Влияние семьи на становление личности
Влияние семьи на становление личности
Содержание
Введение ………………………….……………………………………………………3
Глава 1. Понятие о личности.
1. Что такое личность …………………………………………………….5
2. Этапы формирования личности ………………………………………6
Глава 2. Влияние семьи на становление личности.
2.1. Факторы, влияющие на становление личности …………………….38
2.2. Система взаимоотношений в семье и стили родительского
поведения ……………………………………………………………………39
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности ……………….51
Заключение …..……………………………………………………………………...56
Список использованной литературы …………...………………………………..58
Введение
Актуальность работы. С самого рождения человек попадает в общество. Он
растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние
множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным
социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от
отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек
смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то,
как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он
пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть
ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само
собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от
воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в
многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в
семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и
вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать
личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если
он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много
зависит от семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность
ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье
людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к
ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с
тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том,
как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать
отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого
необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы
то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы
он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном
случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним
из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся
раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на
развитие личности.
Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление личности.
Объект работы: Молодые люди в возрасте до 20ти лет.
Предмет работы: Влияние семьи на становление личности.
Степень разработки: Данная тема была рассмотрена и разработана такими
авторами, как М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко и др.
Новизна работы: Попытка объединить в единое целое исследования авторов,
ранее изучавших эту тему.
Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения.
Глава 1. Психология личности
1.1.Что такое личность.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и
каждое определение личности заслуживает того, чтобы учесть его в поисках
глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных
качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства,
которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об
индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание
представители различных наук: философы и педагоги, писатели и социологи,
психологи и юристы. Современная психология выделяет следующие существенные
понятия этого термина:
1. Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному
присущими физическими и психическими особенностями. Поэтому, говоря о
конкретной личности, мы говорим и об индивидуальности. Индивидуальность —
это неповторимое сочетание физических и психических особенностей, их
сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее данного человека от
других людей. К индивидуальному своеобразию личности относится не только
наличие или отсутствие какого-либо свойства, но и своеобразие степени
выраженности данного свойства, и его различные сочетания с другими
качествами личности.
2. Личность — это представитель определенного общества, гражданин. Чем
более полно личность выражает в своих устремлениях, идеях, делах,
мировоззрении передовые идеи общества, чем большими возможностями,
знаниями, способностями она обладает, тем более положительной,
прогрессивной, ценной она является. Отрицательные личности (воры, хулиганы
и т.п.) выражают те консервативные, отживающие идеи, в борьбе с которыми
происходит неизменное
прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека.
3. Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни
общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач.
Личностью является человек, занятый общественным трудом. Одной из наиболее
существенных черт личности является ее активность. По тому, что человек
делает и как делает, по его отношению к своей деятельности судят о степени
общественной воспитанности личности.
4. Особенности личности сказываются на характере и протекании психических
процессов. Направленность личности, ее интересы, установки, придают всем
психическим процессам четкий избирательный характер. Особенности личности
проявляются и в том, как она отражает окружающее. На протекание психических
процессов и возникновение психических свойств и состояний личности
отчетливо влияют темпераментные особенности личности, или ее типологические
особенности высшей нервной деятельности. Они проявляются в поведении,
образе действий человека, в особенностях протекания его эмоционально-
волевых процессов. Типологические особенности высшей нервной деятельности
человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни
чертами, образуя своеобразный внутренний облик, или характер человека.
5. Личность обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает
окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, он знает и себя,
умеет оценить свои поступки, намерения, поведение с позиций общественно
признанных норм морали. Л.И. Божович считает, что личностью можно считать
только такого человека, который достиг определенного уровня самопонимания,
а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При
таких высоких требованиях личностью может быть назван только вполне
сложившийся и воспитанный человек.
1.2. Этапы формирования личности.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а
становится,
согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы
формирования личности значительно расходятся.
С каждым типом теорий связано свое представление о развитии
личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию
биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него
защитных механизмов и согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения
потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том,
что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их
зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным,
небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс
развития личности сквозь призму формирования определенных способов
межличностного общения людей. Гуманистическая и другие феноменологические
теории трактуют его как становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на
развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа:
генетической определенности стадий, которые в своем личностном развитии
проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции
Эриксона понимается как смена этапов (кризисов), на каждом из которых
происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и
радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Рассмотрим эту
периодизацию более подробно.
І этап: младенчество (от рождения до 2-3х лет).
За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и
разительно, как ни в какой другой двухлетний период своей жизни.
Первый месяц после рождения — особый период в жизни ребенка. Именно в это
время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую
материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после
рождения — восстановительный период после родов и время перестройки
основных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и
терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и
находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно
изменчивой внешней среды.
После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и
определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон,
неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное
бодрствование и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной
для каждой из них) длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд,
соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И
родители, и исследователи быстро понимают, что уровень восприимчивости
ребенка зависит от состояния, в котором он находится.
Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии сна
(ровного и неровного). По мере созревания организма и “пробуждения” коры
головного мозга новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования, и
к четвертому месяцу обычный ребенок уже спит большую часть ночи.
Доношенные дети обладают целым рядом сложных рефлексов и
рефлекторных комплексов. Считается, что эти рефлексы имеют значение в ходе
выживания вида в ходе эволюции и отражают те формы поведения, которые в
прошлом (а в некоторых отношениях — и сейчас) жизненно важны для ребенка.
Большинство этих рефлексов исчезает через 2-4 месяца, но все же некоторые
из них заслуживают внимания. Это рефлекс Моро, шейно-тонический рефлекс,
рефлекс шагания, хватательный рефлекс, рефлекс поиска груди и сосательный
рефлекс. Зрительной системе новорожденного также свойственен ряд
рефлекторных движений и моторных паттернов. Веки в ответ на раздражение
открываются и закрываются. Зрачки расширяются в темноте и сужаются на
свету.
Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из
них, такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо,
являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.
Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и
действия. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и
событиях, составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов
развития человека, так как он сильно развивается как физически, так и
психически. Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается
почти в два раза, а рост — на 10 и более см. Кожа значительно отличается
кожи новорожденного, на голове появляется новый волосяной покров. Меняются
также кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно
в это же время начинается и открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает, что
у него есть руки и пальцы, и может разглядывать их по нескольку минут
подряд, следя за их движениями. К пяти месяцам младенец проходит путь от
рефлекторного хватания к произвольному; хватание становится все более
совершенным. В восемь месяцев большинство детей уже могут перекладывать
предмет из одной руки в другую. Большинство детей в 8 месяцев могут
самостоятельно садиться и почти все — сидеть без поддержки после того, как
им помогли принять сидячее положение. Между 5 и 8м месяцами большинство
детей начинают те или иным способом передвигаться в пространстве. К 12ти
месяцам большинство детей уже стоят без поддержки и пробуют ходить.
Годовалые дети обладают развитой способностью к манипулированию, умеют
отодвигать задвижки, открывать ящики, подбирать мелкие предметы. К полутора
годам почти все дети умеют самостоятельно ходить, уже могут есть сами и в
состоянии даже частично раздеваться без помощи взрослых. К двухлетнему
возрасту дети умеют не только ходить и бегать, но и кататься на
двухколесном велосипеде, подпрыгивать на месте на обеих ногах.
Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные
нарушения объема и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти
невозможно компенсировать. Основным источником питания для младенцев
является грудное молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально
питается и не употребляет алкоголь или наркотики, грудное молоко —
идеальный продукт питания для младенца.
В три месяца детей обычно начинают прикармливать протертой пищей. К
восьми месяцам большинству детей уже предлагают широкий ассортимент
специально приготовленной пищи, а кормление молоком начинает сокращаться.
В первые два года жизни происходит также развитие различных
перцептивных анализаторов. Уже в течение первых 4-6ти месяцев зрительные
способности младенцев быстро развиваются; улучшается фокусирующая
способность глаза, растет острота зрения и цветоразличение. Значительно
повышается и острота слуха. Младенцы улавливают достаточно ощутимые
изменения в громкости, высоты и длительности звуков. Органы вкуса, обоняния
и осязания функционируют с рождения, давая младенцам чувствовать
прикосновения, различать вкусовые качества пищи и чувствовать боль.
Исследователи считают, что в принципе младенцы появляются с уже
сформировавшимися рецепторными функциями, которые впоследствии — и общаться
с людьми.
С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро
они научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте
около года большинство детей большинство детей произносят свое первое
слово; к полутора годам они соединяют два слова и больше, а к двум годам
уже знают более ста слов и способны вести разговор.
Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом.
Огромную роль здесь играют такие факторы, как подражание и подкрепление.
Свои первые слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию,
т.к. ребенок не может придумывать слова и открывать их смысл самому себе.
Что касается подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция
взрослых на его попытки заговорить.
В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида
таких ошибок — это расширение и сужение значений слов, что связано со
спецификой понятий ребенка и пониманием слов, которые они употребляют для
их выражения.
В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений
между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление
темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-
12тимесячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми,
с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например,
может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою
собственную маму в незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи
бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее
всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции,
оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.
В течение первого года жизни у ребенка формируется чувство привязанности.
Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка, чьи родители
доброжелательны и внимательны к нему, всегда стараются удовлетворить его
основные потребности. В этот период начинается личностная социализация
ребенка, происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале,
откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением
“Я”. Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что
способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное
стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми.
Далее у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.
Примерно в 3-хлетнем возрасте появляется и некоторая потребность в
самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают
активно отстаивать после инициативного заявления “я-сам”, когда кто-либо из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|