МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения

    полемику о правомерности обоснования и предпочтительности того или иного

    учения, мы остановимся на традиционном (по крайней мере в отечественной

    дифференциальной психологии) учении о четырех типах темперамента,

    основанном на функциональной типологии высшей нервной деятельности, которая

    была разработана И.П.Павловым. Наш выбор определяется тем, что эта

    концепция является, пожалуй, единственной обоснованной последовательной и

    законченной типологией, которая в той или иной мере выдержала критику

    представителей интегративного подхода. В рамках этого подхода по данным

    психологических исследований на сегодняшний день выделено только два типа

    темперамента, условно обозначенные тип А и тип В. при этом тип А по

    некоторым параметрам соответствует традиционной психологической

    характеристике сангвинического и холерического темперамента, а тип В с

    одной стороны соответствует традиционному флегматическому темпераменту

    (заторможенность, неэмоциональность), а с другой стороны – не

    соответствует, поскольку характеризуется новыми качествами (тревожностью,

    интроверсией). Но окончательные выводы в рамках этого исследования еще не

    сформулированы. Что касается остальных типологий, преимущественно западных,

    то они большей частью носят односторонний, механистический характер.

    Например, конституциональные типологии (Э.Кречмер, У.Шелдон) исходят из

    того, что тип темперамента зависит от телосложения, данного конкретного

    человека. То же самое факторные теории (Дж.Гилфорд, Л.Тэрстон) и т.д.

    Кроме того, большинство из тех немногочисленных методик обучения

    построенных на учете индивидуально-типологических особенностей учащихся,

    основаны на выявлении традиционных четырех типов темперамента и

    соответствующей этому типу индивидуализацией.

    Итак, И.П.Павлов, утверждая наличие определенной закономерности в

    проявлении индивидуальных различий, выдвинул гипотезу о том, что они не

    могут быть объяснены исключительно разнообразием экспериментальных ситуаций

    и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных

    процессов – возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся: сила

    возбуждения и торможения (первая отражает работоспособность нервной клетки

    и проявляется в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать

    длительное и кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в

    состояние запредельного торможения; вторая – функциональная

    работоспособность нервной системы при реализации торможения), их

    уравновешенность (т.е. равновесие процессов возбуждения и торможения) и

    подвижность (быстрота перехода одного нервного процесса в другой).

    Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы,

    комбинации; таким образом, получатся так называемый тип нервной системы,

    или тип высшей нервной деятельности. Выделенные типы ВНД по своим основным

    характеристикам соответствуют четырем классическим типам нервной системы с

    типологией Гиппократа – Галена. Павлов описывает их следующим образом:

    1.Сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник. Его нервная

    система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и

    значительной подвижностью. Поэтому сангвиник – человек быстрый, легко

    приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая

    сопротивляемость трудностям жизни.

    2.Сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматик. Будучи с точки

    зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует

    спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; хорошо

    сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

    3.Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик.

    Его нервная система характеризуется помимо большой силы, преобладанием

    возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему

    не хватает самообладания; он вспыльчив, несдержан.

    4.Слабый тип – меланхолик. Он характеризуется слабостью как процесса

    возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляется воздействию сильных

    положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны,

    заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать

    источником различных нарушений поведения.

    Впоследствии типология Павлова была дополнена новыми элементами, были

    разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы

    человека (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин). Помимо трех свойств

    нервной системы, указанных Павловым, были открыты динамичность процессов

    возбуждения и торможения, их баланс по динамичности, лабильность нервных

    процессов, а также установлено наличие много-многозначных связей между

    нейродинамическими свойствами и психодинамическими свойствами

    (темперамента), которые выражаются в том, что во-первых, существует

    зависимость одного свойства темперамента от нескольких свойств нервной

    системы; во-вторых, зависимость сочетания свойств темперамента от одного

    свойства нервной системы; в-третьих, - зависимость комплекса свойств

    темперамента от одного или нескольких свойств нервной системы и от типа

    нервной системы в целом. Таким образом, свойства темперамента определяются

    индивидуальными свойствами нервной системы. «Различные системы этих свойств

    образуют типы темперамента, которые гомоморфны типам нервной системы»

    [14;89]

    Итак, учитывая все вышесказанное, можно дать следующее определение

    темпераменту. Темперамент есть не что иное, как индивидуально своеобразная,

    природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики.

    В истории учения о темпераменте его свойства с самого начала

    связывались с представлениями о типах темпераментов, о психологических

    свойствах, которые сильно выражены у одних людей, но не встречаются или

    слабо выражены у других. В традиционной классификации темпераментов, идущей

    от Канта и Вундта, такими свойствами были скорость и сила эмоциональных

    реакций. У современного американского психолога Диамонда – уровень

    активности и преобладающий чувственный тон. У английского психолога Айзенка

    – шкалы экстраверсии – интроверсии и нейтроцизма – эмоциональной

    стабильности. У польского психолога Я.Стреляу – реактивность и активность.

    В работах В.Д.Небылицына – общая психическая активность, моторика

    (двигательная активность) и эмоциональность. Сходство, заметное в этих

    классификациях, показывает, что выделяемые психологические характеристики

    действительно образуют особую, более или менее однозначно определяемую

    группу свойств индивида.

    В названных классификациях отмечены лишь наиболее общие из них. Более

    полный перечень таких свойств, включая и более частные, приводит

    В.С.Мерлин: сензитивность - определяет наименьшую силу внешних воздействий,

    необходимую для возникновения какой-либо психической реакции человека;

    реактивность – определяет степень непроизводительности реакции на внешние и

    внутренние воздействия одинаковой силы; активность – степень энергичности,

    с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия;

    соотношение реактивности и активности свидетельствует от чего зависит

    деятельность человека: от случайных обстоятельств или целенаправленных

    действий человека; темп реакций – скорость протекания различных психических

    процессов; «пластичность–ригидность» - насколько легко и гибко

    приспосабливается человек к внешним воздействиям или насколько он инертен;

    экстраверсия-интроверсия – свидетельствует, зависит ли деятельность

    человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент, или от

    образов и представлений, связанных с прошлым и будущим; эмоциональная

    возбудимость – определяет, насколько слабое воздействие необходимо для

    возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

    Более конкретно мы рассмотрим проявление тех из этих свойств (общих или

    частных), которые связаны непосредственно с предметом нашего исследования,

    т.е. с воздействием тех или иных психодинамических свойств на

    индивидуальный стиль деятельности.

    3.Психодинамические свойства личности

    и индивидуальный стиль деятельности

    В данном параграфе нашей задачей будет рассмотреть много-многозначные

    связи между вторым и третьим уровнем структуры интегральной личности, а

    именно между ее системой психодинамических свойств и системой социально-

    психологических свойств.

    Как уже было сказано в первом параграфе настоящей главы, наиболее

    важный способ индивидуализации – помочь ученику сформировать индивидуальный

    стиль учебной деятельности. И в психологическом плане для решения

    поставленной нами проблемы необходимо выяснить, какие из психодинамических

    свойств людей наиболее «влиятельны» при формировании индивидуального стиля

    деятельности. Здесь нам хотелось бы заострить внимание именно на сочетании

    «наиболее «влиятельны».

    Во-первых, набор много-многозначных связей какого-либо

    психодинамического свойства со стилевыми свойствами личности не одинаков у

    всех психодинамических свойств. Как видно из схемы на стр…… одни свойства

    темперамента в большей мере оказывают влияние на стиль деятельности нежели

    другие. Во-вторых, невозможно учитывать все свойства темперамента в

    процессе обучения, что объясняется как неэкономичностью временных и

    трудовых затрат, так и неразработанностью, точнее неадаптированностью,

    методик по выявлению всех этих свойств с учетом возрастного критерия

    (доступности).

    С учетом этого мы решили использовать в нашей экспериментальной работе

    показатели двух свойств темперамента, наиболее ярко проявляющихся и

    наиболее легко выявляемых. Диалогическая речь является видом совместной

    деятельности, а именно речевой деятельностью. В процессе ее осуществления

    происходит вербальное взаимодействие двух операторов. Как в любом другом

    виде деятельности партнеры в процессе организации диалогической речи

    характеризуются рядом свойств. И нас больше всего интересуют такие свойства

    как уверенность в общении, коммуникативные свойства, организаторские

    свойства, эмоционально-волевые свойства, а также болтливость-молчаливость и

    покладистость-враждебность (см. схему). Как видно на схеме наиболее широким

    спектром много-многозначных связей с указанными выше свойствами (т.е.

    наиболее «влиятельными») являются такие психодинамические свойства, как,

    прежде всего, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная стабильность,

    эмоциональная возбудимость и пластичность-ригидность. Мы же, как было уже

    сказано, будем пользоваться показателями проявлений двух из выше

    перечисленных психодинамических свойств, наиболее «влиятельных», -

    экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность-эмоциональная

    лабильность (невротизм).

    Основным вопросом проблемы, обозначенной в названии данного параграфа,

    является вопрос о влиянии психодинамических свойств на эффективность,

    успешность деятельности. Прежде бытовало мнение, что свойства темперамента

    оказывают влияние преимущественно на динамику деятельности и способов

    достижения результатов. [29;167] Свойства темперамента имеют формально-

    динамический характер. Они являются формальными потому, что «не связаны с

    каким-либо специфическим социально значимым содержанием ситуации». [14; 89]

    В этой ситуации содержательные аспекты личности (мотивы, цели и т.д.) в

    значительной степени подчиняют себе формально-динамические свойства. Иными

    словами конечные результатом деятельности оказываются независимыми от

    свойств темперамента. Одной из возможных причин для такого утверждения

    заключается, по-видимому,

    [pic]

    - психодинамические свойства

    1 - экстраверсия – интроверсия

    2 - психодинамическая тревожность

    3 - реактивность

    4 - импульсивность

    5 - энергичность

    6 - эмоциональная стабильность

    7 - эмоциональная возбудимость

    8 - ригидность

    - стилевые свойства личности

    А - откровенность-скрытость

    Б - покладистость-враждебность

    В - болтливость, доверчивость-молчаливость, подозрительность

    Г - любезность-твердость в обращении

    Д - лояльность-уклончивость

    Е - уверенность в общении

    Ж - «тонкокожесть»

    З - воспитанность

    И - организаторские способности

    К - коммуникативные свойства

    Л - эмоционально-волевые свойства

    в том, что взаимоотношения между темпераментом и эффективностью

    деятельности изучались в индивидуальной деятельности, т.е. когда она

    осуществляется изолированно одним человеком.

    Совершенно иная картина имеет место в ситуациях совместной

    деятельности, когда люди должны согласовать между собой не только

    содержательные, но и формально-динамические, темпераментные характеристики

    своего поведения.

    Формально-динамические свойства человека, обозначенные общей категорией

    темперамента, рассматриваются как самостоятельные образования психики и

    отражающие ее преимущественно энергодинамические аспекты. Отсутствие

    влияния темперамента на эффективность индивидуальной деятельности

    обусловлено скорее всего тем, что любые «недостатки» в темпераменте

    (например, низкая интенсивность или скорость) могут быть легко

    компенсированы определенным набором содержательных характеристик. Что же

    происходит в ситуации совместной деятельности?

    Одним из психологов, кто наиболее активно занимался этим вопросом, был

    Русалов В.М. Он исследовал совместную деятельность операторов,

    характеризуемых полярными свойствами темперамента по шкалам экстраверсия-

    интроверсия, эмоциональная стабильность-эмоциональная лабильность. В общем,

    экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события;

    интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир. Что касается

    второй диады, то эмоциональная лабильность, или невротизм, - понятие,

    синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость,

    напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Проявления же

    эмоциональной стабильности прямо противоположны. Динамическое проявление

    этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их

    прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной

    системе.

    Так, экстраверт, по сравнению с интравертом вырабатывает условные

    рефлексы, обладает большой терпимостью к боли, но не переносит

    монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими

    проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность,

    недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в

    чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к

    развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

    Интроверт часть погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая

    контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев

    интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и

    рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать

    будущее, задумываться над тем, что и как будет делать, не склонен

    поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений,

    придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства

    и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

    На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые

    нейротики, отличающиеся нестабильностью, неуравновешенностью нервно-

    психических процессов, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому они легко

    возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а

    также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой

    полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально стабильные люди,

    характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.

    Типы темперамента определялись при учебе этих двух диад. Выделенные

    типы были соотнесены традиционными типами темперамента: экстраверт-

    стабильный близок к сангвинику, экстраверт-лабильный – к холерику,

    интроверт-стабильный – к флегматику, интроверт-лабильный – к меланхолику.

    Итак, согласно данным этого исследования, в условиях совместной

    деятельности, как при невербальном, так и вербальном взаимодействии

    сангвиник в большей степени повышает показатели своей эффективности, если

    он работает с меланхоликом или холериком, однако если его партнером

    является флегматик или особенно сангвиник, то показатели эффективности в

    совместной деятельности растут несколько меньше по сравнению с

    индивидуальной деятельностью.

    Холерики улучшают свои показатели эффективности, если они работают

    совместно с флегматиками и меланхоликами, но это повышение несколько ниже,

    если их партнерами являются сангвиники или особенно холерики.

    Меланхолики лучше работают тогда, когда их партнерами являются

    сангвиники или холерики, однако улучшение эффективности несколько ниже,

    сели их напарниками являются флегматики или особенно меланхолики.

    На флегматиков оказывают благотворное влияние напарники с тем же (т.е.

    флегматики) или противоположным типом личности, т.е. холерики. В случае,

    если флегматики работают с меланхоликами или сангвиниками, то улучшение

    эффективности деятельности наблюдается в несколько меньшей степени.

    Таким образом, в условиях совместной деятельности при как невербальном,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.