МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внушение и его роль в общественной жизни

    феномена установки дал грузинский учёный Д. Н. Узнадзе.

    Установка представляет собой предрасположение, определённую

    предуготовленность организма при поведенческих актах.

    Установка – инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его

    деятельности.

    Установка есть внутренняя форма поведения, она возникает при наличии

    определённой потребности и под воздействием объективной среды. Прежде чем

    совершается определённый акт деятельности, организм весь в целом должен

    прийти в состояние готовности.

    Именно эта настройка всех физических и психических процессов

    составляет установку индивида. Любой поведенческий акт человека

    представляет собой реализацию установки.

    Следовательно, между стимулом и реакцией организма всегда существует

    важнейший компонент поведенческого акта – состояние организма, его

    готовность, «акцептор действия», т. е. Установка. [ 18 ]

    Путём вербального воздействия мы создаём у человека установку на

    осуществление определённого действия. Но выработка и фиксация установки в

    обычных условиях проходит не так просто и прямолинейно. Создание самой

    установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях

    гипнотического внушения или психологического расслабления, при общей

    заторможенности клеток головного мозга сужении сознания облегчается, задача

    выработки установки. Но последующая реализация установки (внушённого

    состояния или поведенческого акта) будет зависеть соответствия ситуативного

    прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации.

    Итак, раскрывая место установки в поведенческом акте, характеризуя

    установку как внутреннюю неосозноваемую форму психической активности, мы

    тем самым описываем модель механизма внушения.

    Обратимся к примеру. Мы хотим внушить испытуемому, находящемуся в

    бодрствующем состоянии, определённый поведенческий акт: выпить из стакана

    воду. Для этого начинаем разговор о жажде, наливаем в свой стакан воду и с

    жадностью пьём, выражая всем своим видом удовольствие, сообщая, что вода

    вкусная и прохладная. Внушение в данном случае опирается на определённый

    уровень потребности организма испытуемого в утолении жажды.

    Обозначим данную потребность через «П1», а само внушение буквой «В».

    Опираясь на существующие у человека потребности, внушение или усиливает

    или изменяет их и создаёт тем самым новые потребности. В нашем случае

    внушение усилило жажду. Возникла новая потребность, назовём её «П2». Новая

    потребность образует соответствующую внушению установку («У») на

    предстоящее действие («Д»).

    У нашего испытуемого путём внушения была создана установка (состояние

    готовности организма) удовлетворить жажду. Поэтому естественно, что он

    берёт стакан в руки и пьёт. Это действие совершается им не как результат

    обдумывания, а на основе прошлого опыта.

    Выразим этот опыт через букву «О», а действие, совершённое в виде

    импульсивного поведения, обозначим через «ИП».

    Символическое выражение различных компонентов поведенческого акта даёт

    возможность в виде схемы изобразить процесс влияния внушения на

    определённое действие. Эта схема в соответствии с тем, что было сказано

    выше, приобретает следующее выражение:

    В – П1 – П2 – У – О – ИП – Д

    Можно предположить, что аналогичная схема отражает модель

    поведенческого акта, совершаемого под влиянием не только внушения, но и

    любого внешнего воздействия.

    В чём же особенность влияния внушения?

    Его специфика состоит в том, что эта сложная схема поведенческого акта

    протекает здесь неосознаваемо. Контроль сознания или совершенно отсутствует

    или значительно ослаблен.

    Внушая что-либо испытуемому, находящемуся в гипнозе, мы, разумеется,

    идём в обход сознания. Но соответствующий акт легко внушить человеку и в

    бодрствующем состоянии.

    Следовательно, предлагаемая схема должна показывать и ту сферу психики,

    которая превалирует в процессе выполнения внушённого действия.

    Естественно – научные основы механизма внушения показывают

    универсальность этого явления и открывают перспективы для управления

    суггестией в социальной работе, в психолого – педагогических целях.

    2. Внушение в бодрственном состоянии.

    Есть лица, для которых бодрственное состояние сознания представляет

    почти столь же благоприятное условие для внушения, как и гипноз. У такого

    рода лиц удаётся всякое вообще внушение и в совершенно бодрственном

    состоянии, следовательно, при наличности воли. Словом, у этих лиц внушения

    могут быть производимы в бодрственном состоянии так же легко и просто, как

    у других в состоянии гипноза.

    Для действительности внушения от такого лица не требуется ничего кроме

    того, чтобы он слушал и не противодействовал. Если он начинает

    противодействовать внушению, достаточно усилить последнее, а если этого не

    достаточно, то стоит только внушить, что сопротивление не возможно, и

    внушению открывается полный простор.

    Вся особенность этих лиц сводится к тому, что они допускают в своё

    сознание вторгнутся посторонней идее пассивно, не вмешиваясь своим «я» в

    сущность и критику этой идеи, иначе говоря, пропуская её в своё сознание

    без активного внимания подобно тому, как человек воспринимает что-либо в

    рассеяности.

    Всякий знает, что, будучи рассеяными и невнимательными, мы можем давать

    на задаваемые вопросы совершенно не подходящие для нас ответы; можем

    признавать то, что мы несомненно отвергнули бы, если бы отнеслись к вопросу

    с вниманием, нередко мы незнаем даже, что данный вопрос был нам задаваем,

    иначе говоря, мы имеем настоящую амнезию. С другой стороны, при отвлечении

    внимания мы не замечаем нередко своих ощущений, можем даже заглушить резкие

    болезненные ощущения. В других случаях мы испытываем без всякой видимой

    причины безотчётную тоску или душевную боль, или же нам незаметно для нас

    самих может быть навязан тот или другой мотив, привита та или иная идея и

    т. п.

    Словом, в состоянии рассеянности, когда наше «я» чем-нибудь занято или

    отвлеченов известном направлении, мы получаем состояние, благопричтствующее

    внушению, вследствие чего, будучи введено в психическую сферу, оно

    проникает в него помимо «я» или, по крайней мере, без его активного участия

    и не может быть подвергнуто соответствующей критике и переработке.

    Таким образом, не подлежит никакому сомнению, что облегчённая

    восприимчивость к внушениям наблюдается иногда и в нормальном психическом

    состоянии. Но суть в том, что в таком случае внушаемые лица по отношению к

    производимым внушениям, веря в их магическую силу, не в состоянии

    обнаружить никакого психического противодействия и подчиняются им

    совершенно пассивно.

    Благодаря этому, внушения легко входят в их психическую сферу помимо их

    «я», точнее говоря, помимо их личного сознания, следовательно прививаются

    непосредственно, так сказать, в самые недра психической сферы, помимо

    всякого участия воли и действуют так же неотразимона субъекта, как и

    внушения, производимые в гипнозе.

    Таким образом, для внушения в сущности не нужно сна, не нужно даже

    никакого подчинения воли внушаемого лица, все может оставаться, как

    обыкновенно, и тем не менее внушение, входящее в психическую сферу помимо

    личного сознания, или так называемого «Я», действует на последнего как бы

    магически, подчиняя его внушенной идее.

    Для доказательства этой истины нет надобности даже обращаться к тем

    или другим патологическим примерам, так как подоыное же и при том не менее

    яркие примеры мы можем почерпнуть и вне клиник. Известно, какую магическую

    силу имеют в некоторых случаях заговоры знахарей, сразу останавливающие

    кровотечения, не менее известно и целительное значение так называемых

    симпатических средств, к которым так охотно прибегали в особенности в

    старое время при сильном распростронении веры в эти средства. На этом

    внушении в бодрственном состоянии основано известное целебное значение

    королевской руки, магическое действие хлебных пилюль, лечение желтым и

    красным электричеством Моттея, магическое слово аббата Фариа, одним

    повелением исцелявшего больных. [ 1 ]

    3. Невольное внушение и взаимовнушение

    Вообще надо признать, что, так как большинство лиц не может

    удержать себя от невольного сопротивления посторонним психическим

    воздействиям, то естественно, что действие внушения в бодрственном

    состоянии в более или менее резко выраженной степени удаётся далеко не

    у всех. Для осуществления внушения в этих случаях именно и нужна

    подготовляющая обстановка, которая устраняет невольное сопротивление со

    стороны лица, подвергающегося внушению.

    Тем не менее в обыденной жизни мы встречаемся нередко с действием

    невольного внушения, производимого при естественном общении одного лица

    с другим.

    Это внушение происходит незаметно для лица, на которое оно

    действует, а потому обыкновенно и не вызывает с его стороны никакого

    сопротивления. Правда, оно действует редко сразу, чаще же медленно, но

    зато верно закрепляется в психической сфере. [ 2 ]

    Чтобы пояснить этот факт можно привести пример: когда в компании

    скучающих людей появляется веселый человек, все тотчас же невольно, не

    замечая того сами, заражаются его весельем, приободряются духом, и

    общество из скучного, монотонного делается очень веселым и оживленным.

    В свою очередь, оживление общества действует заразительно и на лицо,

    внесшее это оживление, в силу чего его душевный тон еще более

    приподнимается.

    Так как в этом случае дело идет о взаимном психическом влиянии

    одного лица на других и обратно, то правильнее всего это состояние

    называть невольным взаимовнушением.

    Нужно при этом иметь в виду, что действие невольного внушения и

    взаимовнушения гораздо шире, чем можно было бы думать с самого начала.

    Оно не ограничивается только отдельными более или менее

    исключительными лицами, подобно намеренному внушению, производимому в

    бодрственном состоянии, и также не требует для себя никаких особых

    необычных условий подобно внушению, производимому в гипнозе, а

    действует на всех и каждого при всех возможных условиях.

    Само собой разумеется, что и в отношении непроизвольного прививания

    психических состояний существуют большие различия между отдельными

    лицами в том смысле, что одни, как более впечатлительные, более

    пассивные, и следовательно более доверчивые натуры, легче поддаются

    непроизвольному психическому внушению, другие же менее; но разница

    между отдельными лицами существует лишь количественная, а не

    качественная, иначе говоря, она заключается лишь в степени

    восприимчивости к ненамеренному или невольному внушению со стороны

    других лиц, но не более.

    Невольное внушение и взаимовнушение таким образом, как мы его

    понимаем, есть явление более или менее всеобщее. Возникает однако

    вопрос, каким способом могут прививаться нам идеи и вообще психические

    состояния других лиц и подчинять нас своему влиянию? Есть полное

    основание думать, что это прививание происходит исключительно при

    посредстве органов чувств.

    Но нет ничего убедительнее в смысле непосредственной передачи

    психических состояний от одного лица другому, как передача

    патологических явлений. Всякому известно, что истерика, случившаяся в

    обществе, может повлечь за собой ряд других истерик; с другой стороны,

    заикание и другие судорожные формы легко передаются предрасположенным

    субъектам совершенно непосредственно, путем невольного и незаметного

    прививания или внушения. [ 4 ]

    Гипноз, как проявление внушающего поведения

    Гипноз – уникальный феномен, который привлекает к себе особое внимание

    и нередко окружён не только ореолом таинственности, но и многочисленными

    предрассудками.

    История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к

    нему многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже

    отрицания его существования.

    Повышенный интерес к гипнозу возник в конце XVIII в. во Франции

    благодаря венскому врачу Ф. Месмеру, создавшему учение о «животном

    магнетизме».

    Двадцатый век ознаменовался широкими исследованиями в области гипноза,

    появлением новых теоретических концепций.

    Большой вклад в изучение гипноза внесли следующие учёные, психологи,

    физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, З. Фрейд, Л. Кьюби и С. Марголин,

    Э. Хилгард, М. Орн, В. Е. Рожнов и т. д.

    В. М. Бехтерев, признавая гипноз как клиническую реальность, считал,

    что он вызывается внушением, которое «есть не что иное как прививание путём

    слова или другим каким-либо способом различных психических явлений,

    например, чувства, ощущения, идеи или действия другому лицу при отвлечении

    его волевого внимания или сосредоточения».

    Павловское направление рассматривало гипноз как частичный сон,

    частичное торможение, переходное состояние между бодрствованием и сном.

    Фрейд рассматривал гипноз как особую форму перенесения. Он считал, что

    гипнотизёр в процессе гипнотической индукции занимает место родителей

    гипнотизируемого лица и возрождает комплекс Эдипа с его любовью и страхом,

    определяя тем самым либо успокаивающий «материнский», либо устрашающий

    «отцовский» типы гипноза.

    Согласно концепции И. П. Павлова, гипноз – это естественный

    психологический феномен, повышенная потенциальная готовность психики к

    приёму информации, её переработки и реализации в деятельности.

    Гипнотическое состояние характеризуется максимальной мобилизацией резервных

    возможностей человеческой психики, «когда изменённая функция сознания и

    самосознания получает расширенные возможности управления центральной и

    периферической нервными системами, включая некоторые элементы

    бессознательного, а в какой-то степени и организмом в целом». [ 12 ]

    Феномен гипноза

    В гипнотическом состоянии репродуцируется практически любая

    деятельность, любое психическое состояние (имевшее место в жизненном опыте

    субъекта), моделируются самые разнообразные клинические проявления.

    Двигательная сфера: Гипнотическое внушение может вызвать любое

    произвольное движение. Так, посредством внушения осуществлять движения рук,

    ног, тела в любом направлении, а в глубоком гипнотическом состоянии можно

    также лишить возможности движения, вызвать паралич рук.

    Сенсорная сфера: В состоянии гипноза спонтанно и с помощью внушения

    происходит понижение чувствительности к боли, прикосновению. Гипнотик не

    реагирует ни жестами, ни мимикой. Путём внушения вызывается снижение и

    увеличение остроты зрения, полная слепота и т. д.

    В гипнотическом состоянии продуцируются самые разнообразные

    галлюцинации и иллюзии. Гипнотизируемый съёживается от мнимого холода с

    появлением гусиной кожи, «изнывает от жары», обмахиваясь воображаемым

    веером. Гипнотика можно отправить в «кинотеатр», где он будет «смотреть»

    кинокомедию и живо реагировать, смеяться.

    Процессы порождения сенсорных образов основываются на прежнем жизненном

    опыте испытуемого. Например, слюнотечение и соответствующая реакция в

    гипнозе на мнимый лимон возникнут лишь в том случае, если гипнотик знает

    его вкус.

    Гипнотизируемому можно внушить, что он не видит и не слышит человека,

    находящегося непосредственно перед ним и он не реагирует на любые действия

    этого человека.

    Память: В постгипнотическом состоянии большинство испытуемых могут

    вспомнить почти всё, что происходило в гипнозе, другие забывают лишь

    частично, третьи не помнят абсолютно ничего.

    В гипнозе наблюдается повышенная способность к восстановлению забытых

    воспоминаний различного возраста (гипермнезия), а также можно вызвать

    искусственную амнезию, т. е. «стереть» из памяти определённые периоды его

    жизни, и он, например, забывает, что недавно женился, переехал на другое

    место жительства и т. д.

    Диссоциация – способность субъекта вычленить себя из текущей ситуации.

    Гипнотик может «выйти из себя», «оставить свою оболочку» и наблюдать себя

    со стороны. Например, загипнотизированному пациенту, сидящему в кресле

    стоматолога, говорится: «Вы не возражали бы выйти в парк? Такой прекрасный

    день. Не правда ли?» И субъект не ощущает боли, т.к. он, «отделённый от

    тела» прогуливается по парку. В результате он становится не чувствительным

    к манипуляциям стоматолога.

    В глубокой сомнамбулической стадии гипноза вызываются самые

    разнообразные превращения личности, регрессия и прогрессия возраста с

    соответствующим поведением. Взрослый мужчина в «пятилетнем возрасте» шалит,

    играет детской саблей. [ 10 ]

    Постгипнотическое внушение.

    Этот феномен находит своё выражение в различных актах, которые

    выполняются после выхода из гипноза в ответ на специфические внушения

    гипнолога. Запрограммированное во внушении действие реализуется испытуемым

    в постгипнотическом периоде автоматически, помимо его воли.

    Сомнамбулизм – глубочайшая стадия гипноза. Особенностью этой стадии

    является то, что внимание субъекта полностью локализуется на словах

    гипнолога, к которому проявляется повышенное доверие. В гипнотическом

    состоянии устанавливается раппорт – тесная связь и глубокая

    взаимозависимость гипнотика и гипнолога, нарастает внушаемость, вплоть до

    состояния особой гипервнушаемости.

    Гипнотическое внушение автоматически приобретает статус убеждённости.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.