МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Восприятие

    первоначальной неадекватной оценки).

    Восприятие художественных произведений дошкольником будет более

    глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности,

    применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет,

    цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

    Развитие эстетического восприятия происходит во всех видах

    художественной и бытовой деятельности ребенка. При грамотном руководстве со

    стороны взрослых оно уже в дошкольном возрасте может достичь относительно

    высокого уровня.

    2.7. Восприятие человека.

    Сложный психический процесс, каким является восприятие человека

    человеком, формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с

    изменением его потребности в общении, познании и в труде. Уже в конце

    первого –начале второго месяца жизни ребенок начинает выделять взрослого из

    окружающей среды, сначала улыбкой, потом – комплексом оживления реагировать

    на него. Активно развивается этот социально-перцептивный процесс уже в

    младенчестве и раннем детстве.

    Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и

    удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребности в общении. В

    то же время именно в процессе общения с взрослыми особенно интенсивно

    развивается восприятие его ребенком. Развитие общения с взрослым, изменение

    его содержания дает возможность ребенку не только тоньше дифференцировать

    внешний облик окружающих людей, но и воспринимать их с разных сторон,

    вычленять их существенные функции. Так уже в процессе делового общения (с

    10-11 месяцев) взрослый выступает для ребенка не только как человек,

    способный удовлетворить его органические потребности, но и как организатор

    знакомства с общественным опытом действий с предметами, как руководитель

    ориентировки его в окружающем мире. Чрезвычайно важно, что в этот ранний

    этап, период сензитивный для развития речи, взрослый выступает для ребенка

    и как носитель речевых форм общения. Овладение речью оказывает значительное

    влияние на процесс формирования у ребенка восприятия человека. Именно

    благодаря этому человек начинает выступать в восприятии ребенка как лицо,

    обладающее не только непосредственными чувственно данными свойствами, но и

    сигнализируемыми ими психическими свойствами[5].

    В дошкольный период восприятие человека продолжает активно формироваться,

    чему в значительной степени способствует овладению ребенком новыми видами

    деятельности (особенно – коллективными), расширение круга и появление

    внеситуативного личностного общения.

    Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в

    которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними.

    Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное

    творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрываются их

    образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том,

    что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее

    внимание.

    Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих

    взрослых, к которым испытывают доверительное отношение, привязанность. В

    восприятии человека всегда, как справедливо отмечает А.А. Бодалев,

    «отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе

    ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном

    поведении»[6]. Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом в

    группе чаще «непопулярных» положительно оценивают воспитателя по признаку

    личного отношения педагога к ребенку.

    Положение ребенка в группе сверстников проявляется и в восприятии

    детьми друг друга. В специальных исследованиях было выявлено, что чем выше

    положение ребенка в группе, тем выше его оценивают его сверстники, и

    наоборот. По данным Р.А. Максимовой, с большей степенью объективности (79-

    90%) дети оценивают сверстников, занимающих лидирующее и среднее положение

    в межличностных отношениях. Менее адекватно оцениваются дети низким

    социометрическим статусом (степень объективности здесь составляет лишь 40-

    50%).

    Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и характер их

    взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети

    называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе

    основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение

    хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие,

    способность, аккуратность.

    Способность увидеть и оценить личностные качества окружающих помогает

    ребенку воспринять и героев художественных произведений.

    Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной стороны

    рисунка, Т.А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции,

    отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно

    труднее (особенно для младших дошкольников) воспринять эмоциональное

    содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается

    посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни

    восприятия:

    1. не понимается ни эмоция, выраженная в картине, ни ее сюжет;

    2. правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается;

    3. осознается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоциональное

    содержание.

    Немаловажное значение имеет и то, какое эмоциональное состояние

    воспринимают дети: эмоцию радости и гнева, выраженную в мимике персонажей

    на картине, дошкольники улавливают легче, нежели выражение грусти и печали.

    Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В

    процессе руководства деятельностью детей, их общением, восприятием ими

    художественных произведений взрослый (родитель, воспитатель) обращает

    внимание на разные стороны поведения дошкольника, его внешний вид,

    проявление личностных, интеллектуальных волевых качеств. Оценивая и

    фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих

    людей, но и формирует у них «точки зрения на людей», «эталоны», с которыми

    они должны «сверять» свое поведение и которыми они должны «мерить»

    поведение своих товарищей. Очень значимо в этом процессе поведение и

    внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной

    микросреде[7].

    III. Младший школьный возраст.

    В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря

    совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более

    целенаправленный и управляемый процесс. Благодаря накопленному опыту семи-,

    десятилетние дети легко узнают предметы и целые картины. Даже незнакомые

    механизмы, растения, знаки школьники уверенно воспринимают «категориально»,

    т.е. как представителей какой-то группы вещей: «Это какая-то машина»,

    «Какой-то куст». Синкретичность у младших школьников выражается все слабее

    благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению

    найти смысловые связи при восприятии предмета.

    Однако и у младшего школьника легко увидеть некоторое своеобразие

    восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании

    пространства, хотя точность различения геометрических форм, их правильное

    называние у детей после 7 лет заметно возрастают по сравнению с детьми-

    дошкольниками (Л.А. Шварц, С.В. Мухин, М.Н. Волокитина). Но правильно

    обозначают геометрические формы все же только 55% детей, поступивших в

    школу (Б.И. Хачапуридзе). Сохраняется у первоклассников и тенденция

    опредмечивания незнакомых им форм (О.И. Галкина, С.Н. Шабалин). Поэтому

    младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус (опрокинутый) – волчком

    или крышей, четырехгранную призму – столбиком и т.д. Это говорит о

    неизжитых еще трудностях в абстрагировании формы от предмета.

    Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне

    ориентировки детей в формах. Действительно, до школы дети обычно

    осваиваются лишь две формы: шар и куб. Причем куб им знаком скорее как

    элемент строительного материала (кубик), а не как геометрическое тело.

    Плоскостные фигуры они знают лучше, среди них квадрат, круг, треугольник.

    Но в знании первоклассников даже этих нескольких обнаруживаются ошибки,

    связанные с неверным обучением детей до школы. Например, дети легко путают

    объемные тела с плоскими формами. Видя нарисованный круг, дети называют его

    «шариком», «мячиком». Нарисованный шар (с характерной для него выпуклостью,

    отмеченной штриховкой и бликами) дети воспринимают как кружок. Еще больше

    ошибок наблюдается в узнавании цилиндра и конуса (О.И. Галкина). Причина

    тут одна – отсутствие специального обучения детей видению предмета в

    третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью осязания, в

    процессе моделирования, конструктивной деятельности. Поэтому работа по

    труду должна быть широко использована как воспитателями детского сада, так

    и учителями для ознакомления детей с объемными формами и закреплении у

    школьников четких представлений о них.

    Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими

    школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия.

    Так, многие из них узнают прямую линую, если она проведена в горизонтальном

    положении, но если они начерчена вертикально или наклонно, дети не

    воспринимают ее как прямую. То же происходит и при восприятии треугольника.

    Если это слово дети связали только с прямоугольным треугольником и только

    при одном его положении в пространстве (допустим, гипотенуза справа,

    вершина вверху), то все остальные виды той же фигуры и даже тот же

    прямоугольный треугольник, помещенный вершиной вниз, уже не относится

    учениками к этой группе геометрических фигур. Такая ограниченность

    свидетельствует о сохранившейся у младших школьников смутности,

    нерасчлененности их восприятия.

    Подобные ошибки имеют общую причину: слитность воспринимаемого знака.

    Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов,

    структуры, пространственных отношений этих элементов. Преодолевается такая

    слитность не количеством повторных записей каждого знака, а его членением

    на элементы и активным конструированием знака. Детям нужно показывать, где,

    откуда идет кружок, точка, длинная палочка, куда смотрит короткая

    горизонтальная линия цифры 5, где соединяются линии в заданной букве.

    Огромную роль в развитии пространственного восприятия играет сравнение

    двух сходных, но в чем-то разных предметов. Такое сравнение позволяет

    выделить те отличительные признаки предметов, которые для них характерны

    (Л.И. Румянцева).

    Требования учителя умещать весь буквенный (или цифровой) знак и каждый

    его отдельный элемент в определенном месте тетради, записывать его точно на

    линейке увеличивают трудности написания цифр и букв. Вместе с тем такие

    требования приучают детей к вычленению определенных пространственных

    признаков.

    В развитии «пространственного видения» существенную роль играет освоение

    измерения. Знакомство с метром и сантиметром «материализует»

    пространственные признаки предметов, а измерительная деятельность на уроках

    математики, труда, природоведения, физкультуры развивает глазомер, оценку

    расстояния и величины; ребенок учится выделять пространственные

    характеристики предметов и их сочетания.

    Все более легкое выделение пространственных признаков и связей,

    совершенствование наблюдения и понимания отчетливо сказываются на

    дальнейшем развитии восприятия сюжетной (в том числе художественной)

    картины младшими школьниками.

    В результате специального обучения дети начинают воспринимать не только

    сюжет картины, но и особенности композиции, а также многие выразительные

    детали. Ученики чувствуют знойный жаркий день во время жатвы или сырой,

    туманный воздух на озере.

    Такое восприятие совершается как единый сложный процесс постоянного

    движения мысли от восприятия целой картины (синтеза) к ее анализу, затем

    снова к целой картине и снова к вычленению все более мелких и ранее не

    замеченных деталей, которые позволяют глубже понять идею картины. Подбор

    названия, этой высшей формы обобщения, вполне доступен детям 7-11 лет и

    является эффективным средством обучения школьников выделению главного в

    картине.

    В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид

    восприятия – слушание. Уже в дошкольном детстве ребенок ориентировался на

    указания, требования, оценки взрослого на основе восприятия его речи. Он с

    удовольствием слушал рассказ воспитателя, сказку. У школьников слушание

    становится не только средством, но и видом его учебной деятельности.

    Слушание включено в любой урок, так как все действия школьника, его успех,

    а значит, и отметка в первую очередь зависят от его умения слушать

    объяснения и указания учителя. Кроме того, дети слушают с критической

    направленностью ответы, решения, объяснения своих товарищей. Слушание, как

    и чтение, становится своеобразной формой умственной деятельности детей.

    Такая умственная деятельность требует не только вычленения отдельных слов и

    понимания значения каждого из них. Слушание рассказа требует установления

    связей слов в предложении и связей между предложениями, абзацами и,

    наконец, разделами и главами. Так же как в восприятии картины, обобщение

    всего содержания дается в названии рассказа и подзаголовках, данных к

    каждой его части, что обеспечивает более глубокое понимание детьми всего

    текста.

    В развитии младшего школьника все большее значение принимает восприятие

    времени. Ученики вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать в школу,

    чтобы успеть выполнить до звонка заданную работу, чтобы вовремя начать

    подготовку домашних уроков. Дети привыкают к определенной длительности

    урока. Все чаще и разнообразнее выступает для них время как одно из

    первостепенных условий успешности выполнения отдельных дел и человеческой

    деятельности в целом. Дети научаются ориентироваться во времени,

    пользоваться часами. Известные им с ранних возрастов названия единиц

    времени (час, минута, сутки) наполняются содержанием, приобретают

    определенность.

    Однако даже и в V-VI классах дети часто ошибаются в определении таких

    временных единиц, как минута или секунда, и таких малознакомых им

    интервалов, как 5, 10 и 15 минут.

    К середине младшего школьного возраста дети способны ориентироваться во

    времени суток, оценивать разные промежутки времени, беречь время, разумно

    распределять необходимые дела с учетом их длительности. Конечно, при этом

    школьники еще долго делают серьезные ошибки, обычно представляя себе

    длительность какого-либо дела меньшей, чем она есть в действительности.

    Поэтому ребята III-IV классов так часто не успевают сделать все то, что они

    заранее наметили.

    Огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является

    установление им первых связей пространства, времени, количества.

    Формированию представлений о времени, его объективной природе и

    длительности различных временных отрезков в значительной мере способствует

    освоение школьниками начальных знаний по природоведению (о годовом и

    суточном движении Земли, времени прорастания семян, о сезонных явлениях).

    Среди условий, обеспечивающих восприятие времени школьниками,

    существенную роль играет и изучение на уроках русского языка глагола с его

    формами настоящего, прошедшего и будущего времени. Разбор предложений,

    специальное изменение глагола и соответствующая перестройка всего

    предложения демонстрирует детям смысловое значение времени, обеспечивают

    его вычленение, дифференцировку, раскрывают для школьника знание точности

    его словесного обозначения: «я купил, покупаю, куплю».

    Таким образом, учение – основная для младшего школьника деятельность –

    знакомит его с категорией времени. Развивающаяся самостоятельность ребенка,

    участие в кружках и различной общественной деятельности побуждает его чаще,

    точнее, и последовательнее ориентироваться во времени. Он учится беречь

    время, узнает его необратимость, его величайшую ценность.

    3.1. Восприятие художественных произведений.

    К концу дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте отношение

    к воспринятому меняется, – появляется способность занять позицию вне

    изображаемого, позицию зрителя (Н.Д. Николенко и др.).

    В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка

    воспринятого.

    Особая, ни с чем не сравнивая воспитательная сила искусства «в том прежде

    всего и заключается, что оно дает возможность войти «внутрь жизни»,

    пережить кусок жизни, отраженный в свете опредленного мировоззрения, -

    говорил крупнейший советский психолог Б.М. Теплов. – И самое важное то, что

    в прочессе этого переживания создаются определнные отношения и моральные

    оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто

    сообщаемые или усваиваемые»[8]. Вначале оценки, возникающие в результате

    внутренней активности человека, выражаются в предпочтении того, что просто

    нравится: вместе с художественным развитием человека они совершенствуются,

    приобретают характер высоких суждения об искусстве с точки зрения

    эстетического идеала.

    IV. Заключение.

    1. Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого

    опыта: знаний о вещах и умения их воспринимать. Поэтому восприятие

    формируется на протяжении всего периода развития ребенка.

    Совершенствование восприятия неотрывно от общего умственного развития

    ребенка.

    2. В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме

    (контуру), вне которой не может существовать предмет. Наиболее рано

    ребенок воспринимает предмет при следующих условиях:

    o при его подвижности на фоне неподвижных вещей;

    o при действиях ребенка с предметом (манипулятивные, предметные действия,

    ощупывание предмета, затем лепка, моделирование, конструирование,

    изображение);

    o при выработке специального условного дифференцировочного рефлекса на

    форму, величину, местоположение в пространстве;

    o при обозначении предмета (чайник, мяч) или геометрической формы словами;

    Цвет становится акцентированным компонентом воспринимаемого предмета

    тогда, когда он:

    o стал сигналом в результате выработанного рефлекса;

    o является характерным признаком предмета;

    o обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;

    o конкурирует с незнакомой детям абстрактной для них формой

    (геометрической).

    3. Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во

    взаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и части

    изменчивы и подвижны. Любой процесс восприятия предмета как целого

    требует вычленения его признаков, сторон, частей (анализ) и установления

    связей между ними (синтез). Так мыслительная деятельность наиболее

    отчетливо выступает в восприятии сложного содержания: картины, текста,

    восприятие которых требует понимания, т.е. является формой сложной

    умственной деятельности.

    4. Процесс развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня:

    перечисления, описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о

    различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят:

    o от структуры картины;

    o от степени близости ее сюжета опыту ребенка;

    o от формы поставленного вопроса;

    o от общей культуры ребенка, умения наблюдать;

    o от развития его речи.

    Поэтому ребенок может показать одновременно разные уровни восприятия

    картин. Иначе говоря, уровни могут сосуществовать.

    5. В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль

    играют признаки предметов и связи: пространственные и временные. Ребенок

    познает их вначале в условиях бытовой жизни путем чувственного

    созерцания, движений, различных практических действий. Включение знаний о

    пространстве и времени, их вычленение, осмысливание и обобщение в разных

    видах деятельности обеспечивают раннее выделение ребенком этих сторон

    действительности и их осмысливание. Так совершенствуется познавательная

    деятельность детей.

    6. Научившись осмыслено воспринимать окружающее, школьники получают

    возможность непосредственно связывать теоретические знания со своей

    практической (внеучебной, общественной, юннатской, спортивной и т.д.)

    деятельностью. Дети осваивают умение произвольно и последовательно

    наблюдать окружающее, связывать подмеченные в жизни факты со сведениями,

    полученными из книг и объяснений учителя. Теоретическое осмысливание

    изучаемого нового материала побуждает ученика вновь проверить на практике

    сделанные им «открытия». Ученики приобретают прочные, осмысленные знания

    и овладевают наблюдением. Культура восприятия – это совершенствование

    всей познавательной деятельности ребенка.

    7. Развитие восприятия есть переход от слитного, синкретичного,

    фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному,

    осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их

    пространственных, временных, причинных связях. С развитием восприятия

    изменяется и его структура, его механизм. У малышей глаз следует за

    движением руки. У старших детей работа глаза освобождается от

    необходимости опоры на осязание и движение руки. Все большую роль

    начинает играть слово как средство анализа и обобщения воспринимаемого

    содержания.

    -----------------------

    [1] Ж.Пиаже, Б.Инельдер «Генезис элементарных логических структур», М.,

    1963 г., стр.27

    [2] Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959, стр.

    275

    [3] Лаврентьева Т.В. Развитие линейного глазомера у дошкольников. М., 1968.

    [4] Запорожец В.А. Избранные психологические труды. М., 1986, Т. 1., Стр.

    71.

    [5] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, Стр.

    79.

    [6] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, Стр.

    79.

    [7] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, Стр.

    147.

    [8] Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. 1947

    г., Вып. 2, Стр.15.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.