МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воображение детей школьного возраста

    органически в него включена.

    Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных

    состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти

    удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

    Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в

    таком направлении психологии, как психоанализ.

    Третья функция воображения связана с его участием в произвольной

    регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно

    создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события,

    посредством образов он получает возможность управлять восприятием,

    воспоминаниями, высказываниями.

    Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана

    действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

    Пятой функцией воображения является планирование и программирование

    деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса

    реализации.

    С помощью воображения человек может управлять многими

    психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую

    деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью

    воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические

    процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление,

    температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко

    используемого для саморегуляции.

    Рис.2 Специфические функции воображения

    При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать

    воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство,

    инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях

    данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат

    достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то,

    чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например

    мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать

    давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение

    тепла, холода.

    Способности воображения (имажинитивные процессы)

    В психологии познавательных процессов не выработано единого определения

    воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются

    те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными

    чертами воображения, отличающими его от других психических процессов.

    Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает

    преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и

    создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое

    сочетание.

    Отличительной чертой воображения можно считать то, что оно обязательно

    протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в

    действительности, причем эти образы невозможно Получить ни эмпирическим, ни

    логическим путем. В качестве материала воображения обычно выступают образы

    предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и

    мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является

    представливание, «направленное на воспроизведение того или иного

    представления и на мысленное изменение его» [115,с.185].

    Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не

    рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по

    мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие

    нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения,

    являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения

    действительности и функциями всех психических процессов [30, с.156].

    Традиционно видами воображения считают пассивное и активное,

    различающиеся по степени сознательного и активного отношения человека к

    действительности. Пассивное воображение в свою очередь, делится на

    преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное,

    проявляющееся, как правило, в пограничных состояниях), а активное — на

    творческое, представляющее собой создание новых, оригинальных образов и

    идей, и воссоздающее, основанное на создании образов, соответствующих

    описанию. Некоторые авторы, однако, отрицают целесообразность разделения

    воображения на воссоздающее и творческое, поскольку «всякое деление

    познания на репродуктивное и продуктивное неправомерно уже потому, что

    исключает какую бы то ни было возможность перейти от первого ко второму»

    [30, с.71]. Особенность же собственно творческого воображения заключается в

    том, что «оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим

    при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или

    косвенно осознаваемой задаче — научной, художественной, практической» [97,

    с.34].

    По временной направленности виды воображения можно раз делить на

    ретроспективное (воображение-воспоминание) ; воображение непосредственно

    включенное в совершаемую деятельность, и воображение, направленное на

    будущее [173].

    По характеру возникновения образов воображение может подразделяться на

    конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи, и

    абстрактное, выражающееся в создании символов, схем.

    В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует

    воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное и

    другие виды воображения.

    Характеризуя воображение как «сквозной психический процесс,

    симметричный памяти, но противоположного направления», Л.М.Веккер

    предлагает классификацию, в основе которой лежат особенности материала,

    предмета психической деятельности [38, с.263]. Такой подход позволяет

    выделить сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное),

    включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и,

    вероятно, другие виды воображения, словесно-логическое (концептуальное),

    выступающее как элемент мышления; эмоциональное. Как особый вид выделяется

    оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов

    воображения в качестве программы деятельности [38].

    Показатели продуктивности воображения отмечают новизна, оригинальность

    и осмысленность переработки данных опыта; широта оперирования образами,

    понимаемая как возможность выполнять преобразования из различного

    материала, тип оперирования (доступный способ преобразования) , который

    может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта,

    либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований.

    ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

    1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности,

    следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные

    навыки.

    2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

    3 Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность

    ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

    4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не

    правилами грамматики.

    5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего

    возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

    6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу

    решаемой проблемы.

    В своей работе мы попытались максимально реализовать предлагаемые

    принципы.

    ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ

    Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает

    богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети

    воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими

    эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская

    игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий

    эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной

    деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у

    взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное

    удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет

    радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта,

    как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения.

    Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние

    чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом

    веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого

    воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский

    вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами:

    «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы,

    соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления,

    мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая

    эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон,

    выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности

    воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно

    влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по

    себе действительности, то все же вызываемое им чувств является

    действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С

    проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей.

    Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки».

    Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов,

    сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность.

    Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону

    мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры

    детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии

    придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую

    роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

    Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство

    эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и,

    наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у

    ребенка культуру чувств.

    ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ

    Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как

    эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в

    направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое

    значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная

    привлекательность объекта окружающей действительности.

    Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы

    проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство

    удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на

    работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес

    как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что

    любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у

    ученика.

    Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует

    отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное

    отношение к миру.

    Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет

    объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт

    ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные

    способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу

    ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно

    обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы,

    не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление

    принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие

    ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности

    ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и

    профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него

    значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него

    многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с

    интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие

    интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

    Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их

    разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя

    методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить

    успехи ребенка в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с

    рядом таких методик.

    ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ

    Воображение — это всегда создание нового в результате переработки

    прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.

    Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером,

    интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом,

    центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть

    объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым

    (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим

    продукты творчества второго рода.

    Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных

    открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает

    воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

    Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс

    творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от

    процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая

    деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших

    психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

    Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с

    тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на

    90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает

    личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы —

    различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д.

    Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание

    жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их,

    проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает

    эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется

    эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

    Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего

    возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют,

    лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и

    т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети

    способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени,

    но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек,

    часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их

    проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в

    художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене,

    участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

    Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и

    талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих

    иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки,

    профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко

    выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка

    воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима

    постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач,

    оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это

    характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

    Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети

    отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками.

    И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей

    чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой

    чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды

    отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются

    «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-

    действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к

    раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно

    развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти

    периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на

    соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает

    сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок

    демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.

    Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает

    необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех, без

    исключения, детей. Программы эстетического воспитания должны учитывать

    сензитивные периоды.

    Развитая способность воображения, типичная для детей младшего

    школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения

    возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений,

    оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким

    образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием.

    В предыдущих главах мы уже отмечали, что воображение обогащает интересы и

    личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание

    нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка

    формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть

    особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности

    для личностного развития — это игра. Основной психической функцией,

    обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

    Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя

    целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость,

    честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация

    недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные

    трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

    Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является

    воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность.

    При одухотворенности воображение включено во всю познавательную

    деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа

    воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как

    оптимизм.

    В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится

    доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как

    мечта — образ желаемого будущего.

    Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет

    его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит

    желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной

    смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание,

    цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это

    все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в

    воображаемом плане «перебрать* разные варианты будущего. В мечте заложено

    активное начало для развития личности подростка.

    Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.

    Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение,

    отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

    Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи

    взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего

    ребенка). Как сохранить ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились с

    целым рядом специальных методов и упражнений.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения

    детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для

    становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу

    важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать

    его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной

    деятельности.

    Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение

    прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим

    фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со

    взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

    Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно

    обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами

    саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и

    моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

    П Л А Н:

    Введение

    1. Сущность и виды воображения

    — Мечта.

    2. Виды воображения

    3. Функции воображения и его развитие

    4. Способности воображения (имажинитивные процессы)

    5. ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

    6. ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ

    7. ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ

    8. ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ

    Заключение

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для

    родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил.

    -----------------------

    ВООБРАЖЕНИЕ

    Активное

    воображение

    Репродуктивное

    воображение

    Пассивное

    воображение

    Продуктивное

    воображение

    ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

    1. Представление действительности в образах

    2. Регулирование эмоциональных состояний

    3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

    4. Формирование внутреннего плана действий

    5. Планирование и программирование деятельности человека

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.