МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воображение (WinWord, ТХТ)

    момент

    времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма

    хорошо

    отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в

    психологии,

    особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные

    тесты

    проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и

    др.)

    основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому

    человек в

    своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные

    качества и

    состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ

    продуктов

    фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека,

    кому

    эти продукты принадлежат. На рис. 2 в качестве иллюстрации показана одна

    из

    сюжетно неопределенных картинок, которая используется в проектном тесте

    типа

    ТАТ для изучения потребности в достижении успехов. Посмотрев на такую

    картинку

    в течение примерно 20 с, испытуемый затем должен написать по ней

    целый

    рассказ, отвечая на следующий перечень вопросов: 1. Кто эти люди?

    Что

    изображено на данной картинке? 2. Что произошло с этими людьми до этого?

    3. О

    чем они думают в данный момент времени? Какие мысли, желания и чувства у

    них

    имеются? 4. Что произойдет дальше? Рассказы, написанные испытуемыми

    по

    трем-четырем подобным картинкам, подвергаются содержательному

    анализу,

    оцениваются в баллах, и путем их последующей обработки делается

    вывод о

    степени развитости у испытуемого исследуемого качества личности.

    2.1.4. ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

    Вот мы и подобрались к той главе, которая составляет суть моего реферата.

    Не удивляйтесь тому, что эта часть, фактически самая важная в данной

    работе, получилась довольно маленькая. Как уже говорилось выше,

    воображение - одна из самых малообследованных областей человеческого

    сознания, хотя данная воистину загадочная функция является немаловажным

    элементом нашей жизни. Я не буду подробно останавливаться на том, какую

    именно роль в деятельности оно играет, так как это вы можете судить и по

    самим себе (только представьте, что вы не можете "представлять"!

    Сложно?), и к тому же это довольно подробно описывалось в начале моей

    работы.

    Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких

    психических явлений, где качество психического как идеального проявляется

    наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной

    противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее

    факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным

    образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее. У

    людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого

    воображения могут изменяться органические процессы, например появляться

    признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения

    пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и

    т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо

    ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у

    особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже

    вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как

    сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые современные врачи,

    верящие в психогенную природу подобных заболеваний, утверждают даже, что,

    например, желудочные заболевания чаще случаются не от того, что мы

    едим, а от того, что нас, т.е. от разного рода переживаний,

    сопровождаемых фантазиями. Физиологические реакции на психологические

    состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне

    нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на

    предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными,

    осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются

    практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно

    явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в

    том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у

    человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни

    органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать

    на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот

    груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом

    деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

    Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями

    (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном

    общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях

    другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его

    действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются

    артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы,

    спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых

    рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий

    предмет), так называемые , угадывающие мысли людей по

    невольно производимым ими движениям. На фактах существования связи между

    образами человека и его органическими состояниями строится теория и

    практика психотерапевтических воздействий, в том числе и тех, которые

    получили популярность в нашей стране (А.Кашпировский, А.Чумак и др.).

    Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими

    состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и

    во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические

    структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием,

    вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на

    уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной

    формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания

    сновидений с несомненностью говорит нам о том, что во сне активным образом

    работает память. Люди, которые спят, психологически не полностью

    изолированы от восприятия окружающей действительности и способны

    определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется

    избирательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма

    чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально

    просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные

    решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как

    сознательно принятые намерения). Режим сна и бодрствования у разных

    людей и детей различного возраста неодинаков. Новорожденный все свое время

    проводит в систематической смене состояний сна и бодрствования. Время

    сна у него колеблется от 13 до 16 часов в сутки. Большинство взрослых

    спят в среднем 7,5 часов, однако индивидуальные различия у них довольно

    велики. Есть, например, люди, которые спят всего лишь три часа в сутки,

    и этого им вполне хватает. Есть такие, кого не может удовлетворить

    даже сон, продолжающийся девять и более часов. Различия в индивидуально

    нормальном времени сна зафиксированы и в обыденном сознании людей, в

    представлениях о так называемых и . Первыми называют

    тех, кто ложится поздно и встает поздно, а вторыми - тех, кому

    свойственно ложиться и вставать рано. Вместе с млекопитающими люди

    образуют единую биологическую группу, для которой характерен ритм,

    называемый биологическими часами. В науке он известен под названием

    циркадного ритма и представляет собой периодические изменения в

    организме, происходящие в течение суток. Они связаны с состояниями

    сна и бодорствования, имеют период полного цикла, примерно равный 24 ч. Он

    несколько увеличивается, приблизительно до 25 ч, когда человек не

    имеет возможности спать и не в состоянии внешне отличить время дня от

    времени суток. У людей, слепых с рождения, этот ритм также может несколько

    отличаться от зрячих, но и у них его индивидуальная продолжительность

    весьма устойчивая. Известен случай, когда у слепого человека он

    систематически продолжался 24,9 ч, причем с удивительным постоянством,

    так что каждые две недели он выбивался из ритма и для того, чтобы не

    опоздать на работу, вынужден был принимать снотворное или предпринимать что-

    либо другое, обеспечивающее ему сон. Попытки изменить циклические

    наступления сна и бодрствования за счет применения психотропных и иных

    воздействий обычно оканчиваются неудачей. Циркадный ритм поэтому можно

    считать довольно стойкой психофизиологической характеристикой человека.

    2.2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    2.2.1. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Особенности характера человека всегда связаны с особенностями

    его

    деятельности. Представим себе любое практическое дело. Например,

    вождение

    автомобиля. Посадим за руль человека с демонстративным характером, и пусть

    он

    учится ездить на машине. Как он будет себя вести? Во-первых, он,

    будет

    копировать внешнюю сторону вождения, стремиться произвести впечатление

    на

    окружающих, будет имитировать действия, водителя-профессионала, при этом

    не

    особенно вдумываться, в то, что. делает. Научиться водить автомобиль

    таким

    путем можно. Но даже для освоения одного только вождения (не говоря

    уже о

    правилах дорожного движения) этого недостаточно. Нужны знания. Так,

    например,

    оказывается, что При торможении на слегка влажной дороге под колесами

    может

    образоваться воздушная пленка, и автомобиль становится неуправляемым. Если

    не

    знать этого, а 'опираться' на одно только непосредственное

    , копировать внешние действия, водителя - наверняка

    ошибешься.

    Итак, управление автомобилем на основе одних только чувств несовершенно,

    и

    всегда может быть связано с ошибкой.

    Теперь понаблюдаем за психастеником. Прежде чем сесть за руль,

    он

    основательно подготовился. Прочел массу журналов и книг по

    автоделу,

    содержащих, кроме всего прочего, и сведения по вождению. Он очень

    многое

    знает и может рассказать, что и как надо делать. Но, во-первых, плохо

    может

    делать то, что знает, во-вторых, не всегда вовремя соображает, какие

    из

    многочисленных имеющихся у него знаний приложить к данной

    ситуации. В

    результате так же, как и демонстративный, ошибается, хотя его ошибки

    другого

    рода. Крайности, которые проявляются в психике человека, сказываются и в

    том

    виде деятельности, которым человек занимается. Очевидно, что средний

    между

    двумя крайними путь освоения деятельности (в данном случае -

    вождения)

    является наилучшим: человек не только чувствует то, что надо делать, не

    только

    может повторить одно действие за другим, но и полностью осмысливает,

    понимает

    его.

    2.2.2. ОСОБЕННОСТИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО ЧУВСТВА.

    Интуитивное чувство того или иного явления в целом складывается

    под

    влиянием совокупности причин. Оно не может быть вызвано произвольно,

    . Как и всякое чувство, оно лишь относительно управляемо: его

    можно

    немного сдержать, по-другому направить, но управлять им произвольно

    нельзя,

    поскольку это чувство, а не умозрительная конструкция. Его нельзя

    долго

    сдерживать, оно должно быть выражено, осознано, иначе уйдет, как вода

    сквозь

    пальцы. Носить в себе одно и то же чувство тоже нельзя - вся душевная

    жизнь

    остановится. Если чувство явления в целом есть, оно всегда хрупко, любое

    более

    сильное чувство может сбить его, и оно . Интуитивное

    чувство

    развивается, как правило, медленно - картина того, что интересует,

    должна

    сложиться, поэтому оно дает ответы на вопросы с большим

    запаздыванием,

    отвечает не на то, что спрашивается в данный момент. Чтобы идея родилась,

    она

    должна созреть. Давно замечено, что творческие люди часто отвечают

    ,

    не на то, что спрашивается в данный момент, отсюда возникают

    недоразумения,

    иногда забавные, порою - досадные. ,- говорил В. Брюсов в ответ на упреки, что поэт, писатель не

    могут

    сразу отвечать на прямые вопросы времени. Даже В. Шукшина в свое

    время

    обвиняли в том, что он пишет о . Многие ученые занимались

    тем,

    что их современникам казалось совершенно неприложимым к жизни и

    ненужным.

    Впоследствии же оказывалось (и так будет всегда!), что художник,

    ученый -

    наилучшие выразители своего времени, своей эпохи. Они дали ответы на

    вопросы,

    которые больше всего назрели. Увы, окружающим это становится ясно лет

    через

    10, 20, а той через 100. Почему так получается? Потому, что

    творец

    воспринимает вопросы не из слов, понятий, а сердцем, от

    впечатлений, с

    которыми сталкивается, от того, что его больше всего поражает, что

    задевает

    и начинает в подсознании. ) Белинский был прав в том,

    что

    художник не может руководствоваться ни чуждою ему волею, ни даже

    собственным

    произволом. Он может подчиняться только интуитивным чувствам,

    которые

    развиваются исподволь, иногда делают множество толчков прежде, чем

    двинуться

    к ясному выражению и осознанию. На вопрос, который его волнует

    сейчас,

    художник может получить ответ, следуя по тому же пути, через некоторое

    время,

    но не раньше, чем ответ созреет. То, что интуитивные чувства лишь

    относительно

    управляемы, может вызывать сожаление. Их нельзя отложить, сразу направить

    на

    то, что в данный момент перед глазами, им можно только подчиняться или

    не

    подчиняться, если они возникают. Однако, несмотря на

    временность и

    скоротечность интуитивных чувств, их относительную управляемость,

    при

    столкновении с одни ми и теми же явлениями они оживают вновь. Это

    повышает

    вероятность их осознания. Известно так называемое .

    когда самые умные мысли приходят в голову уже после разговора, на

    лестнице.

    Возможно, в этих случаях творчество срабатывает с запаздыванием,

    когда

    сознательный контроль поведения снижается. Один мой знакомый рассказывал,

    как

    он ощущает приближение вдохновения: в спине, как будто бы в

    позвоночнике,

    появляется напряжение, затем оно движется выше, захватывая плечи, шею.

    Это

    напряжение он сравнивал с ощущением от загара, обожженной на солнце

    кожи.

    Жжение (напряжение?) движется по позвоночнику вверх. Медленно. Как

    бы

    натыкаясь на какие-то препятствия или очаги торможения. Затем преодолевает

    их

    и поднимается выше. Иногда это медленное движение занимает полчаса,

    иногда -

    до двух - трех часов. Он говорил о том, что по опыту знает, - чтобы

    ускорить

    это движение и овладеть им, надо расслабиться, отключиться от

    всего и

    умственным взором рассматривать это ощущение, наблюдать его движение.

    Иногда

    напряжение становится почти нестерпимым, и в это время мысли

    дезорганизуются -

    они плавают в голове, словно освобождая дорогу новым

    представлениям.

    Напряжение поднимается выше и доходит до затылка (иногда - только до плеч,

    шеи),

    и при его внимательном рассматривании на фоне расслабления оно вдруг

    исчезает.

    Это верный признак, что минуты через две-три в голове начнут появляться

    новые

    мысли. Они задевают все существо, их хочется запомнить, записать, они

    кажутся

    важными и значимыми, открывают что-то новое в том, что давно интересовало.

    Он

    встает и записывает все, что после этого появляется в голове, как бы

    со

    стороны наблюдая выходящее вдохновение, рождение новых представлении. И я

    все

    больше слежу за ним, когда оно появляется. Столкновения с чуждыми мне

    людьми

    загоняют это ощущение вглубь, его труднее почувствовать, связь с ним

    теряется,

    и тогда я мучительно и подолгу жду, когда же оно хоть чуть-чуть

    шевельнется

    вновь. Нельзя не отметить: психологические исследования

    практического

    характера, в частности работы Р. Бэнд-лера и Дж. Гриндера, показывают,

    что

    приведенное описание правдоподобно. Подсознание сообщает о себе в форме

    тех

    или иных ощущений. Но они - особого рода, они - труднообъяснимы.

    Поскольку у

    человека есть подсознание, оно должно заявлять о себе в лучшем

    случае

    некоторым смутным, скрытым внутренним ощущением и не более того! Если бы

    оно

    заявило о себе ясно, оно не было бы подсознанием. Предположить, что

    состояния

    подсознания не чувствуются вовсе, трудно. Это противоречит свидетельствам

    тех,

    кто занимается творчеством постоянно. Минимум, что должно быть в

    моменты

    особой активации подсознания - хотя бы некоторое внутреннее

    напряжение. Что

    касается более точного описания возникающих ощущений, то оно вряд ли

    возможно.

    Нельзя неопределенное или размытое явление описать с помощью абсолютно

    точных

    характеристик, наподобие числовых, дать ему точное определение. Это было

    бы

    насилием над реальностью. Человеческие ощущения можно описывать лишь с

    той

    точностью, с какой они даны в субъективном наблюдении, но не точнее.

    Иначе

    такое описание будет нереалистичным, бессмысленным, неточную реальность

    станет

    подтягивать к точным понятиям и потому - создавать иллюзии. Все тот

    же

    знакомый говорил, что эти ощущения можно сравнить с изменениями погоды

    перед

    грозой. Его собирается не часто: раньше он переживал это по

    несколько

    раз в день, теперь - раз в день или раз в два-три дня. Не берусь

    утверждать,

    достоверно это или нет, поскольку речь идет о субъективных наблюдениях. Но

    все

    же кажется, сказанное заслуживает внимания. Он еще говорил, что

    напряжение,

    переходя в новые представления, как бы освещает сознание

    особым,

    необыкновенным светом - светом ясного видения, полного и

    всестороннего

    понимания того, чему уделяется внимание. Он считает, что ради таких

    прозрений

    и живёт человек. По его мнению, если кто-либо хоть раз пережил это

    состояние,

    будет ждать его повторения вновь. Впрочем, он - профессиональный художник и

    не

    все, что он говорит, может быть распространено на других. То, что после

    такого

    самонаблюдения мысли появляются непроизвольно, по-видимому, доказывает,

    что

    речь идет о настоящем вдохновении. Хотя... Если бы это было так, то

    по

    некоторому внутреннему ощущению, запомнив его разные стадии, научившись

    их

    различать в себе, можно было бы судить ни много ни мало о состоянии

    своего

    подсознания! Может быть, этим путем можно научиться творчеству? Во

    всяком

    случае, мысль заманчива. Но утверждать ее всерьез можно было бы лишь на

    основе

    множественных, возможно, массовых проверок, Северные народы-ненцы,

    эвенки,

    нганасане - различают десятки состояний снега, обозначая их

    соответствующими

    словами. Опытные сталевары на переходе от желтого к красному - цветам,

    связанным

    с температурой и качеством плавки, замечают сотни оттенков.

    Музыканты

    улавливают звуки между двумя нотами... Можно предположить, что

    человек,

    освоивший творчество, со временем начинает различать множество

    состояний

    подсознания: травмированное, подсознание; его

    (), оживление чувств; приближение решения; рождение

    новой

    идеи, нового решения; остаточное напряжение; постепенный спад

    напряжения в

    результате выражения энергии в творчестве; смутное ощущение, что в

    душе

    , и т. д. Известны , когда что-то беспокоит,

    но

    новое не рождается... Можно предположить, что на основе субъективного

    опыта

    человек постепенно научается различать все больше состояний на переходе

    от

    подсознания к сознанию... Умение различать эти состояния может развиваться

    от

    наиболее ярких к более тонким. Человек, способный к этому, может стать

    очень

    чувствительным к действию на подсознание, которое оказывают окружающие.

    Одни

    подавляют, другие лишают собранности, третьи активизируют, четвертые

    помогают

    , пятые... В итоге развитие творчества может изменить взгляды

    на

    окружающих.

    2.2.3. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В КИБЕРНЕТИКЕ.

    В лаборатории по созданию искусственного интеллекта (в США) перед

    учеными стояла проблема: как научить машину видеть? Казалось бы все просто:

    поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет. Задача

    была не просто научить "видеть", а сделать так, чтобы робот мог

    воспринимать не только отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему

    необходимо через зрительные органы узнавать огромное количество информации

    о предмете. Например, его положение по отношению к другим предметам в

    пространстве, качество его поверхности, цветовые характеристики,

    назначение и т.д. В общем, все это представляет довольно большие трудности.

    Например, чтобы видеть относительное положение тел в пространстве нужно

    обладать стереоскопическим зрением. Но эта проблема вполне разрешима.

    Гораздо важнее научить машину "понимать" какие-либо ситуации, сцены. В этом

    как раз и заключается главная трудность. Ученые еще не совсем, точнее

    совсем не понимают как этот процесс происходит у человека. Ясна только

    цель: нужно создать у машины искусственное воображение. Тогда осмотрев

    несколько отдельных предметов она сможет затем представить ситуацию в целом

    и проанализировать ее.

    3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Практически, это все что я хотел рассказать вам, дороге мои читатели, о

    воображении. Если вы внимательно смотрели мою работу, то, скорее всего,

    уяснили себе роль этого феномена (присущего лишь человеку) в жизни людей.

    Воображение - важнейшая часть нашего интеллекта. Ни будь у человека этого

    дара, то его и человеком-то в полном смысле этого слова назвать было бы

    нельзя! Мы бы лишились возможности творить. ТОЛЬКО ПРЕДСТАВТЕ, ЧТО НЕТ И

    НИКОГДА НЕ БЫЛО НИКАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА. В мире вообще не было бы

    красоты. (И вот опять эта настолько привычная фраза: "Только представьте

    себе!" Мы уже настолько привыкли к подобным выражениям, что абсолютно не

    задумываемся, что именно они значат. А вы попробуйте задуматься. Тогда вы

    абсолютно точно поймете значение воображения в своей жизни). Да и что я тут

    объясняю? Ведь это давно всем известные истины. Но, как говорится,

    повторение - мать учения. В моем реферате все эти "истины" повторены и

    систематизированы. Но все же я буду жить надеждой, что по прочтении данной

    работы вы почерпнете для себя некоторое количество новой информации и

    повысите свой культурный уровень. Сознавая это я буду спать спокойно.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.