МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования

    понятно при отрицании соответствующих проблем. Если человек считает, что не

    нуждается в помощи, он вовсе не должен скрывать это от консультанта.

    Такая ситуация представляет собой очевидный источник стресса для

    консультанта любой теоретической ориентации. Не важно, в каком учреждении

    это происходит. Консультант вынужден "лечить", "адаптировать" человека

    против его воли. Надежды людей, направивших клиента, ложатся на плечи

    консультанта тяжелой ношей и становятся своеобразным экзаменом его умений и

    навыков. Консультанту как бы говорят: "Вы должны уметь помогать; Вам

    предоставляется возможность доказать это". Большинство консультантов

    испытывают обязанность "перевоспитать" клиентов. Это продиктовано их

    идеалами, системой ценностей, оптимистической оценкой своих возможностей.

    Поэтому "немотивированный" клиент бросает вызов стремлению таких

    консультантов помочь любой ценой.

    Часто свое сопротивление клиенты выражают молчанием. Обычно это

    молчание для консультанта бывает очень "громким". Иногда клиент уныло

    крутит пуговицу и всем своим видом показывает, что он просто отсиживает в

    кабинете. Враждебность может выражаться и прямо. Например, клиент говорит:

    "Проводить с Вами время — не моя идея".

    Истеричные клиенты в консультировании пытаются воспользоваться своими

    качествами, особенно с консультантом противоположного пола (классический

    вариант — женщина-клиент и мужчина-консультант). Обычно они добиваются

    придания контакту эротической, сексуальной окраски.

    Еще одна особенность истерического поведения, встречаемого в

    консультировании, — представление себя в качестве бессильного и зависимого

    существа, жаждущего заботы и внимания со стороны сильной отеческой фигуры.

    Консультанта в таких случаях пытаются превратить в заменителя отца.

    В консультировании истерическая личность часто использует в качестве

    самозащиты нападение, например, объясняет консультанту, что он должен

    говорить, комментирует его профессиональные действия, делает замечания по

    поводу его поведения во время конкретной встречи или вообще может прочесть

    "краткую лекцию" о консультировании. Консультант испытывает прямую угрозу

    своей профессиональной компетентности и обычно сердится. Однако опытный

    консультант понимает психологическую реальность, скрывающуюся за такими

    действиями. Клиент не стремится оскорбить консультанта, а пытается таким

    способом взять под контроль свою тревожность и защититься от помощи,

    которая может представлять для него не меньшую опасность, чем его проблемы.

    Из рассмотренных выше примеров видно, что возникновение психологической

    защиты у тревожных клиентов в процессе психологического консультирования

    связано с различными причинами. Поэтому от поведения психолога, от

    профессионального подбора методов зависит определение степени защиты

    клиента и принятия мер к преодолению этого барьера. От того, насколько

    быстро преодолевается психологическая защита, зависит, в свою очередь,

    эффективность консультирования.

    1.3. Методы психологического воздействия на

    эмоционально-чувственную сферу

    Существует множество классификаций методов психотерапии. Под методом

    понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера

    заболевания. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме

    беседы с группой или в форме лекции.

    Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом

    к лечению, образует систему или направление в психотерапии. В настоящее

    время наибольшее распространение получили такие направления как

    психоаналити

    ческое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистичес-кое. Из большого

    количества методов психотерапии в практике социальной работы широко

    применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная,

    игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ,

    трансактный анализ, гештальт-терапию и др.

    Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных в практике методы.

    Самовнушение тесно связано с такими понятиями как самовоспитание,

    саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует

    множество. В частности, А.С.Ромен определяет самовнушение как – «волевой

    процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к

    определенному действию и при необходимости к его реализации» [13,с.22].

    Самовнушение может быть не произвольным и произвольным. В первом случае

    самовнушение предполагает дополнительный заряд фактора, во втором

    необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует

    множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении.

    Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог

    И.Г.Шульц, сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают

    управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать

    напряжение [13,с.34]. Это упорядоченное использование специальных

    упражнений и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний,

    для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и

    применено не только к клиентам социальных служб, но и к работникам этих

    служб в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим

    эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к

    пониманию психического состояния других.

    Поведенческая психотерапия основана на принципах бихевиоризма. Главное

    - это изменение поведения клиента под воздействием позитивного стимула.

    Психолог обучает клиента таким способам поведения, которые снимают

    дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь.

    К методам поведенческой терапии можно отнести социальный тренинг,

    тренинг уверенности в себе и др., осуществляемый в группе. По мнению

    Рудестама К. «присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение,

    группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это

    социальная сеть, в которой можно определить и практиковать изменения»

    [13,с.39].

    Целью временных групп является выработка такого поведения, которое

    является приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом.

    Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и

    отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности

    в себе. Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение,

    внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности,

    логическую аргументацию.

    Одна из ее главных задач - создание в сознании клиента правильного

    представления о заболевании или проблеме и выработке разумного адекватного

    отношения к этому. Эволюционная окраска болезненных переживаний может

    наложиться на личностные особенности клиента и задача психолога -

    правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза

    заболевания. Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт

    личности с его средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя

    приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения,

    связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить

    истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на

    причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной

    психотерапии является участие клиента в процессе осуществления

    психотерапевтического воздействия.

    Групповая психотерапия - это лечение людей в группах, через включение

    их в психологически положительное взаимодействие со специально-

    организованной управляемой средой.

    Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное

    выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения

    этой цели. По характеру можно выделить:

    - Семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с

    родителями, детьми и родителями;

    - Групповую психотерапию в условиях совместной деятельности;

    - Игровую психотерапию.

    Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов

    с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и

    социальной адаптации.

    Малая группа - это общество в миниатюре, в котором также могут

    проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление

    партнеров. Преимущество терапевтической группы - это возможность получения

    по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы,

    имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя

    и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это

    облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне

    группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на

    занятиях в группе.

    Многие специалисты считают, что один из лучших способов лечения

    наркоманов - терапевтические коммуны. Это нечто вроде лагеря, где живут

    люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут

    натуральное хозяйство.

    Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих

    зарубежных программ лечения алкоголизма. Главную терапевтическую роль в них

    играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные

    проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный

    опыт во благо других людей. Подобные программы предполагают желание

    человека следовать предложенному пути и готовность к большой работе над

    собой.

    Различные терапевтические методы часто используются в сочетании с

    трудотерапией, которая рассматривается, как лечение занятостью. Хорошо

    организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной

    действительностью. Труд предохраняет человека от личностного распада,

    создает условия для межличностного общения, организовывает

    структурированную микросреду. Методы трудотерапии активно используются в

    работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими

    возможностями. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дать

    дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью

    социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдавших алкоголизмом

    и наркоманией.

    Многообразие перечисленных выше методов терапии определяет широкий

    спектр ее использования в практической деятельности различных социальных

    служб. Особое значение работа психологических служб приобретает в связи с

    продолжающейся нестабильностью в обществе, когда население особенно

    подвержено стрессам.

    Т. о. защитные механизмы психологического консультирования очень часто

    связаны с проявлениями тревожности клиента. В процессе консультаций

    психологу важно выявить связь между тревожностью и защитными механизмами, а

    также причинами возникновения тревожности. При этом психолог должен

    учитывать, что не всегда защитные механизмы, используемые клиентом, следует

    расценивать, как нежелание клиента получить помощь от специалиста. Также

    необходимо учитывать, что в интересах эффективности психотерапии не следует

    на начальном этапе консультирования лишать клиента защитных механизмов.

    Попытка резкого воздействия на психо-эмоциональную сферу испытуемого может

    привести к развитию стрессовой ситуации, что в дальнейшем придется

    исправлять путем увеличения количества консультаций. Психолог всегда должен

    помнить то, тревожность представляет собой сложный основополагающий фактор

    психо-эмоционального климата психологического консультирования и является

    основой психологической защиты.

    ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В

    ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    2.1. Обоснование выбора и описание методик

    Методика исследования защитных механизмов психологического

    консультирования построена на тестировании клиентов. Для тестирования

    использован опросник Айзенка по определению темперамента [19,с.57-60] и

    тест-метод «Дифференциальные шкалы эмоций» по К.Изарду [22,с.5-6].

    Выбор опросника Айзенка связан с тем, что он позволяет определить

    искренность ответов и темперамент клиента – при этом первое дает

    возможность судить о наличии и серьезности защитных механизмов, второе

    определяет способы ведения психологической консультации. Опросник Айзенка

    состоит из 57 не сложных вопросов и таким образом не требует много времени

    для тестирования, что важно в условиях работы социальных психологических

    служб.

    Назначение методики «Дифференциальные шкалы эмоций» - выявление

    доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие

    обследуемого человека.

    Опросник Айзенка включает ряд вопросов. Клиент на каждый вопрос

    отвечайте только «да» или «нет».

    Вопросы следующие:

    1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы

    отвлечься, испытать сильные ощущения?

    2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас

    понять, ободрить, посочувствовать?

    3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

    4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

    5. Обдумываете ли вы свои дела, не спеша, и предпочитаете ли подождать,

    прежде чем действовать?

    6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

    7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

    8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

    9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя

    никакой серьезной причины для этого было?

    10. Верно ли, что «на спор» вы способны решиться на все?

    11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком

    противоположного пола, который вам симпатичен?

    12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

    13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, над влиянием

    момента?

    14. Часто ли вас беспокоит мысль о том. что вам не следовало что-либо

    делать или говорить?

    15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

    16. Верно ли, что вас легко задеть?

    17. Любите ли вы часто бывать в компании?

    18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с

    другими?

    19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в

    руках, а иногда чувствуете усталость?

    20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом

    самых близких друзей?

    21. Много ли вы мечтаете?

    22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

    23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

    24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

    25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно

    развлекаться в веселой компании?

    26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

    27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?

    28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к

    нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

    29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

    30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

    31. Бывает ли, что вам не спится иэ-за того, что в голову лезут разные

    мысли?

    32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете спросить у людей, а

    не найти в книге?

    33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

    34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

    35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

    36. Всегда ли вы говорите правду?

    37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг

    над другом?

    38. Раздражительны ли вы?

    39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

    40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях

    и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

    41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

    42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

    43. Часто ли вам снятся кошмары?

    44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого

    случая побеседовать с новым человеком?

    45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

    46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

    47. Вы нервный человек?

    48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые явно вам не нравятся?

    49. Вы уверенный в себе человек?

    50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

    51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в

    которых участвует много народу?

    52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

    53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

    54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не

    разбираетесь?

    55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

    56. Любите ли вы подшутить над другими?

    57. Страдаете ли вы бессонницей?

    В методе «Дифференциальные шкалы эмоций» испытуемому предлагается

    оценить в 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его

    самочувствие в данный момент, проставив необходимую цифру справа.

    Предполагаемые значения цифр: "1"- совсем не подходит; "2"- пожалуй,

    верно; "3"- верно; "4"- совершенно верно.

    |Шкалы эмоций в понятиях |Сумма |Эмоция |

    | |баллов | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.