали?

    П-40: Я бы не слишком расстроилась.

    Т-41: Да, вы были бы только чуточку разочарованы. Было бы лучше иметь

    доллар. А теперь представьте, что вы говорите: «Я должна всегда иметь в

    кармане доллар» и обнаруживаете, что у вас только девяносто центов. Как вы

    теперь будете чувствовать себя?

    П-41: Я была бы страшно расстроена, согласно вашей логике. Т-42: Но не

    потому, что у вас только девяносто центов. П-42: А потому что я думаю, что

    я должна иметь доллар. Т-43: Правильно! Должна. Давайте продвинемся еще на

    один шаг. Представьте, что вы говорите: «Я должна всегда иметь доллар в

    кармане» и обнаруживаете, что у вас доллар и десять центов. Как вы теперь

    будете чувствовать себя?

    П-43: Думаю, что превосходно! Т-44: Нет, вы почувствуете тревогу!

    П-44 (смеется): Вы имеете в виду, что у меня возникнет чувство вины:

    «что мне делать с лишними деньгами»? Т-45: Нет.

    П-45: Извините, я не улавливаю.

    Т-46: Потому что вы не думаете! Подумайте, если вы говорите: «Я должна

    иметь доллар», а у вас доллар и десять центов, будете ли вы тревожны? Любой

    будет тревожен. А почему?

    П-46: Потому что это нарушает их долженствование. Это нарушает их

    правило, которое они считают правильным.

    Т-47: Да, и это относится не только к настоящему. Они могут легко

    потерять двадцать центов. И это будет их тревожить. Потому что «должен»

    значит «все время я должен...».

    П-47: Кажется, я понимаю теперь, что вы имеете в виду! Они могли , бы

    потерять часть денег и поэтому постоянно чувствуют неуверенность. Т-48:

    Вот! Тревога возникает из долженствования. П-48 (после долгого молчания):

    Почему вы создаете такое напряжение в самом начале?

    Т-49: Я думаю, что я этого не делаю. Я вижу сотни людей, и вы одна из

    немногих, кто сам провоцирует в себе тревогу. Вы вносите свои

    долженствования во все, включая эту ситуацию. Каждый раз, когда вы

    испытываете тревогу, вы заменяете «было бы лучше» на «должен». В этом —

    суть эмоционального нарушения! Очень просто. И теперь, почему я должен

    тратить ваше время и говорить о вещах, не относящихся к делу?

    П-49: Возможно, я лучше поняла бы ваши объяснения, если бы не

    была так напряжена в самом начале.

    Т-50: Но тогда, если я начну гладить вас по голове, вы до конца своей

    жизни будете считать, что вас должны гладить по голове. В этом еще одно

    долженствование. «Он должен поддерживать меня и объяснять, не торопясь, —

    чтобы такое дерьмо, как я, успевало понимать. Но если он будет спешить и

    заставлять меня думать, то, о ужас, — я сделаю ошибку!» Не верьте в это! Вы

    в состоянии понимать то, о чем я говорю, если перестанете думать о

    совершенстве выполнения. «Я все должна

    выполнять совершенно» — вот о чем вы постоянно думаете, сидя здесь. С

    какой стати вы должны любое дело выполнять в совершенстве? П-50: Я не люблю

    казаться бестолковой!

    Т-51: Нет, дело не в этом. Сейчас вы обманываете саму себя. Потому что

    опять вы сказали одну здоровую мысль и одну нездоровую. Здоровая: «Я не

    люблю казаться бестолковой, потому что лучше быть сообразительной». Но

    затем вы сразу перепрыгнули к нездоровой мысли: «Ужасно, если я оказываюсь

    бестолковой, — я должна быть сообразительной».

    П-51 (убежденно): Да.

    Т-52: Тот же самый вздор! Всегда одно и то же! Если вы заметите в себе

    этот вздор и перестанете твердить: «О, какая же я бестолковая! Он презирает

    меня! Лучше мне умереть!», тогда вам сразу станет лучше.

    П-52 (смеется): Вы как будто бы слышите эти глупые мысли в моей

    голове.

    Т-53: Совершенно верно! У вас должны быть эти мысли, потому что у меня

    есть хорошая теория. И согласно моей теории эти сумасшедшие мысли

    предшествуют эмоциональным расстройствам.

    П-53: У меня не было ни малейшего представления о том, чем вызвано мое

    расстройство.

    Т-54: Нет, у вас было представление. Я только что говорил вам. П-54:

    Да, да, я знаю!

    Т-55: Так в чем же причина вашего расстройства? Скажите мне. П-55: Я

    расстроена потому, что... Роль, в которой я себя представляла, когда пришла

    сюда (смеется почти весело), и что я должна буду делать... И благодаря вам

    все это рухнуло. И мне это не нравится.

    Т-56: «И разве не ужасно, что я не смогла показать себя! Если бы я

    давала ему быстрые и правильные ответы, он бы просиял от счастья и сказал:

    «Какая сообразительная женщина!», и тогда все было бы хорошо».

    П-56 (смеется, поняв юмор): Конечно!

    Т-57: Дерьмо все это! Вы были бы такой же расстроенной, как и сейчас.

    Это бы нисколько не помогло вам! Фактически вы стали бы еще более

    рехнувшейся. Потому что вы ушли бы отсюда с той же самой философией, с

    которой и пришли сюда: «Когда я делаю что-нибудь хорошо и люди гладят меня

    по голове и говорят, какая я замечательная женщина, тогда все прекрасно!»

    Это глупая философия! Потому что, если, допустим, я безумно полюбил вас,

    следующий человек, с которым вы будете разговаривать, может возненавидеть

    вас. Хотя бы потому, что я люблю карие глаза, а он — голубые. И тогда вам

    конец, потому что вы думаете: «Меня должны принимать! Я должна быть

    сообразительной!» С какой стати?

    П-57 (спокойно и рассудительно): Верно. Т-58: Теперь понятно? П-58:

    Да.

    Т-59: Если вы запомните этот урок, наша встреча будет весьма полезной

    для вас. Потому что вы не должны расстраивать себя. Как я

    сказал прежде, если я думаю, что вы последнее дерьмо на свете, то это

    — мое мнение, и я имею право на него. Но превращает ли это вас в кусок

    дерьма?

    П-59 (задумывается). Т-60: Превращает? П-60: Нет.

    Т-61: А что же превращает вас в дерьмо? П-61: Мысли о том, что вы так

    думаете обо мне. Т-62: Вот именно! Ваше убеждение в том, что вы дерьмо. Но

    вам не нужно верить в это. Я контролирую мои мысли — мое убеждение

    относительно вас. Но это не должно отражаться на вас. Вы всегда

    контролируете то, что вы думаете. Но вы полагаете, что это не так. Давайте

    вернемся к депрессии. Депрессия, как я уже говорил, происходит из

    самобичевания. За что вы бичуете себя?

    П-62: Потому что я не могу жить в согласии... есть конфликт в том, что

    люди, по-видимому, думают обо мне, и тем, что я думаю о себе. Т-63:

    Правильно.

    П-63: И, видимо, не стоит винить в этом других людей. Возможно, я

    претендую на роль лидера. Но, между прочим, я чувствую как раз сейчас, что

    всю жизнь я принуждала себя быть не тем, кто я есть, и чем старше я

    становлюсь, тем труднее мне сохранять этот фасад, эту внешность...

    облицовка становится все тоньше и тоньше, и я уже больше не справляюсь с

    этим.

    Т-64: Да, но... Боюсь, что вы не совсем правы. Потому что, как это ни

    странно, происходит как раз обратное. Вы верите в то, что роль лидера — это

    ваша роль. Правильно? П-64: Да.

    Т-65: И они думают, что вы выполняете ее? П-65: Обычно да. Т-66:

    Выходит, что они правы.

    П-66: Да, но мне приходится тратить все больше сил. Т-67: Потому что

    вы ничем другим не занимаетесь. Ведь вы отвечаете их ожиданиям в отношении

    себя. Они не считали бы вас лидером, если бы вы не вели себя как лидер.

    Следовательно, вы отвечаете их ожиданиям, но вы не отвечаете вашим

    идеалистическим и непрактическим ожиданиям в отношении лидерства. П-67

    (почти плача): Думаю, что нет.

    Т-68: Видите ли, это спорный вопрос. С их точки зрения, у вас с

    работой все в порядке. Но вы ведь не ангел, вы не совершенство. Но вы

    должны им быть, чтобы стать настоящим лидером. Следовательно, вы не

    настоящий лидер, а бутафория. Понимаете? Теперь, если вы откажетесь от

    своих безумных ожиданий и вернетесь к ожиданиям других, вам не придется

    беспокоиться. Потому что с их точки зрения вы делаете все как надо и

    отвечаете их ожиданиям. Вы думаете про себя: «Я должна быть настоящим

    лидером в собственных глазах, быть совершенной. Если я и удовлетворяю

    других, но знаю при этом, что сделала какое-то дело хуже, чем я должна была

    сделать, тогда я дрянь. Потому

    что я только притворяюсь перед ними, что я не дрянь, а на самом деле —

    дрянь!»

    П-68 (смеется, затем серьезно): Верно!

    Т-69: Но это все — из-за ваших глупых ожиданий, а вовсе не из-за

    других людей. И что странно, вы, несмотря на разные препятствия —

    депрессию, самобичевание и т. д., — удивительно хорошо справляетесь на

    работе. Представьте, каких успехов вы могли бы достичь без этих дурацких

    препятствий! Поймите, вы удовлетворяете их, но тратите много времени и

    энергии, бичуя себя. Вообразите, сколько бы вы успели сделать без

    самобичевания! Понятно это?

    П-69 (с убежденностью): Да!

    Комментарий.

    Невзирая на то, какие чувства выражает пациентка, терапевт пытается

    подвести ее к иррациональным мыслям, которые лежат в основе этих чувств,

    прежде всего к ее катастрофическим мыслям о том, что будет ужасным, если

    кто-нибудь, включая терапевта, не будет любить ее.

    Терапевт без колебаний противоречит пациентке, приводя доказательства

    из ее собственной жизни или из своего знания людей.

    Обычно терапевт опережает пациентку на один шаг, например, говорит ей,

    что она самообвинитель, еще до того, как она сама назвала себя так.

    Опираясь на теорию РЭТ, согласно которой ее мышлением управляют

    долженствования, когда она испытывает тревогу, депрессию или чувство вины,

    он заставляет ее принять эти долженствования, а затем "атакует" их (Т-14, Т-

    15).

    Терапевт использует философский подход. "Предположим, - говорит он по

    своему обыкновению, - что произошло самое плохое и вы на самом деле

    поступили плохо и другие презирают вас; будете ли вы, тем не менее, плохой?

    (Т-13). Он полагает, что если он сможет убедить ее в том, что никакое ее

    поведение, каким бы отвратительным оно ни было, не порочит ее, то он

    поможет ей достигнуть глубокого личностного изменения.

    Ее стресс не смущает его (П-15), он едва ли сочувствует ей, но

    использует ее чувства, чтобы показать ей, что и сейчас она продолжает

    верить в глупые мысли и тем самым расстраивает себя. Терапевт не занимается

    анализом ее "трансферентных" чувств. Он интерпретирует мысли, которые стоят

    за ее чувствами, показывает, почему эти мысли являются самопоражающими. Он

    показывает также, почему его сочувствие могло бы только подкрепить, а не

    изменить, ее "философию требований".

    Терапевт довольно суров с пациенткой, но он также показывает полное ее

    принятие и демонстрирует веру в ее способности, настаивая на том, что она

    может лучше думать и вести себя, если прекратит ругать себя (Т-20, Т-33).

    Он не просто говорит ей о том, что ее мысли иррациональны, он

    стремится к тому, чтобы она сама увидела это. Иногда он объясняет некоторые

    психологические процессы, например, что ее чувства рождаются из ее мышления

    (Т-35, Т-62).

    Он намеренно пользуется сильными выражениями (Т-16, Т-50, Г-52, Т-57,

    Т-59). Это делается, во-первых, для того, чтобы раскрепощать пациентку, во-

    вторых, для того, чтобы показать, что хотя он и является специалистом, он

    тоже приземленное существо, и в-третьих, для воздействия на нее

    эмоциональным шоком, чтобы его слова произвели более драматичный эффект.

    Заметьте, что в этом случае пациентка первая называет себя "дерьмом" (П-7).

    Хотя терапевт не сочувственно относится к мыслям пациентки, он на

    самом деле очень эмпатичен, так как внимательно прислушивается к тому, что

    она, вероятно, говорит про себя. В этом смысле РЭТ-терапевты очень

    эмпатичны. Терапевт сосредоточивается на невербализованных понятиях

    пациентки (ее негативных мыслях о себе и о мире), а не на внешних чувствах

    (на ее восприятии, что она плохо выполняет что-либо или что другие обижают

    ее).

    Терапевт постоянно проверяет, правильно ли пациентка понимает то, чему

    он ее учит (Т-59, Т-61), и может ли она повторить это своими словами.

    Лечение.

    Когнитивный аспект. Пациентке неоднократно показывали ее центральную

    проблему: она искренне верила, что должна быть почти совершенной и не

    должна получать критику от значимых других. Ее настойчиво учили

    воздерживаться от оценки своего «Я», а оценивать только исполнение; ее

    учили не презирать себя, даже если она не избавится от переедания,

    компульсивного пьянства и других своих симптомов; ее учили понимать, что

    было бы весьма желательным, но не обязательным, чтобы у нее были интимные

    отношения с мужчиной и, она получала одобрение от сверстников и начальников

    на работе; ее учили принять себя со своей враждебностью и затем отказаться

    от своих детских требований к другим, невыполнение которых и являлось

    причиной ее враждебности к ним.

    Эмоциональный аспект. Пациентка была полностью принята терапевтом как

    личность, хотя он и с жаром набрасывался на многие ее идеи и иногда с

    юмором доводил их до абсурда. Некоторые члены группы вступали с ней в

    резкую конфронтацию: они выговаривали ей, за осуждение других членов группы

    за их глупость и отлынивание от работы, и ей помогли установить связи с

    этими людьми, несмотря на их недостатки. Терапевт и некоторые члены группы

    в разговоре с ней использовали крепкие выражения, которые ей поначалу не

    нравились, но которые позднее она понемногу стала употреблять сама. Во

    время тренингов она смогла, впервые в своей жизни, по-настоящему

    эмоционально увлечься мужчиной, который до этого времени был совершенно

    чужим для нее, и это показало ей, что она может позволить себе сломать

    барьеры, преграждающие путь к интимности и любви.

    Поведенческий аспект. Пациентка получала домашние задания, которые

    включали в себя разговоры с привлекательными мужчинами в общественных

    местах, что давало ей возможность преодолеть страх отвержения. Ее научили

    держать долгосрочную диету, награждая себя только приятными переживаниями

    (такими, как прослушивание классической музыки) после нескольких часов

    воздержания. С помощью ролевой игры с терапевтом и другими членами группы

    она прошла тренинг утвердительного поведения.

    Заключение.

    В этой курсовой работе я отразил свой собственный взгляд на проблему

    интеграции в современной психологии. Многие люди могут не согласиться с

    тем, что было представлено здесь, но я надеюсь, что они если не согласились

    с моей точкой зрения, то хотя бы задумались над этой проблемой.

    Современная наука движется в направлении расщепления, на различные

    дисциплины, с каждым годом всё больше и больше, и это возможно и

    положительно. Психология как наука в этом плане "впереди планеты всей".

    В своей следующей курсовой работе я продолжу тему интеграции, и опять

    на примере РЭПТ Альберта Эллиса, но попытаюсь зайти с другой стороны. Если

    эта курсовая работа смотрела больше на РЭПТ со стороны поведенческого и

    когнитивного направлений, дальше я попытаюсь посмотреть на проблему

    интеграции через динамическую и гуманистическую призму психологии.

    И напоследок, хотелось бы отметить, что в современной России такое

    молодое направление, как РЭПТ только набирает свои обороты, и как следствие

    существует очень маленькое количество литературы. Я надеюсь, что с каждым

    годом количество литературы увеличиться и эта теория займет достойное место

    среди других в нашей стране.

    Литература:

    1. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии - СПб.:

    Речь, 2000. -240с.

    2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия - СПб.: Питер, 1999. - 464с.

    3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб.: Питер,

    2001. - 464с

    4. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия -

    Москва: Институт Гуманитарных Знаний, 1997 - 257с.

    5. Эволюция психотерапии. Том 2. "Осень патриархов" - Москва: "Класс" ,

    1998. - 416с.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.