МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние семьи на становление личности

    Влияние семьи на становление личности

    Содержание

    Введение ………………………….……………………………………………………3

    Глава 1. Понятие о личности.

    1. Что такое личность …………………………………………………….5

    2. Этапы формирования личности ………………………………………6

    Глава 2. Влияние семьи на становление личности.

    2.1. Факторы, влияющие на становление личности …………………….38

    2.2. Система взаимоотношений в семье и стили родительского

    поведения ……………………………………………………………………39

    2.3. Влияние неполной семьи на становление личности ……………….51

    Заключение …..……………………………………………………………………...56

    Список использованной литературы …………...………………………………..58

    Введение

    Актуальность работы. С самого рождения человек попадает в общество. Он

    растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние

    множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным

    социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

    Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от

    отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек

    смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,

    строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то,

    как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он

    пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть

    ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само

    собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от

    воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в

    многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в

    семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и

    вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать

    личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если

    он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много

    зависит от семьи.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и

    отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность

    ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье

    людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к

    ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с

    тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести

    столько вреда в воспитании.

    В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том,

    как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать

    отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого

    необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические

    факторы, имеющие воспитательное значение.

    Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые

    наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы

    то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы

    он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном

    случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

    Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним

    из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся

    раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на

    развитие личности.

    Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление личности.

    Объект работы: Молодые люди в возрасте до 20ти лет.

    Предмет работы: Влияние семьи на становление личности.

    Степень разработки: Данная тема была рассмотрена и разработана такими

    авторами, как М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко и др.

    Новизна работы: Попытка объединить в единое целое исследования авторов,

    ранее изучавших эту тему.

    Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения.

    Глава 1. Психология личности

    1.1.Что такое личность.

    На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и

    каждое определение личности заслуживает того, чтобы учесть его в поисках

    глобального определения личности.

    Личность чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных

    качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства,

    которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об

    индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

    Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание

    представители различных наук: философы и педагоги, писатели и социологи,

    психологи и юристы. Современная психология выделяет следующие существенные

    понятия этого термина:

    1. Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному

    присущими физическими и психическими особенностями. Поэтому, говоря о

    конкретной личности, мы говорим и об индивидуальности. Индивидуальность —

    это неповторимое сочетание физических и психических особенностей, их

    сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее данного человека от

    других людей. К индивидуальному своеобразию личности относится не только

    наличие или отсутствие какого-либо свойства, но и своеобразие степени

    выраженности данного свойства, и его различные сочетания с другими

    качествами личности.

    2. Личность — это представитель определенного общества, гражданин. Чем

    более полно личность выражает в своих устремлениях, идеях, делах,

    мировоззрении передовые идеи общества, чем большими возможностями,

    знаниями, способностями она обладает, тем более положительной,

    прогрессивной, ценной она является. Отрицательные личности (воры, хулиганы

    и т.п.) выражают те консервативные, отживающие идеи, в борьбе с которыми

    происходит неизменное

    прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека.

    3. Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни

    общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач.

    Личностью является человек, занятый общественным трудом. Одной из наиболее

    существенных черт личности является ее активность. По тому, что человек

    делает и как делает, по его отношению к своей деятельности судят о степени

    общественной воспитанности личности.

    4. Особенности личности сказываются на характере и протекании психических

    процессов. Направленность личности, ее интересы, установки, придают всем

    психическим процессам четкий избирательный характер. Особенности личности

    проявляются и в том, как она отражает окружающее. На протекание психических

    процессов и возникновение психических свойств и состояний личности

    отчетливо влияют темпераментные особенности личности, или ее типологические

    особенности высшей нервной деятельности. Они проявляются в поведении,

    образе действий человека, в особенностях протекания его эмоционально-

    волевых процессов. Типологические особенности высшей нервной деятельности

    человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни

    чертами, образуя своеобразный внутренний облик, или характер человека.

    5. Личность обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает

    окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, он знает и себя,

    умеет оценить свои поступки, намерения, поведение с позиций общественно

    признанных норм морали. Л.И. Божович считает, что личностью можно считать

    только такого человека, который достиг определенного уровня самопонимания,

    а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При

    таких высоких требованиях личностью может быть назван только вполне

    сложившийся и воспитанный человек.

    1.2. Этапы формирования личности.

    С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а

    становится,

    согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы

    формирования личности значительно расходятся.

    С каждым типом теорий связано свое представление о развитии

    личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию

    биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него

    защитных механизмов и согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения

    потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том,

    что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их

    зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным,

    небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс

    развития личности сквозь призму формирования определенных способов

    межличностного общения людей. Гуманистическая и другие феноменологические

    теории трактуют его как становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на

    развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа:

    генетической определенности стадий, которые в своем личностном развитии

    проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции

    Эриксона понимается как смена этапов (кризисов), на каждом из которых

    происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и

    радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Рассмотрим эту

    периодизацию более подробно.

    І этап: младенчество (от рождения до 2-3х лет).

    За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и

    разительно, как ни в какой другой двухлетний период своей жизни.

    Первый месяц после рождения — особый период в жизни ребенка. Именно в это

    время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую

    материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после

    рождения — восстановительный период после родов и время перестройки

    основных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и

    терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и

    находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно

    изменчивой внешней среды.

    После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и

    определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон,

    неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное

    бодрствование и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной

    для каждой из них) длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд,

    соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И

    родители, и исследователи быстро понимают, что уровень восприимчивости

    ребенка зависит от состояния, в котором он находится.

    Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии сна

    (ровного и неровного). По мере созревания организма и “пробуждения” коры

    головного мозга новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования, и

    к четвертому месяцу обычный ребенок уже спит большую часть ночи.

    Доношенные дети обладают целым рядом сложных рефлексов и

    рефлекторных комплексов. Считается, что эти рефлексы имеют значение в ходе

    выживания вида в ходе эволюции и отражают те формы поведения, которые в

    прошлом (а в некоторых отношениях — и сейчас) жизненно важны для ребенка.

    Большинство этих рефлексов исчезает через 2-4 месяца, но все же некоторые

    из них заслуживают внимания. Это рефлекс Моро, шейно-тонический рефлекс,

    рефлекс шагания, хватательный рефлекс, рефлекс поиска груди и сосательный

    рефлекс. Зрительной системе новорожденного также свойственен ряд

    рефлекторных движений и моторных паттернов. Веки в ответ на раздражение

    открываются и закрываются. Зрачки расширяются в темноте и сужаются на

    свету.

    Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из

    них, такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо,

    являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.

    Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и

    действия. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и

    событиях, составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов

    развития человека, так как он сильно развивается как физически, так и

    психически. Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается

    почти в два раза, а рост — на 10 и более см. Кожа значительно отличается

    кожи новорожденного, на голове появляется новый волосяной покров. Меняются

    также кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно

    в это же время начинается и открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает, что

    у него есть руки и пальцы, и может разглядывать их по нескольку минут

    подряд, следя за их движениями. К пяти месяцам младенец проходит путь от

    рефлекторного хватания к произвольному; хватание становится все более

    совершенным. В восемь месяцев большинство детей уже могут перекладывать

    предмет из одной руки в другую. Большинство детей в 8 месяцев могут

    самостоятельно садиться и почти все — сидеть без поддержки после того, как

    им помогли принять сидячее положение. Между 5 и 8м месяцами большинство

    детей начинают те или иным способом передвигаться в пространстве. К 12ти

    месяцам большинство детей уже стоят без поддержки и пробуют ходить.

    Годовалые дети обладают развитой способностью к манипулированию, умеют

    отодвигать задвижки, открывать ящики, подбирать мелкие предметы. К полутора

    годам почти все дети умеют самостоятельно ходить, уже могут есть сами и в

    состоянии даже частично раздеваться без помощи взрослых. К двухлетнему

    возрасту дети умеют не только ходить и бегать, но и кататься на

    двухколесном велосипеде, подпрыгивать на месте на обеих ногах.

    Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные

    нарушения объема и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти

    невозможно компенсировать. Основным источником питания для младенцев

    является грудное молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально

    питается и не употребляет алкоголь или наркотики, грудное молоко —

    идеальный продукт питания для младенца.

    В три месяца детей обычно начинают прикармливать протертой пищей. К

    восьми месяцам большинству детей уже предлагают широкий ассортимент

    специально приготовленной пищи, а кормление молоком начинает сокращаться.

    В первые два года жизни происходит также развитие различных

    перцептивных анализаторов. Уже в течение первых 4-6ти месяцев зрительные

    способности младенцев быстро развиваются; улучшается фокусирующая

    способность глаза, растет острота зрения и цветоразличение. Значительно

    повышается и острота слуха. Младенцы улавливают достаточно ощутимые

    изменения в громкости, высоты и длительности звуков. Органы вкуса, обоняния

    и осязания функционируют с рождения, давая младенцам чувствовать

    прикосновения, различать вкусовые качества пищи и чувствовать боль.

    Исследователи считают, что в принципе младенцы появляются с уже

    сформировавшимися рецепторными функциями, которые впоследствии — и общаться

    с людьми.

    С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро

    они научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте

    около года большинство детей большинство детей произносят свое первое

    слово; к полутора годам они соединяют два слова и больше, а к двум годам

    уже знают более ста слов и способны вести разговор.

    Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом.

    Огромную роль здесь играют такие факторы, как подражание и подкрепление.

    Свои первые слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию,

    т.к. ребенок не может придумывать слова и открывать их смысл самому себе.

    Что касается подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция

    взрослых на его попытки заговорить.

    В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида

    таких ошибок — это расширение и сужение значений слов, что связано со

    спецификой понятий ребенка и пониманием слов, которые они употребляют для

    их выражения.

    В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений

    между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление

    темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-

    12тимесячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми,

    с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например,

    может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою

    собственную маму в незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи

    бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее

    всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции,

    оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.

    В течение первого года жизни у ребенка формируется чувство привязанности.

    Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка, чьи родители

    доброжелательны и внимательны к нему, всегда стараются удовлетворить его

    основные потребности. В этот период начинается личностная социализация

    ребенка, происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале,

    откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением

    “Я”. Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что

    способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное

    стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми.

    Далее у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.

    Примерно в 3-хлетнем возрасте появляется и некоторая потребность в

    самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают

    активно отстаивать после инициативного заявления “я-сам”, когда кто-либо из

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.