МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ

    осуществлению целей человека, причиняя ему ненужную боль, страдания и

    иногда даже приводя к безвременной смерти.

    Обычно помогающие человеку гВ логичны и реалистичны, а вредящие ему iВ

    - наоборот. Но это не всегда так! Например, как уже было сказано выше, за

    таким нелогичным Убеждением, как: "Раз меня бросил любимый, значит, со мной

    что-то не так", - может следовать абсолютно рациональное Убеждение: "Даже

    если со мной что-то не так, я, скорее всего, найду кого-то, кто сможет

    полюбить меня". А за нереалистичным Убеждением: "Раз меня отверг человек,

    которого я люблю, значит, любой, кого я полюблю, тоже отвергнет меня", -

    может следовать реалистичное Убеждение: "Даже если все, кого я полюблю,

    отвергнут меня, я смогу быть счастливым и без любви".

    Только определенные iВ - а именно требования к себе, окружающим людям и

    миру - почти всегда вызывают тревожность, депрессию, ярость и презрение к

    себе.

    В когнитивно-бихевиоральных видах психотерапии, разработанных Беком

    (Веck, 1976), Молтсби (Maultsby, 1984) и другими когнитивистами, большое

    внимание уделяется разным нереалистичным и нелогичным умозаключениям и

    предположениям, которые не соответствуют действительности и довольно легко

    оспариваются психотерапевтами. Эллис также относит эти Убеждения к

    категории иррациональных (iВ), но, согласно РЭТ, они не причиняли бы вреда,

    если бы не опирались на безусловные и абсолютистские требования.

    Давайте теперь затронем второй аспект. О том, что практика должна

    соотноситься с теоретической частью и не выходить за её приделы. Причём

    речь идёт не о жёстком регламентировании и ригидном ограничивании в рамках

    одной теории, а о лабильном изменении теории с изменением в практике.

    Возвращаясь к теоретической и практической части РЭТ можно с

    уверенностью сказать, что практика РЭТ не только полностью отражает

    теоретическую часть, как это и должно быть, но также не выходит за ее

    приделы. С чем же это связанно, а ответ довольно прост, в теоретической РЭТ

    есть все нужные компоненты. Что же касается практики, то она опирается на

    три кита - это поведенческие техники, когнитивные техники и эмотивные

    техники.

    Когнитивные техники.

    Когнитивные техники включают в себя работу с когнитивной частью

    человека, его жизненной философией. Это такие техники как, научный опрос и

    обсуждение. Основной когнитивной техникой оспаривания является техника

    научного опроса. Консультанты требуют от своих клиентов использовать разум,

    логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является

    объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают

    критики.

    Желательный когнитивный результат обсуждения определенных

    иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального

    набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий (Э),

    связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческие

    результаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и эти

    результаты должны взаимодействовать с данными философиями.

    Консультанты могут обсуждать с клиентами различные аспекты их

    иррационального мышления. Например, с 24-летним программистом Роджером,

    который боялся публичных выступлений, Эллис обсуждал вред самооценки; Эллис

    рассматривал возможность безусловно принимать себя, независимо от того, как

    прошло выступление, и от того, беспокоился ли Роджер из-за возможной

    неудачи и демонстрации своей тревоги окружающим (Ellis, 1991е).

    Эмотивные техники.

    Эмотивные техники включают в себя работу с эмоциональный аспектом

    человека, который проявляется в процессе эмоционального дискутирования, при

    формировании рационально-эмотивных мысленных образов, безусловного

    принятия, а также использования рациональной ролевой игры и даже юмора.

    Энергичное (решительное) оспаривание могут применять и консультанты в

    отношении клиентов, и клиенты в отношении самих себя (Ellis, 1993е). Так

    как многие иррациональные убеждения подразумевают «горячие» когниции,

    которые включают в себя сильно выраженный эмоциональный компонент,

    требуется убедительное и решительное оспаривание. Консультантам часто

    приходится аргументировать, убеждать, а также указывать клиентам на слабые,

    нелогичные места в их убеждениях. Мягкого или не слишком энергичного

    дискутирования может оказаться недостаточно.

    Формирование рационально-эмотивных мысленных образов. Суть методики,

    основывающейся на формировании рационально-эмотивных масленых образов,

    заключается в следующем. Консультанты побуждают клиентов вообразить одну из

    самых плохих бедственных ситуаций активизирующего события (А), которая

    могла бы возникнуть в их жизни. Например, клиент может вообразить, что его

    отверг человек, чье одобрение ему необходимо. Клиенты пытаются ярко и во

    всех деталях представить какую-либо бедственную ситуацию, связанную с

    возникновением множества проблем в жизни.

    Затем консультанты побуждают клиентов представить нежелательное

    отрицательное эмоциональное последствие (например, тревогу, депрессию,

    гнев, ненависть или жалость к себе), вызванное данной бедственной ситуацией

    (А), и постараться реально прочувствовать это последствие (П1). Клиенты

    должны спонтанно чувствовать то, что они чувствуют, а не то, что они

    предполагают чувствовать. Как только клиенты ощутят себя неадекватно

    расстроенными в П1 , они должны удерживать это ощущение в течение одной-

    двух минут. Затем, сохраняя ту же самую бедственную активизирующую ситуацию

    (А) в воображении, клиенты должны начать работу, направленную на замещение

    отрицательного ощущения чрезмерного расстройства заданным адекватным

    отрицательным эмоциональным последствием (П2), таким как печаль,

    разочарование, сожаление, фрустрация, раздражение или неудовольствие.

    Для того чтобы сделать это, клиент должен постоянно повторять самому

    себе как можно более убедительно одно и то же, произносить четко

    сформулированные разумные, рациональные установки или помогающие справиться

    с ситуацией утверждения.

    Безусловное принятие. Исходное принятие консультантом клиентов как

    личностей помогает клиентам чувствовать и думать, что их принимают,

    несмотря на какие бы то ни было свойственные им отрицательные качества.

    Использование юмора. Разумное использование юмора помогает сводить

    иррациональные убеждения и пагубное поведение клиентов к нелепости.

    Консультанты часто представляют в гротескном виде нервозные идеи клиентов и

    используют «игру слов, шутки, иронию, причуды, эмоционально-вызывающий

    язык, сленг, а иногда даже веселые непристойности...»

    Использование рациональной ролевой игры. Эллис использует ролевую игру,

    чтобы показать клиентам, каковы их ложные идеи и как они влияют на

    отношения с другими людьми. Например, Роджер играя роль, с трудом

    произносил монолог перед Эллисом и группой, к которой он присоединился в

    дополнение к индивидуальным занятиям. Когда Роджер проявил тревогу в ходе

    ролевой игры, Эллис остановил его, чтобы дать встревоженному клиенту

    возможность спросить самого себя: «Что я говорю сейчас такого, что могло бы

    заставить меня встревожиться? И что я могу сделать прямо сейчас, чтобы моя

    тревога исчезла?»

    Поведенческие техники.

    Работа с техниками поведенческого направления помогают клиентам в

    реальной жизни опробовать их утверждения. Они дают возможность проверить

    так ли, на самом деле, реагируют на них люди, как они считали на протяжении

    долго времени или даже всей жизни. Техники поведенческой части обучают

    людей, а так же упражняют их рациональному поведению в сложных ситуациях.

    Например, клиентов, которые имеют убеждения долженства, связанные с

    необходимостью одобрения, и производные этих убеждений, такие как страх

    отвержения, можно поощрить назначить кому-нибудь свидание или заставить

    себя общаться. Одновременно клиенты должны убеждать себя в том, что

    отвержение не ужасно, а только доставляет неудобства. Клиентам с

    перфекционистскими убеждениями можно дать задание специально попробовать

    плохо произнести публичную речь.

    Упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости.

    Эллис выдвинул гипотезу, согласно которой тревога Эго тесно связана с

    чувствами стыда, вины, смущения и унижения. Следовательно, чем сильнее люди

    противостоят иррациональным убеждениям, стоящим за этими чувствами, тем

    ниже вероятность того, что они нарушат свое душевное равновесие. Клиентов

    побуждают публично совершать такие действия, которые они расценивают как

    особенно постыдные или смущающие. Например, клиенты могут громко требовать

    остановить движение, находясь в лифтах, автобусах или поездах метро или

    громко просить продать им имеющие отношение к сексу предметы в аптеках.

    Цель этих упражнений — доказать, что данное поведение само по себе в

    действительности не является постыдным и его можно осуществлять, ощущая

    относительный комфорт и принимая себя. Кроме того, консультанты побуждают

    клиентов бороться с чувством стыда посредством увеличения степени

    самораскрытия тех своих сторон, которые клиенты воспринимают как постыдные

    или которые, по их ощущению, другие люди воспринимают как постыдные.

    Обучение навыкам (тренинг навыков).

    Различие между поведенческими и познавательными навыками является

    неопределенным. Всегда, когда консультанты помогают клиентам развивать

    поведенческие навыки (например, ассертивность и навыки общения), они

    обучают клиентов когнитивно рассматривать имеющиеся у них иррациональные

    убеждения и производные самодекларации. Иногда консультанты рекомендуют

    клиентам стремиться к получению дополнительного опыта, необходимого для

    приобретения соответствующих навыков.

    Что же касается общей картины то совершенно понятно, что эти три группы

    техник работают вместе неразрывно, дополняя друг друга. Просто при подходе

    к каждому клиенту определяется, и в ход первоначально пускается та техника,

    которая более приемлема для данного клиента.

    Третий момент, который нужен для сближения теорий - это возможность

    внесения корректив. Самым ярким и отражающим этот момент может послужить

    пример Альберта Эллиса, который в 1955 году разработал новый подход и

    назвал его рациональной терапией (РТ). В 1961 году он изменил название на

    рационально-эмотивную терапию (РЭТ). В 1993 году Эллис ещё раз изменил

    название рационально-эмотивно поведенческую терапию (РЭПТ). Эллис ввёл

    слово "поведенческий" в название своего подхода ради точности. С самого

    начала большое внимание уделялось поведению наряду с познавательной

    способностью и эмоцией. Эллис пишет: "Итак, для того чтобы исправить

    совершённые мною в прошлом ошибки и отразить самую суть, я теперь буду

    называть свой подход рационально-эмотивно-поведенческой терапией".

    [1,310c.] Может это пример не совсем отражает третий аспект, и можно

    предположить, что меняется только названия, но как заявляет сам автор, что

    за этим изменением стоит не только уточнение в названии, а глубокий

    пересмотр всей теории.

    Случай из практики.

    Описание приводимого здесь случая, заимствованно у Эллиса

    (Ellis,1989), помимо анамнестических данных и сведений о проведённом

    лечении, включает также протокол первой беседы терапевта с пациенткой. Этот

    протокол, снабжённый комментариями Эллиса, представляет значительный

    интерес, поскольку отражает процесс РЭТ, некоторые её механизмы, а также

    стиль работы РЭТ-терапевта.

    Отношение между пациентом и терапевтом в РЭТ отличается от такового

    при других видах терапии. РЭТ-терапевт очень активен, без колебаний

    высказывает свою точку зрения, отвечает на прямые вопросы о своей личной

    жизни, много говорит, особенно на первых занятиях, и очень энергичен и

    часто директивен при групповой терапии. В то же время он много объясняет,

    интерпретирует и «читает лекции». Он может позволить себе быть не слишком

    мягким по отношению к некоторым пациентам и может легко работать с

    пациентами, которые ему не нравятся.

    Итак, речь идет о 25-летней одинокой женщине, начальнике отдела

    компьютерного программирования. Данные из ее медицинской карточки:

    неспособность контролировать эмоции; сильное чувство вины, неуверенности и

    неполноценности; постоянная депрессия; конфликт между внутренним и внешним

    «Я»; переедание; употребление спиртного: прием диетических таблеток.

    Ее мать умерла, когда девочке было два года, поэтому она воспитывалась

    любящим, но строгим и несколько отстраненным отцом и тиранической бабушкой

    со стороны отца. Она хорошо училась в школе, но у нее было мало друзей.

    Хотя она была довольно привлекательной, она всегда стыдилась своего тела.

    Редко встречалась с молодыми людьми и в основном была занята своей работой.

    В 25 лет она стала начальником отдела в своей фирме. Она отличалась

    напряженной сексуальностью и несколько раз в неделю занималась

    мастурбацией, но половая связь с мужчиной у нее была только один раз — и то

    в состоянии алкогольного опьянения. Со студенческих лет она много ела и

    выпивала. Три года лечилась у психоаналитика, но это ей не помогло. В

    результате она разочаровалась в психотерапии и пришла на прием к терапевту

    только по настоянию своего шефа, который очень ценил ее и не хотел больше

    мириться с ее пьянством.

    Первая беседа

    Т-1: Итак, с чего вы хотите начать?

    П-1: Я не знаю. Я словно окаменела.

    Т-2: Окаменела? Отчего?

    П-2: От вас! Вы пугаете меня!

    Т-3: Как так? Что я делаю? Чем именно я вас пугаю?

    П-3: Наверное, я боюсь того, что могу узнать о самой себе.

    Т-4: Ну хорошо, предположим, что вы открываете что-то страшное в себе:

    что вы по-глупому ведете себя или что-нибудь другое. Почему это будет

    ужасным?

    П-4: Потому что я — самое главное для себя сейчас.

    Т-5: Нет, я не думаю, что это так. Как раз наоборот — вы на самом деле

    самое ничтожное для себя. Вы готовы оттаскать себя за волосы, если я скажу,

    что вы поступаете глупо. Если бы вы не были самообвинителем, вас бы не

    заботило то, что я скажу. А так, если я скажу что-нибудь негативное о вас,

    вы начнете бить себя немилосердно, не так ли?

    П-5: Да, я так делаю.

    Т-6: Хорошо. Вы боитесь на самом деле не меня — вы боитесь собственной

    критики.

    П-6 (вздыхает): Хорошо.

    Т-7: Итак, зачем вам нужно критиковать себя? Допустим, я считаю, что

    вы — самый плохой человек, которого я когда-либо встречал. Тогда почему вы

    должны критиковать себя?

    П-7 (пауза): Так надо. Я всегда так делаю. Мне кажется, что я просто

    дерьмо.

    Т-8: Но ведь это не так! Если вы не умеете ходить на лыжах или

    плавать, вы можете научиться этому. Так же можно научиться не обвинять

    себя, независимо от того, что вы делаете.

    П-8: Я не знаю.

    Т-9: Вы не знаете как.

    П-9: Возможно.

    Т-10: У меня впечатление, что вы говорите: «Я должна ругать себя, если

    я что-то делаю не так». Не от этого ли возникает ваша депрессия?

    П-10: Да, я думаю, что это так (молчание).

    Т-11: Что угнетает вас сейчас больше всего?

    П-11: Я не могу точно сказать. Я хочу все изменить. Меня все угнетает.

    Т-12: Приведите несколько примеров.

    П-12: Из-за чего у меня депрессия? У меня нет цели в жизни. Я не знаю,

    кто я. Не знаю, куда я иду.

    Т-13: Тогда это означает, что вы не сведущи! (Пациентка кивает.) Ну, а

    что же страшного в этом? Очень плохо, что вы не сведущи. Было бы лучше,

    если бы вы были сведущи — если бы у вас была цель и вы бы знали, куда

    идете. Но давайте предположим худшее: до конца жизни у вас нет цели. Почему

    же вы от этого будете плохой?

    П-13: Потому что каждый должен иметь цель.

    Т-14: Кто вам сказал, что «должен»?

    П-14: Потому что я верю в это. (Молчание.)

    Т-15: Я знаю. Но подумайте немного об этом. Вы же умная женщина.

    Откуда появилось это «должен»?

    П-15: Я не знаю. Мне сейчас трудно соображать. Я очень нервничаю!

    Извините.

    Т-16: Да, но вы можете соображать. Разве сейчас вы не говорите про

    себя: «О, это безнадежно! Я не могу сообразить. Какое я дерьмо, раз я не

    могу сообразить!»? Видите: вы вините себя за это.

    П-16-П-26. Пациентка расстраивается из-за того, что она реагирует

    недостаточно хорошо, но терапевт показывает ей, что это не столь важно, и

    успокаивает ее.

    П-27: Я не могу представить, что можно жить без цели!

    Т-28: Но огромное большинство людей живут без цели!

    П-28 (зло): Ну и отлично! Значит, и я смогу обойтись без этого!

    Т-29: Нет, минуточку! Вы шарахнулись из одной крайности в другую. Вы

    высказали одну здоровую мысль и одну нездоровую. Теперь, если

    бы вы смогли различить эти две мысли — а вы в состоянии это сделать, —

    то вы решили бы проблему. То, что вы на самом деле имеете в виду, звучит

    так: «Было бы лучше, если бы у меня была цель, потому что я была бы

    счастливее». Не так ли? П-29: Да.

    Т-30: Но затем вы магически перепрыгнули к «следовательно, я должна!»

    Теперь вы видите разницу между «было бы лучше, если бы у меня была цель» и

    «я должна, я обязана, мне следует»? П-30: Да, вижу.

    Т-31: В чем же тогда разница?

    П-31 (смеется): Я это сказала просто для того, чтобы согласиться с

    вами.

    Т-32: Так будет мало пользы. Если вы будете соглашаться со мной, то вы

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.