МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения

    так и вербальном взаимодействии только один тип темперамента, а именно

    флегматик, улучшает показатели эффективности при взаимодействии с партнером

    со сходной структурой свойств темперамента, остальным же типам (сангвинику,

    холерику и меланхолику) партнеры со сходной структурой темперамента условно

    «противопоказаны», поскольку, хотя они в этом случае и улучшают результаты

    деятельности по сравнению с индивидуальной деятельностью, но это улучшение

    не столь эффективно, как в случае, когда они работают с партнерами с

    противоположной структурой темперамента.

    Если в индивидуальной деятельности структура свойств темперамента

    практически не влияет на уровень эффективности деятельности, то в ситуации

    совместной деятельности структура свойств темперамента партнеров, точнее их

    соотношение, является важным фактором успешности деятельности. Наиболее

    благоприятным, как правило, оказывается сочетание противоположных типов

    темперамента. Кроме того, в совместной деятельности важно не только то, к

    какому полюсу по шкале свойств темперамента относится партнер, но и то,

    какова величина различия между партнерами по диаде по свойству экстраверсия-

    интроверсия.

    Все эти особенности применимы и к организации диалогической речи на

    уроке иностранного языка, поскольку диалогическая речь – это совместная

    речевая деятельность. Но об этом в следующей главе.

    Выводы

    В данной главе мы попытались приблизиться к проблеме индивидуальных

    различий в ходе обучения иностранному языку. Мы выяснили следующее

    1. Индивидуальный подход предполагает учет многообразных индивидуальных

    особенностей человека, в частности специфику психодинамических

    свойств личности.

    2. Темперамент является одним из важнейших образований в интегральной

    структуре личности.

    3. Совокупность психодинамических свойств людей может оказывать влияние

    на успешность совместной деятельности этих людей.

    4. Каждый человек, в том числе учащийся, обладает определенным набором

    стилевых свойств, которые во многом определяются психодинамическими

    свойствами.

    5. Один из важнейших способов индивидуализации – использование

    особенностей индивидуального стиля учебной деятельности

    Глава II Индивидуальный подход в процессе обучения иностранному языку

    1. Проявление свойств темперамента на уроке и общие рекомендации

    по их учету

    В главе I указывалось, что в преподавательской практике при

    использовании индивидуального подхода возможны - 1)ориентация на уровень

    достижений учащихся; 2)ориентация на процессуальные особенности его

    деятельности. Причем предпочтение отдается первому способу – он проще –

    игнорируя при этом динамические характеристики деятельности, в частности

    стилевые особенности и сочетаемость партнеров по типу темперамента (в

    случае совместной деятельности). Но, как мы выяснили, успешность

    деятельности, т.е. учения, во многом определяется формально-динамическими

    характеристиками личности учащегося и, значит, в определенной мере эти

    характеристики влияют и на уровень достижений этого учащегося. Иными

    словами, индивидуальный стиль учебной деятельности, вырабатываемый на почве

    типологических свойств, помогает индивиду учиться. Но для того, чтобы

    учитель смог использовать ту или иную методику, направленную на

    индивидуализацию обучения языку, он должен знать индивидуально-

    типологические особенности своих учеников. Таким образом, выявлению

    наиболее типичных проявлений психологических характеристик темперамента и

    отводится настоящий параграф. Мы постараемся описать как их общие

    проявления, так и более конкретные, в частности – в осуществлении

    совместной речевой деятельности учащихся.

    В целях описания общих проявлений индивидуальных свойств учащихся на

    уроке воспользуемся наиболее простой дифференциацией учеников на сильных-

    слабых и подвижных-инертных, основанной на типологических особенностях

    нервной системы.

    Начнем со школьника с сильной нервной системой. Он чаще всего бодрый,

    уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении,

    поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему

    материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он

    почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти

    не испытывает: ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой

    новой деятельности. Чаще всего он обнаруживает полную поглощенность своим

    очередным занятием. Его также отличает большая эффективность использования

    времени, способность выполнить за тот же отрезок больше, чем другие

    учащиеся, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в

    работе. Но ученики с сильной нервной системой не склонны к работе,

    требующей систематизации, упорядочения материала, не любят планировать свою

    деятельность и проверять выполненное задание. Им скучно при повторении

    пройденного материала, когда учитель опрашивает других учащихся. При

    однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения,

    неудовольствия и начинают отвлекаться. Отсутствует самоконтроль.

    Ребенок со слабой нервной системой – чаще всего спокойный, тихий,

    осторожный, послушный. Отличается повышенной утомляемостью; склонен к

    аккуратности, доходящей до педантизма. Ему характерна повышенная

    впечатлительность. В незнакомых условиях он теряется, не находит нужных

    слов, не отвечает на вопросы. Нередко таким детям не хватает уверенности в

    себе, им свойственна боязнь неудачи, страх глупо выглядеть, вследствие чего

    для них значительно осложняется продвижение к успеху.

    Для учета особенностей индивидуального стиля учебной деятельности

    учеников со слабой нервной системой учитель должен соблюдать такие правила:

    - Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого

    ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку;

    во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления;

    - Не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал: лучше

    отложить опрос на следующий урок;

    - Путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность

    в своих силах;

    - В минимальной степени отвлекать их от работы, создавать им спокойную

    обстановку;

    - Учитывать тот факт, что они предпочитают письменную речь устной.

    В отношении учеников с сильной нервной системой необходимо:

    - Обеспечивать частую смену упражнений во избежание монотонности;

    - Использовать приемы, направленные на тренировку навыков

    самоконтроля;

    - Предоставлять им роль «заводил» в групповых формах обучения;

    - Учитывать предпочтение ими устной речи письменной.

    Посмотрим, как выглядят подвижные учащиеся. Такие дети долго не могут

    собраться и приняться за работу. Их постоянно что-то отвлекает, они

    вертятся, разговаривают. Им скучно заниматься какой-то одной деятельностью,

    у них много разнообразных занятий, и, переходя от одного дела к другому,

    они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Подвижный ученик ничего не

    планирует. Его не смущает известная неопределенность в том, чем и когда ему

    нужно заниматься. Он способен на ходу принять решение или изменить прежнее

    намерение, быстро и без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко

    следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.

    Что же касается инертного ученика, то он намного спокойнее на уроках.

    Он не склонен «разбрасываться» на разнообразные занятия; чаще всего его

    свободное время полностью занято учением, приготовлением уроков. Больше он

    практически ничего не успевает. Каждое непредвиденное обстоятельство

    выбивает его из колеи. Много времени и сил уходит у него на такие мелочи,

    которых почти не замечают другие дети.

    Как работать с подвижными и инертными учениками? Прежде всего следует

    обращать внимание на следующие учебные ситуации: 1)задания, разнообразные

    по содержанию и способам решения; 2)ситуации, требующие высокого темпа

    работы; 3)ситуации, требующие быстрого переключения внимания; 4)ситуации,

    когда время жестко ограничено; 5)однообразная монотонная работа;

    6)длительная работа, требующая высокого умственного напряжения;

    7)одновременное усвоение нового и повторение старого материала.

    Перечислим некоторые методы, которые учитель может использовать в

    работе с инертными учениками:

    - Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку

    их активность в выполнении нового вида заданий возрастает

    постепенно;

    - Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными

    заданиями;

    - Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных

    ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах

    чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая

    импровизаций;

    - Не спрашивать их вначале урока, поскольку инертные ученики с трудом

    отвлекаются от предыдущей ситуации;

    - Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на

    неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и

    подготовку;

    - В момент выполнения заданий не надо их отвлекать.

    Для работы с подвижными учениками применительна следующая тактика:

    - Увеличение объема материала по частям: на первых порах ученику

    сокращают объем работы. После того как намеченная часть выполняется,

    ему либо предлагают следующую часть, либо ограничиваются сделанным:

    это зависит от отношения ребенка;

    - Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к

    другому;

    - Опрашивать их первыми, т.к. они не любят ждать

    Теперь опишем проявления типологических свойств учащихся при

    осуществлении ими совместной деятельности – диалогической речи. Здесь мы

    воспользуемся традиционной классификацией четырех типов темперамента.

    Сангвиник эмоционально стабильный экстраверт. Речевые реакции

    образуются быстро, речь громкая, выразительная, с правильными интонациями и

    ударениями, быстрая, уравновешенная и плавная. Наличие пауз-хезитаций

    минимально по сравнению с другими типами. Соотношение в речевой

    деятельности подготовительных, контрольных и исполнительных действий

    характеризуется преобладанием последних (исполнительных). Речь также

    характеризуется преобладанием инициативных реплик. Говорит чаще всего

    спонтанно, импровизирует. Не любит однотипные речевые ситуации.

    Направленность внимания на содержание речи выше, чем у холерика, но ниже,

    чем у флегматика и меланхолика.

    Холерик. Реплики развернуты, но не всегда обладают завершенностью. Их

    логичность и последовательность относительно высокая, характеризуется

    высокой степенью убедительности и доказательности. Редко пользуются

    вербальными опорами.

    Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Обладает быстрой

    страстной со сбивчивыми интонациями речью. Наличие пауз невелико, но

    нормативность речи низкая. Это объясняется часто необдуманностью реплик.

    Соотношение в речевой деятельности подготовительных, контрольных и

    исполнительных действий такое же, как у сангвиника, но более значительно.

    Так же как и сангвиник предпочитает инициативные реплики. Говорит чаще

    всего спонтанно, но не всегда последовательно. Предпочитает речевые

    ситуации, которые вызывают у него интерес, в противном случае может

    отказаться участвовать в них. Направленность внимания на содержание речи по

    сравнению с остальными типами невысокая. Реплики развернутые, но большей

    частью не завершенные, что объясняется непродуманностью этих реплик. Редко

    пользуется вербальными опорами.

    Флегматик – эмоционально-стабильные интроверты. Речь медленная,

    спокойная, равномерная, без резко выраженных эмоций. Наличие пауз-хезитаций

    относительно невелико, что объясняется подготовленностью, продуманностью

    реплик, наличием стратегии в речевой деятельности. Соотношение

    подготовительных, контрольных и исполнительных действий характеризуется

    равновесием. Очень важное значение придает контрольным действиям. Это

    предполагает увеличение времени на составление диалога. Не инициативен,

    предпочитает ответные реплики. Направленность внимания на содержание

    диалога высокая. Реплики не всегда развернуты, но характеризуются

    завершенностью, логичностью, убедительностью. Предпочитают воспроизводить

    свои реплики на письме. Часто пользуются вербальными опорами.

    Меланхолик – эмоционально-лабильные интроверты. Обладает слабой

    неритмичной речью, до шепота, стеснителен, необщителен, хотя его речь

    характеризуется подготовленностью и продуманностью, количество пауз-

    хезитаций больше, чем у флегматика. Речевая деятельность отличается

    преобладанием подготовительных действий, т.е. время, затрачиваемое на

    составление диалога, увеличивается. Ответные реплики в значительной степени

    преобладают над инициативными. Направленность внимания на содержание

    диалога высокая. Но, вследствие неуверенности меланхолика, его речевая

    деятельность свою логичность и убедительность в новых неожиданных

    ситуациях. Предпочитает материализовать устные реплики на письме (т.е.

    использует в качестве опор).

    Таковы наиболее явные проявления типологических особенностей учащихся в

    организации совместной речевой деятельности. И именно с учетом этих

    проявлений необходимо подбирать индивидуализированные упражнения. Но об

    этом в следующем параграфе.

    2. Организация индивидуализации в процессе обучения иностранному

    языку. Индивидуализированные упражнения

    Мы выяснили, что проблема учета индивидуальных особенностей школьников

    является одной из центральных проблем при обучении учащихся иностранному

    языку. Однако, вопрос о типологии упражнений, обеспечивающих

    индивидуализацию учебной деятельности школьниками, пока не решен.

    Современная методика располагает значительным количеством различных

    подходов к созданию типологии упражнений (И.Л.Бим, С.Ф.Шаталов, Е.И.Пассов

    и др.). В нашу задачу не входит анализ подходов, а лишь делается попытка

    выделить основные типы индивидуализированных упражнений, позволяющих

    корректировать индивидуально-психологические особенности учащихся.

    С.Ю.Николаев [19] выделяет следующие условия использования

    индивидуализированных упражнений:

    1. Рациональное обучение иностранному языку предусматривает

    сочетание общих и индивидуализированных упражнений.

    2. Индивидуализированные упражнения являются интегральной частью

    основной типологии упражнений (языковых, условно-речевых,

    речевых).

    3. Эффективность во многом определяется разумной адаптацией,

    умением видоизменить упражнения так, чтобы они соответствовали

    уровню подготовки учащихся, уровню развития отдельных

    психических процессов и свойств их личности, уровню развития

    специальных учебных умений.

    4. Успех обучения зависит от своевременной ликвидации имеющихся

    пробелов в речевых навыках и умениях, от оперативного развития

    слабо функционирующих психических процессов.

    5. Конечный уровень обучения обусловлен и эффективностью

    функционирования всех компонентов психической структуры

    личности ученика, и их совершенствованием.

    6. Речевая деятельность связана с направленностью личности

    ученика, ее интересами, потребностями, отношением к изучению

    иностранного языка.

    7. Речевая деятельность имеет трехфазную структуру: мотивационно-

    побудительная, ориентировочно-исследовательская и

    исполнительная фазы; первые две из них составляют

    подготовительную фазу.

    В основу типологии индивидуализированных упражнений положены критерии

    цели индивидуализации. Исходя из них выделяют следующие типы упражнений:

    адаптивные, корректирующие и совершенствующие.

    Адаптивные упражнения могут быть двух видов. Упражнения первого вида

    носят вспомогательный характер, их цель – помочь подгруппам более слабых

    учеников справляться с заданиями, а сильным – обеспечить обучение на

    оптимальном уровне сложности. Адаптивные упражнения второго вида – это

    речевые или условно речевые упражнения, направленные на формирование

    иноязычных речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учетом

    особенностей личностной сферы учащихся, их интересов, фактора

    межличностного общения, контекста деятельности.

    Задача корректирующих упражнений, имеющих также вспомогательный

    характер, - способствовать ликвидации имеющихся и вновь возникающих

    пробелов в подготовке по иностранному языку и доразвитие отдельных

    психических процессов и свойств личности, особо важных для успешного

    овладения иностранным языком. Корректирующим упражнением может стать любое

    упражнение, если его основной целью является развитие навыков и умений,

    которые должны быть сформированы у школьников ранее.

    Совершенствующие упражнения предусматривают шлифовку всех компонентов

    психологической структуры личности школьника и формирование его

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.